Внеурочная деятельность "Любознайка " 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Рабочая программа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_1klass_lyuboznayka.docx62.91 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов № 3»

СОГЛАСОВАНА

на заседании МО

Протокол № 1

от «29» августа 2016 г.

Руководитель МО

______/Сергеева Е.И.

РАССМОТРЕНА

на заседании МС

Протокол № 1

от «30» августа 2016 г.

Руководитель  МС

_____/ Зеленская М.В.

ПРИНЯТА

на заседании ПС

Протокол №1

от «31» августа 2016 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор МБОУ «Средняя

общеобразовательная

школа №3»

_______ / Горяинова И. П.

от  «___» сентября 2016 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

по экологическому воспитанию

«Любознайка»

1 В класс

2016 - 2017 учебный год

                                                Учитель: Одинокова Б. О.

Пояснительная записка

Нормативно - правовой базой разработки программы  являются:

 - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 6 декабря 2009 года № 373

- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. № 03- 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

- Санитарно-эпидемиологические требования  к условиям и организации  обучения в общеобразовательных учреждениях – СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189;

- Серия «Стандарты второго поколения»  «Организация внеурочной деятельности школьников:  методический конструктор»  П.В.Степанов, Д.В. Григорьев. М. Издательство Просвещение,  2010 год.

Внеурочная деятельность  по экологическому воспитанию «Любознайка» органично связана с такими информационными областями как «Природа края», «Краеведение», так как специфика экологических закономерностей определяется особенностями территории и преломляется через проблемы взаимодействия общества и природы региона.

Особая актуальность внеурочной деятельности  связана с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание обучающимися особенностей протекания экологических процессов в условиях Курской области будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного и младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;
  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
  • развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения

 Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Дидактической цели преподавания  соответствует изучение многообразия экологических явлений, их общих и специфических черт. Концепция курса основывается на классической трактовке экологии как науки, изучающей взаимоотношения живого со средой.

Экология как образовательная область, наука и сфера человеческой деятельности имеет не только мировоззренческую значимость и практическую направленность, но и социальную востребованность, что особенно проявляется на региональном уровне.

Современная экология как междисциплинарная наука очень сложна. Для адаптации этой области знаний к школьному курсу выделены содержательные линии предъявления учебного материала.

Первая содержательная линия  содержит сведения об особенностях и структуре территории Курской области, о  компонентах экосистем, средах обитания и экологических факторах окружающей среды.

Вторая содержательная линия направлена на изучение разнообразия живых организмов региона, экологических групп, популяций и сообществ, закономерностей их взаимодействия со средой и биотических взаимоотношений в условиях Курской области.

Третья содержательная линия связана с анализом экологических последствий взаимодействия общества и природы, разного характера антропогенной деятельности.

Цель внеурочная деятельность  по экологическому воспитанию «Любознайка»:

 формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.

Задачи внеурочная деятельность  по экологическому воспитанию «Любознайка»:

  • освоение понятийного аппарата экологии и определенного объема фактологического материала;
  • изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;
  • формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;
  • развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.

Внеурочная деятельность «Любознайка» предполагает формирование экологических знаний учащихся на краеведческой основе. Подобный подход усиливает мотивационный аспект усвоения знаний, наряду с повышением уровня общего образования и расширением информационной базы.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
    Цель экологического воспитания достигается по мере  решения в единстве следующих
задач:

образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, овладение  методами практической работы экологической направленности,  методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;

воспитательных - формирование  мотивов,  потребностей  и привычек экологически целесообразного поведения  и деятельности,  здорового образа жизни;

развивающих  - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению,  оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды. 

Формы организации внеурочной  деятельности обучающихся

Программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников и воспитания у них экологической культуры. При изучении курса предусматривается проведение, как традиционных уроков, так и проектная деятельность, экскурсии, практические работы. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентностей учащихся.

При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов презентаций,  видеофильмов, что будет способствовать визуализации представляемой информации и успешному усвоению учебного материала.

Программа направлена на широкое общение с природой родного края в ходе экскурсий. Цель экскурсий заключается в изучении не только природных комплексов, территорий и объектов, но и предприятий для изучения характера влияния производственной деятельности на окружающую среду и мероприятий по защите природы. При изучении курса наиболее оптимальной является следующая тематика экскурсий:

  • на природоохранные объекты;
  • на предприятия, оказывающие значительное влияние на окружающую среду;
  • на природные комплексы;
  • на объекты системы мониторинга;
  • на охраняемые природные территории, к особо охраняемым природным объектам.

