Рабочая программа 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме

Бригадиренко Лидия Александровна

Рабочая программа 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 3klass_rabochaya_programma.zip153.91 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 3 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2001г.

Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 рабочие недели)

Программа обеспечена следующим методическим комплектом "Начальная школа XXI века":

Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 3 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2010.

Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3кл. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.

В авторскую программу изменения не внесены.

Темы, содержание которых не соответствует требованиям государственного стандарта, отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» календарно-тематического планирования.

 Основные образовательные цели курса «Литературное чтение»:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства»,  соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

 Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальна возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерн к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

На реализацию программы отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.

   Основные разделы программы:

Устное народное творчество    (17 часов);

Произведения А.С. Пушкина     (11 часов);

Басни Эзопа и И.А. Крылова    (5 часов);

Произведения И.С. Тургенева  (4 часа);

Стихи русских поэтов                (5 часов);

Произведения Л.Н. Толстого    ( 7 часов);

Произведения Н.А. Некрасова (5 часов);

Произведения А.П. Чехова       (5 часов);

Сказки зарубежных писателей (4 часа);

Стихи русских поэтовии            (7 часов);

Произведения Д.Н, Мамина – Сибиряка (8 часов);

Произведения А.И. Куприна     (6 часов);

Стихи С.А. Есенина                   ( 7 часов);

Произведения К.Г. Паустовского (12 часов);

Произведения С.Я. Маршака     (4 часа);

Произведения А.П. Гайдара      (6 часов);

Произведения М. М. Пришвина (7 часов);

Произведения зарубежных писателей (10 часов).

Основные требования к знаниям и  умениям

Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух ( темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);

читать наизусть 6 – 7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;

определять смысл событий и поступков героев, выражать свое отношение;

пересказывать текст произведения ( подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;

самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами. писателями;

работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;

отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;

пользоваться справочной литературой.

       Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:

литература, фольклор, литературное произведение, жанр. сказка, былина. сказ, пословица, загадка, рассказ. стихотворение, басня, быль;

присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;

герой ( персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок. отношение автора;

стихотворение, рифма, строка, строфа;

средства выразительности: тон, логическое ударение, пауза, темп, ритм.

Содержание программы

Круг чтения:

 Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов.

Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей.

Произведения о жизни детей разных народов и стран.

Приключенческая детская книга;

Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика авторских произведений и произведений фольклора: произведения о Родине, о родной природе, об отношениях человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и правде.

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины, сказы, легенды.

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, сказ, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой (персонаж) произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, пересказ, план, обращение, сравнение, слова-признаки, слова действия.

Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения (книги).

Восприятие литературного произведения: создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходств и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.

Творческая деятельность: проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве потешек, скороговорок, загадок, небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и Т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков - игр.

Навык чтения: осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему(200- 250 слов) текстов. Введение чтения про себя на небольших текстах. Формирование умения самоконтроля и самооценки.

Работа с текстом:

- понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;

- различение простейших случаев многозначности и сравнений;

- деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя;

- определение основной мысли произведения с помощью учителя;

- составление картинного плана;

- пересказ по картинному плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

        Читательские умения:

- самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1- 2 страницы);

- умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие;

- правильно называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие);

- определять тему чтения и жанр;

- словесно описывать героя произведения, используя слова текста.

        Межпредметные связи:

с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов сказок, рассказов, составление повествовательного текста;

с уроками изобразительного искусства: сопоставление текста и иллюстраций, иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

с уроками музыки: музыка и характеры героев литературных произведений, музыкальное выражение настроения автора, персонажей произведения, музыкальное оформление инсценировок произведений;

с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества.

 Система оценивания знаний проводится на основании  Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".

Примерный план проведения проверочных и контрольных работ

№ п/п

Компетенция. Вид проверки

Время выполнения

I полугодие.

1

Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка.

Сентябрь-октябрь

2

Начитанность. Текущая проверка

Октябрь— ноябрь

3

Тест (вид текущей проверки)

Октябрь— ноябрь

4

Работа с детскими книгами. Текущая проверка

В течение каждой четверти

5

Выразительность чтения. Текущая проверка

В течение каждой четверти

6

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Итоговая проверка

Декабрь

7

Начитанность. Итоговая проверка

Декабрь

8

Тест (вид итоговой проверки)


9

Выразительность чтения. Итоговая проверка

В течение II четверти

10

Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка

После изучения разделов

11

Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка

Конец декабря

II полугодие

1

Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка

Февраль

2

Начитанность, работа с детскими книгами. Текущая проверка

Март

3

Тест (вид текущей проверки)

Март

4

Выразительность чтения. Текущая проверка

Январь— февраль

5

Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Итоговая проверка

Март— апрель

6

Навык чтения молча (способ чтения, понимание содержания, получение информации)1. Текущая проверка.

Март— апрель

7

Начитанность, работа с детскими книгами. Итоговая проверка

Конец апреля

8

Тест (вид итоговой проверки)

Конец апреля

9

Выразительность чтения. Итоговая проверка

Апрель— май

10

Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка

После изучения разделов

11

Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка

Май

Основные требования к знаниям и умениям учащихся третьего класса

К кончу обучения во 3 классе учащиеся

должны уметь:

могут овладеть приемами:

правильно читать текст целыми словами (темп чтения вслух – не менее 70 слов в минуту, а на более высоком уровне – более 70 слов в минуту);

читать молча небольшие тексты, темп – не менее 90 слов в минуту;

пересказывать прочитанный текст по готовому плану;

определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения;

читать наизусть 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы;

самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие);

самостоятельно отбирать книги для чтения.

высказывать свое отношение к поступку героя; сравнивать, составлять план

пользоваться словарями, книгами-справочниками.

Список литературы.

Учим младших школьников понимать текст: практикум для учащихся: 1 – 4 классы. / Е. М. Матвеева. – М.: ВАКО, 2007. (Мастерская учитля)

Чтение: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. – М.: Дрофа, 1997.

Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – М.: АСТ; СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. 

Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников писать сочинения разных жанров: сценарии занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2007

Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников понимать художественный текст: Меиодмческие разработки занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...