Классный час "Лошадь и человек"
презентация к уроку (4 класс) по теме

Елена Викторовна Семенова

В презентации можно найти доступный материал для учащихся 3-4 классов об ульяновском ипподроме, о происхождении лошадей и их роли в жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл loshad_i_chelovek.rar2.37 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему  «Лошадь и человек»

Цель занятия:

1.Подготовить учащихся к экскурсии на ульяновский ипподром , с помощью  материала беседы и презентации.

2.Воспитывать положительное отношение  учащихся к лошадям,  через различные источники информации.

3.Развивать устную речь учащихся ,в ходе анализа вопросов, краткого пересказа прочитанного.

1 СЛАЙД

Сегодня мы подготовимся с вами к экскурсии на ипподром и узнаем больше о лошадях.

Ульяновский ипподром

2 СЛАЙД

Ответьте на вопросы:

  1. В каком районе нашего города находится ипподром?
  2. Что находится на территории ульяновского ипподрома?

3 СЛАЙД

Если мы бы прогуливались по лесам Северной Америки 60 миллионов лет назад, то непременно встретили бы маленького волосатого животного, который напоминает очертаниями тела и размером молодого вепря. Только у него не было клыков, а зубы были мелкие, приспособленные для поедания сочной растительности. На передних ногах у этого странного существа было по четыре пальца, а на задних по три; строение лап напоминало собачьи. Черные полоски или пятна на рыжей шерсти помогали ему маскироваться в тени деревьев, чтобы избежать смертельной встречи с хищниками. И вряд ли кто поверил бы тогда, что эта невзрачная лесная зверушка станет прародителем стройных лошадей.

4СЛАЙД

 Прогулка в прошлое.

Постепенное развитие общества сопровождалось одомашнивание самых разных животных. Вскоре предприимчивый человек начинает приручать и лошадь. Одни ученые склонны считать, что лошади в это время были лишь источником мяса и молока, другие не исключают, что тогда они уже носили на своих спинах всадников. Племена, в которых люди хоть как-то научились ездить верхом, перестали кочевать. Лошадь начала использоваться для охоты, на полях сражений, как вьючное животное.

Как ни странно, но лошадь не сразу стала главным помощником человека в сельском хозяйстве. Кого только не пробовали люди на эту ответственную роль: были быки, и коровы, и волы, даже слона они временами заставляли трудиться в поле. Но их внимание, в конце концов, было приковано к трудяге-лошади – такому покладистому, трудолюбивому и, что немаловажно, маневренному, ловкому животному. Какие же преимущества имеет лошадь в поле? Во-первых, она обладает огромной силой и выносливостью, способна без устали работать несколько часов подряд. Во-вторых, ею легче управлять: лошади – животные с достаточно хорошо развитой координацией движений. В третьих, лошади – способные ученики и хорошо поддаются дрессировке.. У лошади потрясающая память на места и предметы. Она прекрасно ориентируется и в дождь, и в пургу, и днем, и ночью.

 6 СЛАЙД

Но вернемся к сельскому хозяйству. Немаловажным достоинством лошади является то, что она могла работать в поле, как крестьянская кляча, а также носить на своей спине хозяина. Кроме того, ее запрягали в телегу и возили на ней тяжелую кладь. Для крестьянина неимение лошади приравнивалось к огромному несчастью, ведь она и кормилица, и поилица, и транспорт. Без лошади умирали с голоду: просто не на ком было пахать. Не лошади – нет зерна, нет зерна – нет хлеба…Павший конь тоже не пропадал даром. Конина – очень вкусное, калорийное и полезное мясо. А еще лошадь дает очень полезное молоко.

Убедила я вас, что без лошади крестьянину тяжко приходилось? И не только крестьянину.

Например, без коней невозможно представить русскую армию. Ее история – это топот лошадиных копыт и крики «Ура!».

7 СЛАЙД (Лошадь и русская армия)

8 СЛАЙД

 Недаром гласит конская мудрость:

Подкова держится на гвозде,

Лошадь держится на подкове,

На лошади держится всадник,

На всаднике держится крепость,

На крепости держится государство.

9 ,10 СЛАЙДЫ (Лошадь-общественный транспорт)

Помимо сельского хозяйства и армии, лошадь стала первым животным, которого использовали для общественного транспорта, первые маршруты которого были проложены в Англии.

Я расскажу о самом необычном, на мой взгляд, экипаже. Назывался он конка. Этот вид транспорта представлял собой небольшой вагончик (размером с современный трамвай), поставленный на рельсы. Спереди запрягались две сильные лошади, которые способны были на протяжении нескольких часов поддерживать скорость до 10 км/час. Сам вагончик имел места двух типов: на крыше вагона и в самом вагоне. Но это, так сказать, транспорт общего назначения, а были еще и «такси». Они назывались «ваньки». Летом ваньки были на колесах, зимой – на полозьях.

11СЛАЙД

Но это все «легковой транспорт», а ведь были и «грузовики». В повозки, рассчитанные на большой вес, грузили мебель, дрова, камни, мешки с зерном. В такие повозки запрягали ломовую лошадь. Что значит ломовая лошадь? Самая сильная, мощная и выносливая.

12 СЛАЙД

Любопытно, что сейчас, в наш машинно - ракетный век, мы, сами того не замечая и не зная, используем множество слов, терминов, понятий, родившихся благодаря общению человека с лошадьми.

 1 Ученик: Слово "эстафета" – обозначало, когда спешащие курьеры или гонцы меняли на станции усталых лошадей вместе с седлом и стременами.