Необходимым является организация самостоятельной работы учащихся при подготовке докладов, сообщений  по основным темам курса. Организация самостоятельной работы предусматривает индивидуальную и групповую формы работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Отчеты по самостоятельной работе могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и др.

На базе учебного материала предполагается также проектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями. В ходе поиска по проблеме учащиеся синтезируют знания, интегрируют информацию различных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности.

На первых  этапах формирования экологической культуры  наиболее целесообразны методы,  которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации,  интересы и потребности.  Используя их опыт наблюдений и  природоохранительной  деятельности,  учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме. На этапе  теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы  учитель  представляет  научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулируется моделированием экологических  ситуаций  нравственного  выбора. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок,  рассказ, стихи и т.п.).

Средством психологической подготовки школьников к реальным  экологическим  ситуациям выступают  ролевые игры.  Они строятся с учетом специфических целей кружка. 

                           

Описание места  внеурочной деятельности в учебном плане

Преемственность содержания экологического образования

Ступень обучения

Задачи

Ключевые понятия

Ведущий вид деятельности

Начальная школа

Формирование опыта эмоционально - ценностных сопереживаний  проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни

Правила экологической безопасности.

 Экологическая культура.

Связь здоровья человека и здоровья природы. Предосторожность.

Бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам.

 Забота об окружающей среде.

Опыт применения УУД для  работы с необходимой информацией

«учусь экологическому мышлению»

Основная школа

Становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления

Устойчивое развитие. Экологическая безопасность. Ресурсосбережение. Нерасточительное потребление. Предосторожность.

Социальное партнерство. Экологическое право.

 Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению.

Опыт применения УУД для самопознания  и саморегуляции

«учусь управлять собой или моя экологическая культура»

Данная программа внеурочной деятельности рассчитана на проведение 2часов в неделю: 66 часов в год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностными результатами являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  • Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  • Вычитывать все уровни текстовой информации.
  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами являются следующие умения:

1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:

– рассматривать биологические процессы в развитии;

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.

3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:

– использовать биологические знания в быту;

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4.Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:

– объяснять мир с точки зрения экологии;

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать основные группы живых организмов;

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;

5.Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни:

– понимать смысл экологических терминов;

– характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:

– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности 

В результате изучения курса обучающиеся научатся:

Называть:

  • широко распространенные виды;
  • редкие виды;
  • биотопы
  • сообщества
  • экологические факторы.

Приводить примеры:

  • природных и искусственных сообществ;
  • приспособленности растений и животных к среде обитания;
  • наиболее распространенных видов растений и животных своего региона.
  • хозяйственной деятельности и ее влияния на природную среду

Характеризовать:

  • среды обитания организмов;
  • экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
  • природные сообщества;
  • приспособленность организмов к совместной жизни в сообществах;
  • особенности природной среды, способствующие нарушению здоровья людей;
  • источники заболеваний, находящиеся в природной среде;
  • профилактические мероприятия, защищающие от заболеваний.

Обосновывать:

  • взаимосвязь организма и среды;
  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; (влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы);
  • взаимосвязь здоровья людей с качеством природной среды;
  • роль заповедников, заказников, национальных парков в сохранении биологического разнообразия (меры сохранения биоразнообразия).

Распознавать:

  • наиболее распространенные виды растений и животных своего региона;
  • редкие виды флоры и фауны;
  • природные и искусственные сообщества.

Сравнивать:

  • природные и искусственные сообщества;
  • степень воздействия на природную среду отраслей промышленности и отдельных предприятий в зависимости от природоохранных мер.

Применять знания:

  • о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
  • для проведения наблюдений и простейших исследований по определению состояния окружающей среды региона;
  • для характеристики (на элементарном уровне) влияния местного населения на окружающую среду;
  • по прогнозированию возможных экологических последствий (ситуаций);

Делать выводы:

  • о необходимости охраны окружающей среды;
  • о тенденциях изменения биоценозов и путях их охраны.

Наблюдать:

  • сезонные изменения в жизни растений и животных;
  • за состоянием окружающей среды.

Соблюдать правила:

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
  • поведения в природе;
  • сохранения здоровья человека, формирования его взаимоотношений со средой.

Содержание программы внеурочной деятельности

  «Введение» (1 час)

Вводное занятие: Мы жители планеты Земля. Что такое Экология?

Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства  всех существ на земле.

«Дикие животные» (19 часов)

 Заяц - «Длинное ухо».

 Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал  из энциклопедии),  чтение рассказа В.Зотова «Заяц – беляк», беседа по содержанию рассказа. Практическая работа  «знакомство с народными приметами и пословицами».

Лисица. «Лиса Патрикеевна».  

 Познакомить с особенностями поведения лисы и использование образа лисицы в народном творчестве разгадывание загадок, чтение рассказа

В. Зотова «Лиса», работа по содержанию рассказа.

Серый хищник – волк.

Разгадывание ребусов, материал из энциклопедии о волке чтение рассказа        В.Зотова «Волк», работа по содержанию рассказа, разбор фразеологизмов. Практическая работа в группах - «Раскрась».

Хозяин леса – медведь.

Разгадывание загадок, рассказ учителя (материал  из энциклопедии),  чтение    рассказа В.Зотова «Медведь», беседа по содержанию рассказа, знакомство с народными приметами и пословицами. Составление портрета «Бурый медведь».

Любознательный зверёк – белка.

Познакомить с особенностями поведения белки, разгадывание загадок, рассказ В.Зотова «Белка». Работа в группах – «Собери мозаику».  

Куница - охотник на белок.

Знакомство с куницей, рассказ В.Бианки «Куница за белкой», отгадывание кроссворда. Творческая работа «Придумай загадку».

Лесной красавец – лось.

Загадки, рассказ учителя (материал  из энциклопедии) чтение рассказа В. Зотова «Лось», работа по содержанию рассказа, работа в группах - панно «Лесной красавец».

Сердитый недотрога – ёж.

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Ёж». Игра: «В  гости к ёжику с подарком». Творческая работа «Вылепи ёжика».

Подземный житель – крот.

Разгадывание загадок, материал из энциклопедии, рассказ В.Зотова «Земляные холмики». Игра: «Поле чудес».

Всеядное животное — барсук.  

Разгадывание кроссвордов, загадок, картинок с изображением животных. Рассказ учителя о барсуке. Чтение рассказа В. Зотова « Барсук», беседа по рассказу. Работа в группах «Собери мозаику».

Бобр-строитель.

Картинки с изображением бобра, разгадывание загадок, рассказ учителя о бобрах. Чтение рассказа В. Зотова «Бобр», работа над скороговорками и народными приметами.

Запасливый бурундук.

Знакомство с бурундуком, разгадывание кроссворда, рассказ учителя о бурундуке. Чтение рассказа В. Зотова «Бурундук». Работа над словесным описанием, беседа.

Кабан - дикий родственник домашней свиньи.

Знакомство с диким кабаном, разгадывание загадок, чтение рассказа В.Зотова «Кабан». Конкурс «Кто? Где? Когда?».

Мышка-норушка.

Знакомство с мышью, сообщения учащихся, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В. Зотова «Мышь» или «Полёвка», разучивание стихотворения «Вышли мышки как-то раз», сценка «Теремок».

Рысь - родственник кошки.

Знакомство с дикой кошкой – рысью, разгадывание загадок, «Где живут рыси?» работа с картой России. Сравнение домашней кошки с рысью, чтение рассказа В. Зотова «Рысь», рисование домашней кошки или рыси.

Соболь - «дорогой» зверёк.

Разгадывание кроссворда, знакомство с соболем, работа с картой России, чтение рассказа В. Зотова «Соболь», игра «Эти забавные животные».

Тигр - самая большая кошка на Земле.

Знакомство с самой большой кошкой – тигром. Разгадывание ребусов, загадок. Фонограмма звуков джунглей и рёва тигра. Чтение рассказа В.Зотова «Тигр». Составление портрета.

Косуля - самый маленький европейский олень.

Рассказ учителя о косуле, разгадывание кроссворда, загадок. Чтение рассказа В.Бианки «Снежный взрыв и спасённая косуля». Игра «Мордочка, хвост и четыре ноги».

Обобщающий урок о диких животных.

