Родительское собрание "Как преодолеть стрессовые ситуации".
классный час (1, 2 класс)

Стрессовые ситуации бывают в жизни разных людей. он особенно тревожно родителям. когда стресс у ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_perezhit_stressovye_situatsii.docx24.83 КБ

Предварительный просмотр:

Как пережить стрессовые ситуации

Цель:

научить родителей младших школьников грамотно выходить из стрессовых ситуаций, помочь в решении проблем, связанных с вредными привычками младших подростков;

научить родителей умению бесконфликтного общения со своими детьми в стрессовых ситуациях.

Форма:

беседа-диалог с элементами ситуативного практикума.

Участники:

•        классный руководитель, родители, школьный педагог-психолог.

Подготовительный этап:

•        классный руководитель предварительно изучает литературу по проблеме, готовит тексты заданий для родителей.

Оборудование, оформление:

выставка литературы по проблеме собрания;

наглядные материалы по обучению родителей различным способам бесконфликтного общения;

задания для родителей.

Ход родительского собрания 

вступительное слово КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

У третьеклассников часто могут возникать как в школе, так и дома стрессовые ситуации. Не удивляйтесь, даже в раннем школьном возрасте у младших школьников возникает много жизненных (по их мнению) проблем.

Независимо от того, является ли это кратковременным или длительным состоянием, родителей неизбежно ждут тревоги и волнения.

Психическое расстройство может быть таким же мучительным, как и любое другое физиологическое. Зачастую проблему, оказывается, нелегко выявить по внешним признакам: ее симптомы трудно понять и описать.

Виды стрессовых ситуаций

Беседа-диалог

1. Депрессия.

Младшие подростки часто бывают мрачными, поэтому трудно сказать, когда ребенок действительно находится в состоянии депрессии. Представим, что два третьеклассника так описали свои переживания во время депрессии:

«Все мои мысли были негативными. Если я думала о себе, я ненавидела себя; если я думала о других людях, я ненавидела их. Мне ничем не хотелось заниматься, поскольку все казалось бесполезным и ненужным. Я не могла выносить общество людей и не могла оставаться наедине с собой. Я постоянно думала об одном и том же. Я знала, что люди стараются помочь мне, но они только раздражали меня. Я знала, что веду себя  неразумно, но не могла остановиться».

«Я не сердился. Мне не было грустно. Я ничего не чувствовал, ни к чему не испытывал интереса. Жизнь казалось серой, и я все время ощущал усталость. Все требовало огромных усилий, и я не видел смысла стараться что-то делать. Я не мог встречаться с другими людьми, даже когда они разговаривали со мной, мне казалось, что они находятся в каком-то другом мире».

Депрессия приносит с собой множество мучительных чувств: отчаяние, безнадежность, беспомощность, вину, стыд, внутреннюю опустошенность и убежденность в своей ненужности, бездарности и бесполезности. Иногда это вызвано конкретными причинами, но в других случаях депрессию нелегко связать с какими-либо внешними факторами. Кажется, что причина находится внутри человека.

Причина может быть физической. Плохое питание, генетическая предрасположенность, определенные болезни вроде гриппа, изменения гормонального баланса могут способствовать депрессии. Конфликт с одноклассниками, запугивание более «сильного» и «влиятельного» младшего школьника или старшеклассника, неприязнь к учителю или резкое падение авторитета в классном коллективе. Недостаток дневного света в зимние месяцы тоже служит толчком к депрессии у некоторых людей. Многие эксперты считают одной из главных причин угнетенного состояния неосознанное оплакивание какой-либо утраты. Все мы реагируем на утрату со смешанными чувствами — с печалью и негодованием, иногда со стыдом и страхом. Эти чувства естественны. Если человек не может открыто выразить их, он оказывается вовлеченным в состояние хронической депрессии.

В подростковом возрасте многое приобретается, но многое и теряется. Один из примеров крупной утраты — потеря детской зависимости от родителей.

