МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?»
методическая разработка (2 класс) по теме

Бровченко Нина Александровна

 

Данная  методическая разработка создана по программе «Разговор о правильном питании», авторы М.М.Безруких, Т.А. Филиппова, по теме: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?». Методическая разработка рекомендуется для учащихся 2 классов.

При проведении занятия использованы различные виды и  формы работы, такие  как: игра-исследование, викторина, сюжетно-ролевая игра, ребусы, кроссворд, создание творческого альбома по теме: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?».

Данное мероприятие было проведено на занятиях кружка «Разговор о правильном питании», в котором принимали участие не только дети, но и их родители.

Это занятие позволяет:

  •  формировать  положительное отношение  к здоровому питанию ;
  • расширить представление детей о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона;
  • расширить представление детей об ассортименте каш и их свойствах;
  • познакомить  с добавками для каш;
  • познакомить с растениями и крупами, из которых готовят каши;
  •  прививать любовь  к кашам;
  • научить детей составлять ежедневное  меню с включением различных каш;
  • воспитать любовь к природному миру, дарящему полезный пищевой продукт;
  • воспитать  уважение  к  труженикам  пищевой отрасли.

Новизна данной работы  заключается в том, что в ней объединены нетрадиционные  и разнообразные  формы работы на занятиях в кружке, а также постоянная совместная работа родителей и детей  при  создании творческого альбома,  подготовке  и проведении  сюжетно-ролевой  игры.

 

 

Данное мероприятие было проведено на занятиях кружка «Разговор о правильном питании», в котором принимали участие не только дети, но и их родители.

Это занятие позволяет:

  •  формировать  положительное отношение  к здоровому питанию ;
  • расширить представление детей о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона;
  • расширить представление детей об ассортименте каш и их свойствах;
  • познакомить  с добавками для каш;
  • познакомить с растениями и крупами, из которых готовят каши;
  •  прививать любовь  к кашам;
  • научить детей составлять ежедневное  меню с включением различных каш;
  • воспитать любовь к природному миру, дарящему полезный пищевой продукт;
  • воспитать  уважение  к  труженикам  пищевой отрасли.

Новизна данной работы  заключается в том, что в ней объединены нетрадиционные  и разнообразные  формы работы на занятиях в кружке, а также постоянная совместная работа родителей и детей  при  создании творческого альбома,  подготовке  и проведении  сюжетно-ролевой  игры.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:            «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?»   

Задачи:  

Расширить представление детей о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона;

Расширить представление детей об ассортименте каш и их свойствах;

Сформировать представление о том, из каких растений и круп можно сварить кашу.

Сформировать представление о добавках для каш.

Ход занятия:

ВЕДУЩИЙ: Ребята, я приветствую вас на нашем занятии «Разговор о правильном питании».  Отгадайте загадки  и вы узнаете его тему.

1.Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? (ответ: каша)

2.Черна, мала крошка,
А угодья много в ней,
В воде поварят,
Ребята съедят.  (ответ: каша)

3.В городе Торжке
Продают бабу в горшке. (ответ: каша)

 ( Чтение детьми пословиц о каше).

Кашу маслом не испортишь.

Каша - мать наша.

Кашу есть - зубов не надо.

Горе наше гречневая каша: есть неохота, а покинуть жаль.

Где блины, там и мы, где с маслом каша, там и место наше.

Хороша кашка, да мала чашка.

Горе наше, что без масла каша.

Что за обед, коли каши нет.

Кашу ешь, а ножом не режь.

Наше занятие называется: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?»   

Что на завтрак? Снова каша!

Ох, не любит её Маша.

Набиваешь полный рот,

А в живот всё не идёт.

Что же делать? Как же быть?

Без неё ведь не прожить:

Ловкость, силу придаёт.

Так что, отправляйся в рот!

Эта ложка мне для силы,

Эта, чтобы быть красивой,

Эта, чтобы умной быть...

Что ещё мне не забыть?

Ложку, чтобы не болела,

Чтобы делать всё умела.

Вроде я про всё сказала.

Да и каши стало мало.

Если ложечкой примять,

Съела всё, можно сказать.

                               

Ребята, а кто знает, что такое каша? (Выслушивается  мнение детей, все пояснения принимаются)          

Послушайте, как это слово объясняется в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова

Каша - Кушанье из сваренной или запаренной крупы,  в «Толковом словаре живого великорусского языка  В. Даля»  – Каша -  густоватая пища, крупа вареная на воде или на молоке.