Беседа. Игра «Угадай по описанию», разгадывание кроссворда, ребусов. Игра «Чьё это меню?» Викторина «Эти забавные животные», чтение стихов о животных.

 «Пернатые жители» (14 часов)

Воробей - самая распространённая птица на Земле.

Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»

Ворона - «интеллектуальная» птица.

Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение  и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета.

Ворон - красивая, умная птица.

Картинки с изображением ворона, ребус, книги о вороне. Чтение и анализ рассказа  В. Зотова «Ворон». Работа в группах «Рисование ворона».

Сорока - белобока - «лесная сплетница».

Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещотка».

«Лесной доктор» - дятел.

Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»? Загадки,  работа над скороговорками пословицами, поговорками, народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».

Соловей - «великий маэстро».

Знакомство  с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».

Галка - городская птица.

Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».

Загадочная птица - кукушка.

Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок». Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».

«Пернатая кошка» - сова.

Знакомство с  «Пернатой кошкой» - совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа

В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»

Любимая птица – снегирь.

Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь». Работа над  пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.

«Сестрицы - синицы» - самые полезные птички России.

Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над  пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения  «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.

Наш  добрый сосед - скворец.

Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок.  Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова  «знахари». Чтение стихотворения «Скворец».

«Золотая  птица» — иволга.

Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание  кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными  приметами. Игра «птичьи расцветки».

Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания.  

 Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут?»  Конкурс «Знатоки сказок».

«Человек и природа»   (6часов)      

Мир вокруг.

Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

Экология и мы.

Как  человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

Сезонные изменения в природе.

Расширить представление детей о временах года и о признаках каждого из них.

Рисование на тему «Времена года». 

Викторина «Времена года».

Место человека в мире природы.  Принятие в юные экологи.

Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

«Неживое в природе»   (10 часов)

Неживая природа.

Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия «Предметы и явления неживой природы вокруг меня».

Солнце – источник тепла и света.

Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье.

Вода, её признаки и свойства.

Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды». Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды.

Берегите воду!  

Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги.  Источники загрязнения. Работа над проектом

 « Сбережем капельку!»

Почва – святыня наша.

Почва – необходимая среда для растений  Опыты по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Практическое занятие  «Почва – состав и свойства почвы».

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране.

Погода. Климат.  

Дать общее понятие погоды и климата. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в природе Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы».

Предсказание погоды по народным приметам.

Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.

Почему нельзя?..

Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль – враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения».

Практическое занятие  «Диалоги с неживой природой».

Ролевая игра «Пойми меня».  Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города.  Акция «Мы, против мусора!»

«Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой» (9 часов)

Практикум «Хлебные крошки».

Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

Кто улетает, а кто остаётся.

Актуализировать представления детей о птицах как о группе животных ) и о перелетных птицах области. Формировать представления детей о приспособлениях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за птицами. Работа по определению птиц  края.

Экологические связи неживой и живой природы.

 Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели.

Вода и жизнь.

Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

Растения рядом.

Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра

« Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум  «Выявление повреждение повреждений деревьев.

Комнатные растения.

Комнатные растения разных экологических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному комплексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив).

Размножение комнатных растений.

Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черенки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка.

Дикорастущие растения луга, водоёма, леса.

Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

Практическое занятие «Растения луга и леса».

Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами.  Работа с гербариями.

«Царство грибов»  (3часа)

Съедобные грибы.

Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки. 

Несъедобные  грибы.

Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в природе (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным).

Микроскопические организмы.

Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

Заключительные занятия (3часа)

Беседа «Правила экологического поведения».

Закрепить представления о правилах поведения в природе.

Проект «Экологический кодекс  жителей Земли».

Обобщение за год. Выставка проектных работ.

Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема занятия

план

факт

Введение     (1 час)

1

Вводное занятие: Мы жители планеты Земля.

Что такое «экология»?

Человек и природа  (6 часов)

2

Мир вокруг.

3

Экология и мы.

4

Сезонные изменения в природе.

5

Рисование на тему «Времена года».

6

Викторина «Времена года».

7

Место человека в мире природы.  

Принятие в юные экологии.

Дикие животные  (19 часов)

8

Заяц - «Длинное ухо».

9

Лисица. «Лиса Патрикеевна».

10

Серый хищник – волк.

11

Хозяин леса – медведь.

12

Любознательный зверёк – белка.

13

Куница - охотник на белок.

14

Лесной красавец – лось.

