Конспект урока по риторике во 2 кл. "Опорные слова".
план-конспект урока (2 класс) по теме

Масалова Валентина Ивановна

Познакомить  с понятием "опорные слова" , развитие устной речи , умения общаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_ritorike_vo_2_klasse.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по риторике во 2 классе

   Учитель  :  Масалова  Валентина Ивановна

Конспект урока по риторике во 2 классе

 

Тема:Опорные слова.

 

Использование на уроке игровых технологий, здоровьесберегающих технологий

 

Цели:

1.   Знакомство с понятием «опорные слова».

2.   Развитие устной речи, умения общаться.

3.    Воспитание  активности, коммуникабельности.

 

Задачи:

1.      образовательная– знакомство с опорными словами.

2.      развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.

3.      воспитательная– связана с формированием личности: норм поведения, черт характера; воспитывать любовь к родному языку, интерес к чтению, дружбу…

Конспект урока по риторике во 2 классе

Тема: Опорные слова.

Использование на уроке игровых технологий, здоровьесберегающих технологий

Цели:

  1. Знакомство с понятием «опорные слова».
  2. Развитие устной речи, умения общаться.
  3. Воспитание  активности, коммуникабельности.

Задачи:

  1. образовательная – знакомство с опорными словами.
  2. развивающая – продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, развитие внимания, памяти, мышления, речи; расширять кругозор и словарный запас учащихся.
  3. воспитательная – связана с формированием личности: норм поведения, черт характера; воспитывать любовь к родному языку, интерес к чтению, дружбу.

Оборудование урока:

  1. Учебник «Риторика» 2 класс под редакцией Ладыженской.
  2. Плакаты с изображением книг.
  3. Книги со сказками.
  4. Таблички с опорными словами из сказок.

Хронометраж по этапам урока.

№ этапа урока

   Название этапа урока

Время выполнения

(минуты)

1

Организационный момент.

2

2

Речевая разминка

4

3

Текущий контроль д/з, повторение

5

4

Постановка цели

1

5

Изучение нового материала

  1. Риторическая задача
  2.         Работа по учебнику

16

8

8

6

Физминутка. Риторическая игра

4

7

Закрепление знаний

4

8

Первичный контроль

3

9

Итог урока.

4

 10

Домашнее задание.

2

Итого по времени

45

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

У. Ребята, у нас сегодня с вами необычный урок. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как мы с вами умеем работать на уроке. Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

  1. Речевая разминка.

Упражнения для губ и языка:

Расчешем губки, раз, два.

Просушим, покрутим язычком во рту.

Поболтаем язычком.

Цокает лошадка по мостовой:

Кончик язычка стучит по нёбу.

Упражнения для дыхания:

У. Представьте, что у вас День Рождения и вас на столе стоит торт со свечками. Давайте все вместе задуем свечки.

У. Прочитаем гласные (а о у ы и) и слова на доске (на доске слова мочка, почка, кочка, дочка).

Чистоговорки и скороговорки.

  1. Текущий контроль д/з, повторение.

У. Ребята, давайте вспомним что такое «Риторика

У. Что мы изучаем на уроках риторики?

У. А для чего мы изучаем риторику?

У. А что мы изучили на прошлом уроке? (Разбор домашнего задания на стр. 35)

  1. Постановка цели.

У. Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие в мир сказок. Встретимся с вашими любимыми героями.

  1. Изучение нового материала.
  1. Риторическая задача.

У. Какую сказку вы больше всего любите и почему?

У. А откуда вы узнали про них? (Во время ответов детей учитель контролирует правильность речи, построения предложений и т. п.)

У. А я хочу познакомить вас со сказками, которые нравятся мне. Вот посмотрите, что я вам принесла.

Учитель разворачивает плакат, на котором изображена книга с отрывками текста из сказки «Царевна-лягушка». Часть текста на плакате залита чернилами. Из-за чего в книге остались только обрывки фраз. На оставшихся плакатах сделано также.

У. Ой! Что это? Кто это сделал? Смотрите-ка, на обратной стороне что-то написано.

Дети читают на обратной стороне плаката: «Превет от Шупокляк»

У. Ах-ах-ах! Опять старуха Шапокляк нам навредила. И что теперь делать? Как вы теперь узнаете, какие сказки мне нравятся? Давайте попробуем прочитать, что у нас осталось.

Дети читают оставшиеся слова.

У. А может вы сможете догадаться, какая это сказка? (Дети называют сказку.)

У. Правильно! Это слова из сказки «Царевна-лягушка». А как вы догадались, что это слова из сказки «Царевна-лягушка»?

У. Ребята, вы видите теперь, что произведение можно узнать не только по названию, но и по нескольким словам. Но не по любым словам из текста, а по очень важным слова, которые напомнят нам о теме, героях, событиях произведения. Такие слова называются опорными (учитель показывает табличку со словами «опорные слова»), то есть слова, по которым можно догадаться о содержании текста. Опорные слова помогают передать в тексте самое основное. Вот именно благодаря этим-то словам, вы и смогли узнать, что мне нравиться сказка «Царевна-лягушка».

У. А теперь давайте попробуем узнать, следующую сказку.

Учитель показывает плакаты с отрывками текста из сказок «Золушка» Шарля Перо и «Мойдодыр» Корнея Чуковского. Дети по опорным слова угадывают сказки.

У. Молодцы, ребята. Вижу, что сказки эти вы знаете. А вот знаете ли вы эту сказку?

Учитель показывает книгу «Колобок». Дети называют название сказки.

У. О чем эта сказка, кто нам расскажет?

