Открытые уроки по предметам
материал (2 класс) по теме

Кирьянова Нина Семёновна

Интегрированный урок по предметам "Окружающий мир" и "Русский язык" 2 класс "Зимушка-зима".

Урок-игра по теме "Растения" 3 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytye_uroki.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Каменская основная общеобразовательная школа»

2  КЛАСС

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ  УРОК  ПО  ПРЕДМЕТАМ  

«ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР»,  «РУССКИЙ  ЯЗЫК»

«ЗИМУШКА – ЗИМА»

                                                                                    Учитель:

Кирьянова Н.С.

ЦЕЛИ:  обобщить  знания учащихся о зимних явлениях природы; повторить написание парных согласных на конце слова, безударных гласных в корне слова, однокоренные слова; эстетическое воспитание учащихся средствами произведений изобразительного искусства, музыки.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники для 2 класса А.А.Плешакова «Окружающий мир», Л.М.Зеленина и др. «Русский язык», слова повторить, вспомнить, слушать, изморозь, позёмка, снегопад, мороз, вьюга, метель, холод (напечатаны на карточках синим цветом); запись «Вальса снежинок» из балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского; репродукция картины К.Ф.Юона «Волшебная зима»; карточки с заданиями для самостоятельной работы.

        

ХОД  УРОКА

  1.  Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Послушайте несколько стихотворных строк:

Придёт неслышными шагами,

Незримой стужею дохнёт.

И всё вокруг покрыв снегами,

Всем нам уши надерёт:

Зачем, мол, вы в такой мороз

Из дома высунули нос?

- О каком времени года говорится в тексте? Правильно, о зиме.

    2.  Основная часть.

- Тема нашего урока – «Зимушка-зима».

                     Задачи урока: вспомнить изменения в неживой природе, зимние явления и повторить изученные орфограммы. А какие, вы определите сами.

                    На уроке будем слушать друг друга и учителя, слушать стихи о зиме и музыку.

  1.  Работа по теме.

- Назовите основные приметы зимы. (Снегопад, холод, мороз.)

- Определите на слух орфограмму в этих словах. (Глухой согласный в конце слова.)

- Вспомните правило. Подберите проверочное слово.

- Запишите слово снег.

-Отгадайте загадку:

Что за звёздочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь – вода в руке.

                                     (Снежинки.)

- Определите орфограмму в этом слове.

(Учащиеся вспоминают правило проверки безударной гласной в корне, подбирают проверочное слово, говорят правило написания сочетания жи.)

- Запишите это слово.

- Кто из вас наблюдал, как идёт снег?

           Снег идёт по-разному. Если нет ветра, снег медленно падает на землю.

(Звучит «Вальс снежинок» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».)

- Что вы представили, слушая эту музыку?

- Как называется явление, когда идёт сильный снег, падают хлопья снега? (Снегопад.)

-  Какие два слова «спрятались» в этом слове? (Снег, падает.)

- Буква о является соединительной. Назовите орфограммы. Запишите эти слова.

(Учащиеся записывают в тетради: снег, снежинка, снегопад.)

- Выделите корень в этих словах. Как можно назвать записанные слова и почему? (Однокоренные.)

- Обратите внимание на картины на доске. Что изображено на них? (Зимний лес.)

- Как выглядит зимний лес после снегопада? (Тихо, спокойно, загадочно.)

- Многие поэты воспевали зимний лес в стихах.

(Подготовленные учащиеся читают стихи.)

Чародейкою зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

                                     Ф.Тютчев

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

                                   С.Есенин

Тёмный лес, что шапкой,

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

                            И.Суриков

- Как названа зима в стихах? (Волшебница, красавица, чародейка.)

-Как называется снегопад при сильном ветре? (Метель.)

(Карточка со словом метель вывешивается на доску.)

- Как называется явление, когда снег с сильным ветром несётся по воздуху, по земле и бьёт в лицо? (Вьюга.)

(Карточка со словом вьюга вывешивается на доску.)

- Объясните орфограммы в словах метель, вьюга. Запишите эти слова в тетрадь.

- Кто из вас наблюдал такое явление: ветер подхватывает снег и переносит его с одного места на другое, метёт по земле. Кто знает, как называется это явление? (Это позёмка.)

(Если учащиеся не смогут ответить, учитель сам называет слово позёмка и вывешивает карточку с этим словом на доску.)

(Учащиеся записывают слово в тетрадь. В тетради появляется запись: метель, вьюга, позёмка.)

- Выделите корень в записанных словах. Будут ли эти слова однокоренными? (Нет.)

- В такое время, когда на улице метель и вьюга, лучше находиться дома, читать сказки, играть.

