Требования по ведению классного журнала и рабочих тетрадей
методическая разработка по теме

Шишкова Татьяна Владимировна

Требования по ведению классного журнала и рабочих тетрадей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendacii.doc70.5 КБ
Microsoft Office document icon metodrekomendacii_dlya_nach_shkoly.doc157 КБ
Файл zhurnal.docx46.32 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ ПЛАНОВ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Календарно-тематическое планирование составляется на основе учебной программы. Учебная программа - это предметная программа, составная часть образовательной программы. Как составная часть, учебная программа должна отвечать логике и основным целям и задачам образовательной программы. Независимо от объёма программы в часах и длительности её изучения, каждая учебная программа открывается разделом «Пояснительная записка».

В требованиях к структуре программ учебных предметов ФГОС второго поколения отмечается, что в пояснительной записке даётся общая характеристика предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, результаты изучения учебного предмета.

Традиционно «Пояснительная записка» имеет следующую примерную структуру:

1. Цели и задачи предлагаемой программы.

2. Возрастные и психологические особенности детей, на которых рассчитана данная программа.

3. Основные принципы построения программы.

4. Краткое описание разделов программы и её некоторые связи.

         5. Предлагаемая автором методика изучения программы.

6. Предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества, результативности обучения.

Предлагаемый порядок вопросов в данной структуре является условным. В «Пояснительной записке» их не нужно нумеровать и раскрывать только в предложенном порядке. Но начинать «Пояснительную записку» всегда необходимо с обоснования цели её написания, актуальности и практической значимости предлагаемого материала.

Календарно-тематическое планирование[1]* – важный школьный документ, обеспечивающий планомерное прохождение учебной программы и выполнение её практической части.

Календарно-тематическое планирование всегда начинается с пояснительной записки. Пояснительная записка к календарно-тематическому плану должна быть чёткой, лаконичной, включать следующую обязательную информацию:

Указание на нормативно-правовые документы, послужившие основой для написания календарно-тематического плана:

программа (её полное название, автор, издательство, год);

учебник (название, автор, издательство, год);

тетради на печатной основе (название, автор, издательство, год).

методические рекомендации (название, автор, издательство, год).

Указание числа часов изучения предмета в неделю, в год.

Таблица (расчасовка) изучаемого предмета по блокам.

Тема блока

Количество часов

Примечания

Указать количество проводимых контрольных работ, экскурсий, опытов, лабораторных работ за год, например:

(контрольные диктанты – 4, экскурсии – 6, практических работ - 8)

Указание, что должен знать и уметь ученик на конец года по изучаемому предмету, в том числе универсальные учебные действия (УУД).

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 1 (2, 3, 4) класса  в соответствии с программой учебного предмета.

Что должен ученик на конец года

знать

уметь

При написании темы урока нельзя употреблять глаголы. При обобщении и повторении указываем темы изучаемого материала.

Например: Повторение по теме « Глагол».

Контрольные, проверочные работы прописываются с указанием тем, например: Контрольная работа №1 по теме «Состав слова».

Приложением к календарно–тематическому плану являются контрольно-измерительные материалы с текстами контрольных работ.

Примерная структура календарно-тематического плана

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты

Форма  организации познавательной деятельности

Формы контроля

Организация самостоятельной деятельности

Наглядность,

ИКТ

Примечание

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

знать

уметь

В 1 классе должно быть прописано 40-45 уроков в календарно–тематическом планировании (в зависимости от числа учебных недель) по всем предметам в нестандартной форме. Целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.

(Письмо  МО РФ от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13  «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»,  методические рекомендации УИПКПРО «Особенности процесса обучения в 1-ом классе четырехлетней начальной школы», 2000 г. и методическое пособие УИПКПРО «Первый раз в первый класс», 2005 г.)

Тема раздела

Количество часов

Причина изменения количества часов

По государственной программе

По рабочей программе

Если число часов изучаемого предмета увеличивается (уменьшается) или же порядок изучаемых тем и их формулировки по программе расходятся с порядком и формулировками учебника, то пишется рабочая программа. Её пояснительная записка расширяется за счёт обоснования увеличения (уменьшения) часов, конкретно указывается, на какую тему и почему.              (смотри требования к рабочей программе в стандартах второго поколения)   В рабочей программе необходимо иметь контрольно-измерительные материалы, как  её составную часть, при этом указать способы оценивания результатов достижений учащихся.

Приложение 1.                Образец оформления титульного листа                             календарно-тематического планирования (рабочей программы)

Муниципальное образовательное учреждение общеобразовательная средняя школа №____



УТВЕРЖДАЮ_________                                                                                                          подпись                                                                                                                              

Директор________________

Ф.И. О.


Дата, год.                Печать.




Календарно-тематическое планирование

(рабочая программа)

по __________________________

(предмет)

для _____класса

на 2010-2011 учебный год


учителя______________________

фамилия, имя, отчество полностью







РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО на заседании МО учителей начальных классов

Протокол №1  

от  28.08.2010 года

Руководитель МО______

Подпись

_____________________

Ф.И.О.

СОГЛАСОВАННО_______

подпись


заместитель директора по УВР

________________________

Ф.И.О.


Дата                год

Приложение 2.

Примерная форма  календарно-тематического планирования


п\п

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты

Форма  организации познавательной деятельности

Формы контроля

Организация самостоятельной деятельности

Наглядность, ИКТ

Примечание

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

знать

уметь

Числа от 1 до 100 (продолжение)

Табличное умножение и деление

56ч

   1.

Сложение и вычитание

05.10.09

Повторение и систематизация знаний

Нумерация чисел в пределах 100, названия компонентов, приёмы вычислений

Решать простые и составные задачи.

Уметь делить информацию на известную и неизвестную.

Определение границ собственного знания и незнания.

Фронтально-индивидуальная работа; работа по карточкам в парах

Внешний контроль, взаимоконтроль

2.

Контрольная  работа №1по теме:« ……»

Контроль знаний.

Изученный материал по теме……

Вычислять, решать

Индивидуальная работа

Самоконтроль


[1]* Образец оформления титульного листа и содержания календарно-тематического планирования смотри  в Приложении 1, 2.



Предварительный просмотр:

Управление образования мэрии г. Ульяновска

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кафедра начального образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО    ОФОРМЛЕНИЮ

ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ

ШКОЛЫ  ПЕРВОЙ  СТУПЕНИ  ОБРАЗОВАНИЯ

Ульяновск-2009

Методические рекомендации

по оформлению письменных работ учащихся

 школы первой ступени образования

Тетрадь ученика – это его первый конспект.  Важно научить каждого школьника разнообразию методов и общей культуре работы с тетрадью.  Задача учителя стремиться помочь ребёнку научиться работать в тетради аккуратно и грамотно.

1. Вводная часть

Необходимо отметить, что так называемый «Единый орфографический режим» («Единые требования к устной и письменной речи учащихся к проведению письменных работ и проверке тетрадей» Методическое  письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М) утратил свою силу Приказом Министерства просвещения РСФСР от 18.12.1987 г. № 224.

На сегодняшний день нормативных требований к оформлению письменных работ учащихся нет, поэтому мы предлагаем рекомендации, которые отражают только положительный опыт в этом направлении.