Как вы думаете, в какое время лучше всего кушать кашу? (Выслушивается  мнение  детей,   и обобщаются знания о последовательных приемах пищи  по времени.   На доске  циферблаты,  на  которых  8 часов,  11 часов,  14 часов, 17 часов,  19 часов). 

       

Самое лучше время для каши - 8 часов утра, то есть время завтрака.  

Сегодня мы с вами  отправимся в путешествие и попадем в гости к одной семье прямо на завтрак. За кухонным столом мы увидим дружную семью, которая приготовилась к завтраку.

Итак, в путь.  Давайте послушаем, что говорят наши любимые герои

(подготовленные заранее дети, инсценируют диалог из рабочей тетради «Разговор о правильном питании»; они сидят за  накрытым столом; каша приготовлена школьными поварами).

 (Инсценировка)

Аня:  А почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел?»

Бабушка: Так обычно говорят о слабых. А каша – самая полезная еда на завтрак, она помогает ребятам вырасти здоровыми и сильными.

Папа: Кашу полезно есть и взрослым.

Катя:  Но ведь каждый день есть кашу невкусно!

Мама: А мы сейчас попробуем сделать кашу вкусной, и у всех она будет разной.

Папа:  В свою кашу я положу яблоки и орешки.

Катя: Я тоже хочу орешки, но с вареньем.

Бабушка: Могу предложить вам банан и киви. Я себе положу ложечку меда.

Аня: Я хочу кашу с киви и с медом!

Мама: Я возьму пару ягод чернослива и кураги.

Папа: Не забудьте положить кусочек масла.

Катя: Я слышала, говорят: «Кашу маслом не испортишь»?

Бабушка: Если положить очень много масла, каша будет очень жирной. Это не полезно.

Папа: Пожалуй, после каши я съем кусочек сыра.

Аня: Сегодня у нас манная каша, а из чего ее варят?

Бабушка: Сейчас позавтракаем и я вам расскажу.

Если посадить весной в землю любое зернышко, то сначала появится росточек, потом он превратится в колосок. Все лето колосок будет расти, набираться сил. В каждом колоске будет много зернышек.

 Аня: А почему их так много в каждом колоске?

Бабушка: Земля, солнце, вода и тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен. А в их много полезных питательных веществ.

Катя: Дальше я знаю, В конце лета колоски собрали, обмолотили – достали зерна. Из зерен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу!

Ведущий: ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Давным-давно наши предки жили на земле, на которой не росли картофель,  помидоры, капуста. Зато было много дикой пшеницы – полбы. Именно из полбы варили древние славяне первые каши. Затем, наряду с пшеницей, наши предки стали выращивать ячмень, овес и просо. «Праматерью хлеба» называют кашу в народе. Попробовав случайно запекшийся кусочек каши, людям пришло в голову печь лепёшки – хлеб. Испокон веков каша являлась основным блюдом на столах, как богатых, так и бедных людей. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «кашей». Кашу варили и при заключении мира  между враждующими сторонами: в знак  мира и

 дружбы противники собирались  за одним столом есть кашу. Если же  соглашения достичь не удавалось, то говорили:  «С ним каши не сваришь!».

Бабушка: Теперь попробуйте отгадать загадки и нарисовать ответы.

 В землю теплую уйду,                                                             К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья!

Золотист он и усат,

В ста карманах – сто ребят.

 Аня: Я тоже знаю интересную загадку.

Что две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливает,

Две недели подсыхает?

Катя:  Это пшеница, из которой делают муку, пшеничную и манную крупы!

Прочитайте еще раз загадки в рабочей тетради «Разговор о правильном питании» с.27 и выполните задание 1. (Дети  рисуют ответы к загадкам).

На с.28 выполните задание 2. Отгадайте и напишите, из каких растений и круп можно сварить манную, пшенную, гречневую, овсяную и пшеничную каши.

 (Игра-исследование «Растения для каши»)

Детям предлагается определить крупу и назвать кашу, которую из нее можно приготовить. Для этого ведущий демонстрирует детям баночки с разными видами крупы: пшено, манная крупа, пшеничная крупа, овсяные хлопья, гречка, кукуруза. Дети определяют названия круп, из каких растений получают ту или иную крупу и затем  дают название каш.

В рабочей тетради «Разговор о правильном питании» выполните задание 3 на с.27  задание. (Дети рисуют продукты и блюда из них, которые можно есть на завтрак).

Ведущий. Каши являются очень полезным, питательным, вкусным и недорогим продуктом. А крупы – важным источником углеводов и растительных белков. Кроме этого, они содержат очень большое количество витаминов группы В и различных минеральных веществ, именно поэтому продукты, которые получают из круп, широко применяют в питании детей младшего возраста.