Например, некоторые дети в раннем возрасте могут обнаружить, что они получают со стороны взрослых больше внимания, если им грустно или если они больны. Это наблюдение может стать частью их жизненного сценария: вырастая, они ищут возможность повторить свой опыт.

Другой причиной депрессии может стать гнев, обращенный на себя, который является естественной реакцией на угрозу или огорчение. Но люди, не способные или не желающие открыто выражать свой гнев, могут обратить его на себя.

Какова бы ни была причина депрессии, очень трудно жить с человеком, страдающим этим расстройством. Он может быть чрезмерно требовательным и придирчивым, раздражительным и нетерпеливым, вялым и апатичным. Он может замыкаться в себе и даже, несмотря на физическое присутствие, находиться где-то в своем мире. Признаками депрессии могут быть потеря аппетита или излишнее употребление пищи, беспорядочный сон, чрезмерная раздражительность.

Возможный план действий:

Помогая страдающему депрессией младшему школьнику, можно установить с ним более тесные отношения, однако это может стать причиной крайнего вашего расстройства. Если ваши попытки помочь будут отвергнуты, вы сами можете впасть в депрессию.

Младшему подростку, страдающему от депрессии, нужно показать, что вы любите его, однако это непросто, поскольку его поведение может быть очень неприятным. Если вы проводите некоторое время в его обществе, с симпатией слушаете его и оказываете ему внимание, ему становится легче бороться с депрессией.

Приобщайте ребенка к работе над переменами к лучшему. Поддерживайте любые конструктивные действия для отступления от повседневной рутины. Обратитесь за помощью к школьному психологу.

Попытайтесь не стыдить и не критиковать подростка за «несобранность» — это никогда не помогает, но лишь усиливает чувство вины, которое он, возможно, уже испытывает. Похвала более эффективна, чем критика, хотя страдающий от депрессии человек часто отказывается от похвал в свой адрес.

Остерегайтесь принимать слишком деятельное участие в жизни школьника. Например, вы можете сознавать необходимость быстрых и решительных мер. Вам может показаться проще позвонить по телефону или сделать что-либо самому, чем попытаться склонить подростка к самостоятельным действиям. Однако ваши поступки могут лишь усилить его депрессию.

Эта проблема не имеет простого решения. Обстоятельная беседа может принести облегчение и помочь вам разобраться в своих мыслях. Если вы подозреваете, что поведение младшего подростка вызвано чем-то большим, чем плохое настроение, посоветуйтесь с лечащим врачом.

Не пренебрегайте собственными потребностями. Люди, страдающие от депрессии, имеют склонность тянуть за собой других. Делитесь своими тревогами с друзьями, и если другие люди готовы разделить с вами ответственность за заботу о подростке, позвольте им помочь.

2. Беспокойство.

Все мы время от времени испытываем беспокойство. Такие ситуации, как встречи с новыми людьми, занятия новой деятельностью, предстоящая контрольная работа, исполнение порученного задания могут служить источником беспокойства для младшего школьника. Обычно беспокойство оказывается полезным. Слегка нервное состояние делает человека более оживленным и внимательным. Проблемы возникают, если беспокойство усиливается до такой степени, что мешает нормальному мышлению.

Беспокойство связано со страхом, являющимся частью реакции «бегства от ситуации», развито у большинства даже взрослых людей. В случае угрозы - наше тело автоматически готовится к ней: мускулы напрягаются, сердце начинает биться быстрее, подавая кровь к мышцам и мозгу, дыхание учащается, предоставляя легким больше кислорода, потоотделение препятствует перегреву тела, пищеварительная система замедляет работу, и во рту становится сухо. Происходит выброс гормона адреналина, обостряющего наши физические реакции. Когда опасность остается позади, тело начинает функционировать в нормальном режиме.

Если энергия, порождаемая подобной реакцией, не высвобождается, наше тело и разум остаются напряженными в ожидании новой угрозы. Это состояние мы обычно называем беспокойством. Его проявления могут быть очень неприятными и пугающими.