При составлении данных рекомендаций  учитывалось:

отсутствие нормативной базы по данному вопросу;

рекомендации методистов;

исследования и рекомендации нейропсихофизиологов;

положительный опыт практической реализации «Единого орфографического режима»;

положительный опыт, накопленный за последние десятилетия.

По данному вопросу учитывались положительные позиции по истории данного вопроса, особенно нормативного оформления его, а именно:

 Приложения 3 и 4 к Приказу министра просвещения РСФСР от 20.09.1961 г. № 308 «О мерах повышения уровня знаний учащихся по русскому языку»;

Письмо Министерства Просвещения РСФСР от 16.07.1973 г. № 334-М «О порядке проверки ученических работ в 1–3-х классах общеобразовательных школ»;

 Письмо Министерства Просвещения РСФСР от 19.07.1977 г. № 308-М «О письменных работах учащихся общеобразовательных школ»;

Письмо Министерства Просвещения РСФСР от 27.03.1979 г. № 135-М «Об оформлении записей в тетрадях для учащихся начальных классов».

 Данные документы утратили свою силу. (Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 01.09.1980 г. № 364-М).

Система требований к оформлению письменных работ учащихся, безусловно, должна быть. Но единство этих требований не должно быть чрезмерно громоздким и мешать работе учащегося и учителя. Воспитание культуры оформления письменных работ и формирование соответствующего навыка являются необходимыми,  так как:

а) являются частью воспитания внутренней культуры учащихся;

б) воспитывают уважение  обучающихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы;

в) формируют навык самоконтроля благодаря более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу;

г) организуют учащихся для более внимательного выполнения работы.

2. Количество и назначение ученических тетрадей

Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:

№ п./п

Учебный предмет

Количество тетрадей

Период обучения

Комментарий

  

  

текущих

контрольных

  

  

1

Русский язык

Прописи

Нет

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие  1–2 тетрадей

2

1

1–4

  

2

Литературное чтение

В соответствии c программными требованиями

Нет

1–4

  Использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

3

Речь и культура общения

В соответствии c программными требованиями

Нет

1–4

Использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК  

4

Математика

Прописи

                             рабочие тетради

Нет

Период обучения грамоте

Помимо прописей, допускается наличие  1– 2 тетрадей.

Использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

2

1

1–4

  

6

Окружающий мир

В соответствии c программными требованиями

Нет

1–4

Использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК

9

Иностранный язык

В соответствии c программными требованиями

Нет

1–4

Использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК  

10

ИЗО

Альбом

Нет

2–4

  

11

Технология

В соответствии                  с программными требованиями  

Нет

1–4

Использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК    

12

Музыка

В соответствии c программными требованиями

1–4

  

13

Физическая культура

Нет

Нет

1–4

  

14

Информатика

В соответствии c  программными требованиями

Использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК  

15

ОБЖ

Альбом                  либо тетрадь

Нет

1–4

  

3. Порядок оценивания письменных работ

3.1. При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется  следующими документами:

Письмо Министерства образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок)»;

Письмо  Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

3.2. В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся. Обязательно оценивать работу в альбомах и в тетрадях на печатной основе. Каждая работа по всем предметам оценивается двумя отметками  на основании Письма  Министерства образования РФ  от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

3.3. При оценивании работ  в тетрадях на печатной основе не учитываются  орфографические ошибки при выставлении отметки по предмету, вторая же отметка может быть снижена на один балл, если допущены ошибки на изученные учащимися  орфограммы.

 3.4. При оценивании обучающих работ по развитию речи (сочинений и изложений)  оценка «два» не ставится. Изложение и сочинение в начальных классах оценивается одной отметкой:

«При оценке  изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажение при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования», вторая отметка ставится «за общее впечатление от работы» (Пункт 4 Письма Министерства образования РФ от 19.11.98 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»). 

3.5. Работа над ошибками проводится в той или иной форме тетрадях для контрольных работ и ежедневно в  рабочих тетрадях. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.

3.6. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показываются  родителям (лицам, их заменяющим).

3.7. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлены, то допускается использование и чернил зелёного цвета (по решению ШМО). 

3.8. Записи в тетрадях выполняются стационарной ручкой, а  для выполнения других операций в тетрадях учащиеся  используют только простой карандаш. Можно использовать и цветные карандаши за исключением того цвета, который использует учитель при проверке ученических тетрадей.

4. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей

4.1. Тетради учащихся для 1-го класса подписывает либо сам учитель, либо родители. Совершенно необязательно, чтобы тетради для учащихся 1-го класса (да и других) были подписаны одним почерком и имели один цвет обложек.

Самое главное – грамотное оформление надписей на тетрадях.

4.2. Тетради учащихся для 2– 4-х классов подписывают сами учащиеся.

4.3. Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объём основной информации (смотри таблицу).

Образец надписи на обложке тетради

Примечание

Тетрадь

для работ по математике

(по русскому языку)

учащегося 3 класса  Б

МОУ СОШ № 88

(МОУ гимназии №16)

г. Ульяновска

Ивановой    Ольги.  

Шишкина   Владимира.

Бороды Анастасии (Михаила).

Русских  Татьяны (Сергея).

Холявко Артура (Татьяны).

Деряга Натальи.

Но: Деряги    Дмитрия.

Кужва   Александра.

Николайчука Максима.

НО: Николайчук Елены.

Предлог «по» относится к имени существительному математика (словосочетанию русский язык), поэтому и пишется на той же строке.



Название учебного учреждения берём из Устава школы.



Фамилию пишем на первом месте, а затем пишем полное имя.


Фамилию и полное имя следует писать в форме родительного падежа (фамилии, оканчивающиеся на – а, - о, согласную букву имеют особые формы склонения).

5. Оформление письменных работ по математике и русскому языку

5.0. Общие положения

Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфически аккуратным почерком.

При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.

Сам процесс письма физиологически и психологически очень сложен: при письме в координированную деятельность вовлекаются кора головного мозга (почти все ее отделы), органы зрения, слуха (особенно если это диктант), многие мышцы тела. Этот процесс чрезвычайно сложен для детей 6–7 лет, начинающих обучение в школе, прежде всего потому, что одновременно формируются и навык выполнения тонкокоординированных движений – графический навык, и навык орфографически-правильного письма.

 Для справки: графический навык – это соблюдение общественно установленных норм выполнения графических элементов, обеспечивающих легкость и правильность чтения письменного текста, способствующих удобству и обоснованной скорости письма и отвечающих эстетическим требованиям.

Не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания всех учащихся.

Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми детьми одинаково безрезультативным  прописыванием элементов, букв, цифр, слогов и слов.

Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку, так как:

а) часть учащихся пишут достаточно красиво, поэтому учитель на уроке тратит на них меньше времени;

б) часть учащихся неправильно оформляют соединения, что является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся;

в) часть учащихся испытывают трудности в графическом определении высоты элементов и букв;

г) следует помнить, что такие требования к написанию, как наклон, округлость, параллельность, высота элементов и букв, должны вытекать из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов.

Почерк является индикатором функционального состояния ребенка: чем хуже функциональное состояние, тем хуже почерк.

