«Храмы»
методическая разработка по теме

 

Формирование начальных, наиболее общих представлений о храме, с целью подготовки младших школьников к последующему получению систематического религиозно-познавательного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_-_hramy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №32 Белоглинского района"

Урок по курсу  «Основы православной культуры»

в 3 классе

Учитель начальных классов

Рудакова Наталья Александровна

ст. Успенская

Тема урока

«Храмы»

Цель урока: Формирование начальных, наиболее общих представлений о храме, с целью подготовки младших школьников к последующему получению систематического религиозно-познавательного образования.

Задачи:

1. Дать общее представление о храме.

2. Познакомить с понятием «храм – дом Божий».

3.Воспитывать у учащихся духовное и эстетическое восприятие православной архитектуры.

4. Формировать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры.

5.Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников.

Оборудование: 

1. Презентация урока «Храмы».

2.Выставка фотоснимков, репродукций, альбомов с видами православных храмов.

Новые слова и понятия: Храм. Главка. Крест. Церковь. Часовня. Собор. Алтарь. Купол. Свод. Иконостас. Лампада. Подсвечни.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Под звуки церковного перезвона и песнопения, дети усаживаются на свои места и начинается урок.

II.Актуализация знаний.

У - Дети, сейчас вы слышите звон колоколов, обратили внимание на фотографии нашей выставки, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке.

Д - Ответы детей: О церкви, О храме

У - Что же такое храм? Об этом мы сегодня и будем говорить на уроке.

III. Сообщение темы и цели урока.

Тема нашего урока «Храмы».

IV. Работа по теме урока.

Объяснение нового материала (рассказ учителя с использованием слайдов презентации урока):

Ребята, неоднократно мы всем классом были в храме, были вы там с родителями, бабушками и дедушками. Давайте поговорим о том, что такое храм.

Храм - это место особенное, специально предназначенное для встречи с Богом каждого человека, место для совершения богослужения, место, где собираются верующие люди. С давних пор, как только Русь приняла веру православную, на русской земле стали строить храмы, чтобы в них народ собирался, слушал проповеди священников (Слайд №2).

Храмы отличаются от других зданий. Они бывают маленькие и большие, белокаменные и расписные. Храмы украшают, облагораживают наше суетное бытие, радуют глаз, умиротворяют душу и внешней зримой красотой, и гармоничным звоном колоколов. (Показ фотографий с фотовыставки).

Предлагаю вам ребята рассмотреть внутреннее устроение храма.

Поисковое задание: Мы с вами были в храме  нашей станицы. Перед каждым из вас находится набор фотографий нашего храма. Необходимо внимательно послушать меня найти  и показать мне фотографию отражающую услышанное вами.

Задание1. Главной внешней особенностью православного храма является его купольное завершение - купола. Число куполов всегда символично, например: один – соответствует Божьему единству, три – символизируют Святую троицу, пять – Христа и четырёх евангелистов. Показать фотографию

Задание 2. Во внутреннем устроении здания храма особое значение имеет свод, символизирующий духовное небо и сооружаемый таким образом, чтобы создавать впечатление глубины и вместе с тем незыблемости и прочности духовного мира. Показать фотографию

Задание 3. Алтарь  символизирует Небесное Божие царство. Входить в алтарь могут только те, кто совершает богослужение или прислуживает во время него. Только в церковном облачении и только во время службы. Показать фотографию

Задание 4. Алтарь закрывается от средней части храма иконостасом – стена состоящая из икон. Иконостас имеет три двери. Средние двери называются «царскими вратами». Иконы на классическом русском высоком иконостасе располагаются в определённом порядке, по ярусам. Показать фотографию

Задание 5. Перед каждой иконой в храме висит лампада. Показать фотографию

Задание 6. В церкви стоят большие подсвечники. На которые христиане ставят свечи, символизирующие жертву Господу. Показать фотографию

Спасибо, за вашу работу Ответы ваши были верными.

А сейчас давайте посмотрим какими же бывают храмы.

Самый знаменитый храм - это храм Древней Руси в Центральной России (Слайд № 3).

Завораживает своей красотой и архитектурной постройкой храм «Спаса на Крови», который находится в г. Санкт-Петербург (Слайд №4).

Я обращаю ваше внимание, на то, что всех их объединяет одно, а именно, - крест на главках (главный купол храма). Крест - это символ спасение человека и заботы о других людях.

Но в то же время храмы России разные. Они подразделяются на соборы, церкви, часовни. Все эти три слова означают помещения, где собираются верующие во Христа для молитв, Таинств и богослужений.

Самой маленькой храмовой постройкой, без алтаря является часовня. Перед вами часовня Святой Ксении Блаженной (Слайд №5).

