Программа внеучебной деятельности.Любознайка.
рабочая программа по теме

Программа для проведения занятий внеучебной деятельности по вторым стандартам. Проектно- исследовательское направление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneuchebnoy_deyatelnosti.lyuboznayka.rar34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

директор МОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа»

Е.П. Шулепова  

Приказ №              от  

                                                       

Рассмотрено на педагогическом совете

МОУ «Тогурская начальная общеобразовательная школа»

Протокол № 1 от 30.08.2010

Рабочая  программа

по внеурочной деятельности

«Любознайка»

(проектная деятельность)

                Составитель: Минакова С.В.

                учитель начальных классов

                МОУ «Тогурская начальная                                            общеобразовательная школа»

Пояснительная записка

В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях».  Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций. Внеурочная деятельность охватывает широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания.

        В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.  Практика проведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.

Программа «Юный исследователь» разработана на основании Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС) и по содержанию является научно — педагогической; по функциональному назначению — учебно — познавательной; по форме организации — общедоступной; по времени реализации четырёхгодичной. Программа составлена на основе методических рекомендаций А.И. Савенкова «Я – исследователь».

Цель программы:

        Развитие мотивов к познанию, исследовательских способностей и умений учащихся начальных классов.

Задачи программы:

  1. Формирование мотивов  к познанию через организацию учебного исследования и разработку проекта
  2. Формирование умений и навыков исследовательского поиска и обработки новой информации
  3. Формирование у школьников основ культуры мышления, исследовательского поведения в познании окружающего мир.
  4. Воспитание юного исследователя

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность  программы формированием метапредметных умений. Возникает необходимость формирования исследовательского поведения учащихся. Актуальность разработанной программы продиктована также  отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с исследовательской направленностью для младших школьников.программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом 21 века становится всё более очевидным, что умения и навыки  исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, кто связывает  свою жизнь с научной работой. Они необходимы каждому человеку в учебной и трудовой жизни. Знания человечества имеют способность устаревать, изменяться, обновляться, совершенствоваться, а умения, навыки  и способы исследовательской деятельности остаются  с человеком навсегда. Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Здоровый ребёнок рождается исследователем окружающего мира. Он настроен на познание мира и хочет его познать. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о непонятном для себя явлении – это важнейшие проявления детского, нормального, естественного поведения – исследовательская активность. Именно это стремление к познанию через исследование создаёт условия для исследовательского обучения. 

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  1. Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  2. Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  3. Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  4. Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

         В программе прописаны требования к подготовке учащихся, обозначен объём обучения в часах, определён понятийный аппарат (методы, способы решения поставленных задач, средства, приёмы), спланирована практическая часть. В течение 4 лет обучения осуществляется учёт индивидуальных особенностей учащихся через подбор индивидуальных заданий разного уровня сложностей, направленных на развитие метапредметных умений (оформлять результаты, описывать, характеризовать объекты, формулировать проблемы, ставить цели, планировать задачи, выдвигать гипотезы, классифицировать и систематизировать факты, явления, объекты, обобщать полученные знания, делать выводы). В программе отражены учебные модули, основные сферы применения полученных знаний, связь с другими дисциплинами, использования ИКТ (информационно-коммуникативных технологий) в процессе обучения, подготовке и защите проектов. В процессе работы предоставляется возможность осознания значения курса в целом. Данная программа выполняет основную функцию – прогностическую. Она позволяет:

  1. задать предполагаемый конечный результат обучения
  2. оперативно внести изменения непосредственно в процессе обучения
  3. позволяет отследить предварительную оценку качества  знаний и прогнозировать качество образования на заключительном этапе.

Основные принципы построения программы:

  1. принцип единства сознания и деятельности;
  2. принцип наглядности;
  3. принцип личной ориентации;
  4. принцип системности и целостности;
  5. принцип экологического гуманизма;
  6. принцип краеведческий;
  7. принцип практической направленности

    СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

        Программа рассчитана на 136 часов (1 класс — 33 часа, 2 — 4 классы по 34 часа). Продолжительность занятий 1 класс — 30 — 35 минут, 2-4 классы 40 — 45 минут.

1 Этап

Мотивация

1 год

2 Этап

Внедрение

2-3 год

3 Этап

Внедрение

4 год

Предполагает приобретение детьми новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Определяет умение задавать вопросы, видеть проблему, выдвигать гипотезу, обобщать и классифицировать, давать определения понятиям, осуществлять наблюдения, анализировать и делать выводы.

Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Определяет умение выдвигать гипотезу, осуществлять наблюдение, анализировать и делать выводы, работы с текстом, развитие умений и навыков структурирования материала (оформление результата)

Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

Предполагает получение детьми самостоятельного социального опыта.

Определяет умение структурирования материала, доказывать  и защищать свои идеи. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.

        Построение учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные учебные модули, представляющие собой самостоятельные звенья одной цепи. Пройдя первый круг во второй, третьей и четвертой четверти первого класса,  возвращаемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвёртом классах, но уже на более сложном уровне, учитывая возрастные особенности учащихся. В начальных  классах, необходимо проводить исследования систематически, поддерживая интерес учащихся к данному виду деятельности.

        Единицы содержания:

  1. Способ познания с помощью органов чувств
  2. Способ проведения практического исследования (опыт)
  3. Способ создания проекта
  4. Способ защиты проекта

        Форма организации:  занятия проводятся в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах села и города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.)  проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные, комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются конструкторско-технологические, а также художественно-конструкторские задачи, включающие и решение соответствующих практико-технологических вопросов; задания, связанные с историей создания материальной культуры человечества.

Работа над проектом предваряется работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Учитель организует выбор темы  учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Предлагаемый порядок действий:

  1. Знакомство с темой.
  2. Выбор подтем (областей знания).
  3. Сбор информации.
  4. Выбор проектов.
  5. Работа над проектами.
  6. Презентация проектов.

                   Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта.

         Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала, способов соединения деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики делают сообщение о проделанной работе, а учитель, руководя процедурой защиты проектов, особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других.

        При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом. Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят. Итог работы над темой — собранная и систематизированная картотека по теме.

        Источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы. Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ.

        Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

  1. Провести подготовительную работу.

Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы. Формирование их целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные). Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

        Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

  1. выдвижение идеи (мозговой штурм), целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  2. презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка отчёта о проделанной работе;
  3. слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;
  4. поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
  5. информационные: выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
  1. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

  1. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

  1. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

  1. Создавать группу не более 5- 8 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом».

  1. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов. Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

  1. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат. Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу самим ребенком своей работы

Роль учителя в проектной деятельности

        Роль педагога в исследовательском обучении учащихся велика. Учителю необходимо вовремя заметить огонёк в глазах учеников при изучении определённого материала и поддержать, организовать исследование в нужном направлении. Любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля качества. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся. Если на первом этапе я предлагаю ребятам общую тему для их творческой работы, то на 3 этапе ученики самостоятельно выбирают тему, которую им интересно решить. Здесь я только помогаю последовательно определить цели и правильно наметить пути преодоления каждого этапа.

    Общие правила для педагогов – руководителей проектов

  1. Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.
  2. Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.
  3. Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
  4. Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,
  5. Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
  6. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.
  7. Не сдерживайте инициативы детей  Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
  8. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.
  9. Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

Критерии оценок проектной деятельности.

        Результативность и целесообразность работы по программе кружка «Юный исследователь» выявляется с помощью комплекса диагностических методик. В начале года проводится беседа-опрос учащихся по усвоению и пониманию ранее полученных знаний. В течение года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. А в конце каждого  года  обучения проводится тестирование и анкетирование учащихся и родителей на осознание важности и ценности исследовательской деятельности для учащихся. Формами подведения итогов и результатов реализации программы являются ежегодные конференции и конкурсы учебно-исследовательских работ в школе, городе, России. В 4 классе – «Фестиваль исследовательских и проектных работ» на проектной неделе. Оцениванию подлежит:

  1. Самостоятельность работы над проектом
  2. Актуальность и значимость темы
  3. Полнота раскрытия темы
  4. Оригинальность решения проблемы
  5. Артистизм и выразительность выступления
  6. Как раскрыто содержание проекта в презентации
  7. Использование средств наглядности, технических средств

Критерии оценки:

  1. Способность оперировать понятиями: тема, проблема, цель, задачи, гипотеза, наблюдение, опыт,  вывод, способ, метод
  2. Способность понимания причинно-следственных связей в природе: явление, событие, сходство и различие, общность, совместимость и несовместимость
  3. Сформированность исследовательских умений, проявленных в ходе учебной деятельности:  видеть проблемы разных социально-педагогических ситуаций, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, осуществлять наблюдения, опыты, сбор информации, высказывать суждения, делать выводы
  4. Способность создавать проект на интересующую тему с помощью исследований и аргументации (защиты) своих идей.