(Учитель читает отрывок из стихотворения И.Сурикова «Детство» со слов «И начну у бабки сказки я просить». Звучит магнитофонная запись ветра.)

- Какие вы знаете сказки о зиме? Какие ещё приметы зимы мы не назвали? (Мороз, холод.)

- Объясните написание этих слов.

(Учащиеся называют орфограммы, вспоминают правило.)

- Запишите эти слова в тетрадь.

- На какой вопрос отвечают эти слова? К какой части речи они относятся? Образуйте от существительных холод, мороз слова, которые отвечают на вопрос какой? (Морозный, холодный.)

- Образуйте от существительных холод, мороз слова, которые отвечают на вопрос что сделает? (Заморозит, похолодает.)

- Выделите корень. Есть ли среди этих слов однокоренные слова? (Мороз, морозный, заморозит. Холод, холодный, похолодает.)

- Кто из вас наблюдал красивое зимнее явление изморозь?

(Учащиеся рассматривают иллюстрации в учебнике «Окружающий мир» и на доске, объясняют орфограммы в слове изморозь, записывают в тетрадь. Карточка со словом изморозь вывешивается на доску.)

2).  Работа по картине К.Ф.Юона «Волшебница-зима»

Беседа:

- Что изобразил художник К.Ф.Юон на картине «Волшебница-зима»?

-Как выглядят деревья?

-Какое настроение у людей вызывает эта картина? (Картина вызывает чувство восторга от зимней природы, русской зимы.)

3).  Самостоятельная работа по карточкам.

- Вставьте пропущенную букву.

Земля покрыта белоснежным к…вром.

-Составьте предложения.

деревьях, на , снежные, лежат, шубы

узоры, зима, по кустам, и веткам, развесила

- Составьте и запишите предложение о занятиях учащихся зимой.

(Учитель обращает внимание учащихся на фотографии в учебнике «Окружающий мир».)

Проверка работ.

(Учащиеся выходят к доске и читают составленные предложения.)

          - Вы правильно составили предложения. Что у вас получилось? (Текст о зиме. Его можно назвать «Хорошо зимой!»)

  1.  Итог урока.

- Вам нравится зима? Чем?

- Какая она зимушка-зима?

- Какие орфограммы вы вспомнили сегодня на уроке?

- Как  слова называются однокоренными?

-Вы молодцы, хорошо работали на уроке. Дома возьмите санки и покатайтесь с горы, пройдитесь на лыжах, и зимушка-зима раскрасит ваши щёки, придаст вам бодрости и силы.

        

МОУ  «Каменская основная общеобразовательная школа»

ОКРУЖАЮЩИЙ  МИР

3  КЛАСС

УРОК – ИГРА  ПО  ТЕМЕ

«РАСТЕНИЯ»

                                                                                    Учитель:

Кирьянова Н.С.

ЦЕЛИ:  обобщить знания учащихся по разделу «Растения»; развивать познавательный интерес, творческую активность, коммуникативные качества; воспитывать бережное отношение к растениям; использовать в работе ранее полученные знания.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки-задания, магнитофонные записи ответов, видеосюжет «Опыление цветов насекомыми», демонстрационные картинки «Цветущая липа», «Колибри»; нарисованное дерево с вопросами, записанными на листочках, фишки за правильные ответы.

        

ХОД  УРОКА

          Класс делится на три команды следующим образом: три открытки разрезаются на шесть частей, каждый ученик берёт одну часть, затем ученики, сложив открытку, объединяются в группы. Группы сидят за разными столами. Команда выбирает капитана.

          Каждая команда получает задание – отгадать загадку:

  1.  Дышит, растёт, а ходить не может.
  2.  Что называют «зелёной одеждой земли»?
  3.  Назови одним словом: деревья, кустарники, травы, цветы.

(Ответ: растения.)

Учитель. Сегодня мы продолжим разговор о растениях. Наш урок – игра.

1-е задание. Каждый игрок команды должен выбрать вопрос и записать свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

  Вопрос: Как называется весь растительный мир?

  1. Фауна.            2. Биология.           3. Флора.             4. Ботаника.

Проверка выполнения задания учащимися.

Учитель. Давайте послушаем правильный ответ, который даст Всезнайка-невидимка.

Включается аудиозапись.

Всезнайка-невидимка. Древние римляне ежегодно устраивали праздник, посвящённый Флоре – богине цветов, садов, дарующих богатый урожай. Позднее в её честь стали называть флорой весь растительный мир.

(Каждая команда получает определённое количество жетонов.)

2-е задание. Каждая команда получает набор карточек.

Учитель. Оставьте только те карточки, на которых записан правильный ответ.

            -Выберите растения, которые относятся к группе цветковых: роза, лиственница, морская капуста, липа, кедр, одуванчик, сосна, репейник.

Проверка. Чтение названий выбранных растений.

