Концептуальные основы ФГОС НОО (статья и презентация)
статья по теме

Манешина Лариса Николаевна

 

           Концептуальные основы ФГОС НОО

 

 

Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы;  достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.

Система образования — сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы всего населения страны. Общее образование составляет основу, базис системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различные общественные организации.

 

Миссия стандартовпроявляется в том, что их реализация рассматривается в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.

Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов.

 

Новая идеология ФГОС НОО.Ключевой составляющей стандарта стали планируемые результаты ("Требования к освоению основных образовательных программ").

 

Новая формула выстраивания траектории обучения:

- планируемые результаты;

- соответствующие им виды учебной деятельности;

- необходимые средства обучения (ИКТ) для реализации уччебной деятельности.

 

Роль ИКТ в реализации новых ФГОС НОО.Востребованы будут только те ИКТ, которые позволяют анализировать, проводить самостоятельные исследования, а значит, способствовать достижению новых образовательных результатов.

 

Главные задачи стандартов:

развитие личности учащихся,

формирование "компетентности к обновлению компетенций"                                          

 

 

         В настоящее время стандарты  должны  выступить:

  • инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;
  • средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
  • фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества — с другой;
  • а также, одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

Вместе с тем новые стандарты должны создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно - правового регулирования деятельности системы образования.

 

К числу основных функций стандарта следует отнести:

  • обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;
  • обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализацию и достижение требований стандартов. Это позволит обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно будет опереться при организации последующего обучения. Стандарт явится важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах;
  • следующая функция -обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  • критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;
  • повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования  создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях — от учителя до руководителей образованием.

 

Изложенное выше в целом позволяет сформулировать основные направления государственной политики в сфере образования, реализуемые посредством образовательных стандартов.

1. Создание условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование, соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью.

2. Взаимное согласие общества и государства в области принятия и исполнения государственных образовательных стандартов.

3. Достижение нового качества общего образования в Российской Федерации, создание условий для полноценного развития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру. 

4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучающихся использовать предоставленные возможности для получения качественного образования.

5. Государственный контроль и ответственность за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов.

6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина.

7. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации.  Развитие национально – региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.

8. Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда.

 

 

Высокая миссия стандарта как государственной нормы, установление которой отнесено к компетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т. е. высших органов исполнительной власти, требует определения статуса стандарта и его места в системе нормативно - правовых документов системы образования.

Характеризуя статус стандарта, необходимо отметить, что в системе существующего законодательного поля системы образования стандарт становится важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

           Концептуальные основы ФГОС НОО

Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как нельзя лучше отвечает цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы;  достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.

Система образования — сфера жизни общества, в которой в той или иной мере представлены интересы всего населения страны. Общее образование составляет основу, базис системы, включает многие миллионы обучающихся, работников системы образования, затрагивает интересы членов их семей, работодателей, различные общественные организации.

Миссия стандартов проявляется в том, что их реализация рассматривается в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.

Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение образовательных стандартов.

Новая идеология ФГОС НОО. Ключевой составляющей стандарта стали планируемые результаты ("Требования к освоению основных образовательных программ").

Новая формула выстраивания траектории обучения:

- планируемые результаты;

- соответствующие им виды учебной деятельности;

- необходимые средства обучения (ИКТ) для реализации уччебной деятельности.

Роль ИКТ в реализации новых ФГОС НОО. Востребованы будут только те ИКТ, которые позволяют анализировать, проводить самостоятельные исследования, а значит, способствовать достижению новых образовательных результатов.

Главные задачи стандартов:

развитие личности учащихся,

формирование "компетентности к обновлению компетенций"                                           

        В настоящее время стандарты  должны  выступить:

  1. инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;
  2. средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
  3. фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества — с другой;
  4. а также, одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

Вместе с тем новые стандарты должны создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно - правового регулирования деятельности системы образования.

К числу основных функций стандарта следует отнести:

  1. обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;
  2. обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализацию и достижение требований стандартов. Это позволит обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно будет опереться при организации последующего обучения. Стандарт явится важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах;
  3. следующая функция - обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;
  1. критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;
  2. повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования  создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях — от учителя до руководителей образованием.

Изложенное выше в целом позволяет сформулировать основные направления государственной политики в сфере образования, реализуемые посредством образовательных стандартов.

1. Создание условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование, соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью.

2. Взаимное согласие общества и государства в области принятия и исполнения государственных образовательных стандартов.

3. Достижение нового качества общего образования в Российской Федерации, создание условий для полноценного развития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру.  

4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучающихся использовать предоставленные возможности для получения качественного образования.

5. Государственный контроль и ответственность за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов.

6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина.

7. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации.  Развитие национально – региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.

8. Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда.

Высокая миссия стандарта как государственной нормы, установление которой отнесено к компетенции Российской Федерации (ст. 43 Конституции РФ), т. е. высших органов исполнительной власти, требует определения статуса стандарта и его места в системе нормативно - правовых документов системы образования.

Характеризуя статус стандарта, необходимо отметить, что в системе существующего законодательного поля системы образования стандарт становится важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКТА «ШКОЛА РОССИИ» А. А. Плешаков

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКТА «ШКОЛА РОССИИ»   А. А. Плешаков. УМК по предметам, примерные программы....

Концептуальные основы

По Умк "Перспективная начальная школа"...

Концептуальные основы учебно-методического комплекта "Перспективная начальная школа"

В работе дано описание особенностей программы "Перспективная начальная школа"...

Концептуальные основы и программы (Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения»)

Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного возраста, в Программе отражается приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равны...

Концептуальные основы УМК программы «Начальная школа ХХІ века»

Цели начального образования на современном этапе не соответствует требованием общества и государства. В настоящее время целью начальной школы является развитие личности школьника – это сформированное ...

Концептуальные основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

                 Инклюзивное образование•обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных...