Урок по ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Бельская Лариса Владимировна

Тема урока; "Любовь и уважение к Родине".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse.docx33.95 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №30

Тема урока: «Любовь и    

     уважение к Родине» 

                                                                                                   Учитель начальных классов                            

                                                                                                     МКОУ Красноэховская СОШ

                                                                                                  Бельская Лариса Владимировна

Тема: Любовь и уважение к Отечеству.

Цель: Выяснить в чем могущество нашей страны, что объединяет всех граждан России, обобщить и систематизировать знание понятий: Отечество, Отчизна, Родина.

Задачи:

Продолжить формировать у обучающихся понятия: Отечество, традиции, семья, ценности.

Воспитание любви и уважения к своей Родине, вере, святыням.

Прививать любовь и уважение к семье, родному дому, к памяти предков, родному языку.

Расширять, уточнять и закреплять знания детей о защитниках Отечества, о героях-людях нашего времени.

Воспитывать уважение к воинам-защитникам Отечества, к людям труда.

Прививать любовь к малой родине, к ее святым и героям.

                                              Ход урока:

Слайды №1,2.

1. Организационный момент.

-Прозвенел уже звонок!

Пора, ребята, на урок!

Посмотрите на друзей,

Улыбнитесь всем скорей.

Слово доброе скажите,

Настроенье поднимите.

А теперь начнём урок,

Руки все на локоток.

У:  Доброе утро! Я очень рада вас  сегодня видеть.

Д:  Доброе утро!

Слайд №3.

2.  Сообщение темы урока.

У:  Сегодня у нас с вами необычный урок по основам православной культуры. Этот урок будет наполнен одним очень красивым состоянием человеческой души. А каким, вы скоро определите сами.

Девиз урока: «Милая, светлая Родина! Вся наша безграничная любовь к тебе, все наши помыслы с тобой.» М.Шолохов)

У: Как вы понимаете слова писателя?

Д:  Писатель очень любит свою Родину, часто думает о ней, восхищается ею.

У:  Тема урока: «Любовь и уважение к Отечеству».

О чём пойдёт речь на уроке? Найдите ключевые слова.

Д: Ключевые слова: любовь, уважение, Отечество.

Речь пойдёт о любви к Отечеству, об уважении к своей Родине.

3.  Работа над темой урока. Слайд «4.

У:  Посмотрите на доску: что вы можете сказать о словах, написанных на карточках? Вставьте их в круги в зависимости от их значения.

А) Красное Эхо, родная сторона, малая родина - это то маленькое место на планете, где человек родился, вырос, где он живёт, учится, где пустил свои корни. Это синий круг ( маленький, внутренний).

Б) Отечество, Отчизна, Родина - это слова синонимы.  Это большая наша страна.  ( Красный круг)

В) Планета Земля - это дом нашей Родины, а значит наш, всех жителей планеты Земля.

Слайд №5

У:  Вы все правы, у вас на партах в индивидуальных листах записано значение этих слов из словаря С.И.Ожегова. Давайте подробнее разберём понятия Родина, Отчизна. Это место родное для человека. Это село, город, страна, где человек родился, вырос, где жили его предки.  «Моя Родина»- можно сказать по отношению к своему родному дому в деревне и в отношении всей нашей страны. Родина, это всё, что свято для человека: его семья, друзья, одноклассники.

Отечество- родная страна. Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека,

( Дети читают по индивидуальным листам значение ключевых слов из словаря  Ожегова С.И. вслух.)

Моя  Родина – Россия – это земля моего народа, политая кровью доблестных предков, защищавших её в исторических сражениях. Моя Родина – это душа моего народа, его вера, его чаяния и молитвы. Моя Родина – это традиции и культура моих предков.

4.  Поэтическая страница. Слайд№6

У:  А сейчас послушайте стих, который прочитает Алина.

Ученица читает наизусть стих: «Я песнь о Родине пою»

Я песнь о Родине пою

И о любви я к ней взываю,

Живущих всех в моём краю,

Что Красным Эхом называют.

О малой родине своей

В стихах и книгах не расскажешь.

Я только знаю, что земли

На свете нет милей и краше!

В лесу я знаю все тропинки.

Мой дедушка их показал,

Из детства ясную картинку:

Грибы и ягоды мне собирал.

Знакомил с жителями леса,

С его душевной тишиной.

Мне не забыть картины детства

О родине моей родной!

В любом углу, в любом конце

Любовь, как эхо раздаётся.

 И песнь о Родине своей                                                                  

Звучит в сердцах у красноэховцев!    

