Дидактический материал на тему "Права ребенка"
материал (1,2,3,4 класс) на тему

Понятия-право, Конституция,законы; викторины и стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_material_prava_rebenka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Законы – это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.

 Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.

Конституция – основной закон, по которому мы с вами живем.

Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

                 Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

                      Открыты все пути у нас

  Без края, без преграды,

  Но школьникам сейчас

  Пока учиться надо.

                           Учеба – очень интересный труд,

  Нам силу, радость

  Знания несут.

                      К тому же мы прекрасно понимаем:

  Кто с детства трудности преодолевает,

  Судьбой своей тот управляет.

  И тот, кто учится отлично в школе,

  Характер закаляет свой и волю.

ВИКТОРИНА

1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)

2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)

3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)

4)Как называется русская народная сказка, где птицы украли мальчика?(Гуси-лебеди)

5)Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, а именно: украв одеяние невесты младшего сына царя, сжигают его.(Царевна – лягушка)

6)В этой сказке каждую ночь воровали пшеницу, а братья стерегли ее по очереди. (Сивка- бурка)

7)В какой сказке во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная Шапочка)

8)В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труд» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. (Сказка о попе и о работнике его Балде)

9)Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности  совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. (Волк и семеро козлят)

10)В этой сказке речь идет о некоем спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. (Колобок)

11)В какой сказке Чуковского гнусное насекомое занимается шантажом, приказывая: «Принесите-ка мне, звери, ваших детушек, я сегодня их за ужином скушаю»? (Тараканище)

    12) Назовите сказку, в которой добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)

13)В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и заяц».Нарушила лиса)

14)В какой сказке и кто нарушил право на свободу, свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас- Барабас)

15)Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)

16)Кто пользовался правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»)

17)Буратино продал свою «Азбуку» и не воспользовался правом на…..(образование)

Определите сказку, и  какое право нарушается или торжествует в той или иной сказке.

  1. Кто-то за кого-то зацепился крепко:

-Ох, никак не вытянуть!

-Ох, засела крепко!

Но еще помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий…(«Репка»-труд)

  1. В этой книжке-именины,

Много было там гостей,

И на этих именинах

Появился вдруг злодей.

Он хотел убить хозяйку,

Чуть ее не погубил.(«Муха-Цокотуха»-на жизнь)

  1. Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал

Чтоб мне в золоченной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает

Откуда и как я зовусь,

Но лишь только полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.(«Золушка»-на отдых)

4. Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький, крючком.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? («Три поросенка»-на неприкосновенность имущества)

5.Дружно встали. Суд идет.

Будем мышку мы судить,

По яичку слезы лить.

Дед и баба здесь? («Курочка Ряба»-на справедливый суд)

6. Добрый доктор Айболит

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться. («Айболит»-на медицинскую помощь)

7. Ох, Емеля, дорогой!

Стать хочу твоей женой. («По щучьему веленью»-на вступление в брак)

З а д а н и я   :
р а з б о р   с и т у а ц и й

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Ребенка заставляют мыть руки перед едой.

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Ребенка заставили делать уроки.

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Ребенка заставили убрать в своей комнате.

Нарушены ли права ребенка в следующей ситуации? Если да, то какие?

Мама просит сына сходить в магазин. Тот пришел из школы и говорит, что устал и отказывается идти.

1) Дома у меня не все в порядке, с родителями я ссорюсь. А когда я с ними поссорюсь, они меня обзывают нехорошими словами, Я не могу вам написать эти слова: уж очень они скверные.

2) Когда я была во 2 классе, нам на дом задали таблицу умножения. Она мне плохо запоминалась. Я хотела ее учить про себя, а мама заставляла вслух. Я произносила цифры тихо. Тогда мама схватила мои руки, положила на стул, зажала их коленкой и стала ложкой бить.

3) Я знаю одну девочку. Она учится в нашей школе недавно. Приехала она с семьей из Армении. Все над ней смеются, обзывают на каждом шагу из-за того, что она нерусская. В школе ей не совсем хорошо. Посоветуйте, как ей помочь.

Материалы Конвенции о правах ребенка

Статья 1.

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 5.

Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

Статья 2.

Ребенок имеет равные права и равную ценность, независимо от расы, национальности, языка, пола, религии, богатства и бедности социального происхождения.

Статья 31.

Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту.

Статья 37.

Ребенок имеет право на безопасные условия жизни, не должен подвергаться жестокому и небрежному обращению, бесчеловечным или унижающим достоинство видам.

Статья 3.

Ребенок имеет право на жизнь и развитие, защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия.

Статья 8.

Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности.

Статья 16.

Ребенок имеет право на защиту от посягательства на личную жизнь, неприкосновенность жилища.

Статья 9.

Ребенок не разлучается со своими родителями, вопреки их желанию, за исключением случаев, когда такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Статья 28.

Ребенок имеет право на образование.

Статья 24.

Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья.

Статья 36.

Ребенок должен быть защищен от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Статья 35.

Ребенок должен быть защищен от похищения и торговли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)...

Дидактический материал по развитию речи. Тема: "Предложение. Текст."

Работа над связной речью в начальной школе требует отдельного внимания. Важную роль в этом процессе играют тренировочные упражнения. Цель представленных заданий: формирование умения отличать текст от ...

Дидактический материал к занятию по теме: «Правила дорожного движения» для 1 – 4 классов «Особый ребенок»

Дидактический материал в виде сказки может быть полезен при изучении темы "Правила дорожного  движения"  в 1-4 классах "Особый ребенок". В доступной форме знакомит учащихся с видами пешеходн...

Дидактический материал к занятию по теме "Правила дорожного движения" для учащихся 1-4 классов "Особый ребенок"

Дидактический материал в форме сказки может быть полезен на занятиях по теме "Пожарная безопасность" в 1-4 классах "Особый ребенок". Вместе с любимым сказочным героем Чебурашкой дети узнают о причинах...

Математическая игра от 1 до 10 "Цифра - слово - количество" (раздаточный дидактический материал для детей от 4 до 9 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

Данная игра поможет в игровой форме запомнить числовой ряд от 1 до 10 и обратно, учит детей соотносить цифру и количество предметов, соотносить цифру с её написанием, способствует развитию навыков счё...

Геометрическая игра "Чтение целыми словами и счёт фигур от 1 до 10" (раздаточный дидактический материал для детей от 5 до 11 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

С помощью игры дети учатся распознавать геометрические формы и сопоставлять их. Расширяются знания об образах и свойствах фигур. Разнообразное расположение фигур на плоскости способствует ориентации в...

Дидактический материал (раздаточный материал)

Карточки с заданиями на повторение английского алфавита, буквосочетаний, новых слов....