Конспект урока по риторике Тема урока: "Обращение"
план-конспект урока (1 класс) по теме

Белова Наталья Владимировна

Воспитатель Сорокина Е.А.  учитель Белова Н.В.

Тема урока:"Обращение"

Тип урока: Объяснение нового материала

Цель:Учим ребят уместно употреблять обращения в зависимости от ситуации.

Задачи:

Образовательные:  -научить употреблять обращения в речи;

                                       -уметь произносить фразы от лица сказочных героев в нужной интонаци.

Развивающие:-обогощение словарного запаса;

                             -умение разыгрывать ситуации по теме.

Воспитательные:-научить работать подгруппами;

                                      -выслушивать ответы одноклассников,не перебивая друг друга;

                                       -уметь дополнять ответы товарищей;

                                       -продолжать воспитывать доброжелательное отношение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_ritorike.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по риторике

Тема урока: "Обращение"

Тип урока: Объяснение нового материала

Цель: Учим ребят уместно употреблять обращения в зависимости от ситуации.

Задачи: 

Образовательные:  -научить употреблять обращения в речи;

                                       -уметь произносить фразы от лица сказочных героев в нужной интонаци.

Развивающие:-обогощение словарного запаса;

                             -умение разыгрывать ситуации по теме.

Воспитательные:-научить работать подгруппами;

                                      -выслушивать ответы одноклассников,не перебивая друг друга;

                                       -уметь дополнять ответы товарищей;

                                       -продолжать воспитывать доброжелательное отношение.

Оборудование: учебник «Детская риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской, 1 класс, рабочие тетради.

        Ход урока:

 Орг.момент.   Ребята,мы сейчас проведём урок риторики,но сегодня он будет необычный,а необычен он будет тем,что на нём присутствуют наши  родители. Они пришли сегодня к нам на урок,для того ,чтобы посмотреть как вы учитесь и чему вы уже научились.

 Вводная часть. Урок мы с вами начнём,как всегда, с дыхательной гимнастики. Встаньте у своих стульев.

1 дых.упр. называется "Сорви яблочко",вам оно уже известно. Итак-тянемся правой рукой высоко-высоко к воображаемому дереву,становимся на ципочки и срываем самое спелое,самое красное и вкусное яблочко. А когда срываем его,то выдыхаем и произносим "УХ",и кладём яблочко в корзину. Давайте ещё пару яблочек сорвём,тянемся высоко-высоко..."УХ".

2 дых.упр. -Ребята,а давайте вспомним,о каком празднике мы с вами недавно общались? (День космонавтики). -Верно,так давайте же проведём космическое дых.упр. "На космодроме".

 -Представьте,что вы космонавты. До запуска космического корабля осталось 10 секунд. Распределите воздух таким образом,чтобы вы сосчитали от 10 до 1 и громко,отчётливо произнесли слово "Пуск!" Итак,через нос набираем воздух ... Начинаем отсчёт времени: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 Пуск! (2-3 раза).

Хорошо ребята,садитесь. Не забывайте как вы должны сидеть правильно за партами.

А теперь давайте вспомним о чём мы с вами говорили на прошлом уроке риторики,что вам запомнилось? (отв.дет.)

Верно,мы с вами определяли где начало,а где конец предложений,а также вспоминали считалки и сочиняли свои считалки. Так для чего же нам нужны считалки? (отв.дет.)  Давайте попробуем вспомнить некоторые из них (отв.дет.) Молодцы!

 А сегодня,тема нашего урока звучит так:"ОБРАЩЕНИЕ",мы поговорим о том как правильно употреблять обращение к кому-либо,в зависимости от ситуации.

Объяснение нов.материала.  

Беседа: -Как по-разному вас называют в семье: Серёжа,сынок,  внучёк,малыш и т.д. А в школе,во дворе? Иногда лаского,иногда- не очень,а порой обидно. В школе называют даже по фамилии и полному имени-официально: "Наталья Владимировна,к учителю" и т.д.

-А зачем вообще нужно,обращаться к человеку,называть его малыш,Саша,Александр? (отв.дет.)

-Верно,для того,чтобы привлечь внимание этого человека,заставить его слушать. Но при этом говорящий нередко передаёт к нему и своё отношение. И нам совсем не всё равно,как нас зовут. А ведь бывают и грубые обращения.

 Работа по учебнику:

-Ребята,откройте свои учебники на стр.51 . Посмотрите внимательно,кто изображён на верхнем рисунке? Что говорит рыбка? Что говорит старик? (отв.дет.)

-Старик просит рыбку ("смилуйся") и может назвать её по-разному. Как? Прочитаем. (чтение детьми). Когда старик скажет "золотая рыбка",а когда- "государыня рыбка"? А может ли старик обратиться с просьбой старухи к рыбке и назвать её просто "рыбка"? -Нет,старик просит рыбку как морскую царицу-только царицу можно назвать государыней.

-В последнее время слово "государь","государыня" некоторые взрослые пытаются возродить и пользуются ими при обращении к незнакомым людям:"Не скажите ли сударыня как проехать к центру?"

