методика работы по В. Ф. Базарному
статья по теме
В статье представлена серия упражнений, которая препятствует развитию близорукости у младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_vladimira_bazarnogo.docx | 233.3 КБ |
prezentaciya_metodika_raboty_bazarnogo.pptx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Методика Владимира Базарного
Базарный Владимир Филиппович- доктор медицинских наук, руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Московской области.
Уже 30 лет он исследует состояние здоровья детей в школе. Офтальмолог по образованию, он обратил внимание на ухудшение здоровья ребенка при начале обучения в школе. Сначала его внимание привлекли факты детской близорукости и чрезмерное склонение детей при чтении и письме.
Чрезмерно низкое склонение при письме имеет отрицательное влияние на весь организм школьника: ухудшается зрение, нарушается осанка со всеми вытекающими последствиями- появляется смещение внутренних органов, ухудшается работа сердечно-сосудистой системы. Малая двигательная активность во время урока приводит к расслаблению мускулатуры, в том числе и мышц стопы, что ведет к плоскостопию.
В.Ф.Базарный на основе многолетних наблюдений и исследований в школе создал методику школьного обучения в нач. классах.
1. Бумажные офтальмотренажеры
• Разного рода траектории, по которым дети «бегают» глазами.
• На листе ватмана изображаются цветные фигуры (зигзаги, овалы, восьмерки, спирали и т.д.). Толщина линий – один сантиметр.
(См. приложение № 1)
2. Пирамидки
Детям предлагаются следующие задания:
1) Найди глазами две пирамидки.
2) Сосчитай, сколько во всех пирамидках красных колец, зеленых, черных и т.д.
3) Сколько у пирамидок красных колпачков, коричневых, зеленых, желтых и т.д.?
4) Сколько всего колец у пирамидок?
5) Сколько всего колпачков?
6) Сложи пирамидки в две группы. В первой группе на две (в два раза) пирамидки больше, чем во второй. Сколько пирамидок во второй группе?
Этот вид упражнения можно использовать довольно часто, меняя лишь варианты заданий.
(См. приложение № 2)
3. Тарелки
с разноцветными кружками
Детям предлагаются следующие задания:
а) Найди две одинаковые тарелки.
б) Найди тарелку, где есть цвет, который в других не повторяется.
в) Сколько всего красных, зеленых, синих кружков на всех тарелках?
г) Сколько всего кружков?
) Для Для выполнения тренажей с помощью зрительно-двигательных траекторий на стенах выше уровня глаз размещены плакаты размером 0,6х2,0 м с изображением фигур: овал, «восьмерка», волна, спираль (толщина линий 1 см). По просьбе учителя дети встают и изображают глазами, как кружится листочек, плывет по волнам кораблик, вьются снежинки и т.д. Глазки «пробегают» спираль или «восьмерку», тренируются.
С помощью стрелок указаны траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток:
вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке, по восьмерке. Каждая траектория отличается от других цветом. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание.
Упражнение выполняется стоя, руки на поясе, плечи развернуты. Плакат находится впереди вверху, укреплен над доской.
Благодаря этим упражнениям у детей повышается работоспособность, активизируется чувство зрительной координации, развиваются зрительно-моторная реакция, различительно-цветовые функции.
Кроме того, учитывается материал психологического воздействия цвета на ребенка.
Предлагаю некоторые рекомендации по использованию цветов на уроках:
а) русского языка – желтый цвет (стимулирует зрение);
б) математики – синий цвет (активизирует умственную деятельность, успокаивает);
в) литературного чтения (и на других предметах) – зеленый цвет (снимает переутомление).
(См. приложение № 4)
1. Какие функции имеет каждый цвет?
• Желтый – теплый и веселый, создает хорошее настроение.
• Зеленый – улучшает настроение, успокаивает.
• Голубой – улучшает настроение.
• Красный – возбуждает, раздражает.
• Коричневый – в сочетании с яркими цветами создает уют, без сочетания указанных цветов усиливает дискомфорт, сужает кругозор, вызывает печаль, сонливость, депрессию.
• Черный – в небольшой дозе сосредоточивает внимание, в большой – вызывает мрачные мысли.
• Белый – ухудшает настроение, вселяет не совсем ответственное отношение ко всему.
2. Некоторые рекомендации по использованию цветов на уроках:
• русский язык – желтый цвет (стимулирует зрение);
• математика – синий цвет (активизирует умственную деятельность, успокаивает);
• литературное чтение – зеленый цвет (снимает переутомление).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
пирамидки
Тарелки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика работы над задачами по технологии УДЕ
В предлагаемом материале описана методика работы над задачами с применением технологии укрупненных дидактических единиц (УДЕ) (автор П.М. Эрдниев).Ключевым моментом технологии является решение прямой ...
Методика работы над повышением орфографической грамотности творческих работ младших школьников
Методическая разработка системы занятий, направленных на повышение орфографической грамотности при написании творческих работ...
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
Из опыта работы. Методика работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе.
Данный материал представляет собой подробное описание методики работы над сказками на уроках литературного чтения в начальной школе....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ....
Методика работы над речевыми и неречевыми ошибками учащихся. Виды и типы речевых ошибок, методика их исправления. Обучение младших школьников самопроверке творческих работ.
Речевые и неречевые ошибки...
«Методика работы над устными вычислениями на уроках математики в начальной школе.» (из опыта работы)
Представлены различные приемы для отработки устных вычислений на уроках математики в начальной школе....