«Если добрый ты – это хорошо!» занятие по этикету
план-конспект по теме

разработка занятия по этикету в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_dobryy_ty_-_eto_horosho_zanyatie_po_etiketu.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Если добрый ты – это хорошо!»

Цель: Формирование у воспитанников представлений о доброте и доброжелательности.

Задачи:

Обучающие   I  Сформировать в сознании детей понятие «доброта»

                      II  Расширить знания обучающихся о доброте и о её роли в

                           жизни каждого человека.

Развивающие  I   Развить познавательный интерес, коммуникативные

                               способности, внимание, мышление

                       II   Развить правильное использование этикетных формул в

                               речи.

Воспитывающие  I  Воспитать эмоционально – положительный взгляд на

                                    мир этикета.

Форма проведения: интегрированное занятие.

Оборудование и материалы:

  1. семь белых полосок с написанными на них словами (радуга)
  2. стаканчики с водой, краски, кисточки
  3. улыбка (вырезанная из картона)
  4. полянка (нарисованная на ДВП)
  5. пять деревьев «доброты»
  6. карточки с пословицами (разрезанные)
  7. солнце с лучиками (проектор)
  8. азбука «кириллица» (проектор)
  9. слова песни «Если добрый ты» (проектор)
  10. таблица чувств
  11. цветные карточки (сердечки)

Музыкальное оформление:

  1. «Если добрый ты» (сл. М. Пляцковского, муз. Б.Савельева)
  2. «Дорога добра» (Ю.Энтин)
  3. «Улыбка» (В.Шаинский)
  4. «Веселая ламбада»

Ход занятия:

звучит фонограмма песни «Если добрый ты» сл. М. Пляцковского,

муз Б.Савельева дети рассаживаются на свои места

Пед: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Все сели правильно, красиво. Посмотрели друг на друга и улыбнулись. Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьезная тема нашего занятия, о которой вы узнаете чуть позже. А сейчас отгадайте мою загадку:

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо – мост

Чудо – мастер смастерил

Мост высокий без перил. (радуга)

Пед: Верно! Но наша радуга будет необычной. На белых полосках восковой свечой, я написала слова, вы раскрасите их красками и тогда сможете прочитать эти слова. (показываю сама и прикрепляю) Ваша задача – быстро раскрасить полоски соответствующими красками (только берите немного воды) и прикрепить их. Кто быстрее и аккуратнее.

        Ребята, для начала давайте вспомним, сколько цветов у радуги, и как они располагаются в цветовом спектре. Их последовательность легко запомнить по первым буквам шутливой фразы (спрашиваю у детей) «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»

  1. Дарить
  2. Общество
  3. Благородство
  4. Радость
  5. Общение
  6. Талант
  7.  Азарт

ребята выполняют задание, а педагог рассказывает

Пед: Цвета бывают тёплые (красный, оранжевый, желтый) и холодные (голубой, синий, фиолетовый). Назовите, пожалуйста, теплые и холодные цвета? Теплые цвета называются так, потому что напоминают цвет Огня, а холодные тона называются так, потому что ассоциируются со льдом и водой. Если в зелёный цвет добавить побольше жёлтого, то он будет относиться к теплым, а если синего то к холодным. Кроме того, известно, что различные цвета по-разному влияют на наше настроение. Они могут выражать радость, печаль, тревогу.

ребята рассказывают каждый о своем цвете, заранее подготовив

Красный цвет – цвет радости и победы, его любят смелые, властные, вспыльчивые люди, так же он характеризует силу воли и стремление к достижению цели, содействует поддержанию работоспособности, олицетворяет жизненную энергию, настойчивость. Внушает бодрость и веселье, помогает избавиться от тоски и отрицательных эмоций, цвет уверенности.

Оранжевый цвет – согревает и бодрит, цвет свободы, помогает преодолеть неудачи. Характеризует добродушие, оптимизм, общительность. Цвет юмора и предлагает дружбу, устраняет застенчивость, так же омолаживает душу, отличает терпимостью и милосердием, способствует развитию интеллекта, любимый цвет людей обладающих хорошей интуицией и мечтателей.

Желтый цвет – приносит смех, веселье, радость, развивает широкий взгляд на мир, помогает усваивать информацию, избавляет от плохих мыслей,   символизирует спокойствие, люди любящие этот цвет общительные, смелые, любопытные, так же желтый цвет отражает надежды на успех, ориентацию на дальнейшую работу.

Голубой цвет – ассоциируется с прозрачной водой и чистым небом, цвет возвышенности, святости, покоя, расслабленности, цвет правды, искренности. Исцеляет при стрессах и волнениях, приносит мир, спокойствие и уравновешенность. Люди любящие этот цвет чувствительные.

Зелёные цвет – самый гармоничный и уравновешенный из всех цветов Вселенной. Действует успокаивающе, приятен для глаз, цвет природы, поддерживает работоспособность. Цвет приводит в равновесие эмоции и взаимоотношения, цвет дружеских связей, располагает к щедрости, дает успокоение. Помогает избавиться от негативных эмоций и психического стресса.