Один из учеников кратко рассказывает тему сказки «Колобок»

У. Правильно. Эта сказка о колобке. Бабушка испекла колобок, а он убежал от нее. По пути он встречался с разными зверями. И от всех ему удавалось убежать. А вот от лисы убежать не смог. Лиса съела колобка.

  1. Работа по учебнику.

У. А теперь откроем учебники на странице 24, 25. Что вы видите на иллюстрации? Как сказать это одним словом? (героев) А кто катится по дорожке? (Колобок) Авторы учебника предлагают нам познакомиться с новой сказкой о колобке. В  этой сказке колобок любил ходить в гости к разным сказочным героям. Прочитайте эту сказку.

Дети читают сказку на странице 24.

У. В каких сказках побывал Колобок? А как вы догадались? (по именам героев)

У. Правильно, имена героев помогли вам узнать сказку. Можно ли их назвать опорными?

У. Можно, потому что по этим словам вы догадались, в какой сказке побывал колобок.

У. Прочитаем сказку о Колобке вслух. (чтение сказки вслух).

У. А теперь давайте прочитаем пятое предложение. О какой сказке идет речь здесь? Кто нам коротко расскажет, о чем эта сказка? (один из учащихся рассказывает сюжет сказки про зайца и лису)

У. А как вы узнали, что именно в это сказке побывал колобок? Есть же и другие сказки про лису и зайца (по действию «помог из избушки выгнать»)

У. Ребята, вы видите, что догадаться о содержании произведения нам помогают не только имена героев, но также и действия, подсказывающие события сказки. Прочитаем следующее предложение. Есть ли здесь слова, кроме названия героев, помогающих догадаться о том, в какой сказке побывал Колобок?

Учащиеся читают текст сказки про Колобка до конца и находят опорные слова. Учитель выставляет книжки со сказками, в которых побывал Колобок на доску.

У. Посмотрите на эти сказки. Что вы можете сказать о них? Кто написал эти сказки? (русские народные сказки)

  1. Физминутка. Риторическая игра.

У. А теперь мы с вами поиграем – придумаем продолжение этой сказки.

Учитель выбирает одного из учеников на роль Колобка. Остальные за Колобком путешествуют по сказкам «Три поросенка» и «Дюймовочка».

У. «Итак, понравилась Колобку в гости в другие сказки ходить. Вот как-то решил он снова себя показать и сказочных героев посмотреть. Выкатился на дорожку и покатился …»

Дети друг за другом делают круг по классу. В это время учитель кладет на одну из парт книгу «Три поросенка».

У. «И попал в сказку … (Колобок читает название сказки) Три поросенка» А теперь продолжите нашу сказку сами. Но только так, чтобы наши гости смогли догадаться, в какой сказке побывал Колобок. А помогут нам в этом … Конечно же – опорные слова.

Учитель с помощью наводящих вопросов помогает учащимся придумывать сказку. Наводящие вопросы: С кем Колобок может встретиться в этой сказке? Что мог бы Колобок сделать вместе с главными героями?

  1. Закрепление.

У. В каждом тексте есть слова, по которым мы сразу узнаем текст сказки или рассказа. Один дедушка это прекрасно понимал, но послушайте, как он рассказал известную всем сказку своей внучке. Откроем учебник на странице 26 и прочитаем, как дедушка сказку рассказывал

Учащиеся читают текст на странице 26.

У. Какую сказку рассказывал дедушка? А как внучка догадалась, что дедушка рассказывает сказку про Красную Шапочку (по опорным словам).

  1.  Первичный контроль.

У. А теперь посмотрим, как вы усвоили новую тему. Давайте поиграем в игру «узнай сказку».

Учитель показывает таблички с опорными словами из сказок. Учащиеся отгадывают сказки.

  1. Итог.

У. Что важного вы сегодня узнали на уроке?

У. Произведение можно узнать по нескольким словам, которые называются опорными.

Опорными словами могут быть:

  1. имена героев (Красная Шапочка, Золушка, Колобок);
  2. названия местности, города и т. п., в которых происходили действия (Мумидол, Цветочный город);
  3. действия; подсказывающие события сказки (лиса выгнала зайца из избушки, снесла курочка яичко).
  1. Домашнее задание.

На странице 25 написать опорные слова из одной из сказки, которая нравится детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по риторике во 2 классе

Конспект урока по риторике во 2 классе Тема:Опорные слова. Использование на уроке игровых технологий, здоровьесберегающих технологий Цели: 1.   Знакомство с понятием «опорные ...

Конспект урока Детской риторики в 4 классе "Словарная статья"

Конспект урока Детской риторики в 4 классе по теме   "Словарная статья". Учебник Т.А.Ладыженская "Детская риторика в рассказах и рисунках". УМК "Школа 2100"...

Конспект урока по риторике Тема урока: "Обращение"

Воспитатель Сорокина Е.А.  учитель Белова Н.В.Тема урока:"Обращение"Тип урока: Объяснение нового материалаЦель:Учим ребят уместно употреблять обращения в зависимости от ситуации.Задачи:Образовате...

Урок разв. речи. Сочинение по опорным словам. Сказка.

Сочинение по опорным словам. Сказка....

Конспект урока по риторике на тему "А ты вежлив? "

А ты вежлив?Детская риторика, 1 класс,  программа «Школа-2100»Цели: Формирование у младших школьников ценностной ориентации, способности формулировать нравственные суждения; Развитие ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...

Конспект-урок по риторике "Лесть, похвала, комплимент" (внеурочная деятельность)

Цель: Путем литературного исследования дать понятия: похвала, лесть, комплимент и учить различить ихЗадачи:1.Сформировать понятие «комплимент», "похвала", "лесть"...