Стрессовая ситуация, как быстро оказать себе помощь
статья

В современной России требуется образование, в котором роль науки распространяется на все компоненты образовательного процесса.  В образовательной среде учащиеся получают навыки социализации которые необходимы для развития гармоничной целостной личности. Поэтому, правильная организация поликультурного педагогического процесса, использование нетрадиционных подходов в работе психолога, в работе с родителями, педагогическое и психологическое сопровождение каждой отдельной личности ребенка так необходима в наши дни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_bezovasnost_v_obrazovatelnoy_srede.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» «Я – ЛИЧНОСТИ» КАК ОСНОВА ТОЛЕРАНТНОГО И ИНТЕЛЛИГЕНТНОГО ОБЩЕСТВА

Обновляющаяся Россия находится на пути к новому порядку. Поэтому современной России требуется образование, в котором роль науки распространяется на все компоненты образовательного процесса. Научные смыслы выступают основными единицами образовательной матрицы и включают личность ребенка в образовательный процесс жизнедеятельности реалий по поддержанию, сохранению и обеспечению «психологического здоровья».

Школьное обучение в наше время является обязательным для всех детей. Без получения аттестата рассчитывать на благополучную жизнь крайне сложно. Чтобы найти свое место в современном обществе каждому человеку приходиться прожить часть своей жизни в «учении» в школе, в «постижении знаний». Поэтому очень важно это время посвященное образованию провести в комфортной и безопасной обстановке (насколько это возможно).  За крайне короткий срок нужно усвоить много знаний, получить необходимые умения и стать самодостаточным человеком.

Именно за формирование самодостаточной личности и отвечает «психологическое здоровье», которое в свою очередь и обеспечивает безопасность в образовательной среде.

Один из основных психологических принципов гласит «не навреди», думаю что свое место этот принцип должен найти и в образовательном процессе как «исходной территории». С точки зрения педагогики образование вооружает ребенка знаниями, умениями и навыками. А психология должна вооружить средствами самопонимания, самопринятия, самопознания, и саморазвития, чтобы определить свое место в жизни (в соответствии с его возрастом).

Еще В.А.Сухомлинский писал: «Огромную роль играет эмоциональная окраска. Если ребенок берется за книгу с нежеланием, это не только угнетает его духовные силы, но и неблагоприятно отражается на сложной системе взаимодействия внутренних органов». Именно образовательная среда пробуждает весь спектр эмоций. Учащиеся сталкиваются с новыми для себя ситуациями, познают мир с разных сторон, открываются  для себя новые человеческие отношения, поэтому так важно обеспечить условия доброжелательности, уважения, дружбы, взаимопомощи и взаимопнимания.  

Эксперты «всемирной организации здравоохранения» считают, что воспитание ребенка в школе оказывает существенное влияние на его психосоциальное развитие. Именно в образовательной среде учащиеся получают навыки социализации которые необходимы для развития гармоничной целостной личности. Именно здесь субъекту ученику передается потенциал предшествующего развития поколений и идет становление смысловой сферы, обращенной внутрь субъекта и влияющий на его жизненную позицию, поведенческий и социальный выбор.

Во время получения образования ребенок взаимодействует с субъектами образовательного пространства – общается со взрослыми (педагоги), детьми (одноклассники, школьники из других классов), взаимодействует с информационной средой (получение и усваение знания). С первых дней пребывания ребенка в образовательной среде характер его взаимоотношений с субъектами образовательного пространства каждый день меняется. 1)Появляется новый вид деятельности, предъявляющий ранее неизвестные требования. 2)Появляются новые люди, которые начинают влиять как на изменение характера педагогического, социального общения , так и на развитие всех сторон личности ребенка. 3)Происходит переоценка той системы ценностей, которая сформировалась в условиях дошкольного детства, т.к. теперь он школьник, т.е. человек, имеющий формальный социальный статус.

Все это способствует возникновению определенных трудностей и травмирующих ситуаций. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром. Согласно определению, даваемому психологами Т.Томашевским и М.Тышковым, какая-либо ситуация становится трудной, если возникает несоответствие между ее основными элементами: потребностями (целями) человека, его возможностями и условиями деятельности. Иначе говоря, трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т.п.) и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями.  

В школьном возрасте дети могут столкнуться со следующими травмирующими ситуациями связанными с образовательной средой, а именно: ситуации связанные с отсутствием или утратой чувства защищенности; ситуации связанные со снижением ценности «Я»; ситуации связанные с некомфортностью в общении, неприятие детским коллективом, педагогом, враждебное отношение педагогов, смена школьного коллектива; нерациональная организация образовательного процесса, стрессовая среда на уроках, авторитаризм  (стрессовая педагогика) учителя, игнорирование учителем его индивидуальных особенностей и механизмов психики, недостаточный уровень культуры здоровья учителя, его ориентация на «зуновскую» образовательную парадигму.

Существуют и типично учебные стрессовые ситуации, с которыми учащиеся сталкиваются практически ежедневно: ответ ученика перед классом, получение плохой отметки, неудовлетворенность родителей успеваемостью детей, неспособность справиться с учебной нагрузкой.

