исследовательская работа
творческая работа учащихся (3 класс) по теме

Савельева Надежда Борисовна

Описааны полезные и вредные свойства жевательной резинки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovatelskaya_rabota.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Исследовательская работа

Тема: «  Жевательная резинка и дети»

Автор работы:  Волкова Елизавета Владиславовна, Черных Ирина Александровна

Место выполнения работы: МОУ  "СОШ №1 с УИОП", 2 класс,  Белгородская обл., г.Губкин, ул.Победы д.24.

Научный руководитель:  Савельева Н.Б.

 

1. Название секции - Медицина и здоровый образ жизни 

2. Тема исследования –  «Жевательная резинка и дети» 

3. Цель исследования – выяснить, чем полезна и чем вредна жевательная резинка. Можно ли ее употреблять детям?

4. Задачи:

- Узнать историю  появления жевательной резинки, ее состав.

- Найти и изучить литературу с мнениями о  полезной ценности или вредности этого продукта.

  -Провести опрос с целью привлечения учеников класса и школы к обсуждению данной темы, выяснить их мнение.

-Дать рекомендации правильного употребления  жевательной резинки.

5. Предмет исследования – жевательная резинка.

6. Гипотеза –  «жвачка» полезна.

7. Методы исследования:

- исследование медицинской, энциклопедической, исторической литературы;

- проведение опроса среди одноклассников и родителей;

- проведение экспериментальной работы по изучению состава жевательной резинки и составление своего рецепта;

- сравнительный анализ  свойств жевательной резинки.  

 

Содержание                                                                        стр.

                                                                                      

    1. Введение…………………………………………………  6

    2. История появления жевательной резинки………….. 8

3. Изучение  литературы с мнениями о полезности

    и вредности жевательной резинки………………………11

    4. Экспериментальная работа по проблеме……………14

5.Результаты исследовательской работы………………15

    6.Выводы и рекомендации по употреблению

    жевательной резинки…………………………………….  17

    7. Рецепт полезной «жвачки» для детей……………… 19

    8.Приложение……………………………………………..  21

    9.Литература……………………………………………...  22

«Эх вы, серость! Это же бубль-гум»

(Из мультфильма «Возвращение блудного попугая»)

1.Введение

Мотивы. С ранних лет дети любят «жвачку». Родители запрещают нам жевать жевательную резинку. Они говорят, что это вредно. А наши старшие сестры спорят, если «жвачка» продается в магазинах, значит, она не приносит вреда.

Актуальность заявленной темы определяется, в первую очередь, предметом исследования, в качестве которого выступает жевательная резинка.

В настоящей работе представлено исследование  о вреде и пользе  жевательной резинки. Подобными исследованиями занимались ученые, медицинские работники и психологи. Выдвигая гипотезу, мы изучили их труды и пришли к выводу о том, что проблема употребления «жвачки»  детьми до конца не изучена.                

Гипотеза. Возможно, что в употреблении жевательной резинки нет никакого вреда, если реклама  демонстрирует массу полезных свойств резинки, и она так любима детьми.

Мы поставили перед собой цель – выяснить, чем полезна и чем вредна жевательная резинка. Можно ли ее употреблять детям?

  Исходя из поставленной цели, мы обозначили для себя задачи:

Узнать историю  появления жевательной резинки, ее состав.

 Изучить справочную и медицинскую литературу с мнениями ведущих стоматологов, психологов о  полезной ценности или вредности этого продукта.

        3.Провести опрос с целью привлечь учеников класса и школы к обсуждению данной темы, выяснить их мнение.

        Новизна нашего исследования заключается в том, что мы 

-  доказали полезность употребления жвачки  детьми;

- разработали рекомендации для детей;

- составили рецепт своей полезной «жвачки».

        Практическая значимость исследования  заключается   в заботе  о здоровом образе жизни  детей. Говоря о здоровом образе детей, мы имеем в виду правильное питание и жевательную резинку в том числе.   Поэтому мы составили свои рекомендации по употреблению жевательной резинки.

В своем исследовании мы использовали  следующие методы:

-сравнительный анализ  свойств жевательной резинки.

-проведение экспериментальной работы по изучению состава жевательной резинки и составление своего рецепта;

Методы исследования

-исследование медицинской,  энциклопедической, исторической литературы;

- проведение опроса среди одноклассников и родителей;

2. История появления жевательной резинки

  Сначала мы обратились к книжным источникам и узнали:

   Жева́тельная рези́нка (жва́чка) — кулинарное изделие, оно состоит из несъедобной эластичной основы и различных вкусовых и ароматических добавок, гласит Википедия.