Слайд №  7                                       

У:  Часто в своей речи мы употребляем слово Родина, и у каждого из нас перед глазами встаёт своя картина. Её можно нарисовать словесно, как в этом стихотворении, а можно передать кистью. Давайте проведём экскурсию в нашу «галерею» и каждый из вас расскажет о том, какой он видит свою малую родину.

5.  Путешествие по страницам живописи.

(Дети получают на дом домашнее задание нарисовать свою малую родину)

(На детских рисунках изображена особенность русской земли, природа родного края, затронута тема мира и любви)

У:  А теперь мысленно перенесёмся в Государственную Третьяковскую галерею. Где она находится?

Перед нами картина И.И.Левитана «Вечерний звон»

-  Что вы видите на картине?

-  Почему, как вы думаете, художник назвал картину именно так?

-  Что говорит о том, что это русская земля?

Д:   Русский храм, люди, берёзка, простор.

У:  Мы родились на владимирской земле. Здесь впервые пробежали босиком по тёплой тропинке среди русского поля, увидели белоснежные храмы, услышали их призывной колокольный звон.(Запись колокольного звона).

6.  Образ Родины. Слайд №8

У: Давайте совершим путешествие в прошлое.  Внимательно послушайте миф:

                                             Путешествие в прошлое

«В лесу родилась елочка»... Эту немудреную песенку знают все от мала до велика. Водя хоровод вокруг разряженной лесной красавицы, ребятишки и не подозревают, что совершают обрядовые действа, часть мифотворчества наших далеких предков. Так же много веков назад собирались у дерева люди, приносили к его корням жертвы, пели, совершали обрядовые танцы, в которых каждое движение имело символическое значение.

 Дерево вообще занимало в жизни язычников-славян особое место. Сохранилось сказание о том, что давным-давно, когда не было еще ни неба, ни земли, а только синее море плескалось повсюду, стояли посреди него два дуба, на ветвях которых сидели два голубя. Однажды голуби вспорхнули, потом нырнули на дно моря и принесли оттуда песок и камешки. Из этого материала и были построены небо с землей и все небесные светила.

 С тех давних времен пришел миф о древе жизни. Будто служило оно осью, центром всего мира и как бы воплощало в себе все мироздание. Корни этого удивительного дерева, которое называлось мировым, обнимали всю землю, доставали до глубин преисподней. Крона его упиралась в небесный свод. В нем для древнего человека воплощались представления о пространстве и времени. Вспомните старую загадку. «Стоит дуб на дубу 12 сучьев, на каждом сучке по четыре гнезда, в каждом гнезде по семь птенцов». Таково было мифическое изображение года: двенадцать месяцев, каждый из них содержит по четыре недели, а в неделе по семь дней. (Надо только помнить, что счет велся по лунным месяцам.)

 В фольклоре славянских народов — сказках, загадках, заговорах — нередко возникает образ древа жизни. Чаще всего это могучий дуб, проживший на земле несколько веков. В одной, из известных сказок взобрался на такой дуб старик и достиг самого неба. Там он увидел чудесные жерновки — эмблему весенней грозы, дарующей людям дождь, плодородие. Да и заговоры от болезней начинаются чаще всего прибауткой о том, что-де на море-океане, на острове Буяне, где лежит камень алатыр, стоит «булатный дуб»... А дальше уж идет сам заговор.

 На дерево-ось словно нанизывались образы внешнего и внутреннего мира древнего человека. И не только славян, а всех народов, населявших в древности Европу. Оно систематизировало этот мир, придавало ему стройность, где каждому предмету или явлению, каждому живому существу находилось свое место.

 На вершине кроны восседало божество — грозное, недоступное. В ветвях находили пристанище птицы. У ствола роились пчелы, толпились лоси, олени, лошади, коровы, а иногда и люди. Корни же собирали вокруг себя змей, лягушек и даже рыб. Здесь же находились прикованные цепью бес и другие нечистые силы. От дерева этого исходит благоухание, а от корня его «текут млеком и медом» двенадцать источников. Порой верхнее божество вступало в битву с «нижним ярусом», пресекая посягательства змей и драконов на «теплокровных», располагавшихся у ствола.

 Древо жизни изображалось обычно с восемью ветвями, по четыре с каждой стороны. При изображении его чаще всего использовались четыре цвета: черный, красный, синий, белый.    

Посмотрите на доску. Дерево - это образ нашей Родины. Каждый листик- это семья. Все листочки разные: есть большие, а есть и маленькие, как и семьи. Но все мы связаны друг с другом, так как у нас одна Родина. Что нас объединяет!                