Всезнайка-невидимка. Цветковые растения это те, которые цветут хотя бы раз в жизни. Из перечисленных растений это роза, липа, одуванчик, репейник.

(Команды получают жетоны – максимальное количество – 4.)

Физкультминутка.

Встали, потянулись.

Мы с вами деревья.

Выросли высоко-высоко.

Подул ветер, пошёл дождь.

Но вот выглянуло солнышко.

Стряхнуло с листьев капли.

Потянулись веточки к солнышку.

3-е задание. Конкурс капитанов.

Капитаны получают карточки с названиями растений.

Учитель. Покажите карточку, на которой дан правильный ответ.

                  В Древней Греции существовал обычай украшать венками из ветвей и листьев этого растения головы особо отличившихся граждан: победителей спортивных соревнований, героев войн, знаменитых поэтов. Что это за растение*

  1. Вишня.               2. Одуванчик.         3. Лавр.            4. Роза.

(Капитаны показывают карточку – ответ.)

Всезнайка-невидимка. Правильный ответ – лавр. От названия этого дерева происходит и современное слово лауреат.

(Команды получают жетоны.)

4-е задание.

Учитель. Посмотрите видеосюжет.

(Включается запись про опыление растений насекомыми.)

- В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птички. Как они называются?

1. Оляпка.           2. Колибри.          3. Трясогузка.          4. Шмель.

(Представители команд дают ответы.)

Всезнайка-невидимка. Эти птички называются колибри. Самые мелкие из них – величиной с крупного шмеля. Не садясь на растение, птичка на лету высасывает нектар из цветка. Её крылья делают до 50 взмахов в секунду, а сердце бьётся с частотой 1400 ударов в минуту.

(Можно включить видеосюжет или показать демонстрационную картинку.)

Подведение итогов.

5-е задание.

Учитель. Каждая команда должна написать на карточке недостающие слова. За правильно записанное слово команда получает жетон.

- Сахара и крахмала нет в почве, а в растениях они есть. Как растения получают эти питательные вещества? Дополните ответ.

                     Сахар и крахмал образуются из  ……………… и ………………

на ……….. при…………… растений.

Проверка. Команды читают свои ответы.

Всезнайка-невидимка. Сахар и крахмал образуются из углекислого газа и воды на свету при питании растений.

(Вручение жетонов за каждое правильно записанное слово.)

6-е задание.

Учитель. Участники команд подходят к дереву и срывают листочек-задание. Н обсуждение даётся 10 секунд. Команда может ответить раньше. Каждый правильный ответ приносит команде жетон.

Самое высокое дерево. (Эвкалипт.)

Самое маленькое растение. (Ряска.)

Растение, которое за сутки вырастает на 1 метр. (Бамбук.)

Самая большая ягода. (Арбуз.)

Дерево с белым стволом. (Берёза.)

Растение – хищник, питающееся севшими на него насекомыми. (Росянка.)

Самый красивый цветок. (Роза.)

Белокочанная, краснокочанная, цветная, брюссельская – это … (Капуста.)

Что собирают пчёлы на цветках растений? (Нектар и пыльцу.)

От какого дерева летит пух? (От тополя.)

Какое дерево цветёт первым? (Ольха.)

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по предмету чтение в 3 классе в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов

План-конспект открытого урока по предмету чтение в 3 классе в коррекционной школе на тему: Стихотворение "Воробей". Н. Рубцов . Презентация прилагается....

Открытый урок по предмету « Окружающий мир». Тема : Как жить в мире людей? 4 класс.

1.      Довести до сознания учениками мысли о том, что людям необходимы разные личные и общественные способы регуляции человеческого поведения;2....

Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы».

Конспект открытого урока по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Зимующие птицы» проводился для детей с интелект...

Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями»

Открытый урок по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности»: «Охрана здоровья. Части тела человека. Уход за волосами и ногтями...

Открытый урок по предмету русский язык на тему: "Упражнения в различении названий предметов по вопросам кто это? Что это?"

Это конспект урока, направленный   на закрепление умения различать названия предметов по вопросам кто это? И что это? Так же соотносить вопрос и слово, обозначающее название предмета. Каждый...

Открытый урок по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе. Тема урока «Кто такие рыбы?»

Предмет: Мир природы и человека Тема урока: «Кто такие рыбы?» Класс: 2 Цель урока:  Знакомство детей с понятием «рыбы». Задачи:Предметные: сформировать у детей первон...

Конспект открытого урока по предмету математические представления. Тема урока: «Число и цифра 1»

Цель: знакомство обучающихся с числом и цифрой 1, с графическим обозначением числа 1.Задачи:Образовательные: познакомить с  понятием «Число и цифра 1», сформировать умение записи цифр...