Другие источники утверждают: жевательная резинка – это средство индивидуальной гигиены.

Начали мы с изучения истории появления жевательной резинки. И оказалось, что жевательную резинку изобрел не один какой-нибудь ученый, ее история исчисляется тысячелетиями. Древние люди жевали растения, смешанные с известью или глиной, смолу и кору некоторых деревьев. Они делали это  перед едой для возбуждения аппетита или после – как очищающее средство. Это была необходимость, поскольку тогда не было каш и котлет, а ели грубую пищу, а она была преимущественно жесткой и требовала сильных челюстей и здоровых зубов.

Прообразы современной жевательной резинки можно найти в любой части света. При раскопках древних поселений были обнаружены небольшие кусочки смолы. Древние греки жевали смолу дерева мастики, которое растет в Турции и Греции, и назвали свою жевательную резинку «мастика». Для этих целей использовался и пчелиный воск.

В Индии любили пожевать просто очищенную от коры веточку, а в Средней Азии и Закавказье – кожуру граната. Индейцы, для того чтобы постоянно тренировать свои десны и жевательные мышцы использовали даже смесь шерсти и меда. Они жевали застывший сок деревьев. Белые поселенцы узнали эту привычку и тоже стали собирать застоявшийся сок для жевания. Они сделали свою собственную жевательную резинку из смолы хвойных растений и пчелиного воска. Более чем 1000 лет назад в Центральной Америке индейцы Майя жевали «chicle», который является соком дерева саподилла. Годами позже, этот  же самый сок послужил основой для создания промышленности жевательной резинки (Chickle – 1)чикл, каучук, 2) жевательная резина).

На Руси  использовали смолу сосны или ели.

Из истории появления «жвачки» мы узнали, что мудрые предки придумали ее давным-давно для очищения полости рта и возбуждения аппетита.

В  1928 году американец, двадцатитрёхлетний бухгалтер, Уолтер Димер   вывел идеальную формулу жевательной резинки, которая соблюдается и по сей день: жвачка имела розовый цвет, что особенно привлекало детей.

Диаграмма

20% каучук

60% сахар (или его заменитель)

19% сироп          1% ароматизатор

     Резиновая основа составляет 20%. Однако это вовсе не та резина, из которой делают покрышки для автомобилей. Резиновую основу должен составлять сок деревьев каучуконосов, который под действием кислоты или вываривания превращается в мягкую, но довольно упругую массу. Но еще не выросло столько деревьев. Поэтому сегодня применяются синтетические резиновые основы. Присутствуют в ней и вещества, обладающие освежающим и дезодорирующим действием, например ментол или мята. Жевательные резинки последнего поколения вместо сахара содержат глюкозу или сорбит, затормаживающие процесс появления кариеса. Резинка также содержит вкусовые добавки,  ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки.

     В последнее время стали популярны резинки, содержащие  сахарозаменители и противокариесные вещества, например, соединения фтора, ксилит, карбамид.    Первая в мире фабрика по производству жевательной резинки была основана   в городе  Бангор ( штат Мэн, США). С этого момента история жевательной резинки развивается со стремительной скоростью. Благодаря конвейерному производству, жевательная резинка превратилась в товар, а мода на жевание резинки распространилась из Америки по всему миру.

В  нашей стране   «жвачка»  долгое время не производилась и  импортная жвачка пользовалась большим успехом. Ее привозили из-за границы туристы, в 60-е годы в Москве появилось выражение: «Мир, дружба, жвачка!». Позже появившиеся  отечественные жевательные резинки уступали импортным по некоторым  показателям, в частности они плохо надувались, и  оформление упаковки было совсем некрасочным.  

3. Изучение  литературы с мнениями о полезности

    и вредности жевательной резинки

      Несколько лет назад в нескольких штатах США, некоторых европейских государствах запрещали жевать резинку в общественных местах. Почему? - думали мы, ведь придумали ее в Америке. Мы изучили литературу и узнали, что это произошло из-за экологических соображений (асфальт городов буквально зарос выплюнутой  «жвачкой»).

Реклама приписывает современной жевательной резинке различные чудодейственные свойства: улучшает зубную эмаль, предотвращает появление и зубного камня, устраняет запах изо рта, восстанавливает кислотно-щелочной баланс и прочее. Так ли это?

 Мы стали изучать литературу с мнениями о полезной ценности или вредности этого продукта. Cначала  провели опрос детей  вторых  классов.

Результаты опроса.  Для того чтобы  подтвердить  гипотезу, был проведён опрос среди детей и учителей нашей школы. Результат показал, что 21 ученик из 30 считают, что  жвачка полезна.