 Д:  Культурные традиции, историческая память, вера, язык.

У:  Как человек не может жить без Родины, так и дерево не может жить без корня. А корни нашего дерева уходят в глубокую древность. Поэтому историю своих предков должен знать каждый из вас, так как именно человек является  носителем  исторической памяти. Кто из вас может рассказать о родословной своей семьи?  

Рассказ детей. (Д/з: Дети написали своих родных по крови людей на картинках яблок, цветочков, звёздочек; у всех детей на индивидуальных листах нарисовано дерево. Дети его подписывают, используя д/з.)

             7.  Ценности в жизни.

У:  У каждой семьи есть свои ценности. Какие ценности близки вашей семье?

? ( На доске слова, картинки, перевёрнутые. На партах те же слова и картинки. Дети отбирают свои и приклеивают к индивидуальному листу.)

Дети отличают истинные и ложные ценности.

На доске:

Истинные ценности                                     Ложные ценности

   Любовь (записано слово на                           настольные игры

                        карточке)                                       машина

  Забота (карточка)                                               деньги

  Семья                                                                   мороженое

   Домашние животные                                       коньки

   Природа                                                               компьютер                                                          

   Березка                                                                

У:  А.Блок писал: «Родина- это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку». Так давайте же к нашему дереву относиться так же, как к самому себе, как к ближнему своему. Посмотрите на другое дерево. Почему оно стало таким.

     Д:  Его не поливали, за ним не ухаживали, оно получало мало света.

У: Такое не должно случиться с нашей Родиной .А что мы должны для этого сделать?

Д:  Давайте бережно относится к нашей Родине, защищать её, любить её, украшать её.

У: Давайте украсим наше дерево.

(Дети отгадывают загадки на обратной стороне цветов и приклеивают к дереву. Загадки о Родине, Отчизне, Отечестве, любви, известных людях и т.д.)

Загадки:

Деревца-красавицы,

 Белым станом славятся.

 Льют по дубу слёзоньки

 Русские ...

(Берёзоньки.)

Раздаётся в поднебесье

 Утром радостная песня.

 Кто взлетел с утра в зенит,

 Колокольчиком звенит?

(Жаворонок.)

Составитель словарей

 Для больших и для детей. (В.Даль)

Изгнал из страны

 Супостатов-французов

 Наш славный герой,

 Полководец ...( Кутузов)

У тебя, краса-река,

 Женское обличье,

 Даже имя у тебя

 Женское, девичье. (Река Лена.)

Я  – город-герой,

 Стою над Невой.

(Санкт-Петербург.)

С городом этим

 Трудно сравниться.

 Главный в стране он,

 Это – ...

(Столица.)

Отчизну она защищает,

 Наш мир и покой охраняет.

 В ней – авиация, пехота

 И бойцы морского флота.

(Армия.)

Назвать имена соотечественников и исторические памятники:

 А сейчас я предлагаю вам повесить на наше дерево вашу родословную. Посмотрите какое у нас красивое дерево! Как хороша наша Родина!

 8.  Значение слов «любовь», «уважение».

У:  Давайте ещё раз прочитаем тему урока. Чем же наполнен весь наш урок?

Д:  Любовью, уважением к Родине ( или любовью к Родине)

У:  Давайте же все-таки уточним, что значит любить Родину, любить своё Отечество.( к доске прикрепляется красный круг со словом Отечество)

Рисунок.

Д:  защищать, уважать, ценить, беречь, заботиться, украшать, гордиться, любить свою семью, ближнего своего, друзей, одноклассников. ( каждый лучик прикрепляется и вырисовывается солнце на доске)

У:  Кем гордится каждый человек нашей Родины?

Д:  Ю.А.Гагарин- первый космонавт, А.Невский, Владимир Красное Солнышко, А.С.Пушкин , нашей Армией, фронтовиками, героями труда и т.д. ( так разбирается каждый лучик)

У:  А что значит уважать Отечество?

Д:  Помнить о прошлом.

      Помогать фронтовикам и пенсионерам.

      Почитать традиции родителей.

      Быть гостеприимным.

      Изучать историю своей Родины.

(открывается облачко)

Помнить

Помогать

Почитать

Изучать

Быть гостеприимным

У:  Так что же сохранит наше Отечество?

Д:  Любовь

Свобода

Милосердие

Долг

Справедливость

Уважение

Забота и т.д.

( на доске рисунок)  

  У:  Без чего не может жить дерево? Так и наше Отечество не может жить без любви и уважения.

