Авторская программа "Здоровье"
материал по теме

В программе представлены мероприятия по укреплению здоровья младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtorskaya_programma_zdorove.doc173.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено:                                                          Согласовано:

заседание ШМО                                                    с научно-методическим советом

учителей начальных классов.                            МОУСОШ №2.

Протокол № ______                                               Протокол № _______

        «______ « ____________ 2008 г.                            « ______ « _____________ 2008 г.

 "Здоровье»

 Автор: Карамушко Е.Г., учитель начальных классов.

Программа разработана для оптимального использования здоровьесберегающей деятельности в процессе образования начальной школы МОУ СОШ №2 им. И.И.Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края, ориентированная на охрану и укрепление здоровья школьников, получение полноценного образования в системе дополнительного образования.

Программа предназначена для учителей и воспитателей начальной школы.

Программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путём реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в применении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни младших школьников.

Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.

“Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”, - В.А.Сухомлинский.

 Анализ социально-экономической, социально-педагогической и медико-педагогической ситуации.

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность такой ориентации очень высока, поскольку по статистическим данным лишь 16% всего населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% - хроническую патологию. Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьёзные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии (С.В.Хрущев, 1994), у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70% детей страдают от гиподинамии. По данным Института возрастной физиологии РАО, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами.

Исследования Центра здоровья детей и подростков РАМН свидетельствуют о том, что около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.п. При этом отмечается чёткая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объёма и интенсивности учебных нагрузок.

Исследование причин ухудшения состояния здоровья учащихся занимались многие учёные. Так, доктор медицинских наук, профессор В.Ф.Базарный и сотрудники его лаборатории пришли к выводу, что “среди школьников – детей “новых русских”, обучающихся в элитарных, всем обеспеченных гимназиях, нервно-психических нарушений в 1,5-2 раза больше, чем в государственных школах”. В.Ф.Базарный считает, что “основная причина всеобщего нездоровья – изъяны в системе воспитания детей, как в семье, так и в школе”.

Опытно-экспериментальная работа, проводимая в различных регионах страны, убеждает, что для того, чтобы успешно решить проблему улучшения состояния здоровья школьников, необходимо создать новую систему организации педагогического процесса.

Основными критериями здоровья растущего организма ребёнка служат:

а) Уровень физического развития и его гармоничность;

б) Уровень развития функциональных систем;

в) Способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к заболеваниям;

г) Хорошая адаптация к меняющимся внешним условиям.

Детство самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. Согласно исследованию специалистов 75% болезней взрослых заложено в детстве.

Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения.

Концепция укрепления здоровья детей, использования системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников в образовательном процессе.

Глобальная проблема нашего времени – это охрана физического и психического здоровья детей. В средней общеобразовательной школе №2 им.И.И.Тарасенко ст. Выселки:

  1. Создана благоприятная эмоционально-психологическая среда, которая содействует дружелюбию во взаимоотношении детей и взрослых;
  2. Созданы условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении (спортивный зал, тренажёрный зал, бассейн).

В основе организации всех видов деятельности используется принцип индивидуально-дифференцированного подхода – в играх, на уроках, во время внеклассной работы, в самостоятельной деятельности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка работа в детском образовательном учреждении должна строиться по следующим направлениям:

  1. Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
  2. Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов учреждения;
  3. Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в тесном контакте с медицинскими работниками, психологической службой;
  4. Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями школы и семьи.

Вне сомнения, результативность такой работы возможна лишь при условии тесного контакта педагогических и медицинских работников, семьи и наличии глубоко продуманной программы по укреплению здоровья детей.

Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных морфо-физических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет и адекватная оценка психологической ситуации в семье, классе, неформальном объединении школьников.

Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, продуманную организацию досуга.

Для более углублённого изучения психического здоровья детей и своевременной его коррекции в классах проводятся диагностические срезы эмоционально-чувственной сферы. Важнейшим фактором развития психического здоровья является создание благоприятного психологического климата и взаимоотношений сотрудников с детьми, с родителями, родителей с сотрудниками.

Обоснование программы.

В связи с ухудшением состояния здоровья детей за последние годы охрана и укрепление здоровья детей и подростков являются одним из приоритетных направлений в деятельности образовательного учреждения.

Цели программы:

1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

2. Разработка профилактических мероприятий, включающих категорию здоровья как резерв жизни, жизнеспособность человека – целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик.

 3. Устранение изъянов в системе воспитания детей в школе как основных причин всеобщего нездоровья детей.

 4. Воспитание у учащихся чувства ответственности за свое здоровье, стремления к здоровому образу жизни.

  

Задачи программы:

1. Внедрение современных методов мониторинга здоровья.