Гипотезы исследования, предложенные детям: первая -   жевательная резинка полезна; вторая гипотеза:  жевательная резинка вредна для организма, третья гипотеза:  есть полезные свойства и отрицательные.

По результатам опроса начали  проверку гипотез.

  На определённом этапе исследования мы поняли, что даже у специалистов нет единого мнения, а большинство людей вообще даже никогда не задумывались над этой проблемой и обратились к стоматологу детской поликлиники. От стоматолога Новиковой Юлии Александровны  мы узнали, что перед едой можно пожевать жвачку не более пяти минут. Слюнные железы передают через мозг сигнал в желудок: «Приготовиться к приему пищи», и желудок начинает выработку сока. В противном случае она способствует выделению в пустой  желудок желудочного сока, что может способствовать развитию заболеваний желудка.

И все же стоматологи  рекомендуют использовать жвачку только сразу после еды и не более чем 5 минут (10-15 минут в день). При жевании после еды усиливается слюноотделение, что способствует очищению зубов; жевательные мышцы получают равномерную, нагрузку, массаж дёсен в некоторой степени является профилактикой  зубных болезней и восстанавливается кислотно-щелочной баланс, т.е.  равновесие.

При постоянном жевании особо упругие жвачки могут повредить зубы, выдернуть пломбы. Но если пломба выпала, это не всегда говорит о вреде жвачки. Может быть, ее некачественно установили, либо начался кариес или разрушение зуба. Это мнение самих медиков.

Стоматологи также не рекомендуют употреблять жевательные резинки, в состав которых входит сахар, детям. От такой жевательной резинки больше вреда, чем пользы. Сладкие резинки с фантиками поголовно содержат сахар. По сути, его лишены только «Орбит» для детей и «Дирол кидс». Жевательные резинки с сахаром создают в полости рта раствор из сахара и слюны, в котором подолгу купаются детские зубы. А в работах стоматологов было показано, что чем чаще и дольше контактирует зуб с сахаром, тем больше риск развития кариеса.

Очень хорошо, если жевательная резинка содержит ксилит. Это сахарозаменитель – натуральный продукт, обладающий противокариесным и противовоспалительными действиями. Он нейтрализует кислоту.   По мнению специалистов из Московского стоматологического института, после еды на зубах действительно образуется налет, то есть кислая среда, разрушающая эмаль. Когда мы жуем резинку, обильно выделяется слюна - то есть щелочной раствор, - которая нейтрализует кислоту и спасает эмаль. Другими словами, кариес предотвращает наша же слюна, а жевательная резинка только способствует ее выделению.

В России не найти ни одной взрослой жевательной резинки с сахаром - почти вся резинка сделана на основе сахарозаменителей. А вот детской жевательной резинки хоть отбавляй. Здесь и «Хубба Бубба» фирмы «Ригли» и «Буббалу», которую крупнейшая и респектабельная компания «Ворнер Ламберт» делает только для стран третьего мира. Кариес – одно из самых распространенных заболеваний. Например, на борьбу с ним расходуется примерно столько же средств, как и на лечение и профилактику онкологических (раковых) заболеваний.

Врачи-педиатры утверждают, что беспрерывное жевание плохо сказывается на работе желудка и всей пищеварительной системы, не давая им передохнуть. Во-вторых, жевание натощак стимулирует выделение пищеварительного сока, разъедающего слизистые оболочки, что может привести к  заболеваниям желудка. В-третьих, всевозможные химические добавки и красители могут вызывать у отдельных детей аллергию и даже  боль в животе.

4. Экспериментальная работа по проблеме

С учителем химии  мы   проделали опыты с жевательной резинкой:    

Опытным путем (при жевании жевательной резинки) мы обнаружили, что в  «жвачках» Хубба-бубба, Малабар содержится краситель, который долго сохраняет во рту цвет до 30-40 мин. Такую же жевательную резинку, порезанную на небольшие кусочки, поместили в три стакана    дистиллированной воды. В один стакан добавили небольшое количество раствора соляной кислоты (эта кислота содержится в составе желудочного сока), в другой раствор щелочи (гидроксид калия), третий оставили без изменения. В стакане, котором была добавлена соляная кислота, окраска стала наиболее яркой.   Следовательно, при попадании «жвачки» в желудок красители выделяются в большей степени. Значит, они должны быть натуральными и безвредными для организма.