Возможный план действий:

Если ваш ребенок постоянно обеспокоен, постарайтесь поговорить с ним и выяснить причину его страха. Беспокойство может быть вызвано легкоустранимыми причинами. Если это не так, обсудите с ним, что, по его мнению, могло бы оказать ему наибольшую помощь.

Методики расслабления оказывают неоценимую помощь в преодолении беспокойства. Научите простейшим известным вам методикам расслабления вашего третьеклассника

3. Знакомство с наркотиками.

Заподозрив или обнаружив, что ваш второклассник уже знаком с наркотиками, вы испытываете сильнейшее потрясение. Родителям младших школьников трудно иметь дело с этой проблемой, чаще всего они просто не верят, что третьеклассник может что-то знать о наркотиках. Все мы читали или слышали о широкой доступности наркотиков (даже в школе при общении со старшими подростками), поэтому нам нетрудно опасаться самого худшего.

Для большинства младших школьников, имеющих отношение к наркотикам, увлечение разговорами о наркотиках (реже — употребление) является частью периода экспериментирования, из которого они выходят без каких-либо серьезных проблем. Старшие подростки прибегают к наркотикам по тем же причинам, что и взрослые: чтобы расслабиться, чтобы справляться со стрессами повседневной жизни, чтобы хорошо себя чувствовать. Именно об этих ощущениях они и информируют младших школьников

Возможные признаки употребления наркотиков. Некоторые признаки употребления наркотиков совпадают с признаками нормального взросления, поэтому не делайте слишком поспешных выводов, если у младшего подростка проявлен один из перечисленных признаков:

—        неожиданные перемены настроения от радости к унынию; переходы от оживленного состояния к «летаргическому»;

необычные реакции, например, раздражение, агрессивность или чрезмерная болтливость;

потеря аппетита;

потеря интереса к вещам, которые раньше были важными: к друзьям, хобби, спорту;

нехарактерные приступы сонливости;

доказательства лжи или скрытное поведение;

необычные пятна, запахи или следы на теле и одежде подростка;

исчезновение денег или ценностей из дома;

необычные порошки, таблетки, капсулы; смятая алюминиевая фольга. Возможный план действий:

•        Многие дети говорят «нет», когда им предлагают наркотики; другим оказывается труднее отказаться. Если вы научите своего ребенка твердо говорить «нет», то окажете ему огромную услугу.

•        Как вы уже знаете, неудачно сказанное слово может вызвать вспышку возмущения, поэтому вам нужно проявить большую осторожность и терпение в разговоре с младшим школьником. Если свидетельства употребления наркотиков несомненны, вы будете расстроены, рассержены и испуганы, но постарайтесь не давать этим чувствам доминировать над вашими реакциями. Ожесточенные обвинения не принесут пользы. Перед откровенным разговором с ребенком обсудите вопрос со своим партнером и скоординируйте действия. Если вы одиноки, полезно поговорить с другом, понимающим вашу ситуацию. Возможно, вам стоит поговорить со своим врачом, другими родителями или учителями, чтобы увидеть проблему в перспективе. Не нужно делать из мелкой проблемы большую, выдвигая необоснованные предположения. Разговаривая со своим сыном (дочерью), постарайтесь выяснить, какие наркотики он употреблял, как часто и почему. Оставайтесь как можно более спокойным и рассудительным, поскольку подросток может говорить о таких вещах открыто лишь в том случае, если он чувствует, что вы, в общем, и целом находитесь на его стороне.

Если становится ясно, что младший школьник находится в стадии экспериментирования, не нужно допускать наличия у него болезненного пристрастия. Однако вам представляется хорошая возможность поговорить об этом, объяснить факты в вашем понимании, подтвердить ваши ценности, описать ваши страхи и тревоги. Делайте упор на то, что вы любите своего ребенка и заботитесь о нем. 

