Реализация ведущих идей учебно-методического комплекта «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова) на уроках
статья на тему

Статья из опыта работы раскрывает принципы и формы организации образовательного процесса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolnikova_n.v..docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Реализация ведущих идей учебно-методического комплекта «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова) на уроках.

Если я стремлюсь проявить свою действительную любовь

к детям, то я обязан делать это в наилучших формах.

Ш.А. Амонашвили.

        Начальное образование – это фундамент всего дальнейшего общего и любого специального образования. Его характер, содержание, методы и формы проведения во многом определяют судьбу человека, его будущую жизнь, ибо именно в этом возрасте, в каком обычно проводится начальное образование, формируются базовые основы личности. Этот возраст наиболее сензитивен для целенаправленного формирования личности ребенка, для развития его физических  и интеллектуальных способностей, для становления его нравственных устоев и ценностных ориентаций.

        Новые принципы и формы организации образовательного процесса – индивидуализированные формы обучения, расширение возможностей самостоятельного планирования учащимися своей деятельности, самостоятельной и познавательной и иной активности учащихся, формирование проектно-исследовательских навыков заложены в модель начального образования «Школа России».

        По этой программе я работаю шестой год, так как считаю, что в основе программы лежат единые психолого-педагогические концептуальные основы. Содержание предметов выстраивается в единой логике, которой соответствует методический комплект всех учебников. Это помогает мне строить и планировать уроки с учетом подготовленности всего класса и индивидуальными способностями  каждого ученика.

        Учебно-методический комплект позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования – формирование основных компонентов учебной деятельности. Исходя из этого, методику своих уроков строю на целенаправленном использовании моделирующей деятельности. В содержании и структуре средств обучения использую новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся, что позволяет школьнику осваивать принципиально другую роль – не просто «зритель», «репродуктор», а «исследователь». Особое внимание уделяю творческой деятельности учащихся, основанной на инициативе и самостоятельности каждого школьника. Это достигается благодаря применению на уроках «скрытых» образцов, преобладанию заданий проблемного характера, наличию системы специальных творческих заданий.

        Особое внимание уделяю созданию  эмоционально-положительной  атмосферы обучения школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методы обучения подбираю таким образом, что предоставляю каждому ребенку право и на ошибку, и на самооценку своего труда, на самостоятельный анализ как процесса, так и результата обучения. В каждый предмет вношу свой вклад в реализацию изложенных положений.

        Попытка учить светло, радостно, без принуждения и надрыва – мое педагогическое кредо. Ведь еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей вполне здоровый аппетит. Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный, - вот результат, который я вижу на своих уроках.

        На уроках часто использую групповую работу. Основная цель – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявляет себя в скорости решения задач, в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, в формировании навыков организаторской работы, сплочении коллектива, умении отвечать не только за себя, но и за группу, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.

        Раскрытие индивидуальных способностей, повышение осознанного, активного участия в осуществлении учебного процесса, усиление личностного начала, повышение творческой активности детей – все это возможно исключительно путем применения инновационных систем развивающего обучения. С этой точки зрения уроки, нацеленные на развитие интеллектуальных способностей методами создания проблемных ситуаций на уроках, очень эффективны.

        Занимательность, создание проблемной ситуации, необычной формы ведения урока – еще одно направление моей работы. Всегда можно увидеть что-то интересное и увлекательное в жизни (оно окружает нас), нужно только найти его и подать детям, что побудит и их самих к подобным находкам и открытиям. Надо только определить золотую середину: не усложнять – дети не поймут и не упрощать, облегчая учение, - дети постоянно будут искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать.         Использование этой методики позволяет мне развивать логическое мышление, сочетаемое с повышенной речевой активностью, а также за счет непосредственного участия детей в планировании учебного процесса, в составлении учебных заданий, в формулировании обобщений, выводов.

        Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. К каждому уроку подбираю необходимые и достаточные упражнения, для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумываю постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Уроки строю так, что дети сами формулируют тему и цель урока. Они не получают знания в готовом виде, а овладевают ими самостоятельно и даже сами формулируют задания. На каждом этапе такого урока у детей одновременно развиваются внимание, память, речь, мышление.

        Уверена, что на данном этапе развития человечества, обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную мыслить, находить решения в различных ситуациях, способную к высокому самоанализу,  саморазвитию,  самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от  стрессов.