Оценка сформированности компетенций определяется по 3-х бальной системе:

 3-     умение полностью сформировано (высокий уровень)

2-     умение сформировано частично (средний уровень)

1-     умение сформировано частично (ниже среднего уровня)

0-     умение не сформировано

Требования к оценке видов деятельностей (компетенций)

3 – ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему и формулирует её, ставит цель и планирует свою деятельность по её решению, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, аргументируя причинно-следственными связями, создаёт и защищает проект.

2- ученик свободно оперирует понятиями по структуре проекта, самостоятельно выбирает тему исследования, видит проблему, но затрудняется в её формулировке, ставит цель, но в планировании задач ограничивается минимумом, выдвигает гипотезы, осуществляет наблюдения и опыты, делает выводы, но не может самостоятельно создавать проект и защищать с помощью аргументов.

1-   ученик  знает понятия по структуре проекта, но затрудняется в выборе темы, формулировке проблемы, цели, планировании задач, выдвижению гипотез, но проявляет интерес к исследованию, проведению опытов, делает соответствующие выводы, но без помощи проект не составит и не защитит.

0-   ученик не понимает смысла в исследовании и не интересуется данным видом деятельности.

 

Планируемый результат:

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. Планировать (составлять план своей деятельности);
  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
  7. У учащихся должен быть  преодолён барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере учебных дисциплин. Должно появиться стремление использовать исследовательские методы в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с окружающим миром. Выпускник начальной школы  - сформированный юный исследователь.

Обучающийся будет знать:

  1. основные особенности проведения исследований разных видов;
  2. методы исследования;
  3. правила выбора темы и объекта исследования;
  4. основные логические операции, их отличительные особенности;
  5. правила успешной презентации работы;
  6. структуру создания учебно-исследовательской работы, проекта;
  7. роль исследований в познании окружающего мира и научиться добывать самостоятельно достоверную информацию об интересующем объекте из разных источников. .

Обучающийся будет уметь:

  1. самостоятельно выбирать тему и объект исследования, видеть проблемы;
  2. правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, ставить вопросы;
  3. выделять главное и второстепенное в собранном материале;
  4. выделять из текста основные понятия и давать им определения;
  5. выдвигать гипотезы;
  6. классифицировать предметы, процессы, явления и события;
  7. наблюдать;
  8. проводить эксперименты;
  9. выявлять и обозначать замеченные парадоксы;
  10. делать умозаключения и выводы;
  11. структурировать материал;
  12. делать выводы и умозаключения;
  13. указывать пути дальнейшего изучения объекта;
  14. готовить тексты собственных докладов;
  15. презентовать свою работу;
  16. объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Обучающийся сможет решать жизненно — практические задачи:

  1. самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
  2. реализовать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

  1. без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
  2. работать в коллективе, группе;
  3. презентовать работу сообщества.

Личностные и метапредметные результаты

образовательного процесса

Результаты

Формируемые  умения

Средства формирования

Личностные

формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на уроке

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

Регулятивные

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль тату

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познаватель ную;

проявлять познавательную инициативу в учебном со трудничестве

Познавательные

умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

осуществлять поиск необходимой информации для вы полнения учебных заданий с использованием учебной литера туры;

основам смыслового чтения художественных и познава тельных текстов, выделять существенную информацию из текс тов разных видов;осуществлять анализ объектов с выделением существен ных и несущественных признаков;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Коммуникативные

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

умение координировать свои усилия с усилиями других.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совме стной деятельности, в том числе в ситуации столкновения инте ресов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к реше нию проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке обще го решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, по следовательно и полно передавать партнеру необходимую ин формацию как ориентир для построения действия;

Содержание курса и виды учебной деятельности

№ п/п

Наименование тем:

Кол-во часов

Из них

теория

практика

1 год обучения

1

Что такое исследование?

1

1

2

Кто такие исследователи?

1

1

3

Основные методы исследования.

2

1

1

4

Как задавать вопросы?