Изменения в почерке, нарушения орфографической и графической сторон письма могут определяться отклонениями в состоянии здоровья и психоневрологического статуса, проявляться при снижении работоспособности и при утомлении, которые связаны с несоответствием чисто педагогических требований и функциональных возможностей ребенка.

На сегодняшний день, по данным Института возрастной физиологии РАО, число детей с трудностями обучения письму достигает 20–30%, то есть по 7–9 учеников в каждом классе. В начальной школе эти трудности не заканчиваются. Не совсем правильно и корректно требовать от всех совершенно разных детей единообразного (параллельность, округлость, наклон, высота) написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. Поэтому необходимо учитывать физиологические особенности учащихся, скоростную деформацию при письме и не нарушать при этом гармонию физиологических механизмов психики и их поведенческих механизмов.

5.1. Система работы по формированию навыка правильного соединения букв, что весьма необходимо, должна проводиться обязательно, дифференцированно и на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе.

5.2. Учителю следует прописывать учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки.

5.3. В ходе проверки учителем прописанных учащимися букв необходимо исправлять неправильно прописанные буквы и выносить (как один из оптимальных вариантов корректировки) образцы их написания на поля (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). Учителю также необходимо исправлять неправильные написания в классных и домашних работах. Неправильные написания необходимо индивидуально прописывать и в тетрадях для работ по математике.

5.4. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому языку. Рекомендуем, как один из оптимальных вариантов, в ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму.

При исправлении ошибок по русскому языку необходимо учитывать характер ошибки, возраст  ученика, стадию  усвоения  правила, а также (по возможности) причину ошибки: 

Незнание  правила;

Знает  правило, но  не  умеет  применять;

Ложная  аналогия (знает правило, умеет применять, но неправильно подбирает проверочное слово):

Учиник  от  учитель

Клювал  от  клюв

Рогадка  от  гад

Колитка  от  кол;

Ошибки  из-за  непонимания  смысла  того, что  пишет:

В  углу  стоит  каторка (конторка) из  черного  дерева, а  на ней  лампа  с  зеленым  обажегом (абажуром).

Логопедические ошибки (неправильно  слышит  или  произносит  отдельные  звуки, не  умеет  контролировать  себя):

Пчичьи      пцыцы

Лиси          щастя;

По  рассеянности.

К логопедическим ошибкам (дисграфии) относятся:

Отсутствие пробелов между словами и предложениями (слипание слов, например. «На елижит» вместо «На ели лежит»);

Пренебрежение полями тетради и правилами переноса;

Буквы б, в, э, з, цифры 4, 3, 5 перевернуты в другую сторону (зеркальность букв и цифр);

Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин»;

Замена букв б-д, ж-х, и-у, например, «ноХ» вместо «нож»;

Ошибки в ударных слогах, например, «учЕтель» вместо «учитель»;

Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов, нарушение порядка букв;

Забывание редко встречающихся букв (ъ, э);

Замена одних букв другими, близкими по написанию: «Нлассная работа» вместо «Классная работа»;

Виды  исправлений:                                    

                                                                                           на полях

В  рабочих  тетрадях  необходимо  использовать  разные  способы  исправлений, в  контрольных  тетрадях  № 1, способ № 2 используется только в индивидуальной работе в специальных тетрадях (не рабочих).

За  ошибку  считают:

ошибки  на  изученные  правила  орфографии;

пропуск, искажение, перестановка, замена  букв, вставка  лишней  буквы  в словах;

неправильное  написание  словарных  слов;

отсутствие  знаков  препинания  в  пределах  программы.

За  ошибку  не  считают:

ошибки  на  неизученные  правила  орфографии  и   пунктуации, если учитель не предупредил учащихся о написании;

единичные  пропуск  точки  в  конце  предложения, если следующее  предложение  написано  с  большой  буквы;

единичные случаи  замены одного  слова  другим  без  искажения  смысла.

Негрубые  ошибки:

повторение  одной  и  той  же  буквы  в  слове;

недописанное  слово;

перенос  слова, если  одна  часть  написана, а  вторая опущена;

дважды  записанное  одно  и  то  же  слово в  предложении.

За  одну  ошибку  считают:

две  пунктуационные  ошибки;

повторение  одной  и  той  же  ошибки в одном и том же слове;

НО:

повторение  ошибки  на  одно правило  в  разных  словах, в том числе и однокоренных  – разные  ошибки;

если  в  словарном  слове  несколько  ошибок – считают  за  одну;

если  в  слове  несколько  ошибок  на  разные  правила – несколько  ошибок.

Исправления не влияют на оценку за правильность выполнения работы, исправления учитываются при выставлении оценки за общее впечатление (за оформление работы, каллиграфию).

Письмо Министерства образования РФ от 19.11.98 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»

6. Оформление письменных работ по русскому языку

6.1. После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

6.2. При оформлении красной строки надо сделать отступ вправо не менее 2 см (2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в 1-м классе.

6.3. В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку на новой странице следует писать с самой верхней строки, дописывать до конца страницы, включая последнюю строку.

6.4. Слева, при оформлении каждой строки, отступаем по единой вертикальной линии (от края не более 5 мм).

6.5. Справа дописываем до конца строки, при этом с самого начала 1-го класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические приёмы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно.

6.6. Запись даты написания работы по русскому языку  ведется по центру рабочей строки. В 1-м классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По окончании периода обучения грамоте и до окончания 4-го класса записываются число и полное название месяца.

Например:

1 класс (период обучения грамоте):      5 с.   или     23 ок.

2-3 классы: 1 декабря. 15 апреля.  4 мая.

В 4-м классе необходимо писать имена числительные прописью.

Например:   Первое декабря.      Пятнадцатое апреля.        Четвертое мая.  

6.7. Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение.

Например:

Классная работа.

Домашняя работа.

Самостоятельная работа.

Контрольная работа.

Работа над ошибками.    

Диктант.

Или:                                              Диктант.

Ранняя весна.

Изложение.

В тайге.

Сочинение.

Пушок.

6.9. Номера всех упражнений, выполняемых в тетрадях, необходимо обязательно указывать. Допускается несколько вариантов записи номера упражнения. Номер упражнения необходимо указывать по центру строки (краткая допустима в 1-2 классах  и полная форма записи в 3- 4 классах.)

Например:                       
1-2 классы:                   Упр. 14.                                              Упр. 173.

3-4 классы:              Упражнение 14.                             Упражнение 173.  

6.10. Все подчеркивания следует проводить остро отточенным простым карандашом по линейке. В некоторых видах работ допускается подчеркивание без линейки, что зависит от хорошо сформированного навыка работы с простым карандашом. Выделение орфограмм следует делать  также простым карандашом. Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом дает возможность учащимся самим в ходе выполнения работы или в ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил. (Можно использовать и цветные карандаши за исключением того цвета, который использует учитель при проверке ученических тетрадей).

6.11. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачёркивать косой линией; часть слова, слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачёркнутого надписать нужные буквы, слова, предложения, нельзя заключать неверные написания в скобки.

6.12. Переход в 2-м классе учащихся на работу в тетради в широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма.

6.13. Оформление различных видов разбора.