Пожалуй, самой полезной является овсяная каша. Хорошо будет употреблять овсяную кашу с сухофруктами, свежими ягодами или вареньем.
Во всех странах мира уже стало традицией подавать овсянку на завтрак. Мы и вам рекомендуем приобщиться к этой полезной традиции.

У русских, украинцев, белорусов ритуальным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья. Кашу варили из цельных зёрен, из нескольких видов злаков. В кашу добавляли изюм.  Считалось: будет обильная трапеза на Новый год, значит, будет дому полная чаша весь год.

В рабочей тетради «Разговор о правильном питании» выполните задание 4 на с.27  задание.  ( Дети выбирают добавки для каш на листе с наклейками и приклеивают их или рисуют).

Ведущий:   

1. Викторина. Мы    услышали полезные и интересные сведения о каше. Но ни для кого не секрет, что многие ребята кашу не любят, предпочитают различную пищу с вредными добавками. А кто из вас  любит кашу? Поднимите руки. Раз вы так любите кашу, то я проведу с вами небольшую викторину. Тот, кто правильно ответит на вопрос, получит приз.

Какие каши вы знаете? (Манная, гречневая, рисовая, перловая, пшенная, овсяная, кукурузная, гороховая)

Из какой крупы варят манную кашу? (Из манной крупы – манки. Манную крупу получают из пшеницы.)

В России, еще пару сотен лет назад, эта каша была основным блюдом на крестьянским столе. (Пшенная.)

Какую кашу любил великий русский полководец Суворов?  (Гречневую.)

Какая крупа занимает первое место по содержанию высококачественного крахмала - 77,3% и биологической ценности белка. (Рис.)

Какую крупу называли «мужицким рисом»? (Перловую.)

Секрет успеха этой зерновой культуры, что она удивительно неприхотлива и при этом необычайно полезна. (Ячмень.)

В старину какая каша считалась царским блюдом? (Перловая.)

Какая каша самая питательная? (Овсяная.)

Какую крупу вырабатывают из кукурузных зерен? (Кукурузную.)

Чем не испортишь кашу? (Маслом.)

2.Отгадайте  ребусы.

 овр-р+сяк-к+н+кат-т = овсянка

кот-от+яма-ям+шар-р = каша

ск+ру+е+п-се+ам-м = крупа

уп+шар+ен-у-а-р+и+ица-и = пшеница

ум+пар+ни-уп-ри+ка = манка

 зи+лад+вор-ли-дор+тук-ук+рак = завтрак

3. Решите кроссворд.

А что ещё надо добавить при подаче, чтобы каша была вкусная и полезная. (На доске кроссворд. Вопросы читает учитель.)

По горизонтали:

Я бел как снег,

В чести у всех,

И нравлюсь вам

Во вред зубам (сахар)

Меня одну не едят

И без меня не едят

На воду упала и сразу пропала (соль)

Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог,
А попал под молоток,
Хрустнул раз - и треснул бок. Чок-чок-чок-чок! (орех)

По вертикали:

Огурцы они как будто,
Только связками растут,
И на завтрак эти фрукты
Обезьянам подают (банан)

Из растительных продуктов,
Из известных ягод, фруктов,
Из всего, что сладко, сочно,
Что съедобно и не очень,
Детям всем на объеденье,
Можем мы сварить ...(варенье)

Бело, а не вода,

Сладкое, а не мёд.

От бурёнки берут,

Деточкам дают (молоко)

4.Назовите произведения, отрывки из которых вы сейчас услышите

1.  Стоило только сказать: «Горшочек, вари!» — и сварится в нем вкусная, сладкая пшенная каша; а скажи  только: «Горшочек, перестань!» — и перестанет вариться в нем каша. («Сладкая каша» Братья гримм)

2.  «Мышка в кружечке зеленой
Наварила каши пшенной.
Ребятишек дюжина
Ожидает ужина.
Всем по ложечке досталось.
Ни крупинки не осталось!
 («Каша» Самуил Маршак)

3. ««Что за диво! - думает баба.— Дай посмотрю, как из топора солдат кашицу сварит!»». («Каша из топора» Русская народная сказка.)

4. «Живет на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.»
(«Сашина каша» Сергей Михалков)

5. «Ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Наших деток накормите».
(«Каша» Ирина Токмакова)

Ведущий.  Это интересно!

Варгеня – наскоро сваренная каша из более мелкого и некачественного зерна (отсюда произошло слово “сварганить”, то есть наскоро что-то приготовить).