9.  Работа по учебнику.  (стр.94)

У:  Прочитайте о чём мы узнали на уроках курса «Основы православной культуры».

Д:  читают и отвечают.

У:  Как же складывались духовные традиции России.

На доске:

7-10 век – иудизм

8 век – ислам                                 Духовные традиции России

7 век – буддизм

8 век – светская этика         

Наша культура росла и укреплялась, питаясь от разных духовных традиций. Традиции похожи на корни. Чем корней больше и чем они глубже, тем крепче ствол дерева и гуще его крона.

10.  Страница устного народного творчества.

У:  А сейчас вас ждёт интересное задание: на ваших индивидуальных листах написаны пословицы. Объедините попарно пословицы и поговорки сходные по смыслу и соотнесите их с иллюстрацией. Объясните свой выбор.

И пылинка родной земли – золото.                  

Родная земля и в горсти мила.

Если дружба велика, то и Родина крепка.

Народное братство дороже всякого богатства.

Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

     Проверка. (на доске открываются пословицы и рядом картинка)

11.  Понятие слов «Патриот», «Патриотизм».

У:  Посмотрите на доску и решите пример:

Любовь + чувство долга = патриотизм.

Что означает это слово?

Д:  Любовь к своей Родине, к Отечеству.

У:  Основа патриотизма – любовь ко всему тому, что любили и защищали наши отцы и деды, наши предки. Человек, который любит свою Родину – любит свою историю, национальные традиции, знает и изучает их. Наш патриотизм опирается на наши многовековые святыни, на Православие, на отечественные культурные ценности, на российский дух, который всегда открыт к сотрудничеству с другими народами.

( на доску выносится слово патриот)

12.  Работа по учебнику. Итог урока.

У:  Найдите в учебнике стр.95 определение понятий любовь, Отечество, Патриотизм.

( Проверка. Дети зачитывают или говорят по памяти.)

У: Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества. ( дети участвуют в ответе)

У:  Закончим наш урок словами из песни М.Л.Матусовского «С чего начинается Родина» ( Слайд картины родного края, Владимира, России, одноклассников и т.д.)

Сегодня вы очень хорошо работали. А самое главное- вы любите и уважаете своё Отечество. Мы с вами настоящие патриоты. Я хочу, чтобы вы с урока сегодня унесли частичку любви, частичку счастья и мира в душе.

( Учитель всем дарит голубков из бумаги).

А что вы хотите подарить мне или своему соседу?

Д: дети дарят словесные картинки : «Я хочу Вам подарить тепло майского солнышка», «Я хочу подарить Алёше тепло маминых рук, чтобы они его согревали его  даже в разлуке с дорогим человеком» и т.д.

У:  Наше происхождение уходит корнями в глубокую древность, и нам не страшны никакие бури и ураганы, потому, что наш народ крепок духом и силой воли. И никакой враг не заставит русский народ встать на колени, потому что наш народ очень любит свою Родину.

                     

   

             

   

                                       

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура". Тема "Золотое правило этики"

      Методическая  разработка урока по изучению темы "Золотое правило этики"....

Конспект урока по ОРКСЭ /модуль "Православная культура" 4 класс

Зачем творить добро? Мне кажется нет такого человека, который хотя бы один раз в своей жизни не задавался бы таким вопросом. Часто в своей повседневности мы не замечаем горе и страдания других людей. ...

ОРКСЭ модульОсновы православной культуры (материал для родителей)

Как выбрать модуль ОРКСЭ? Когда родителям предстоит выбрать для своего ребенка предмет (модуль) из курса ОРКСЭ, то в данном случае выбор родителей имеет культурно-историческое и мировоззренч...

Урок по ОРКСЭ (Основы православной культуры)

Тема урока. Чудо в жизни христианина....

Конспект урока по ОРКСЭ:Основы православной культуры по теме "Не совсем обычный урок" в 4 классе.

Конспект урока по Основам православной культуры в 4 классе на тему "Не совсем обычный урок". Использованные  методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстра...

Конспект урока по ОРКСЭ: основы православной культуры по теме "Заповеди". 4 класс

Тип урока: изучение нового материала. Ставятся цель урока, обучающие, развивающие и воспитывающие задачи, описываются ожидаемые результаты. Содержание урока включает УУД с указанием конкретных действи...

Конспект урока по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс. Тема: «ЗАПОВЕДИ»

Конспект пригодится учителям, которые ведут уроки православной культуры. Тема "Заповеди"  - непростая тема. но тема вечная. Как подать материал по  этому вопросу, чтобы он был понятен и инте...