6.13.1. При проведении фонетического (звукобуквенного) анализа сначала необходимо выделить звуки, дать им характеристику и только потом обозначить их буквами.

мороз

мо/роз

[м]- согл., звонк., непарн., тверд., парн. - м

[а]- гласн., безударн.                                 - о

[р]- согл., звонк., непарн., тверд., парн.  - р

[о]- гласн., ударн.                                      - о

[с]- согл., глух., парн., тверд., парн.        – з

5 звуков, 5 букв.

яма

я/ма

[й]- согл., звонк., мягк.

[а]- гласн., ударн.            - я

[м]- согл., звонк., тверд. - м

[а]- гласн., безударн.       – а

4 звука, 3 буквы.

6.13.2. При письменном морфемном разборе слов необходимо более четко и аккуратно выделять каждую морфему. Если к корню (приставке, суффиксу, окончанию) слова относятся три (две, четыре, пять) буквы, то и обозначить эти морфемы простым карандашом надлежит более точно.

Морфемный

Словообразовательный

6.13.3. При морфологическом анализе (разборе слова как части речи) необходимо выписывать имя существительное или местоимение вместе с предлогом, который заключается в круглые скобки, а имя прилагательное - и с предлогом, и с именем существительным, от которого зависит.

Например: Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей.

(с)ветвей – сущ., ветвь, ж.р., 1 скл., Р. п., ед. ч., с чего?, откуда,  второст. чл.

(с) нагих (ветвей) – прилаг., нагой, мн. ч., Р. п., каких?, второст. чл.

Или: Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу.

Кроет – глаг., крыть, 1 спр., ед.ч., наст. вр., 3 л., что делает?, сказуем.

Я иду по саду и смотрю на яблоки, висящие надо мною.

(надо) мною – мест., я, 1 л., ед.ч., Т. п., над кем?, где?, второст. чл.

6.13.4. При синтаксическом разборе волнистой линией надлежит подчеркивать только определение, если изучение других второстепенных членов предложения не предусмотрено программой.

(Прост., повеств., распростр., однород. чл. не ослож.).

поднялись (куда?) на чердак

поднялись (как?) по лестнице

лестнице (какой?) узкой

6.13.5. При оформлении словосочетаний в 4 классе допускается, помимо традиционной, форма оформления, вытекающая из требований программы для 5-го класса, т.е. указание синтаксических связей стрелками. Ученик вправе самостоятельно выбирать способ указания синтаксических связей (выписывание или стрелки). Указание связей стрелками используется только в рабочих тетрадях, в контрольных работах такое выполнение разбора недопустимо, необходимо словосочетания и пары слов выписывать.

7. Оформление письменных работ по математике

7.1. В 1–4-х классах в тетрадях по математике словосочетание «Контрольная работа» не пишется.

Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись).

 Например:                   1 вариант.                    1 в.          2 вариант.                   2 в.

7.2. Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (на пятой клетке начинаем писать следующую работу).

7.3. Между видами работ в классной и домашней работ следует отступать 2 клетки (на третьей клетке пишем).

7.4. Между столбиками выражений, уравнений, равенств и неравенств и т.п. отступаем 3 клетки вправо, пишем на четвертой.

7.5. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Мы рекомендуем писать номер задания по середине строки. Слово «задача» рекомендуем писать посередине, после чего сразу ставится номер задачи.

7.6. Число можно  писать традиционно посередине, а можно и на полях:  17.03.09 без буквы г.  Число на полях также пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя (классная) работа. В любой работе (классной или домашней) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края.                                                                                                                            

7.7. В письменной работе допускается и другая форма оформления. Перед каждым заданием учащиеся сами определяют цель задания и пишут ее в тетрадь.

Например:
«Найти сумму».             «Найти разность».                  «Найти уменьшаемое».
«Найти вычитаемое».         «Найти первое слагаемое».             «Найти множимое».

«Найти второе слагаемое».    «Найти значение выражений».       «Найти множитель»                   «Найти результаты выражений».       «Сравнить величины» и т.д.

7.8. При записи математических выражений все символы (знаки, цифры) фиксируются с учетом правил каллиграфии, то есть с соблюдением графики и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление).

7.9. Роль операции с простым карандашом остается, той же (смотри  раздел «Порядок оценивания письменных работ» пункт 3.8). Выполнять чертежи следует аккуратно, карандашом,  в случае необходимости – с применением линейки и циркуля.

7.10. Способ исправления ошибок прежний (смотри раздел «Оформление письменных работ по русскому языку» пункт 6.11).

Удачи Вам  в обучении  учащихся культуре работы с тетрадью!



Предварительный просмотр:

Управление образования мэрии г. Ульяновска

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Кафедра начального образования

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО  ЖУРНАЛА НАЧАЛЬНЫХ   КЛАССОВ

Ульяновск-2009

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО  ЖУРНАЛА

НАЧАЛЬНЫХ   КЛАССОВ

ШКОЛ     ГОРОДА    УЛЬЯНОВСКА

Заполнение журнала является одним из важных моментов работы учителя.

Классный журнал является государственным документом, фиксирующим и регламентирующим этапы и уровень фактического усвоения учебных программ.

 Аккуратное, точное и своевременное ведение его обязательно для каждого учителя и классного руководителя. Для школы первой ступени образования установлен отдельный классный журнал.

При заполнении классного журнала необходимо помнить, что он является финансовым документом. Профессиональная компетентность учителя, руководителя образовательного учреждения определяется умением работать с номенклатурной документацией.

От того, как классный журнал оформлен, зависит объективная оценка труда учителя по многим критериям.

1. Общие требования.

 Методические рекомендации по ведению классного журнала разработаны в соответствии с:

Типовым положением об общеобразовательном учреждении (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008  года №617, в редакции от 10 марта 2009 г.  №216);

Указаниями к ведению журнала в I-XI классах общеобразовательных учреждений;  

Методическими рекомендациями по работе с документами в образовательных учреждениях (Письмо Министерства образования РФ от 20 декабря 2000 г. № 03 -51/64).

1.2. Классный журнал  является государственным документом, и ведение его обязательно для каждого учителя, классного руководителя.

1.3. Классный руководитель и учителя-предметники несут ответственность за состояние, ведение и сохранность журнала.

1.4. Журнал рассчитан на учебный год. Журналы параллельных классов нумеруются литерами, например, 1 А класс, 2 Б класс, 3 В класс и т.д.

1.5. Категорически запрещается допускать обучающихся  детей к работе с классными журналами.

1.6. Записи в журнале должны быть сделаны шариковой ручкой чёрного или  синего цвета (цвет пасты утверждается августовским педагогическим советом школы)  четко, аккуратно, без исправлений.

1.7. В конце каждого месяца и учебного года журнал сдается классным руководителем на проверку заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

1.8. Классный журнал хранится в архиве учреждения 5 лет.

В конце каждого учебного года журналы, проверенные и подписанные директором или заместителем директора по УВР, сдаются в архив.  

Письмо  Министерства образования России  от 20.12.2000г., № 03 -51/64

Методические рекомендации по работе с документами.

После 5-летнего хранения из журнала изымаются страницы со сводными данными успеваемости и записями о переводе учащихся в следующий класс.