4

1

3

5

Коллективная игра - исследование

12

1

11

6

Учимся выделять главное и второстепенное

4

1

3

7

Схема исследования

4

1

3

8

Секреты успешного выступления

2

1

1

9

Защита исследовательской работы

3

1

2

Итого часов по программе

33

9

24

2 год обучения

1

Роль исследования в нашей жизни

1

1

2

Учимся видеть проблемы

1

1

3

Методы исследования

2

1

1

4

Как провести эксперимент?

4

1

3

5

Коллективная игра - исследование

10

1

9

6

Выполняем логические операции

4

1

3

7

Творческое воображение

3

1

2

8

Учимся делать выводы и умозаключения

2

1

1

9

Пиктограммы

2

1

1

10

Секреты успешного выступления

1

1

11

Защита исследовательской работы

2

1

1

12

Презентация исследовательской работы

2

1

1

Итого часов по программе

34

11

23

3 год обучения

1

Наблюдение.

3

1

2

2

Эксперименты с реальными объектами

10

1

9

3

Установление закономерностей

4

1

3

4

Парадоксы

2

1

1

5

Логика

4

1

3

6

Метафора и метафоричность суждений в исследовании

2

1

1

7

Работа с текстом

3

1

2

8

Подготовка к защите исследовательской работы

4

1

3

9

Презентация исследовательских работ

2

1

1

Итого часов по программе

34

9

25

4 год обучения

1

Как научиться приобретать знания?

Всю жизнь в поиске

4

2

2

2

Как оценивать идеи?

2

1

1

3

Классификация тем исследований

2

1

1

4

Особенности проведения теоретических исследований

9

1

8

5

Особенности проведения эмпирических исследований

9

1

8

6

Презентация исследовательских работ

8

1

7

Итого часов по программе

34

7

27

Учебно - тематическое  планирование работы факультатива «Юный исследователь»

№ п/п

Дата

Наименование тем:

Кол-во часов

Из них

теория

практика

1 год обучения

05.09.11

Что такое исследование?

1

1

12.09.11

Кто такие исследователи?

1

1

19.09.11

Основные методы исследования.

2

1

26.09.11

Найди загаданное слово

1

03.10.11

Как задавать вопросы?

4

1

10.10.11

Вопросы помощники

1

17.10.11

Угадай, о чём спросили

1

24.10.11

Загадки

1

31.10.11

Коллективная игра - исследование

12

1

14.11.11

Придумайте продолжение рассказа

1

21.11.11

Прогулка по зоопарку

1

28.11.11

Прогулка по зоопарку (продолжение)

1

05.12.11

Дикие животные

1

12.12.11

Дикие животные

1

19.12.11

О тех кто летает

1

26.12.11

О тех кто летает

1

10.01.12

Четыре стихии. Вода. (Опыты)

1

16.01.12

Четыре стихии. Огонь. (Опыты)

1

23.01.12

Четыре стихии. Воздух. (Опыты)

1

30.01.12

Четыре стихии. Почва. (Опыты)

1

06.02.12

Учимся выделять главное и второстепенное

4

1

20.02.12

Наблюдение за животным

1

27.02.12

Наблюдение за погодой

1

05.03.12

Опыты с природным материалом

1

12.03.12

Схема исследования

4

1

19.03.12

Схема - дом

1

02.04.12

Схема - паучок

1

09.04.12

Схема - змейка

1

16.04.12

Секреты успешного выступления

2

1

23.04.12

Задайте вопрос сами и ответьте на хитрый вопрос другого

1

30.04.12

Защита исследовательской работы

3

1

07.05.12

Выступление с докладом

1

14.05.12

Выступление с докладом

1

21.05.12

Итого часов по программе

33

9

24

2 год обучения

Роль исследования в нашей жизни

1

1

Учимся видеть проблемы

1

1

Методы исследования

2

1

Мыслительный эксперимент

1

Как провести эксперимент?

4

1

Эксперимент с глиной (опыты)

1

Фокусы с магнитом (опыты)

1

Волшебное сито (опыты)

1

Коллективная игра - исследование

10

1

Обитатели воды

1

Обитатели воды

1

Обитатели воды

1

Шестиногие малыши

1

Шестиногие малыши

1

Четыре стихии. Вода. (Опыты)

1

Четыре стихии. Огонь. (Опыты)

1

Четыре стихии. Воздух. (Опыты)

1

Четыре стихии. Почва. (Опыты)

1

Выполняем логические операции

4

1

Творчество создания нового

1

Расставь по порядку

1

Объедини в группы

1

Творческое воображение

3

1

Объедини в группы и придумай цепочку событий

1

Придумай и проверь

1

Учимся делать выводы и умозаключения

2

1

Угадай  - кто?

