Исследовательская деятельность младших школьников
статья по теме
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.Существуют разные пути, с помощью которых в условиях школьного обучения можно выстроить индивидуальную образовательную траекторию, нацеленную на формирование у каждого ученика персонального познавательного стиля. Одним из таких путей является научно- исследовательская деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 157.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы научного общества
для младших школьников « Искорка»
МБОУ « Гимназия № 1», г Абдулино Оренбургская область
Чтобы дарить ребенку искорку
знаний, учителю надо впитать
море света.
В.А.Сухомлинский
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе теперь ребенка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
Особое внимание следует уделить отработке алгоритма внедрения основных компонентов государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения; формированию механизма использования возможностей современных развивающих технологий, обеспечивающих формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Существуют разные пути, с помощью которых в условиях школьного обучения можно выстроить индивидуальную образовательную траекторию, нацеленную на формирование у каждого ученика персонального познавательного стиля. Одним из таких путей является научно- исследовательская деятельность учащихся.
С 2006 учебного года на заседании методического объединения учителей начальных классов было принято решение начать работу с учащимися младших классов по исследовательской деятельности. Поэтому назрело такое решение, т.к. учащиеся младших классов из наблюдений учителей заметили, что ребята стали много интересоваться научной литературой, чтобы найти ответ на поставленные вопросы. Учителей поддержала заместитель директора по УВР- Арсеньева Т.В., где она довела до учителей как нужно правильно построить работу, также была проведена консультация с научным работником, кандидатом педагогических наук ОГУ- Носовой Т.А.
При встрече с научным руководителем, учителя получили консультацию и разобрали темы работ, которые выбрали сами учащиеся или в направлении учителем.
Работа интересная, но конечно не остались в стороне и родители. При встрече с родителями учителя подробно рассказали о предварительной работе. Психолог Михайлова Н.З. провела психолого – педагогический мониторинг. Библиотекарь Корнякова З.В. познакомила учащихся, как правильно работать с письменным источником.
Главная цель исследовательского обучения - формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Задачи.
- Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
- Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
- Обучить основам оформления работ.
- Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
- Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.
Учителя, таким образом, берут на себя ещё одну новую функцию - руководителя учебно-исследовательской деятельности гимназиста.
Работая с младшими школьниками, мы руководствовались тремя принципами организации учебно-исследовательской деятельности:
- принцип доступности;
- принцип поуровневости;
- принцип временного развития;
При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов начальных классов гимназии становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.
21 марта 2007 учебного года состоялась первая научная конференция младших школьников. Юные исследователи доказали актуальность работ, лучшие, по мнению жюри, были награждены дипломами. Михайлова Вика 3кл. «Чего боятся мои одноклассники?» - 1 место, руководитель Михайлова Н.З. ; Дубова Лена, Зайцева Даша 4кл «Как музыка влияет на человека?» - 1место, руководитель Андрейко И.Ф.; Антипова Даша 2 «б» кл. «Мой щенок – шар – пей» -1место,; Дергунова Катя 2 «б» кл.-«Вода-растворитель»- 2 место; Гурьянова Даша 2 «б»кл.-«Моя родословная» -2 место, руководитель Анисимова Н.П.; Нигматзянов Тимур 2 «а» кл.-«Влияние переменной погоды на поведение аквариумных рыбок»- 1 место; Распопов Артём 2 «а» кл.-2 место, руководитель Шорохова В.В.
Данная работа была продолжена в 2007-2008 учебном году.
11апреля 2008учебного года в МБОУ «Гимназия№1» совместно с управлением довузовского образования ОГУ была проведена 1областная конференция для младших школьников «Искорка». Эта конференция показала, что исследовательская деятельность младших школьников развивает познавательные интересы, навыки наблюдения, логическое мышление, готовит детей к дальнейшим более серьёзным исследованиям.
Ожидаемым результатом явилось интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, наша работа для ученика имела следующие результаты:
- Умение работать с информацией.
- Опыт целеполагания.
- Ребёнок приобрёл опыт планирования.
- Расширение кругозора.
- Развитие мышления.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Опыт публичного выступления.
Защита собственных исследовательских работ проходила в два этапа.
1 этап - защита работы в классе, 2 этап - защита работы на общегимназической конференции .
Анализ проведения этапа защиты конкурсных работ показал, что в ходе защиты ребенок осваивает важные элементы самопрезентации: учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, доказывая свою точку зрения.
Подводя итоги начальной ступени введения исследовательского обучения в гимназии, хочется упомянуть о трудностях, с которыми пришлось столкнуться нам, педагогам.
Например, предоставив ученикам, право свободного выбора тем, мы получили достаточно большое количество тем, выходящих за рамки образовательных областей учебных дисциплин, которыми владеем. Выбирая тему, не всегда учитывали необходимые средства и материалы, а ведь отсутствие необходимой «исследовательской базы» иногда приводит к поверхностному решению проблемы.
Начиная проводить индивидуальные консультации с детьми, и вовлекая родителей, мы были убеждены в том, что нельзя ребенка научить тому, чего не знаешь сам.
Принципиально иначе все выглядело в процессе работы. Исследуя проблему с ребенком, мы приобретали знания вместе с ним, помогая, друг другу мы открывали для себя новые горизонты. Самое главное мы поняли, что педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"
Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....

Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...

Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...

Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...

Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Проектная деятельность...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...