15

Сердитый недотрога – ёж.

16

Подземный житель – крот.

17

Всеядное животное  - барсук.

18

Бобр - строитель.

19

Запасливый бурундук.

20

Кабан - дикий родственник домашней свиньи.

21

Мышка - норушка.

22

Рысь - родственник кошки.

23

Соболь - «дорогой» зверёк.

24

Тигр - самая большая кошка на Земле.

25

Косуля - самый маленький европейский олень.

26

Обобщающее занятие о диких животных.

 Пернатые  жители  (14 часов)

27

Воробей - самая распространённая птица на Земле.

28

Ворона - «интеллектуальная» птица.

29

Ворон - красивая, умная птица.

30

Сорока - белобока - «лесная сплетница».

31

«Лесной доктор» - дятел.

32

Соловей - «великий маэстро».

33

Галка - городская птица.

34

Загадочная птица - кукушка.

35

«Пернатая кошка» - сова.

36

Любимая птица – снегирь.

37

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России.

38

Наш добрый сосед - скворец.

39

«Золотая птица» — иволга

40

Обобщающее занятие о птицах. Викторина.

Неживое в природе (10часов)

41

Неживая природа

42

Солнце – источник тепла и света

43

Вода, её признаки и свойства

44

Берегите воду!

45

Почва – святыня наша.

46

Состав и свойства почвы

47

Погода. Климат.

48

Предсказание погоды по народным приметам.

49

Почему нельзя?..

50

Диалоги с неживой природой.

Живое в природе.

Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)

51

Практикум «Хлебные крошки».

52

Кто улетает, а кто остаётся.

53

Экологические связи неживой и живой природы.

54

Вода и жизнь.

55

Растения рядом.

56

Комнатные растения.

57

Размножение комнатных растений.

58

Дикорастущие растения луга, водоема и леса.

59

Практическое занятие «Растения луга и леса».

   Царство грибов  (3часа)

60

Съедобные грибы.

61

Несъедобные грибы.

62

Микроскопические грибы.

  Заключительные занятия (3часа)

63

Беседа «Правила экологического поведения».

64

Проект «Экологический кодекс  жителей Земли».

65

Обобщение за год. Выставка проектных работ.

66

Резервное время

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

методические и печатные пособия:

для учителя:

  1. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н.  Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. Экологическое образование - № 4, 2009  – с. 6 - 10
  2. О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). Экологическое образование - №4, 2010  – с. 3 – 8.
  3. Экологический энциклопедический словарь. М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158с

 4.  Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа. Начальная школа. 1991. № 5. – С. 2-8.

 5.  Плешаков А.А.От земли до неба: атлас – определитель. М.: Просвещение, 2013.

 6.   Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2009.

7.  Плешаков, А. А. Зелёные страницы. М.: Просвещение, 2009. 

8.  Комплекты тематических таблиц.

для обучающихся:

 1.  Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики. М.: Просвещение, 2009

 2.  Плешаков А.А.От земли до неба: атлас – определитель. М.: Просвещение, 2013.

 3.  Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

 4.  Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). М.: Просвещение, 1989.

 5.  Энциклопедия. Неизвестное об известном. М.: РОСМЕН, 1998.

 6.  Энциклопедия животных.  М.: ЭКСМО, 2007.

 7.  Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.

Компьютерные и информационно – коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) ИНСТРУМЕНТЫ и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

Технические средства обучения

 Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Экспозиционный экран.

Телевизор.

Видеоплеер.

Аудио проигрыватель.

Персональный компьютер.

Диапроектор.

Мультимедийный проектор.

Экранно – звуковые пособия

Видеофильмы. Слайды.

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры. Наборы ролевых игр, игрушек.

Оборудование класса

Ученические столы (двухместные) с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музея в урочной и внеурочной деятельности класса

Использование различных форм музейной работы в урочное и внеурочное время помогает воспитать высоконравственного  члена общества, патриота своей страны....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 3А, 2014-2015 гг....

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг.

Мониторинг внеурочной деятельности класса "Дудис" 4А, 2015-2016 гг....

Ктп внеурочная деятельность4 класс

Календарно-тематическое планирование 4 класс...

Ктп внеурочная деятельность4 класс

Календарно-тематическое планирование 4 класс...

Ктп внеурочная деятельность4 класс

Календарно-тематическое планирование 4 класс...