Конспект урока "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Чигрик Татьяна Алексеевна
Цель урока: Создание условий для систематизаций знаний об обращении и его роли в речи
Задачи: Образовательная: обобщить знания об обращении.
Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь, интерес к изучению родного языка, обогащать словарный запас обучающихся.
Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда, трудолюбие, аккуратность.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13.09_russkiy_yazyk.docx511.1 КБ
Файл 13.09.pptx399.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема урока

Обращение

Тип урока

Урок систематизации и обобщения знаний

Цель урока

Создание условий для систематизаций знаний об обращении и его роли в речи

Задачи

Образовательная: обобщить знания об обращении.

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, речь, интерес к изучению родного языка, обогащать словарный запас обучающихся.

Воспитательная: воспитывать ответственное отношение к результатам своего учебного труда, трудолюбие, аккуратность.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

- Закрепить полученные знания об обращении;

- Повторить правила написания знаков препинания при обращении;

- Учиться строить предложения с обращением.

Личностные:

- Проявлять внимание, желание учиться;

- Осознано понимать значимость правильного произношения и написания слов;

- Контролировать и оценивать свой результат.

Метапредметные:

Регулятивные: 

- Умение принимать и сохранять учебную задачу;

- Умение давать оценочную характеристику деятельности своей и других;

- Умение контролировать и корректировать свою деятельность.

Познавательные: 

- Умение самостоятельно формулировать познавательную цель;

- Умение логически рассуждать, анализировать, обобщать;

- Умение применять уже имеющиеся знания в новых условиях.

Коммуникативные: 

- Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

- Умение продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.

- Умение соблюдать правила речевого поведения, строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.

Основные понятия

Обращение

Межпредметные связи

Русский язык – литературное чтение – развитие речи.

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

Учебник: Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 4 класс 1 часть стр. 17

Презентация, карточки с заданием

Организация пространства

Фронтальная работа, самостоятельная работа, работа с учебником


Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности

1. Приветствие и мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Татьяна Алексеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

2. Проверка рабочего места

- Проверьте, все ли у вас лежит на партах. На партах должны лежать учебник, дневник, тетрадь, ручка, а так же проверьте порядок на вашем рабочем столе, всё лишнее уберите.

- Здравствуйте. Присаживаются за свои места

Проверяют готовность к уроку

II. Актуализация и пробное учебное действие

- Ребята, откройте свои тетради, запишите число и классная работа.

Некоторые работают по карточкам, остальные со мной. (приложение 1)

В карточке вам даны два предложения. Вам надо подчеркнуть грамматическую основу и пописать части речи.

1. Минутка чистописания

- На первой строчке пропишите заглавную строчную буквы Лл, до конца строки.

- На второй строчке запишите данные соединения букв: ло

2. Словарная работа, диктант

- На следующей строке запишите «Словарь»

- Обратите внимание на слайд, перед вами слова с пропущенными буквами. А какие это слова? Прочитайте их. (слайд 1)

- Кто знает, что это за орфограммы?

- Спишите, расставляя пропущенные буквы, ударение и подчеркните орфограммы.

Лучше, аллея, металл, билет

Проверка: (слайд 2)

- Теперь я предлагаю вам проверить свою работу, посмотрите на доску и проверьте, всё ли вы правильно написали. А я возьму три тетради на проверку.

- Если у вас ни одной ошибки – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 и более ошибок – «2»

- Молодцы!

- Ребята, а как вы понимаете слово «лучше»? (слайд 3)

- С помощью такого слова мы можем что-то с чем-то сравнить. Например, он сделал сейчас работу лучше, чем вчера. Также с помощью этого слова мы можем сделать комплимент другому человеку. Например, ты лучший, т.е. ты хороший.

- Кто знает, что такое «аллея»?

- Аллея - дорога, усаженная по обеим сторонам рядами деревьев. Например, школьная аллея, это значит, по обеим сторонам тротуара посажены ряды деревьев. 

Открывают тетради, записывают число и классная работа

Некоторые работают по карточкам

Записывают данные буквы и соединение букв

- Словарные. Читают слова

Лучше – труднопроизносимое сочетание чш;

Аллея – двойное л;

Металл – двойное л;

Билет – непроверяемая гласная и.

