Здоровьесберегающие технологии
материал по теме

Евграфова Эльмира Равильевна

Выступление на педагогическом совете с демонстрацией презентации по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

                                       ЕВГРАФОВОЙ Э.Р. по теме:

« ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ».

Наряду с техническими благами, которые дала нам эпоха Просвещения, она еще и «подарила» современной культуре настоящую эпидемию физической и психической немощи, или так называемые болезни цивилизации. К ним отнесены, прежде всего, патология позвоночника, органов чувств, нервной и психической сфер, пищеварительной системы, сердечно-сосудистой системы и т. д.

Проблема утомления и здоровья детей в традиционной школьной среде остро стоит уже не одно столетие. Об этом говорит яркое высказывание известного в 19 веке доктора Ломанна: «Для здорового и крепкого ребенка требования школы вовсе не чрезмерны, но положительно немыслимо, чтобы при системе, царящей в наших школах, при пренебрежении физическим воспитанием, даже самый здоровый материал оставался бы здоровым, и таким образом, вредные последствия школьной системы не могут сказываться и на юношах, и на взрослых…»

Если школа прошлых веков с ее еще щадящими информационными нагрузками «истощала развитие» тех детей, которые рождались, как правило, нормальным родоразрешением, вскармливались до 2-3-х лет материнской грудью, пили чистую воду, употребляли экологически чистую пищу, дышали чистым воздухом, а в школу поступали не в 6,а в 8-9 лет, то что же говорить о современной школе с ее «умопомрачительно-скоростными» дидактическими установками, с ее информационной перегруженностью? Причем дети эти в подавляющем своем большинстве уже изначально физически и психически ослабленные, болезненные. Болезненные от зачатия, от родов, от семьи. А если к этому  еще добавить массовое облучение телевизорами, компьютерами, телефонами, крайнее экологическое неблагополучие, нравственно-психологический беспредел, творящийся в семье и обществе?

Известный специалист в области неврологии В. И. Гарбузов, исходя из логики и природы детского организма, из реальной ситуации, складывающейся с психическим здоровьем подрастающего поколения, сделал вывод, согласно которому сложившиеся тенденции в современной культуре с воспитанием и обучением детей носят стихийный разрушительный характер. Автор говорит: «…об опасной тенденции чрезмерного раннего (до 5 лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным , что ведет к «шизоидной интоксикации».

Не случайно академик Г. Н. Сердюковская выявила, что 80% шестилетних школьников систематически жалуются на утомление и головные боли.

Задумаемся: может ли в нервно-психическом плане взрасти нормальное поколение, которое систематически страдает утомлением и головными болями?

Доктор медицинских наук, руководитель научно-внедрической лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области Владимир Филиппович Базарный обобщил данные по проблеме утомления школьников и предложил классификацию базовых истоков утомляемости:

комплекс факторов закрытых помещений

- возрастающее воздействие комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств;

- возрастающее воздействие жестких форм излучений: электронно-лучевого, «металло-звукового», мерцающее-светового и т.д.

     2) информационно- психогенные факторы

          - возрастающее воздействие потоков абстрактной сигнальной        информации на фоне беднеющей образной сферы (воображения)

     3) комплекс факторов телесной атонии

          - возрастающая телесно-мышечная атония, гипокинезия, гиподинамия на фоне моторно-закрепощенных спастических состояний организма

     4) комплекс духовно-психических факторов

          - угасание духовного потенциала в общении между педагогом и детьми.

Утомление – это итог статистического типа работы, блокирующего кровоток в органах и тканях, наоборот, динамический же характер работы при оптимальных нагрузках является практически неутомляемым процессом.

Учащиеся в подавляющем большинстве случаев при чтении-письме сидят ссутулившись и низко склоняясь над столом. В этих условиях у детей мышцы шеи, верхнего плечевого пояса и рук находятся в зажато-напряженном состоянии, а пальцы, теряя гибкость, буквально судорожно сжимают ручку. Сколько бы раз дети не принимали правильную позу, все равно вновь начинают сутулиться и все ниже склоняются над столом.