 

  5.Результаты исследовательской работы

 В результате нашей исследовательской работы у нас появился  список красителей вредных для организма человека (список прилагается). Оказалось, многие  вредные для организма красители содержатся и в жевательной резинке. Например, в «Дироле» содержится краситель Е171, который может вызвать заболевания печени и почек, в «Стимороле» – Е131, краситель, способствующий образованию раковых клеток. И это лишь часть из списка «Минздрав предупреждает!» Кроме того вредной может быть и резиновая основа, ведь она сделана из синтетических материалов.

Служба санитарно-эпидемического надзора запретила ввозить в Россию жевательную резинку с вредной резиновой основой.  

 Несмотря на запреты на рынке огромный процент поддельной жвачки, который не проверяется врачами. Значит, покупатель сам должен заботиться о своем здоровье, внимательно изучать фантик (этикетку) жевательной резинки.  

 В результате исследовательской работы   мы выяснили, что стоматологи, педиатры, гастроэнтерологи утверждают, что нельзя давать жвачку детям до трех лет, больным, страдающим гастритом, язвой желудка и двенадцатиперстной кишки.

Совсем маленьким детям нельзя жевать долго, потому что может неправильно сформироваться прикус зубов. Долгое жевание может вызвать скрип зубами, и как результат плохой ночной сон.

К тому же, психологи говорят, будто у детей,  постоянно жующих жвачку, снижается уровень интеллекта,  что, постоянное жевание  понижает внимание и мешает сосредоточиться. Но это научно не доказано.

Опрос среди детей и родителей нашей школы  показал, что не все дети и родители осведомлены в этом вопросе.  

42 ученика из 46 употребляют жевательную резинку, покупая любой продукт  с понравившимся   сладким вкусом, и лишь 4 человека убеждены, что жвачка вредна.

 

30 из 46  родителей не интересуются, что жуют их дети.

   

 6.Выводы и рекомендации по употреблению

    жевательной резинки

  Жевательная резинка имеет положительные и отрицательные свойства. (Мы ссылаемся на мнение специалистов и наше собственное  исследование).


Положительные свойства жевательной резинки


Отрицательные свойства жевательной резинки

1.Очищает зубы после еды, но ни одна жевательная резинка (что бы там ни обещала реклама) не заменяет обязательную двухразовую чистку зубов щеткой.

     2.Освежает дыхание в полости рта.

 

3. Восстанавливает кислотно-щелочной баланс во рту за счет сахарозаменителей при жевании после еды.

Нельзя пользоваться жвачкой натощак.

(Оказывает отрицательное воздействие на желудочно-кишечный тракт при жевании натощак.)  


2.Нельзя употреблять жевательную резинку  с сахаром. (Максимальная норма для ребенка любого возраста - 3-4 жевательные резинки с сахарозаменителями в день после еды!)

3. Нельзя долго пользоваться одной жвачкой. Совсем маленьким детям нельзя жевать долго, потому что может неправильно сформироваться прикус зубов. Долгое жевание может вызвать скрип зубами, и как результат плохой ночной сон.

4. Надувные жевательные резинки нарушают прикус

у детей.

5. Некачественные жвачки могут вызвать аллергические реакции, опухоли слюнных желез.

6. Нельзя повторно  пользоваться жвачкой после того, как вытащишь изо рта.

Итак, несмотря на множество отрицательных сторон употребления «жвачки» Всемирной Федерацией Стоматологов был признан в целом положительный эффект от употребления жевательной резинки без сахара.

(адрес сайта:www.shkolazhizni.ru/archive/0/n-23759/)

   И самое главное, необходимо помнить: ни одна жевательная резинка (что бы там ни обещала реклама) не заменяет обязательную двухразовую чистку зубов щеткой.

Вывод: Жевательную резинку жевать можно, но только учитывая наши рекомендации. 

1.Совсем маленьким детям нельзя жевать долго, потому что может неправильно сформироваться прикус зубов.

2. Долгое жевание может вызвать скрип зубами, и как результат плохой ночной сон.

    3. Нельзя вытаскивать «жвачку» изо рта и пользоваться повторно. (На  мебели, учебных принадлежностях несколько дней живут микробы     школьника, жевавшего ее).

4. Покупая жевательную резинку, нужно внимательно изучать упаковку.

Внимание! Максимальная норма для ребенка любого возраста - 3-4 жевательные резинки с сахарозаменителями в день.

7. Рецепт полезной «жвачки» для детей.

     

Как бы ни запрещали родители жевать жевательную резинку своим детям, все же  дети не перестают ее жевать. Тогда мы задумались над этой проблемой и стали работать  над рецептом полезной «жвачки».  Мы изучили литературу о здоровом образе жизни и здоровом питании. В результате  самостоятельно разработали рецепт полезной жевательной резинки из продуктов пчеловодства. Все  ингредиенты  обладают лечебными свойствами.