Сформированные дела за год хранятся в образовательном учреждении не менее 25 лет.

2. Обязанности администрации образовательного учреждения.

2.1. Директор школы и его заместители обязаны обеспечить хранение классных журналов и систематически осуществлять контроль правильности их ведения.

Схема контроля  ведения журнала:

Журнал заполняется после сдачи сведений по ОШ-1 (до этого ведется временный журнал);

Заполнение журнала на 10.09. – оформление титульного листа, списки обучающихся на первых страницах по всем учебным предметам, в сводной ведомости учета успеваемости, оглавление, общие сведения об учащихся (номер личного дела должен соответствовать номеру обучающегося  ребёнка в “Алфавитной книге школы”), сведения о количестве уроков, пропущенных учащимися, листок здоровья;

Журнал проверяется ежемесячно на предмет правильности и своевременности записи тем уроков по учебным предметам, плотности и объективности опроса, дозировки домашних заданий, недопустимости письменных заданий на выходные (суббота и воскресенье) и праздничные дни.

Согласно Письму Министерства образования России от 20.02.1999г. № 220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» «для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели НЕДОПУСТИМО давать домашние задания на понедельник» (пункт 9).

Также нельзя давать домашние задания на праздничные дни. Данное требование относится ко всем учебным предметам, независимо от количества часов по учебному плану в неделю;

В конце каждой учебной четверти журнал проверяется особенно тщательно. Уделяется внимание:

фактическому усвоению программы (соответствие учебному плану и тематическому планированию);

объективности выставленных текущих и итоговых отметок;

наличию контрольных и текущих проверочных работ;

наличию лабораторных, практических работ;

правильности записи замены уроков;

проведению уроков-экскурсий; уроков-обобщений и других занятий, проводимых в нетрадиционной форме,  особенно это касается организации четвёртых часов нетрадиционных занятий, то есть не в классно-урочной форме, в адаптационный период в первом классе.

 Письмо Министерства образования России от 25.09.2000г №2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;

Письмо Министерства образования России от 20.04.01г. №408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

Письмо УО администрации Ульяновской области № 207 от 23.05.2001 года «Об организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 часу ежедневно) можно распределить следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между предметами, используя гибкое расписание. Уроки в нетрадиционной форме также записываются в классный журнал.

Например,  провести последними уроками в течение сентября-октября  4-6 экскурсий по окружающему миру;  3-4  - по изобразительной  деятельности;  4-6 – по труду;  4-5 уроков - театрализации  по музыке;   6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.

Например: запись темы  по математике:

Дата

Содержание

Домашнее задание

08. 09.

Урок экскурсия.   Счёт предметов.

                 

В конце года классный руководитель сдаёт журнал на проверку администратору только после того, как учителя-предметники уже отчитались по итогам года перед заместителем директора.

Кроме указанных обязательных проверок могут быть еще целевые проверки, а также проверки, проводимые финансовыми органами. Администратор, проверяющий журнал, обязательно делает подробную запись на странице «Замечания по ведению классного журнала» (указываются цель проверки и замечания). Кроме замечаний делается также пометка об устранении отмеченных недостатков и сроках их устранения.

2.2. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе проводит инструктаж учителям, работающим в 1-4 классах,  и знакомит их с методическими рекомендациями УОМ по требованиям, предъявляемым к ведению журнала, с учетом изучаемых дисциплин.

Дает указания учителям о четком распределении страниц журнала, отведенных на текущий учет успеваемости и отметку посещаемости обучающихся на год в соответствии с количеством часов, выделенных в учебном плане на каждый предмет:

1 час в неделю - 2 страницы;

2 часа в неделю - 4 страницы;

3 часа в неделю – 5 страниц;  

4 часа в неделю – 7 страниц и так далее.

В соответствии с данными указаниями классный руководитель оформляет страницу «Оглавление» (названия всех учебных предметов, соответствующие учебному плану школы, записываются с заглавной буквы).

 Учитель письменно в книге инструктажей подтверждает, что с инструкцией по ведению журнала ознакомлен (подпись, расшифровка подписи, дата).

2.3. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе проводит инструктаж и с медицинскими работниками школы (ставится дата, подпись медсестры  и печать  школы).

В листок здоровья сведения заносятся из медицинских карт обучающихся. Все вписанные рекомендации, данные в «Листке здоровья», должны в обязательном порядке учитываться всеми участниками образовательного процесса на всех уроках, а также на уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях. Также необходимо их учитывать и при посадке детей в классе, при проведении профилактических прививок, во время дежурства детей по классу, при подборе комнатных растений в кабинете, при использовании различных химических веществ, препаратов бытовой химии на уроках и во время уборок помещений, в которых находятся дети.

2.4. Категорически запрещается заводить отдельную страницу в журнале для фиксации тем классных часов, инструктажей по правилам дорожного движения, противопожарной безопасности, по ОБЖ, одной из составляющих частей курса “Окружающий мир”.  

Запись темы интегрированного урока в журнале (строку делим пополам):

Дата

Содержание

Домашнее задание

06.04.

Жизнь пресного водоема.

Стр. 257, читать и отвечать на вопросы.

ОБЖ. Правила поведения на воде.

Письмо Министерства образования России  от 22.05.98 г.   №811/14-12  «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России».

Письмо Министерства образования России от 25.03.99г. №389/11-12  «О преподавании ОБЖ в начальной школе». 

Письмо УО администрации Ульяновской области №3048 от 10.09.2002 года «О преподавании ОБЖ в начальной школе».

2.5. Внеклассное чтение с 1998 года является составной частью литературного чтения и на отдельную страницу не выносится. Отдельная оценка за внеклассное чтение не ставится, так как нет отдельного учебного предмета по внеклассному чтению («Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации», утверждён приказом Министерства образования России от 09.02.98 г. №32).

Необходимо помнить, что в классном журнале подлежит фиксации только то количество уроков, которое соответствует учебному плану и соответственно подлежит оплате. 

Уроков (учебных курсов), которые не соответствуют учебному плану и не подлежат финансированию, в классном журнале быть НЕ ДОЛЖНО.

2.6. Директор и заместитель директора по учебно-воспитательной работе по итогам проверки заполняют журналы согласно указаниям в соответствующих графах «Замечания по ведению классного журнала», где указывают цель проверки и замечания. По итогам повторной проверки делается отметка об устранении обнаруженных ранее замечаний. Все записи подкрепляются подписью проверяющего администратора. По итогам проверок журналов проверяющими администраторами  составляется справка.

Руководитель образовательного учреждения несет персональную ответственность за невыполнение положений настоящей инструкции в соответствии с законодательством.

3. Обязанности классного руководителя.

3.1. Классный руководитель заполняет в журнале:

- титульный лист

Заполнять титульный лист журнала следует согласно названию ОУ по Уставу и гербовой печати ОУ:

                                                                 Классный журнал

муниципального   образовательного учреждения

средней общеобразовательной   школы №___

города Ульяновска

2009–2010 учебного года

оглавление (записываются названия всех учебных предметов, соответствующие учебному плану с заглавной буквы)

списки обучающихся на всех страницах (фамилия, имя – полностью на первой предметной странице) в алфавитном порядке (по первой, второй и т.д. буквам русского алфавита);

фамилию, имя, отчество учителя-предметника (полностью без сокращений) на всех страницах журнала;

наименования предметов и месяца  со строчной буквы;

не допускаются сокращения в наименовании предметов:

например, литературное чтение (чтение и письмо в букварный период), технология, русский язык, математика, речь и культура общения, английский язык, окружающий мир и так далее.