Установлено, что данная аномальная поза не есть, результат «дурной» привычки. Эта поза является внешним отражением внутренней психомоторной напряженности организма.

В условиях продолжающегося изо дня в день пребывания детей в таком состоянии уже через год у большинства из них наблюдались проявления истощения иммунной, сердечно-сосудистой  и нервной систем. Доктором В. Ф. Базарным установлено, что если детей поднимать через каждые 10-15 минут на 3-5 минут из положения сидя в положение стоя, то функциональность систем организма улучшается.

Основным средством борьбы с учебной усталостью младших и средних школьников являются физические упражнения.

В частности мною проводятся на уроках различные физминутки:

- общие физические разминки,

- выполнение физических упражнений  на массажном коврике,

- дыхательные упражнения,

- пальчиковая гимнастика,

- упражнения для мышц глаз,

- изменение положения сидя в положение стоя за конторками В.Ф.Базарного.

Начинаю опробовать методику сенсорно-координаторных тренажей В.Ф.Базарного. В 4-ех верхних углах учебной комнаты фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения. Ими могут быть сцены-иллюстрации из народных сказок, сюжеты-пейзажи из природы, сюжеты из космической тематики, сюжеты из военно-патриотической тематики, дорожные знаки и т.д.

Средние размеры картин в пределах  формата – А4. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4.

По команде учителя 1-2-3-4 дети должны достаточно живо фиксировать взгляд по-очереди на соответствующей данной цифре картинки. При этом они должны совершать синхронные движения глазами, головой и туловищем. Продолжительность фиксации одного изображения составляет в среднем о,5 секунды. При этом дети должны не просто механически «пробежать»глазами, но и успеть осознанно увидеть все четыре сюжета. Режим счета через 30 секунд меняется на противоположный. В заключительной части тренажа режим счета задается в случайной последовательности. Общая продолжительность всего тренажа занимает в среднем 1.5 минуты.

В изложенной методике представлены важные эмоционально-мотивационные факторы, повышающие не только физическую, но и психическую активность детей на уроках. Особым моментом методики является то, что она в определенной степени вносит сенсорное разнообразие в традиционную сенсорно-обедненную учебно-познавательную среду.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ

Слайд 2

«Для здорового и крепкого ребенка требования школы вовсе не чрезмерны, но положительно немыслимо, чтобы при системе, царящей в наших школах, при пренебрежении физическим воспитанием, даже самый здоровый материал оставался бы здоровым, и таким образом, вредные последствия школьной системы не могут сказываться и на юношах, и на взрослых…» Ломанн, доктор 19 века

Слайд 3

В.И.Гарбузов ( невролог) «Складывается опасная тенденция чрезмерного раннего (до 5 лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Детскую непосредственность, интерес к живой природе подменяют абстрактным, отвлеченным…»

Слайд 4

Классификация базовых истоков утомляемости школьников по В.Ф. Базарному Комплекс факторов закрытых помещений Комплекс информационно-психогенных факторов Комплекс телесной атонии Комплекс духовно-психических факторов В.Ф.Базарный, доктор медицинских наук, Руководитель научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области.

Слайд 5

Возникновение утомления Блокировка кровотока в органах и тканях

Слайд 6

Профилактика утомления


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии, как методологическая основа педагогики здоровья. Программа «Разговор о правильном питании» в системе здоровьесберегающих технологий".

Статья определяет понятие здоровьесберегающей педагогики и её отличие от валеологии. Даны классификации здоровьесберегающих технологий,  определены условия, при которых технологии являются здоров...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образовательных технологий

МБУ МОШ №26          Доклад на тему:«Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальной школы при использовании современных образователь...

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Здоровьесберегающие технологии. Голобородько Н. В. «Здоровьесберегающие технологии в образовании»

Стремительное ухудшение состояния здоровья детей стало общепризнанным фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают лю...


 

Комментарии

Евграфова Эльмира Равильевна

Выступление на педагогическом совете с демонстрацией презентации