Синий цвет –  побуждает к постижению смысла жизни, стремлению разгадать неизвестное. Этот цвет олицетворяет темный, загадочный океан, полный неожиданных открытий, снимает стресс и напряжение. Нравится скромным и спокойным людям.

Фиолетовый цвет – говорит об очень большой эмоциональности, этот цвет гармонично развитых людей, дает возможность обрести высшую энергию доброты, мудрости и любви.

после того как получится радуга, педагог рассказывает

Пед: Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему нашего занятия. О чем будем говорить? (о доброте) Мы поговорим об уважительном и заботливом отношении к окружающим, об очень важном и нужном качестве для человека о доброте.

Пед: Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими  не дружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и та иногда не сближает, а разъединяет их.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озариться душа красотой…

Ребята, а как думаете вы, что такое доброта? (ответы детей)

Пед: В словаре Сергея Ивановича Ожегова (показываю детям) слово «Доброта» определяется как «отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – всё положительное, хорошее, полезное. Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (ответы детей)

Пед: Доброта в первую очередь должна жить в ваших сердцах. ( появляются на проекторе слова)

Добрые сердца – это сады.

Добрые слова – корни.

Добрые мысли – цветы.

Добрые дела – плоды.

     Так позаботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Сегодня мы с вами попробуем создать свой сад доброты. Но для этого потребуется ваша доброта, любовь, доверие. Вместе, дружно, сообща, дерево за деревом, мы создадим этот сад, выполняя задания.

Пед: Я думаю, вы согласитесь со мной: если к человеку отнестись с добротой, то ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой.  Мне ответьте без ошибки, дружба начинается …(с улыбки) Улыбка ничего не стоит, но ценится очень дорого. Она длится мгновение, а памяти остается порой навсегда. Шекспир считал, что улыбкой можно добиться больше, чем мечём. Хочешь завоевать друзей? Улыбайся! Оглянитесь вокруг, какие улыбки нас окружают! И к нам в гости сегодня пришла улыбка. Она  такая добрая и ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней. И хочу, чтобы все вы тоже подружились с улыбкой. Я попрошу вас выйти ко мне, и встать полукругом. (дети выходят, встают полукругом) Я сейчас подойду к одному  из вас и передам улыбку со словами «Дарю тебе свою улыбку» (прикладываю улыбку ко рту). После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу, и т.д. последний игрок должен снова передать улыбку мне.

Дерево первое «Улыбка доброты»

звучит песня «Улыбка» В.Шаинского, проводится игра,

затем дети крепят дерево на полянку

Пед: Ребята, а скажите, пожалуйста, с какой буквы начинается слово «Доброта». Правильно, это буква «Д», а в древней азбуке буква «Д» означала «Добро». Еще с древности к словам вежливости и доброты народ всегда относился по-особому. Недаром говорят: «Доброе слова и кошке приятно». И поэтому уже много лет люди собирают и хранят народную мудрость пословицы и поговорки о добре в русском народном фольклоре. Я сейчас вам раздам карточки, на которых записаны начало и окончание пословиц, но они разрезаны, вы должны будете найти свою недостающую часть пословицы или поговорки, а затем зачитать.

Дерево второе «Пословицы  о добре»

На добрый привет……добрый ответ.

Про доброе дело……..говори смело.

Жизнь дана …………..на добрые дела.

Учись доброму………дурное на ум не пойдёт.

Добрым жить…………на белом свете веселее.

Доброе слово, …….....что дождь в засуху.

Доброе слово лечит,……..а злое калечит.

Злой не верит,………….что есть добрый.

Худо тому, кто…………не делает добра никому.

Добрая слава летит, ………а плохая – бежит

звучит музыка проходит игра, дети крепят дерево на «полянку»

Пед: Ребята, а какие слова могут обидеть? (ответы детей). Правильно! Плохие слова. А ласковое доброе слово душу согревает, как солнце. Есть солнце большое – оно на небе, а есть маленькое солнце – оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им, любит природу и бережёт её. А любовь и желание помочь другим, согревает нас самих, как солнце. У нас есть свое солнышко, только у него короткие лучики. Потому что на этих лучиках плохие слова. Сейчас мы сделаем так, что плохих слов вообще не будет, нам необходимо эти слова заменить противоположными по значению.

Плохой – «хороший»,      злость – «доброта»,                грусть – «радость»,

сердитый – «весёлый»,    грубость – «вежливость»,     плакать – «смеяться», жадность – «щедрость»,    ложь – «правда»,                жестокость – «жалость»,  недовольство – «приветливость»

Дерево третье «Доброе солнышко»

Солнце на проекторе, проходит игра, дети крепят дерево

Пед: Жизнь, достойная человека – это жизнь построенная на добре. Каждый день, жизнь предоставляет нам шанс быть достойным, добрым человеком: идете ли вы по улице, садитесь ли вы в автобус, делайте ли вы какие – либо домашние дела, общаетесь с друзьями. Скажите, у какого человека больше друзей – у доброго или злого? (ответы детей) Улыбка, доброта и чуткость – это ключики к душе каждого человека, к пониманию друг друга. Есть одно хорошее правило: «Легко, если вместе». А вы хотите, чтоб у вас было много друзей? (ответы детей) Давайте посадим в наш сад «Дерево дружбы». А за одно и проверим это правило, я прошу вас выйти ко мне.