общие сведения об обучающихся детях;

сводную ведомость посещаемости;

сводную ведомость учета успеваемости обучающихся детей;

сведения о количестве пропущенных уроков (только количественный показатель без дополнительных пояснений),

листок здоровья (фамилия, имя обучающихся – полностью); классный руководитель контролирует заполнение медицинским работником сведений о состоянии здоровья обучающихся.

3.2. Классный руководитель ежедневно отмечает количество уроков, пропущенных обучающимся, подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым обучающимся за четверть  и учебный год.

3.3. Классный руководитель переносит с предметных страниц в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся отметки за четверть,  итоговые отметки за год.

3.4. Классный руководитель записывает правильно названия учебных предметов.

Названия учебных предметов производим согласно  перечисленным предметам по учебному плану.

В период обучения грамоте в 1-м классе учебного предмета “Обучение грамоте” не существует. Есть парные предметы “чтение” и “письмо”. В  букварный период в журнале записывать учебные предметы «чтение» и «письмо», а в послебукварном периоде «литературное чтение» и «русский язык». В оглавлении пишем  «русский язык и литературное чтение»

Приказ Министерства образования России от 09.02.98 г. №322 утвердил в начальной школе курс «литературное чтение», недопустима запись «чтение».

В  Базисный  учебный  план входят: 

литературное чтение (в период обучения  грамоте – чтение),

русский язык (в период обучения грамоте – письмо),

математика,

окружающий мир,

изобразительное искусство,

технология,

музыка,

физическая культура,

иностранный язык со 2-го класса (деление на группы).

Один час регионального компонента отводится на речь и культуру общения (программа – «Детская риторика»  Т.А. Ладыженской из сборника программ 2100).  В журнал пишем  «речь и культура общения».

Часы школьного компонента отводятся на  предметы,  выбранные ОУ и утвержденные на августовском педсовете:  могут быть предметы из учебного плана, информатика, ОБЖ,  развивающие курсы и т. д.

При введении в учебный процесс информатики необходимо помнить жесткие рамки базисного учебного плана и требования СанПиНа 2.2.2/2.4.1340-03 («Гигиенические требования к персональным ЭВМ и организации работы»).

3.5. В случаях обучения обучающихся в лечебно-профилактических учреждениях и оздоровительных общеобразовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, классный руководитель помещает в журнал справку об обучении в санатории или больнице.

3.6. Все изменения в списочном составе обучающихся  детей в журнале (выбытие, прибытие) может фиксировать только классный руководитель после приказа по школе.

Дата и номер приказа вносятся также в журнал на каждую страницу всех предметов и на страницу «Сводной ведомости успеваемости учащихся» журнала вместо решения педсовета и именно на ту строку порядкового номера, где зафиксирована фамилия обучающегося:  

«прибыл или выбыл с ….числа, ….месяца …..года, приказ № … от…….»

3.7. В ходе учебного года записки родителей по поводу отсутствия на занятиях обучающихся хранятся в журнале (в большом конверте, вклеенном в конце журнала), все справки от врача передаются медицинской сестре, так как являются важными документами, фиксирующими и объясняющими отсутствие детей в школе.

4. Обязанности учителя-предметника.

4.1. Журнал заполняется учителем в день проведения урока. Количество проведенных уроков и соответствующие им даты должны совпадать. Дату проведения урока в правой части развернутого листа журнала надлежит фиксировать только арабскими цифрами, например: 05.09.;  23.11.

Даты, проставленные на развороте слева, должны строго соответствовать датам, проставленным справа. Месяц и число записываются в соответствии с расписанием уроков, утвержденным директором школы.

4.2. На правой стороне развернутой страницы журнала учитель обязан записывать тему, изученную на уроке, не допуская сокращений слов. При записи тем повторения, решения задач, практических работ, изложений обязательно указывается конкретная тема. При проведении сдвоенных уроков дата записывается дважды и, соответственно, тема каждого урока.

 «В начальной школе сдвоенные уроки не проводятся»,  – “Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях” СанПиН 2.4.2.-1178-02, пункт 2.9.15.

Количество часов по каждой теме должно соответствовать утвержденному  МО календарно-тематическому планированию и программе по предмету.  

Невыполнение программы  считается 6 часов при 2-х часовом курсе и 10 часов при 3-х часовом курсе.

4.3. По проведенным практическим, контрольным, письменным работам следует точно указывать их темы:

Например: Контрольная работа №4. «Вычитание и сложение двузначных чисел»;

Проверочная работа. « Предлоги».

Лабораторная работа №2. «Определение сторон горизонта».

Обучающее изложение по теме « Имя существительное».

Отметки за письменные контрольные работы проставляются в графе того дня, когда проводилась данная работа, и в сроки, оговоренные соответствующим положением (на проверку работ отводится не более двух дней).

4.4. В графе «Домашнее задание» записываются содержание задания с отражением специфики организации домашней работы и характер его выполнения (повторить, выучить наизусть, прочитать, рассказывать), номер  страницы, номера задач и упражнений, практические задания. Если учащимся дается задание по повторению, то конкретно указывается его объём.

В случае если на уроке не дается домашнее задание, допускается отсутствие записи в соответствующей графе.

Дата

Содержание

Домашнее задание

15.02.

А.С. Пушкин. Зима.

Выучить стихотворение наизусть.

В статье 2.9. «Требования к режиму образовательного процесса» (“Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях” СанПиН 2.4.2.-1178-02) сказано (п.2.9.19.), что «домашние задания даются обучающимся с учётом возможностей их выполнения в следующих пределах:

В 1-м классе (со II полугодия) – до 1 часа;

Во 2-м классе – до 1,5 часов;

В 3-4-м классах – до 2 часов».

Эти же нормативы зафиксированы и в другом Письме Министерства образования России от 20.02.99 г. №220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы» (пункт.9)

Хотя в том же СанПиНе и в той же статье (2.9) «Требования к режиму образовательного процесса» в другом пункте (п.2.9.4) сказано, что «Обучение детей в 1-м классе ведется без домашних заданий, без бального оценивания знаний». 

Получается противоречие.

В Письме Министерства образования России от 25.09.2000г. №202/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы» сказано, что «В 1-м классе домашние задания не задаются». В данном случае необходимо руководствоваться СанПиНом 2.4.2.-1178-02 от 25.1102 г., который категорически запрещает задавать домашние задания в I полугодии 1-го класса, а Письмо Министерства образования России, указанное выше, дает право образовательному учреждению не задавать задания на дом и во II полугодии 1-го класса. Таким образом, задания на дом допустимы со второго полугодия 1-го класса только по литературному  чтению и окружающему миру.

4.5. Учитель обязан систематически проверять и оценивать (Письмо Министерства образования России от 19.11.98г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе») знания обучающихся, а также отмечать их посещаемость (отмечает отсутствующих на уроке строчной буквой “н”).