Если вы обнаруживаете, что младший подросток употребляет наркотики регулярно, вам следует прибегнуть к профессиональной помощи. Самому справиться с проблемой очень трудно, почти невозможно. Существует много организаций, предлагающих поддержку и советы.

4. Нюхание клея.

«Нюхание клея» — общее название для вдыхания паров некоторых видов клея, растворителей и других домашних или промышленных продуктов. Это не новая идея, в сущности вдыхание паров ароматических веществ для получения удовольствия практиковалось в течение очень долгого времени. Например, сжигание ладана во время религиозных обрядов является очень древним ритуалом. Но как бы то ни было, нюхание клея может причинить серьезный ущерб здоровью и не является проблемой, которую можно игнорировать.

Как и в других видах болезненных пристрастий, причины, побуждающие даже младших школьников нюхать клей, различны в каждом конкретном случае. Любопытство, скука или подражание старшим (подражание другому опыту), стремление «быть взрослыми» и «независимыми» являются, наверное, самыми распространенными причинами. Сама процедура проводится в группе, и таким образом подростку предоставляется возможность заняться неким подобием общественной деятельности. Желание присоединиться к группе может подтолкнуть его к нюханию клея из бравады перед сверстниками. Клей и промышленные растворители более дешевы и доступны, чем наркотики и алкоголь.

Риск серьезен, хотя смертельные исходы сравнительно редки. Для большинства детей нюхание клея является случайным опытом и частью обычного подросткового экспериментирования.

Наиболее очевидные признаки:

химический запах, ощущаемый от дыхания или одежды подростка;

пустые емкости из-под растворителей, оставленные в разных местах;

необычные болезненные участки на теле, покраснение или сыпь вокруг носа или рта;

постоянный раздражающий кашель;

потеря веса, отсутствие аппетита;

невнятная речь;

любые неожиданные перемены в поведении;

отказ сообщить о своем местонахождении;

пропуски учебных занятий или неожиданное ухудшение успеваемости в школе.

Возможный план действий:

Заметив любой из перечисленных признаков, не делайте поспешных выводов. Они вполне могут иметь другое объяснение.

Если вы подозреваете, что подросток нюхает клей, посоветуйтесь с другими родителями, семейным врачом или учителями, имевшими дело с этой проблемой.

Разговаривая с сыном (дочерью), постарайтесь сохранять спокойствие. Поощряйте его желание поговорить о своих тревогах и проблемах. Опишите ему причины своих страхов и попытайтесь выяснить, какие выгоды он извлекает из своего болезненного пристрастия. Может быть, оно предоставляет ему дружеское общение? Может быть, это способ избавиться от скуки?

Постарайтесь не начинать ссор, но в то же время четко и ясно скажите о своих чувствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 3 классе на тему "Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка"

Проблема влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника....

Стрессовые ситуации в школе

на родительских собраниях необходимо родителям сообщать о трудностях и стрессах,которые испытывают дети, способы решения этих проблем...

Родительская поддержка и создание ситуации успеха

Почему до поступления в школу ребенок чувствовал вкус успеха и отличался оптимизмом? Успех сопутствовал ему потому, что он самостоятельно, опираясь на свой разум справлялся с важными для него пр...

Стрессовая ситуация, как быстро оказать себе помощь

В современной России требуется образование, в котором роль науки распространяется на все компоненты образовательного процесса.  В образовательной среде учащиеся получают навыки социализации ...

Первая помощь в острой стрессовой ситуации

В стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений! Исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении жизни)Сосчитайте до десяти! (совет от наших предков)Старайтесь пра...

Профилактика стрессовых ситуаций и эмоционального выгорания педагога

Профессия педагога является одной из наиболее деформирующих личность человека. Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать. Незаметно дл...

Профилактика стрессовых и конфликтных ситуаций в образовательном процессе? Мастер-класс

Здравствуйте, У каждого человека за период его жизни могут возникнуть межличностные проблемы или конфликты. У учителя, поверьте мне, их в разы больше. Сегодня мы с вами попробуем разобрать несколько с...