Оградить, или полностью исключить влияние школьных трудностей на детей невозможно, но можно (и наверное нужно) научить противостоять им т.е. научить учащихся ценить, формировать и укреплять свое здоровье. Для решения данной задачи необходима целостная система учебно-воспитательной работы которая организует здоровьеориентированный образовательный процесс. Очень большую роль  в этой системе играет  педагог, его личность, стиль его педагогической деятельности, методы и приемы используемые при преподавании.

На помощь учителю приходят ученые, которые предлагают разные варианты решения проблемы сохранения здоровья учащихся на уроке и вне урока. Условно выделили пять научных подходов. Гигиенический подход заключается в снижении внешних отрицательных факторов воздействия на здоровье учащихся посредством регламентации образовательного процесса и отдельных его видов. Психологический подход основывается на учете возрастных особенностей детей. Технологический подход состоит из совокупности здоровьесберегающих методов, приемов, используемых учителем на уроке и вне урока. Психофизиологический подход – учет индивидуальных особенностей учащихся. И самый оптимальный комплексный подход объединяет все вышеперечисленные подходы и дает возможность социализации личности, т.е. вхождения ученика в образ «Я – личности» - универсального субъекта с устойчивым «психологическим здоровьем»

Белухин Д.А. считает, что основная техника действия учителя должна быть основана на самогенном (порождающем здоровье) мышлении. Данная техника включает в себя три компонента: бессловесные действия (эмоциональный настрой, физическое самочувствие и способы психологической «пристройки» к объекту воздействия), словесные действия (стиль педагогической деятельности), внутренняя техника (контроль за психологическим состоянием). Очень большую роль играет личность педагога, его стиль преподавания, педагогическая концепция. Известно, что обучение может быть когнитивно-ориентированным, когда главное — выполнить учебную программу любой ценой, когда личность ученика, его запросы и интересы отступают на второй план, и личностно-ориентированным, это развивающее обучение, учитывающее интересы и стремления ученика, предполагающее, в своём крайнем выражении, педагогическое общение в стиле гуманистической психологии. Естественно, что личностно-ориентированное обучение способствует уменьшению вероятности нанесения психических травм по сравнению с когнитивно-ориентированным обучением. Так происходит становление личностно-ориентированной модели научного образования в поликультурном образовательном пространстве.

Здоровье учащихся напрямую связанно с качеством образования. Качество образования  - это интегральное понятие, представляющее синтез духовных, психофизических, интеллектуальных, творческих, экономических и др. сторон жизни. Для того, чтобы повышалось качество необходимо обновлять содержание в соответствии с современными требованием общества. По каким же основными принципам отбирать  и выстраивать современное базисное содержание образовательного процесса, чтобы обеспечить учащимся психологическую безопасность? Содержание образования должно: иметь развивающий характер; системный характер; включать в себя интегративное знание;  вводить детей в мир культуры не только родной, но и других народов – иными словами обеспечивать поликультурное воспитание; учитывать особый подход к здоровью ребенка, оберегающий и укрепляющий его психику. Стимулом для здоровьесбережения может стать: совершенствование содержания образовательного процесса (новые образовательные программы и педагогические технологии, личностно-ориентированная модель научного образования), правильная организация поликультурного педагогического процесса, использование нетрадиционных подходов в работе психолога, в работе с родителями, педагогическое и психологическое сопровождение каждой отдельной личности ребенка).

На основе вышеизложенного полагаю: процесс обновления России как «общее» выступает первопричиной  и основанием для развития научного образования как «особенного»; процесс обновляющегося научного образования выступает в качестве «исходной территории» как «общее» и являются первопричиной и основанием становления и утверждения личностно-ориентированной модели как «особенного»; образовательная матрица научных смыслов поликультурного пространства личностно-ориентированной модели как «общее» выступает основанием для включения личности ребенка в образ «Я – личности», т.е. универсального субъекта, активно участвующего в образовательном процессе жизнедеятельности реалий по поддержанию, сохранению и обеспечению «психологического здоровья» как «особенного»; «психологически здоровая» толерантная и интеллигентная личность человека как «особенное» в свою очередь формирует толерантное, интеллигентное общество и является его основанием в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стрессовые ситуации в школе

на родительских собраниях необходимо родителям сообщать о трудностях и стрессах,которые испытывают дети, способы решения этих проблем...

Первая помощь в острой стрессовой ситуации

В стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений! Исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении жизни)Сосчитайте до десяти! (совет от наших предков)Старайтесь пра...

Профилактика стрессовых ситуаций и эмоционального выгорания педагога

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно дл...

Лекция "Когда мы находимся в стрессовом состоянии,"

Когда мы находимся в стрессовом состоянии,...

Тренинг "Преодоление стрессового состояния"

Все больше людей жалуются сегодня на стресс. Наша профессия предъявляет все более высокие требования к каждому из нас, мы должны достигать безупречных результатов в условиях постоянного цейтнота и рас...

Профилактика стрессовых и конфликтных ситуаций в образовательном процессе? Мастер-класс

Здравствуйте, У каждого человека за период его жизни могут возникнуть межличностные проблемы или конфликты. У учителя, поверьте мне, их в разы больше. Сегодня мы с вами попробуем разобрать несколько с...

Родительское собрание "Как преодолеть стрессовые ситуации".

Стрессовые ситуации бывают в жизни разных людей. он особенно тревожно родителям. когда стресс у ребенка....