Заспица-глазунья – жидкая каша из смеси крупы и гороха (горох в сваренной каше выделялся желтыми крапинками, говорили: “глядит, как глазами”). Заспа – от слова засыпать.

Няня – сильно упретая в русской печи гречневая каша с мозгами, бараньим мясом, луком и яйцом (обычно ее подавали со щами из кислой капусты).

Сальник – гречневая каша с мелко нарубленными печенкой, репчатым луком и яйцами.

Кутья – ритуальная сладкая каша (сначала готовилась из пшена и меда, а затем стали добавлять мак).

Саламатина, позднее саламата – жидкая, разваренная до состояния киселя каша из поджаренной муки с добавлением сала, лука и чеснока.

Кулага – хорошо пропаренная в печи смесь из ржаной муки и ягод калины.

Завариха – для ее приготовления в накаленный докрасна глиняный горшок наливали кипяток, а затем подсыпали муку, постоянно помешивая. Сдабривали постным маслом, салом и сметаной.

5.Чтение стихотворений.

ЧТЕЦ (1): Не на блюдце, не в стакане,
А известно точно нам,
Что в тарелочке стеклянной,
Проживали Ам и Ням.
Помогали дружно Яну,
Кушать кашу по утрам:
Ам - за папу, Ням - за маму,
И за бабушку Ам-Ням.

ЧТЕЦ (2): Ну-ка, ну-ка, ну ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Наших деток накормите.

ЧТЕЦ (З):   Вот это –
хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша!
А это –
её тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша,
нет, не каша,
и не угадали!
Села Маша,
съела кашу
всю,
сколько дали!

Чтец (4)          Запомните  эту  историю  нашу,

Пляшите, играйте, но  кушайте  кашу!

И  пшёнку, и  гречку, перловку  и  манку,

С  клубникой  и  сливками  -  ешьте

овсянку.

Полезной и  вкусной  должна  быть  еда,

И  каша  поэтому  с  нами  всегда.

Чтец (5)     Ребёнок  в  коляске  нас  просит  упрямо –

Я  съем ложку каши за  бабушку  прямо!

И  две , чтобы  с  папой  не  ссорилась  мама!

А  три  - за "Спартак", "ЦСКА"  и  "Динамо".

Родители  тоже  съесть  каши  не прочь –

Тарелку  за  сына, тарелку  за  дочь.

6. Итоги занятия

Назовите тему нашего занятия.

Что  нового вы узнали на нём?

Что расскажете дома своим родителям?

Литература:

1.М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, « Разговор о правильном питании» (методическое пособие для учителя)

2..М. Безруких, Т.А. Филиппова, « Разговор о правильном питании» ( рабочая тетрадь для школьников)

3.М.В.Короткова. Застольные и кулинарные традиции. М. «Дрофа-плюс». 2001 г.

4.Азбука правильного питания. 1 -2 класс /Е. В. Езушина.  – Волгоград: Учитель, 2008.

5.Толковый словарь русского языка. Современная версия /Даль В. И. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

6. Толковый словарь русского языка/ Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. – М.: «А ТЕМП», 2004.

7.Интернет:

http://gazeta.aif.ru
http://www.kuking.net
http://www.lifeinart.ru/
http://www.carstock.ru/Dictionary
http://www.stihi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультативного курса "Разговор о правильном питании" по теме: "Из чего варят каши, и как сделать кашу вкусной?"

Данная разработка предназначена для учителей, работающих по курсу "Разговор о правильном питании"....

Проект "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?"

Проект разработан учителем начальных классов Анаевой Гульнарой Хавиловны и учащимися 2-го "Г" класса. Цель проекта: проанализировать почему современные дети не едят каши. Оказалось, что многие учащиес...

"Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной".

Внеурочное заняти. Возрастная категория  1-2 классы....

Разработка внеурочного занятия «Здоровое питание» Тема: Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?

Цель данного занятия - сформировать у детей представление о пользе каш, познакомить с различными видами круп, рассказать, как сварить кашу, как сделать ее вкуснее...

Внеурочное занятие по теме: "Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной?" 2 класс. Программа: Школа России.

Название: «Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной?»Цель: – расширить  у учащихся представление о каше, как обязательном компоненте ежедневного рациона.Планируемые результаты:·...

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной для курса "Разговор о правильном питании"...

Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? (из опыта реализации программы «Разговор о правильном питании»)

Представленная работа является результатом осмысления и анализа тех  процессов,  которые происходят в образовании. В работе сделана попытка взять полезные идеи из федеральных государственных...


 

Комментарии

Колегова Елена Васильевна

В наше время очень актуальна проблема по здоровому питанию. У Вас очень хороший материал. Голос!