4.6. Особые требования к заполнению страницы иностранного языка.

Все записи должны быть на русском языке, кроме разделов грамматики, которые трудно переводятся на русский язык.

В журнале должен быть отражен каждый новый раздел, каждая новая тема в рамках раздела, основные развивающие задачи данного урока по видам речевой деятельности. Также следует вести подробную запись содержания уроков повторения.

Обязательно фиксируется вид работы и её содержание.

За год должно быть проведено 16 контрольных работ: не менее 4-х в каждой четверти по различным видам речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, аудирование).

 Отметки за контрольные и проверочные работы должны выставляться  каждому ученику.

В соответствующем разделе журнала должны быть  записи домашнего задания с указанием страницы и номеров упражнений, если есть дополнительный источник, то его надо указать (Информационное письмо Департамента общего образования от17.12.2001 года  № 957 /13-13 «Об организации обучения иностранным языкам в начальной школе».)

4.7. По полученным замечаниям делается отметка об их  устранении. Все записи подкрепляются подписью учителя.

5. Выставление отметок

5.1. В Письме Министерства образования России от 19.11.98г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», сказано, что “В 1-м классе исключается система бального (отметочного) оценивания».

В школах города отметки ставятся с 3 четверти 2-го класса только после того, как закончится повторение изученного в 1-2 четвертях. Эти указания должны быть прописаны в пояснительной записке к Учебному плану и в Уставе школы.

5.2. Рекомендация: отметочную фиксацию достижений учащихся в 3-4 классах следует начинать не сразу, а спустя  1-2 недели (после повторения за предыдущий класс).

Следует помнить, что выставление неудовлетворительных   отметок на первых уроках после длительного отсутствия учащихся (трёх и более уроков, после каникул) сдерживает развитие успехов в учебно-познавательной деятельности ученика и формирует негативное отношение к учению и учебной деятельности.

5.3. Можно  вводить зачётную систему работы на уроках физической культуры, изобразительного искусства и музыки по решению педсовета, совета общеобразовательного учреждения.

Основанием могут служить нормативные документы:

Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства   образования РФ от 03.06.03г. №13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования»;

Письмо Министерства образования РФ от 03.10.03г. №13-51-273/13  «О введении безотметочного  обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке»;

Письмо Министерства образования РФ от 14.10.03г. №13-51-245/13 «Об апробации безотметочного обучения по физической культуре, изобразительной деятельности, музыке в общеобразовательных учреждениях»;  

Методические  рекомендации Министерства образования России (2001 г.) по проведению эксперимента в начальной школе «Изменения в системе оценивания учебных достижений школьников» (О.Б. Логинова).

В оценочной деятельности по зачётной системе вместо отметок ставить  «з» (зачтено)  или «н/з» (не зачтено). Зачет следует ставить по итогам выполнения всей работы.

Требования по зачетной системе оценивания зафиксированы в Письме Министерства образования РФ от 19.11.98 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

6. Выставление отметок по письменным  работам.

6.1. Отметки по письменным работам  проставляются в графе того дня, когда проводилась работа. Работу над ошибками следует проводить после каждого контрольного измерения (работа над ошибками – часть урока). Отметку по итогам работы над ошибками выставлять в графе того дня, когда она была проведена.

О форме письменной работы должна быть запись с обязательной пометкой темы, по которой проводилась работа:

Подготовительный диктант. «Окончания имен существительных 1-го и 3-го склонения в предложном падеже».

Если по письменной работе выставляются две отметки, то ставятся в одной  клетке    без использования знака дробной черты    4 3

6.2. В начальной школе итоговый контроль результатов обучения, как правило, осуществляется путем проведения итоговых контрольных работ по  учебным  предметам базисного учебного плана  (форма проведения  работ может быть выбрана учебным учреждением) 4 раза в год: за I, II, III, учебные четверти и в конце года. Изложение и сочинение в начальных классах оценивается одной отметкой:

 «При оценке  изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажение при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования», вторая отметка ставится «за общее впечатление от работы» (пункт 4 Письма Министерства образования РФ от 19.11.98 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе». 

За обучающее  изложение учащимся  двоек не ставим.

Письмо Министерства образования России от 20.02.99г. №220/11-12, п.12 «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы».

 Письмо  Министерства образования России от 19.11.98г. №1561/14-15  «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

В письме сказано, что “при выставлении отметок за  четверть, год, при переходе в 5 класс отдается предпочтение более высоким отметкам; учитываются лишь итоговые отметки по теме, которые “отменяют” предыдущие, более низкие.

6.3. Между тематическими контрольными работами следует предусмотреть промежуточную аттестацию учащихся по изучаемой теме на основе выявления уровня образовательной подготовки школьников путем устного опроса.

В Письме Министерства образования России от 19.11.98 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», раздел «Методы и формы организации контроля», сказано об оценивании самостоятельных работ: «Если… самостоятельная работа проводится в первый период изучения темы, то целесообразно отметкой оценивать лишь удачные, правильно выполненные. Остальные работы анализируются учителем вместе с обучающимися детьми. Если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой у каждого ученика».

6.4. Отметки за каждую учебную четверть  выставляются учителем после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти без пропуска клетки. Не допускается пропуск клетки и графы в журнале для записи чисел и тем следующей четверти. Количество заполненных клеточек слева должно соответствовать такому же количеству строчек для записей тем уроков справа. Числа и названия месяцев также должны строго совпадать.

Не допускается выделять итоговые отметки (чертой, другим цветом и т.п.). Отметки заносятся классным руководителем в сводную ведомость учета успеваемости обучающихся детей.

6.5. Итоговые отметки обучающихся детей за четверть  должны быть обоснованы (то есть соответствовать успеваемости обучающегося  ребёнка в аттестационный период). Чтобы объективно аттестовать обучающихся, необходимо не менее трех текущих отметок при двухчасовой недельной учебной нагрузке по предмету и более шести при учебной нагрузке более двух часов в неделю с обязательным учетом качества знаний обучающихся по письменным и практическим работам. При одночасовой недельной нагрузке по предмету аттестация может проводиться по четвертям  или по полугодиям, в зависимости от решения этого вопроса на августовском педагогическом совете школы.

6.6. Выставление в журнале точек, отметок со знаком “минус”, “плюс”, записи карандашом не допускаются, так как таких оценочных знаков официально не существует. В клетках для отметок учитель имеет право записывать только один из следующих символов: 2, 3, 4, 5, н/а, осв, н – пропуск урока (оценка “1”- в начальной школе не допустима). Выставление в одной клетке двух отметок допускается  только на уроках русского языка.

6.7. Отметка «н/а» (не аттестован) может быть выставлена в случае отсутствия (пропуска) учащимся более 75% учебного времени по согласованию с учеником и его родителями.

В статье 17, пункта 4 Закона РФ «Об образовании» зафиксировано, что учащиеся,  не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования. Учащиеся, имеющие задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно. Точная редакция этой статьи отражена и в статье IV пункта 51 «Типового положения об общеобразовательном учреждении».