        Другая, немаловажная особенность моей работы, – это обеспечение высокой степени самостоятельности в учебном процессе, но это отнюдь не отменяет мою руководящую роль учителя, но делает ее менее заметной. Считаю, что именно в этом случае ученик получает полноценную возможность не только обретать новые знания, но и раз за разом относительно самостоятельно проходить сам путь познания, испытывая каждый раз радость открытий.

        Жан-Жак Руссо писал: «Ребенок может делать все, что он хочет, но хотеть он должен того, что хочет воспитатель». Это высказывание как нельзя лучше передает всю суть методики интеллектуального развития младших школьников на уроке.

        В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: формирование у ребенка представлений о целостной картине мира. С моей точки зрения в основе такого комплексного образования лежит идея интегрированного обучения. Эта идея возникает на основе всеобщности и единства законов природы и предполагает объединение, соединение, сближение учебного материала отдельных предметов в единое целое. Опыт показывает, что интегрированный урок – это особенный урок: он усиливает в учебе мотивацию, позволяет более эффективно использовать рабочее время на уроке, возможность решать дидактические задачи двух и более предметов.

        Работая в системе интегрирования несколько лет, я заметила, что именно эти уроки помогают детям познавать всю красоту окружающего мира, дети с огромным удовольствием постигают новое; эти уроки будят во всех ребятах желание творить. Для меня, как преподавателя, очень важно, что интегрирование учебных предметов способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности.

        Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и своих соседей, знаешь свою культуру,   понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Уверена, что именно школа учит  чуткости в общении с природой, поэтому еще одно направление в моей работе – восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа и сохранение ее в детях. И чем раньше ребенок приобщится, соприкоснется с народным творчеством,  тем неразрывнее будет его связь с ним. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Понимая это, строю свою учебно-воспитательную работу с учетом многовекового культурного наследия наших отцов и дедов, реализую связь времен, не нарушая целостности школьной образовательной программы.

        На уроках литературного чтения ученики еще теснее приобщаются к культуре своего народа, традициям и обычаям. Перед детьми на живом, фольклорном материале раскрывается система миропонимания, выработанная нашими предками. Привлекателен и языковой аспект. В то время, как в повседневной жизни отношение к русскому языку недостаточно уважительное, произведения фольклора на уроках русского языка и литературного чтения дают образцы красивой, образной и поэтической речи.

        Приобщение детей к историческому наследию через уроки окружающего мира  углубляет знания по предмету, расширяет словарный запас, дает возможность почувствовать гордость за нашу Родину, осознать связь с прошлым. Примечать, сравнивать, улавливать закономерности и связи явлений природы – вот те задачи, которые решаю и раскрываю перед детьми на уроках, экскурсиях, беседах, совместных праздниках, посиделках, выставках. Включение ценностей и традиций русской и хакасской народной культуры в процесс обучения и воспитания школьников дает возможность решать и многие воспитательные задачи.

        Все мы родом из детства, но часто детей не понимаем, требуем от них взрослого поведения, удобного в данный момент для нас. Я стремлюсь уважать незнание и непонимание ребенка, стараюсь найти их причины, а не требовать слепого исполнения всех приказов, только так можно вырастить независимого самостоятельного человека. «Удобный» ребенок, воспитанный нашими образцовыми педагогическими методами, - это ведь не всегда счастливый ребенок, так как он порой прячет свое «Я» под маской.

        Итак, терпение  +  терпимость +  безусловное приятие любого ребенка  - вот формула моей педагогической работы. Трудно? А как же иначе? Таково уж наше высочайшее предназначение на Земле: светить, озарять, облагораживать, любить, возвышать, просвещать, «сеять разумное, доброе, вечное»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование 3 класс. Учебно-методический комплект "Школа России".

календарно-тематическое планирование 3 класс к учебно-методическому комплекту "Школа России"...

Урок окружающий мир в 1 классе "Почему радуга разноцветная?" Учебно-методическое обеспечение: УМК «Школа России», Плешаков А.А. Мир вокруг нас.

Урок поможет сформировать первоначальное представление о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развивать мышление и пространственное воображение...

Выступление с презентацией "Учебно-методический комплект "Школа России"

Данное выступление можно использовать при знакомсте родителей с учебно-методическим комплектом "Школа России"....

Учебно-методическое обеспечение системы «Школа России»

Для работы по УМК «Школа России»  у меня есть подборка дидактических и методических материалов. Это учебники, методические поурочные разработки, демонстрационные таблицы по русскому я...

Содержательно-методическая характеристика учебно-методического комплекта «Школа России»

УМК «Школа России» - это система учебников (учебно-методический комплекс) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю начально...