 2. Разработка и внедрение учебной, методической и дидактической литературы, обеспечивающей образовательные и просветительские аспекты программы для различных возрастных групп учащихся.

 3. Разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни детей и подростков.

 4. Пропаганда здорового образа жизни.

 

Выбор приоритетных направлений программы  осуществлён с учётом практики решения вопросов охраны и укрепления здоровья в условиях воспитательно-образовательного пространства сельского поселения.

  1. Первое направление – повышение квалификации педагогов по оптимизации учебно-воспитательного процесса, использованию системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников в образовательном учреждении. Роль педагогов в создании таких условий в образовательном учреждении, которые бы обеспечили все составляющие “состояния полного благополучия” - крепкое тело, здоровую психику, умение общаться с людьми. К этим условиям относятся: комфортный психологический климат в коллективе, рациональный режим дня, полноценное питание, соблюдение правил личной гигиены, профилактика заболеваний, понимание ребёнка, готовность и умение помочь ему в трудных ситуациях.
  2. Второе направление – мониторинг состояния здоровья детей, то есть создание системы учёта и контроля состояния здоровья на основе комплексных психологических, социально-педагогических, морфофункциональных и медицинских обследований детей.
  3. Третье направление – разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей, организация их активного отдыха.

Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни; рациональную организацию режима труда (учёбы) и отдыха, основанного на индивидуальных биоритмологических особенностях; стимулирование оптимальной и физической активности;  осуществление комплекса психологических и психопрофилактических воздействий.

  1. Четвёртое направление – создание адаптивной среды и обеспечение оптимальных условий для полноценного образования и воспитания детей, имеющих недостатки физического и психического развития.

Комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий составляется в соответствии с результатами мониторинга состояния здоровья и предполагает индивидуально ориентированное использование здоровьесберегающей деятельности в процессе образования.

Механизм реализации программы:

  1. Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении.
  2. Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (май, декабрь). Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.
  3. Комплексная профилактика, развивающая и диагностико-коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития.
  4. Создание благоприятного психологического климата в классах.
  5. Организация работы валеологических уголков в классах.
  6. Пропаганда здорового образа жизни среди младших школьников, их родителей.
  7. Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение родителей в активный досуг.  
  8. Организация лечебно-профилактической работы в образовательном учреждении.
  9. Введение и сохранение в учебный план уроков валеологии (формирование основ здорового образа жизни).
  10. Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях. Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.

Содержание программы.

 

Мероприятия на каждый день.

 - 8.50 – утренняя гимнастика;

 - на каждом уроке – упражнения для предупреждения зрительного утомления и близорукости (перечень упражнений 1-4 классы)

 - физкультминутки – на каждом уроке: 1 класс – через каждые 10 минут работы; 2 класс – через каждые 20 минут работы; 3,4 классы – 1 физкультминутка в середине урока;

 - влажная уборка в классных комнатах;

 - 1-4 классы 2-разовое питание.

Цикл бесед и мероприятий

по здоровьесберегающим технологиям.

Класс

Тема занятия

1 класс

Дружи с водой.

Советы доктора Воды.

Друзья Вода и Мыло.

Забота о глазах.

Глаза-главные помощники человека.

Уход за ушами.

Чтобы уши слышали.

Уход за зубами.

Почему болят зубы.

Чтобы зубы были здоровыми.

Как сохранить улыбку красивой.

Уход за руками и ногами.

«Рабочие инструменты» человека.

Забота о коже.

Зачем человеку кожа.

Надежная защита организма.

Если кожа повреждена.

Питание-необходимое условие для жизни человека.

Здоровая пища для всей семьи.

Как сделать сон полезным.

Сон-лучшее лекарство.

Настроение в школе.

Как настроение?

Настроение после школы.

Поведение в школе.

Я-ученик.

Вредные привычки.

Мышцы, кости и суставы.

Осанка-стройная спина!

Как закаляться. Обтирание и обливание.

Как правильно вести себя на воде.

Игры и упражнения на воде.

Народные игры.

2 класс

Почему мы болеем.

Признаки болезни.

Как здоровье?

Кто и как предохраняет нас от болезней.

Как организм помогает себе сам.

Кто нас лечит.

Какие врачи нас лечат.

Прививки от болезней.

Инфекционные болезни.

Что нужно знать о лекарствах.

Домашняя аптечка.

Как избежать отравлений.

Отравление лекарствами.

Пищевые отравления.

Безопасность при любой погоде.

Если солнечно и жарко.

Если на улице дождь и гроза.

Правила безопасного поведение в доме, на улице, в транспорте.

Опасность в нашем доме.

Как вести себя на улице.

Правила безопасного поведения на воде.

Вода-наш друг.