6.8. На занятиях, где класс делится на две подгруппы, записи ведутся индивидуально каждым учителем, ведущим подгруппу.

6.9. При замещении уроков классный журнал заполняет замещающий учитель в обычном порядке (подпись и другие сведения записываются в журнале замещения уроков). Замена уроков записывается по факту проведения.

Устанавливается следующий порядок записи замещений уроков:

      • При замещении уроков учителем, работающим в данном классе, запись замещения следует сделать на странице своего предмета.

      • При замещении уроков учителем, не работающим в данном классе, запись замещения следует сделать на странице замещаемого предмета.

      • При записи замещений обязательно указать дату, тему урока, домашнее задание, записать слово «замещение» и поставить подпись.

Дата

Содержание

Домашнее задание

22.12

Повторение по теме «Предлоги»

Упр.35. Повторить правило, стр. 275.  Замещение + (подпись)

6.10. У детей, находящихся на домашнем обучении, в классный журнал выставляются текущие, четвертные, годовые отметки (классным руководителем или учителями-предметниками  по решению администрации школы). Ученики, получающие данную форму образования, оцениваются только по тем предметам, которые определены в их индивидуальном учебном плане, утвержденном директором школы. Все текущие отметки также  проставляются в специальный журнал и дневник данного ученика.

Напоминаем количество часов  обучающихся на дому:

1-4 класс – 8 часов в неделю;

6.11. На странице «сводная ведомость учета успеваемости» учащихся  в столбце «решение педагогического совета (дата и номер)» в 1-4 классах записывается: протокол  педсовета № … от … мая 200_ г. Переведен в … класс (или оставлен на повторный курс обучения) или делается запись о прибытии (выбытии) ученика.

6.12. При проведении практических работ по технологии, информатике, окружающему миру, физической культуре, изобразительной деятельности  необходимо проводить инструктаж по технике безопасности и обязательно фиксировать в журнале запись о  ТБ.

6.13. В конце учебного года на предметной странице вместо темы урока рекомендуется сделать запись о прохождении программы:

По плану … часов;                                                         Фактически… часов.

Программа выполнена полностью.                               Подпись учителя, дата.

6.14. Не рекомендуется «засорять» журнал записями о количестве отметок за четверть и год, а также другими записями,  так как эти сведения учитель подает заместителю директора в специальном отчете.

6.15. Если при работе в журнале допущена ошибка, необходимо, зачеркнув неправильную запись (отметку), четко исправить её, заверить достоверность исправления своей подписью и поставить круглую школьную печать, если исправлена четвертая  (годовая) отметка, ставим подпись директора и печать.

Например: (исправление отметки за четверть)

Петров К. – отметка за 2 четверть – 4 (хорошо).                                

Подпись директора, печать.

Например: (исправление  текущей отметки) 

Иванов К. – отметка за  13.04.2009г. – 4 (хорошо).                                

Подпись  учителя, печать.

Недопустимо при исправлении в журнале использование “корректирующей жидкости” или других закрашивающих средств.

6.16. Запрещается уносить журнал домой, выдавать на руки обучающимся детям.

7. Нормативный минимум, регулирующий и регламентирующий деятельность образовательного учреждения в работе с классным журналом.

7.1. Федеральный закон «Об  образовании».

7.2.Типовое положение об общеобразовательном учреждении (Утверждено Постановлением Правительства  РФ от 18 августа 2008  года №617, в редакции от 10 марта 2009 г.  №216)

7.3. Письмо Министерства образования России от 19.11.98 г. №1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе».

7.4. СанПиН 2.4.2.-1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».

7.5. Письмо Министерства образования России от 20.02.99 г. №220/11-12  «О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы».

7.6. Приказ Министерства образования России от 09.02.98 г. №322 «Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ».

7.7. Письмо Министерства образования России от 22.05.98 г. №811/14-12 «Об организации преподавания основ безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях России».

7.8. Письмо Министерства образования России от 25.03.99 г. №389/11-12 «О преподавании основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе».

7.9. Приказ Министерства образования России от 05.03.04 г. №1089  «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

7.10. Письмо Министерства образования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13  «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы».

7.11. Письмо Министерства образования России от 20.04.01 г. №408/13-13  «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

7.12. Письмо Министерства образования РФ  № 957 /13-13 от 17.12. 2001 года  «О введении информатики в начальной школе».

7.13. Приказ Министерства образования России  от 16.08.97 г., №287  «О примерной номенклатуре дел общеобразовательных учреждений» (статья.605).   

7.14. Письмо Департамента общего и дошкольного образования Министерства   образования РФ от 03.06.03г. №13-51-120/13  «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях  безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования».

7.15. Инструкция Министерства образования России  (Вестник образования Министерства образования РФ № 3/1992г.) «О переводе и выпуске учащихся школ первой ступени в Российской Федерации».

7.16. Приказ  Департамента образования  Ульяновской области от 20.06.2007 года  №415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и  примерных учебных планов для образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования».

7.17. Письмо УО администрации Ульяновской области № 207 от 23.05.2001 года « Об организации обучения первоклассников в адаптационный период».

7.18. Письмо УО администрации Ульяновской области № 3048 от 10.09.2002 года « О преподавании ОБЖ в начальной школе».

7.19. Информационное письмо Департамента общего образования от 17.12.2001 года  № 957 /13-13   «Об организации обучения иностранным языкам в начальной школе».

7.20. Письмо Министерства образования РФ от 03.10.03г. №13-51-273/13  «О введении безотметочного  обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке»;

7.21. Письмо Министерства образования РФ от 14.10.03г. №13-51-245/13  «Об апробации безотметочного обучения по физической культуре, изобразительной деятельности, музыке в общеобразовательных учреждениях»;  

7.22. Методические  рекомендации Министерства образования России (2001 г.) по проведению эксперимента в начальной школе «Изменения в системе оценивания учебных достижений школьников» (О.Б. Логинова).

ВАШ   КЛАССНЫЙ  ЖУРНАЛ,   КОНЕЧНО  ЖЕ,  БУДЕТ   САМЫМ ЛУЧШИМ!

УСПЕХА ВАМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования и рекомендации к ведению классного журнала

Очень полезный материал для каждого учителя, особенно молодого специалиста. При заполнении журнала иногда возникают вопросы, ответы на которые можно найти в этом материале. ...

Требования к ведению классного журнала

Методические рекомендации...

ИНСТРУКЦИЯ по ведению Классного журнала

ИНСТРУКЦИЯ по ведению Классного журнала...

Требования к ведению классного журнала в начальной школе

Методические рекомендации УИПКи ПРО...

Единые требования к ведению рабочих тетрадей.

Единые требования к ведению рабочих тетрадей. Русский язык 1.     От предыдущей работы отступаем 2 строки. Если новая страница – начинаем работу с первой строки.2....

Положение о ведении дневника и оформлению рабочих тетрадей учащихся начальных классов.

Данный материал поможет родителям  и учителям ознакомится с основными требованиями оформления рабочих тетрадей и дневников в начальной школе, в соответствии с требованиями ФГОС....

Требования к ведению рабочих тетрадей и дневников

Памятка по соблюдению орфографического режима в школе и ведению рабочих тетрадей и дневников...