 

  Рецепт полезной жевательной резинки.

 1. Пчелиный воск (100 г).

2. Мед (50 г).

3. Сок любимого фрукта (3-5г) или 2-3 капли мятного масла.

4. Лимонный сок (10 капель).

Растопить на малом огне воск, добавить в него все ингредиенты, тщательно размешать и залить в формы.

Мы убеждены, если вы будете жевать нашу «жвачку», то всегда  будете здоровы!

Будьте здоровы!

9.  Литература

1. О. Медведская «Большая серия знаний. Химия», М.: Высшая школа, 2006.

2. Петрухина А. «Из чего мы состоим? Из того, что мы едим.» Наука и жизнь, № 1 (2009), стр. 26-29.\

3. «Принципы оценки безопасности пищевых добавок и контаминантов в продуктах питания.» — М.: «Медицина», 1991

4.Голубев В.Н. «Пищевые и биологически активные добавки.» – М.: Издательский центр Академия

5.Крупина Т.С. «Пищевые добавки». - М.: «Сиринъ према»

6.Скурихин И.М. «Всё о пище с точки зрения химика.» – М.: Высшая школа, 1991 – 287с.

 

Вредные жевательные резинки.

Это жевательные резинки разных производителей. Испанская жевательная резинка: «Dinosaurs», «Lis  Pierrfen» (фирма «Jake»), «Pagemaster», «Terminator 2», «Street», «Fighter 2», «Turbo», «Schneewittchen» (фирма «Vidal»), «Boomer» (все виды), «Helena», «Колесо чудес», «Данкин» (фирма «Дженерал конфетерия»), «Bikini baby», «Terminator», «Jungle Kingdom», «Jurassic park», «Muvie gum» (фирма «Чупа-Чупс»), «Special forces», «USA basket stars», «Aeroplanes», «Military planes», «Space rase», «Terror», «Mislin». Жевательная резинка из Турции: «Crimmy» (фирма «Baykanb ciclet vegida Sanayi S.A.) «Джаз» (фирма «АРS»), «Rembo», «Final» (фирма «Vlker»),  «Sindy» (две партии).
Итальянская жевательная резинка: «Center fresh», «Yogi bear», «Final-95», «Asteriks», «Motor show», «Dinosaurix» (фирма «Perfetti»).
Прочие: жевательная резинка «Good bol» (бразильская фирма «Fabrika De Balas SAO JOAO», «Капитан Маджид» (фирма «National Biskuit and confectionery», Саудовская Аравия), «Хоккейная клюшка», «Прялка», «Ассорти гигантское», «Супер», «Лимонное» (канадская фирма «Конкорд»), пять видов «dallas» (фирма «Snar Sari», Алжир), «Fruit babbiegum», «Banana babblegum», «Grape babblegum» (фирма «Pepe Confektioneris C.C.», ЮАР), «Canels» (Мексика), «Ragogumi (Венгрия), три вида «Donald» (Зимбабве).

 

Пищевые красители вредные для здоровья.

Запрещённые добавки — это добавки, достоверно приносящие вред организму.

E121 — Цитрусовый красный 2 (краситель)

E123 — Красный амарант (краситель)

E128 — 03.09.2007. Красный 2G (краситель)

E216 — Пара-гидроксибензойной кислоты пропиловый эфир, группа парабенов (консервант)

E217 — Пара-гидроксибензойной кислоты пропилового эфира натриевая соль(консервант)

E240 — Формальдегид (консервант)

Неразрешённые добавки — это добавки, которые не тестировались или проходят тестирование, но окончательного результата пока нет.

E127 — Эритрозин — запрещен в ряде стран

E154 — Коричневый FK

E173 — Алюминий

E180 — Рубиновый литол ВК

E388 — Тиопропионовая кислота

E389 — Дилаурилтиодипропионат

E424 — Курдлан

E512 — Хлорид олова(II)

E537 — Гексацианоманганат железа

E557 — Силикат цинка

E912 — Эфиры монтаниновой кислоты

E914 — Окисленный полиэтиленовый воск

E916 — Кальция йодат

E917 — Калия йодат

E918 — Оксиды азота

E919 — Нитрозил хлорид

E922 — Персульфат калия

E923 — Персульфат аммония

E924b — Бромат кальция

E925 — Хлор

E926 — Диоксид хлора

E929 — Перекись ацетона

Разрешены в России, но запрещены в Евросоюзе:

E102 — тартразин

E142 — синтетический пищевой краситель Зелёный S

E425 — конжак, конжаковая мука, конжаковая камедь и конжаковый глюкоманнан

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")

В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...

Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»

Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г

Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...