Дерево четвертое «Дерево дружбы»

Первый раз движения совершаются без музыки, затем два три раза под музыку «Веселая ламбада».

Раз, два, три, четыре,

Лучше всех танцуем в мире.

Все, друзья, к нам в круг вставайте

И движенья повторяйте!

Мы шагаем все вперёд

С приседаньем поворот.

«Рыбкой» руки мы сложили,

По морю синему поплыли.

А теперь волна вперёд

На носочках поворот.

Руки вверх потянем,

С неба звёздочку достанем

Теперь партнеру впереди

На плечи руки положи.

Танец танцуем что надо,

Пусть это будет ламбада!

После игры дети крепят дерево

Пед: Доброта – это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желание другого – одно удовольствие, честное слово! Может быть, поэтому ещё в старой азбуке буквы назывались словами.

(на проекторе азбука «кириллица»)  

А – аз

Ж – жевете

Б – буки

З – земля

В – веди

Л – люди

Г – глаголь

М – мыслите

Д - добро

П – покой

Пед: Азбука как бы призывала: «Люди Земли, мыслите, думайте и творите добро» пусть эти слова будут девизом на всю вашу жизнь. Совершать добрые поступки – это значит делать людей и себя счастливыми. О доброте есть много замечательных стихотворений, давайте послушаем их (дети читают стихотворение «Доброта»)

                                        «Доброта»                                                  Н.Тулупова

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Пед: А давайте сейчас споем вместе с вами знакомую нам песенку из м\ф «День рожденье кота Леопольда», «Если добрый ты», дружно подпеваем.

Дерево пятое «Доброта старой азбуки»

Чтение стихотворений, исполнение песни «Если добрый ты»

(слова на проекторе) дети крепят дерево.

Пед: Вот наш сад и наполнился «Добрыми деревьями». Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

     Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего, главное умение - научиться слушать себя, и не давать волю злым чувствам. Ведь добро и зло всегда идут рядом, так же как любовь и ненависть. Ребята, а какой же человек по-настоящему счастлив – обладающий положительными или отрицательными чувствами. (ответы детей)  

Пед: Каждый из нас может испытывать разные чувства, в зависимости от ситуации игра «Живая радуга чувств»

Перед вами карточки (сердечки) разных цветов и таблица (на проекторе), в которой  записаны человеческие чувства. Прочитайте, подумайте и подберите каждому чувству свой цвет.

звучит классическая музыка, дети работают

Ложь

Любовь

Печаль

Радость

Счастье

Красота

Пед: Итак, какого цвета у вас радость? Почему? Когда испытывали такие чувства? (ответы детей)

        Я вижу, что на нашей «Радуге чувств» преобладают сочные, солнечные, яркие цвета я уверена, что в вашей душе живут такие же светлые чувства. Эти чувства помогают человеку найти свое место в жизни, любимую работу, верных друзей.

      Ребята, старайтесь всегда поступать по законам доброты – это красиво, почётно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми.

Пед:

А перед тем как нам расстаться

И уйти всем по домам,

Хочется мне попрощаться,

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были,

Слов волшебных не забыли

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями

Расстаемся мы сейчас,

Добрый путь вам!

В добрый час!

Пед: Наше занятие закончено. Большое вам спасибо, вы сегодня очень хорошо поработали. До свидания.

звучит песня «Дорогою добра» Ю.Энтин, ребята расходятся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Если добрый ты – это хорошо.

Занятие расширяет знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях....

"Если добрый ты- это хорошо"

Внеклассное мероприятие которое я провела 2007 году.  А теперь я вспомнила о нём . Цель занятия:1) расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применение  в жизненных события...

Открытый урок по культуре общения "Если добрый ты - это хорошо!"

Нашим современным детям так не хватает доброты, тактичности, сочувствия. Поэтому данная тема урока актуальна. Урок содержит практический материал, позволяющий каждому ребёнку задуматься о добре, вежли...

Если добрый ты - это хорошо!

Представляю презентацию к внеклассному открытому мероприятию, посвященному доброте, отзывчивости. Целью мероприятия является воспитание чувства доброты, отзывчивости, ответственности за свое деяние. В...

Час этики «Если добрый ты – это хорошо!»

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «Доброта» определяется как «отзывчивость,  душевное расположение к людям, стремление делать добро другим». Добро – все положительное, хорошее, полез...

Конспект занятия "Если добрый ты - это хорошо"

Внеклассное занятие "Если добрый ты-это хорошо"...

Тема внеклассного занятия: «Если добрый ты - это хорошо»

- сформировать у детей понятие «доброта»;- сформировать потребность в совершении добрых дел;- выявить правильные и ошибочные представления о доброте и добрых делах;- пробудить интерес к чт...