Следующая по величине и значению идет церковь, к примеру, церковь Николая Чудотворца в Москве (Слайд №6).

А самым главным храмом является собор. Одним из древних соборов Руси является Успенский собор Московского Кремля (Слайд №7).

Ребята, хочу особо обратить ваше внимание на храмы, которые построены на Кубани:

  1. Свято-Богоявленский храм;
  2. Михаило-Архангельский храм;
  3. Свято-Покровский храм (Слайд №8).

Более подробно вы можете познакомиться с храмами Кубани, просмотрев фотоальбом «Кубань Православная – Первозванная».

Знаком ли вам этот храм (Слайд №9)?

Свято-Успенский храм является украшением нашей станицы. Это старейший храм Белоглинского района, переживший годы безбожного лихолетья.

До революции в нашем районе действовало  восемь церквей. К великому сожалению, сохранили один храм Свято-Успенский, построенный в 1907 году. В его возведение внесли свой вклад владельцы водяной мельницы казаки Пановы, прихожане и казачество, владельцы лимонадного завода, аптекарских пунктов и  другие местные жители.

Храм расположен в центре ст. Успенской. Если идти по любимой улице по направлению к нему, то мимо храма  пройти не возможно. Ведь все дороги ведут к храму. Все пути, которые человек преодолевает в своей жизни, должны вести к храму – храму души.

Храм строился из кирпича в стиле креста. По словам людей старшего поколения, раствор делали на куриных яйцах. Купола деревянные. Была колокольня с медными колоколами, некоторые были отлиты из бронзы. Церковь имела роскошное архитектурное и внутренне убранство. В церкви имеются три престола Успенский, Никольский и Иоанновский. В нынешнее время служба проходит в главном Успенском и Никольском. Иконостас был фарфоровый с золотым напылением, верхняя часть иконостаса сохранилась и до ныне. Все иконы были художественной росписи (Фотографии храма).

В послевоенные годы храм был закрыт в течение двадцати лет и в зданиях церкви (помещении и на колокольне) хранили зерно. Церковь начала действовать в конце 60-х годов. Кто был настоятелем после открытия храма неизвестно. В начале 80-х годов был настоятелем о. Сергий, о. Василий (фамилии неизвестны).

В 1990 году стал протоиерей Павел Халаим, уроженец Гулькевичского района Краснодарского края. Именно с этого периода началось возрождение храма.

В 1993 году - о. Николай Яворский (Украина, Львовская область).

В конце 1996 года настоятелем был назначен о. Илья Гавий (Украина, Львовская область).

Активное возрождение Свято-Успенского храма началось с назначения на должность настоятеля протоиерея Ильи Гавий (Слайд №10). За этот период была возведена колокольня, приобретена звонница из семи колоколов, установлен большой центральный и четыре малых купола, частично произведен ремонт внутренних и наружных стен храма в нежно белый цвет с голубым обрамлением, отреставрированы иконы, установлена кованная ограда. В настоящее время производиться реставрация икон (Фотографии храма).

В 2007 году Свято-Успенский храм отметил свое столетие.

V.Творческая работа «Мой храм».

Дети, сейчас придумайте свой образ храма и нарисуйте его. Можно сделать небольшие эскизы  и начать работу карандашом, а закончить её дома.

VI.Выставка незаконченных работ.

VII. Итог урока.

 Сегодня мы познакомились с вами с общим домом Бога и верующих в него, имя которому ХРАМ. Храм – торжество красоты, характерное для былой России и порождённое особой духовностью русского народа.

VIII. Задание на дом.

Выучить новые имена и названия. Закончить работу «Мой храм». Рассказать кому-нибудь из близких о том, что вы узнали на сегодняшнем уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Православный храм

Урок по ОПК (4 класс)...

« Православный храм и его устройство. Внутреннее убранство храма.»

Экскурсия к храму Покрова Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургском Государственном политехническом университете....

«Православный храм» (правила поведения в храме)

Издавна, где бы не селился русский народ, на том месте сразу же возводился православный храм. Человек всегда стремится к прекрасному, надеется на лучшее и его душа находит покой  только в Боге, п...

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсия

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсияПрезентация открытия храма по ссылке:https://disk.yandex.ru/i/g_6RzBbLgIVLPgУрок-экскурсия в Тихвинский храм Божьей Матери....

Презентация "Православные Храмы. Храм села Дивноморское"

Презентация использовалалась на уроке Кубановедения и ОПК"...

Урок по ОПК "Знакомство с православным Храмом. Храмы Сергиева Посада"

Виртуальная экскурсия рекомендована при изучении модуля "Основы православной культуры и светскойэтики, а также при изучении храмов Сергиева Посада....