1

Пиктограммы

2

1

Письмо соседу

1

Секреты успешного выступления

1

1

Защита исследовательской работы

2

1

Выступление с докладом

1

Презентация исследовательской работы

2

1

Выступление с докладом

1

Итого часов по программе

34

11

23

3 год обучения

Наблюдение.

3

1

Найди ключ и узнай отгадку

1

Установи закономерность

1

Эксперименты с реальными объектами

10

1

Упрямые предметы

1

Почему предметы движутся

1

Испытание магнита

1

Солнце дарит нам тепло и свет

1

Просто бумага.

1

Четыре стихии. Вода. (Опыты)

1

Четыре стихии. Огонь. (Опыты)

1

Четыре стихии. Воздух. (Опыты)

1

Четыре стихии. Почва. (Опыты)

1

Установление закономерностей

4

1

Сила тяготения

1

Хитрости инерции

1

Всё обо всём

1

Парадоксы

2

1

Почему не тонут корабли

1

Логика

4

1

Решение логических задач. Мир диких животных.

1

Решение логических задач. Мир рыб.

1

Решение логических задач. Мир птиц

1

Метафора и метафоричность суждений в исследовании

2

1

Значение выражений

1

Работа с текстом

3

1

Этапы работы

1

Предварительная защита проекта

1

Подготовка к защите исследовательской работы

4

1

Выступление с докладом

1

Выступление с докладом

1

Выступление с докладом

1

Презентация исследовательских работ

2

1

Выступление с докладом

1

Итого часов по программе

34

9

25

4 год обучения

Как научиться приобретать знания?

Всю жизнь в поиске

4

1

Составь рассказ

1

Мир чужими глазами

1

Не верь глазам своим

1

Как оценивать идеи?

2

1

Матрица оценок

1

Классификация тем исследований

2

1

Такие разные идеи

1

Особенности проведения теоретических исследований

9

1

Мир насекомых

1

Мир птиц

1

Мир животных

1

Мир растений

1

Удивительный космос

1

Удивительный космос

1

Четыре стихии. Вода и почва

1

Четыре стихии. Огонь и воздух

1

Особенности проведения эмпирических исследований

9

1

Эксперимент с магнитом

1

Электрический театр

1

Почему вымерли динозавры?

1

Почему вымерли динозавры?

1

Знакомы незнакомцы, или Деревья школьного парка

1

Знакомы незнакомцы, или Деревья школьного парка

1

Какие мы (Социологический проект)

1

Какие мы (Социологический проект)

1

Презентация исследовательских работ

8

1

Выступление с докладом

1

Выступление с докладом

1

Выступление с докладом

1

Выступление с докладом

1

Выступление с докладом

1

Выступление с докладом

1

Выступление с докладом

1

Итого часов по программе

34

7

27

   


Список литературы

  1. Александрова Ю. А. Программа кружка «Юный эколог». – Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Бабкина Н.В«Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
  3. Господникова М. К. и др.Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников. – Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Савенков А.И. Я – исследователь Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
  6. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007г.
  7. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2008.
  8. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.
  9. Щербакова С. Г и др ..Организация проектной деятельности в школе: система работы  Волгоград: Учитель, 2008.
  10. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература (Википедия. Интернет)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по духовно- нравственному направлению по внеучебной деятельности. Объединение «Юные командиры».

Рабочая программа по духовно- нравственному направлению по внеучебной деятельности. Объединение «Юные командиры»....

Авторская рабочая программа по внеучебной деятельности «Интеллектуальная радуга»

Представленная программа актуальна с точки зрения реализации ФГОС второго поколения....

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Примерные требования к оформлению и содержанию структурных элементов рабочей программы внеучебной (внеурочной) деятельности в начальной школе по новым ФГОС

Данная работа предназначена для учителей начальных классов, которые будут составлять программы по внеурочной деятельности...

Программа внеурочной деятельности "Любознайка"

Программа внеурочной деятельности "Любознайка" предназначена для учащихся 2-3 классов начальной школы. Она включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, оновное содержание, ...

Программа внеурочной деятельности"Любознайка"(2-3 кл)

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2-3 классов....