    А теперь,на той же 51 стр. рассмотрите следующий рисунок. Кто здесь изображён? (отв.дет.) В каком случае старик говорит:"Здравствуй,барыня сударыня дворянка!",а когда-"Здравсвуй,грозная царица!" Что отвечает старуха? Как она называет старика? ("Мужик!") Как это её характеризеут? (отв.дет.)

       Итак,хорошо,а теперь мы с вами попробуем разыграть ситуации:

1) Вы и мама. Вы просите маму купить игру,которая вам очень нравится. Не забывайте об обращении и о слове "пожалуйста".

2) Вы и прохожий. Вы хотите у незнакомого человека узнать время. Не забывайте о словах извинения. Слово "извините" позволяет вам обратить внимание,установить контакт. И можно обойтись без обращения.

3) Вы едете в автобусе. Попросите кого-либо из пассажиров передать деньги за проезд.

4) Вы пришли в булочную. Спросите у продавца,есть ли в продаже свежий хлеб.

  (ребята с места отвечают).

Хорошо. А сейчас откройте стр.52,53. Рассмотрите рисунки и скажите,о каких сказках А.С.Пушкина напомнили вам они. (отв.дет.)

Выберите стихотворные строки из "Сказки о царе Салтане",а затем-из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях". Кто из героев этих сказок и как произносит слова-обращения,какие обращения использует? Прочитайте эти строчки выразительно. (отв.дет.)

-Рассмотрим другой рис. Кто изображён на нём? Как по-разному обращается царица к волшебному зеркальцу?  ("Свет мой,зеркальце";"мерзкое стекло";"зеркальце".) Почему? О чём говорят  нам эти разные обращения? (отв.дет.)

    Физ.минутка. Я вижу вы подустали,давайте немного отвлечемся и проведём с вами физ.минутку "Буратино".

          "Буратино потянулся.

            Раз - нагнулся,

            Два-нагнулся.

            Руки в стороны развёл,

            Ключик,видно, не нашёл.

            Чтобы ключик нам достать,

             Нужно на носочки встать".

-Хорошо ребята,садитесь. Не забывайте как правильно надо сидеть за партами.

Закрепление:

-Я сейчас прочту вам стихотворение "Очень вежливый индюк",вы его вниматель послушайте и после,вам нужно будет ответить на вопросы к нему:

              "Объявился

                В доме

                Вдруг

                Очень Вежливый Индюк.

                Раз по тридцать в день,

                Не реже,

                Он кричал:

                -Эй, вы, невежи!

                Заходите,что ли,в гости-

                Поучиться

                Вежливости!

                Я и сам,-

                Кричал Индюк,-

                Доктор Вежливых Наук,

                И жена моя-пример

                Замечательных манер-

                 Даже когда спит она,

                 Видно,что воспитанна!

                Не стесняйся ты,осёл!

                Заходи,садись за стол!

                Что же ты молчишь как рыба?

                Говори:"Приду,спасибо!"

                Ты не будь свиньёй,Свинья,-

                Ждёт тебя

                Моя семья!

                Только раньше бы

                Умыла

                Ты своё свиное рыло!

                Как не бился он,

                Однако

                К Индюку никто не шёл-

                Ни Корова,

                Ни Собака,

                Ни Хавронья,

                Ни Осёл!

                Посинел Индюк от злости:

                -Не идут,нахалы, в гости!

                Зря пропали все труды!

                Все они - балды-балды!

                И добавил

                С высоты

                Своего величия:

                -Не усвоили,

                Скоты,

                Правила приличия!

                 (Ян Бжехвала. Перевод Б.Заходера)

-Вот какое стихотворение.Ребята,скажите пожалуйста,на какое грубое  обращение в приглашении Индюка ("Эй,вы,невежи,заходите,что ли, в гости") могли обидеться его соседи? (отв.дет.)     

-В самом ли деле перед нами Очень Вежливый Индюк? Почему вы так думаете? (отв.дет.) -Индюк совсем невоспитанный. Он кричит,употребляет много грубых и обидных слов,говорит со всеми свысока,без уважения и т.д.

-Всегда ли можно назвать вежливым и воспитанным того,кто сам себя считает вежливым? (отв.дет.)

      Подведение итогов:

-Итак,давайте же теперь вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили,что нового вы узнали? (отв.дет.)

-Верно,мы познакомились с обращением. Мы убедились в том,что обращение может быть разным в разных ситуациях. Наверное,все поняли,как важно правильно обратиться к человеку,чтобы привлечь его внимание,продолжить или закончить разговор.

-Когда можно,уместно,обращаясь к Коле,назвать его Коля,а когда Коленька,Колька,Николай? (отв.дет.)

       -Наш урок подошёл к концу.

      -Вам понравился урок? (отв.дет.) -Чем? (отв.дет.)

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Урок "Обращение" 4 класс

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели:создать условия для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций учащихс...

Конспект урока "Обращение"

Цель урока: Создание условий для систематизаций знаний об обращении и его роли в речиЗадачи: Образовательная: обобщить знания об обращении.Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь, интере...