2 ученик: Мы говорим о ком-нибудь "необузданный" и не задумываемся часто, что происходит он от слова "узда". И ещё реже приходит нам в голову, что "супружество" имеет общий корень со словом "упряжь".

3 ученик: А кому сейчас придёт в голову связать слово "завод" с лошадьми? Между тем родилось это слово и первоначально существовало только в применении к лошадям: завод - сокращённое понятие "заводить лошадей".

4ученик: И "ремонт" тоже "лошадиное" слово: в переводе с французского оно означает "пересесть на новую лошадь". В кавалерийских частях были специальные люди, "ремонтёры", поставляющие лошадей.

13 СЛАЙД

 Лошадь и медицина.

Очень помогает лошадь и в различных областях охраны и восстановления здоровья человека. Существует своеобразный вид физиотерапии верхом на лошади, который называется иппотерапия. Это лечение оказалось особенно эффективным для людей, неспособных самостоятельно передвигаться, с заболеваниями опорно-двигательной системы и нервными расстройствами. Когда лошадь идет спокойным, размеренным шагом, то ее движения напоминают человеческие. Это заставляет тело человека, посаженного на спину животного, двигаться, как при нормальной ходьбе. В практике даже известны случаи, когда верховая езда помогала детям-инвалидам научиться правильно ходить, бегать. Очень многое значит и тепло, исходящее от спины лошади: тело больного расслабляется, что, в свою очередь, снимает психологическое и умственное напряжение. Но, пожалуй, самое важное и полезное в иппотерапии – это общение инвалида с большим и добрым животным. Лошадь не видит его недостатков, общается с ним в своей обычной озорной манере, что, в свою очередь, приносит больному массу положительных эмоций.

Кроме этого, лошади спасают человека и в буквальном смысле. Часто больной, который никогда ни одной живой лошади не видел, бывает обязан ей жизнью и восстановленным здоровьем. Есть в нашей стране Институт вакцин и сывороток. Там в специальных конюшнях стоят кони - доноры. Это самые лучшие, здоровые во всех отношениях животные. Врачи вводят им в кровь возбудителей таких страшных болезней, как столбняк, гангрена, дифтерия, ботулизм и многих других. И когда в крови коней вырабатываются защитные антитела, иммунитет против этих болезней, у них берут кровь для приготовления сыворотки. Одна лошадь дает за свою жизнь 16 - 20 тысяч доз сыворотки.

Лошадь и спорт.

Особенно активно в настоящее время используются лошади в спорте. Огромной популярностью пользуются скачки и рысистые испытания на ипподромах. Более спортивными являются соревнования по выездке, а также конкур и конное троеборье. Выездка - это умение управлять лошадью на разных аллюрах. Конкур - соревнования по преодолению препятствий. Троеборье - комплексные соревнования, которые включают в себя выездку, конкур и полевые испытания (кросс на пересеченной местности), причем во всех видах участник выступает на одной и той же лошади.

А какое распространение получили игры верхом на коне. Самая известная на сегодня конная игра – поло. Обучение пони для игры длится почти два года. Лошадь учится слушаться тончайших команд всадника. Пони не должен бояться свистящих около ушей и глаз страшных палок или же останавливаться в нерешительности перед группой лошадей. К пику формы лошадь подходит долго, ведь ей нужны неимоверная выносливость и сила. Поло – это быстрая и сложная игра, которая требует молниеносной реакции, первоклассного умения ездить, хорошего чувства равновесия, сообразительности, храбрости от всадника и ловкости от лошадей, а также полной гармонии между ними.

Заключение.

Некогда кто-то сказал: «В лошади есть нечто такое, от чего наши сердца теплеют». Лошади скачут и несутся, захватывая наше воображение и наши сердца. Из своих предков величиной с современную лисицу, лошади превратились в мощных резвых благородных красавцев, уже тысячи лет живущих рядом с человеком. Какую огромную помощь оказала лошадь человеку! Недаром испокон веков считали ее крестьяне кормилицей, а воины – боевым товарищем.

Сегодня мы нередко забываем, какую важную роль сыграла лошадь. Благодаря силе, выносливости, понятливости, резвости она оказывала неоценимую помощь людям. Без преувеличения можно утверждать, что человек завоевал мир верхом на коне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: "Я - человек, но какой?"

Размышление о познании человека, прекрасном и добром, ложном и низменном на примере сказки Шэла Сильверстейна "Щедрое дерево",  используя широкие воспитательные возможности текста....

Классный час «Я человек, но какой?»

 Человек, без сомнения, хорош куда менее, чем он о себе думает или чем ему хотелось бы быть. Каждому из нас сопутствует в жизни Тень, и чем меньше она присутствует в сознательной жиз...

Классный час «Права человека» (для учащихся 1 класса).

Цели: - работа над понятием «права человека», «права ребенка». - знакомство детей с Декларацией; - развитие чувства человеческого достоинства; - воспитание терпимости, взаимопонимания и равенс...

Классный час "права человека в обществе"

на данном классном часе ребята знакомятся с Декларацией о правах детей...

Разработка классного часа "Почему человек становится лучше, когда трудится?"

Данную разработку можно использовать в качестве урока по предмету "Азбука нравственности" или классного часа....

Классный час "Я человек, но какой?"

Классный час на тему воспитания  толерантности у  младших школьников к людям с ограниченными возможностями. Занятие с присутствием родителей учащихся, с использованием слайдовой презентации ...

Классный час "Культура человека - основа духовной жизни человека"

Классный час нравственной направленности. Формально речь ведется об этикете, правилах поведения, но главное направление  разговора – формирование внутренней культуры детей, воспитание уваже...