Правила обращения с огнём.

Как уберечься от поражения электрическим током.

Как уберечься от порезов, ушибов, переломов.

Как защититься от насекомых.

Предосторожности при обращении с животными.

Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

Первая помощь при травмах.

Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек.

Воспитай себя.

Расти здоровым.

3 класс

Чего не надо бояться.

Как воспитывать уверенность и бесстрашие.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

Учимся думать.

Спеши делать добро.

Почему мы говорим неправду.

Поможет ли нам обман.

«Неправда-ложь» в пословицах и поговорках.

Почему мы не слушаемся родителей.

Надо уметь сдерживать себя.

Все ли желания выполнимы.

Не грызи ногти, не ковыряй в носу.

Как отучить себя от вредных привычек.

Как относиться к подаркам.

Я принимаю подарок.

Я дарю подарки.

Как следует относиться к наказаниям.

Как нужно одеваться.

Как вести себя с незнакомыми людьми.

Ответственное поведение.

Как вести себя, когда что-то болит.

Как вести себя за столом.

Сервировка стола.

Как вести себя в гостях.

Как вести себя в общественных местах.

«Нехорошие слова». Недобрые шутки.

Что делать, если не хочется в школу.

Чем заняться после школы.

Как выбрать друзей.

Что такое дружба.

Как помочь родителям.

Как помочь больным и беспомощным.

Путешествие в страну здоровья.

Культура здорового образа жизни.

4 класс

Что такое здоровье.

Что такое эмоции.

Чувства и поступки.

Стресс.

Учимся думать и действовать.

Учимся находить причину и последствия событий.

Умей выбирать.

Принимаю решение.

Я отвечаю за свое решение.

Злой волшебник – табак.

Что мы знаем о курении.

Почему некоторые привычки называют вредными.

Зависимость.

Умей сказать нет.

Как сказать нет.

Почему вредной привычке ты скажешь нет.

Я умею выбирать-тренинг безопасного поведения.

Помоги себе сам.

Волевое поведение.

Злой волшебник – алкоголь.

Алкоголь-ошибка.

Алкоголь-сделай выбор.

Злой волшебник – наркотик.

Наркотик-тренинг безопасного поведения.

Мы – одна семья.

Мальчишки и девчонки.

Моя семья.

Дружба.

День здоровья.

Умеем ли мы правильно питаться.

Чистота и здоровье.

Будем делать хорошо и не будем плохо.

КВН «Наше здоровье»

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

Мероприятия

по спортивно – оздоровительной деятельности.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

Дни здоровья

ежемесячно

Физрук

2.

"Праздник чистоты и здоровья - в гостях у Мойдодыра"

ежегодно

Классные руководители

3.

"Путешествие в страну Спортландию" 1-4 классы

ежегодно

Зам. директора по ВР, физрук

4.

Анкетирование учащихся и родителей на различные темы

ежегодно

Классные руководители, психолог

5.

Уроки здоровья в 1-4 классах

ежегодно

Классные руководители

6.

Беседы на различные темы о здоровье детей (1-4 классы)

ежегодно

Классные руководители

7.

"Зимние забавы" 1-4 классы

ежегодно

Классные руководители

8.

Спортивный конкурс "А ну-ка, мальчики"

Февраль, ежегодно

Классные руководители, физрук

9.

Старты надежд

ежегодно

Физрук

Ожидаемые результаты:

1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей.

 2. Снижение количества наиболее часто встречающихся  в школьном возрасте заболеваний.

 3. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

 4. Совершенствование системы физического воспитания на основе индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

 5. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.

 6. Повышение заинтересованности работников просвещения в укреплении здоровья учащихся.

 7. Повышение социальной защищенности детского населения.

 8. Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка олипиадных заданий по русскому языку для 2-4 классов

Данная публикация представляет собой авторскую разработку олимпиадных заданий по русскому языку для 2-4 классов....

Авторская поэзия. Мастерская стиха. Хокку. 4 класс

Поэзия хокку таинственна как и сама Япония. Но если учитель полюбил её, то и дети будут относиться точно также. А какие прекрасные хокку они создают! На этом уроке они знакомятся с правилами перевода,...

Авторский урок технологии по теме: Работа с природным материалом «Чудесный мир живых красок»(2 класс)

Авторский урок технологии по теме: Работа с природным материалом  «Чудесный мир живых красок»(2 класс)  ...

Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс

Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...

Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")

Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г....

Авторская разработка по чтению "Сказки - народные и авторские"

данный материал позволяет сравнить сказки, дает возможность творческой деятельности всех учеников класса, дает возможность учителю организовать интересный урок....

авторская разработка - презентация к уроку чтения "Сказки- народные и авторские"

используется в помощь к технологической карте урока...