- Словарь: Лу́чше, алле́я, мета́лл, биле́т

Проверяют свои работы

Ответы учащихся

Ответы учащихся

III. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации

- Обратите внимание на то, что я скажу. «Выйди к доске и запиши число».

- Что не так с этим предложением?

- А если я скажу «Дима, выйди к доске и запиши число», что можем услышать в этом предложении?

- Непонятно к кому обратились

- Мы услышим к кому обратились

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- О чем у нас пойдет речь на уроке?

- Верно, тема нашего урока «Обращение» (слайд 4)

- Об обращении

V. Реализация построенного проекта выхода из затруднения

- Ребята, что такое обращение? (слайд 5)

- Правильно!

Работа с учебником

- Откройте учебник на стр. 17. Сейчас я прочитаю правило, слушаем внимательно.

- Кто прочитает еще раз?

- Давайте повторим еще раз.

- Например, «Ребята, как у вас дела?», где здесь будет обращение, и как будет выделяться запятой?

- «Спасибо, Лена, за книгу», где в этом случае обращение и где будет стоять запятая?

- «где ты была, Маша?», где в этом случае обращение и где ставится запятая?

- Молодцы, вы усвоили правила написания знаков препинания!

Выполнение заданий

- Найдите упражнение 20 на стр. 17. Прочитайте задание.

Прочитайте. Назовите сказки.

1. Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

2. Речка-матушка, спрячь меня!

3. Испеки, старуха, колобок.

4. Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.

5. Бери ложку, хозяюшка.

6. Что тебе надобно, старче?

7. Не обессудь, куманек. Больше потчевать нечем.

- Посмотрите внимательно на выделенные слова, как они называются? Какую роль они играют в предложениях?

- Молодцы, ребята!

- Теперь спишите любые три предложения.

- Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью

Слушают правило, читают еще раз

- Обращение «ребята», запятая ставится в начале предложения, после обращения, т.е. после слова «ребята»

- Обращение «Лена», запятая ставится с двух сторон

- Обращение «Маша», запятая ставится в конце предложения перед обращением

Находят упражнение и читают задание

Называют сказки

1. У страха глаза велики

2. Гуси-лебеди

3. Колобок

4. Заюшкина избушка

5. Каша из топора

6. Сказка о рыбаке и рыбке

7. Лисица и Журавль

- Выделенные слова называются обращением. С их помощью мы понимаем ,к кому обращаются с речью

Списывают предложения

Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

На урок нам всем пора!

Повторяют движения за учителем

VI. Обобщение знаний.

Самостоятельная работа

Фронтальная работа, работа с учебником

- Найдите упражнение 21 на стр. 17. Прочитайте.

1. Где ты, птичка, гнездышко свила?

2. Птичка, где ты гнездышко свила?

3. Где ты гнездышко свила, птичка?

В чем сходство и различие предложений каждой группы?

- Чем у нас выделено обращение?

- Правильно, ребята!

- Сейчас спишите эти предложения. Подчеркните в них обращения

- Какое слово вы подчеркнули, как обращение?

- Молодцы!

- Ребята, я раздам вам задание по вариантам, в котором надо правильно расставить знаки препинания при обращении. (приложение 2)

- Первые три тетради возьму на проверку.

- Молодцы, ребята!

Находят и читают задание.

- Сходство в том, что предложения одинаковые. Различие в том, что обращение стоит в разных местах, т.е. сначала обращение находится в середине, потом в начале и в конце

- Запятыми

Выполняют задание

- Птичка

Записывают предложения

VII. Итог урока

- Итак, давайте вспомним, о чем сегодня говорили на уроке?

- Что такое обращение?

- Чем выделяется обращение?

- Если обращение стоит в начале, где будет стоять запятая?

- Если обращение стоит в середине, как оно будет выделяться?

- Если обращение стоит в конце предложения, где будет стоять запятая?

- Правильно, ребята! Вы хорошо усвоили тему!

- Об обращении

- Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью

- Запятыми

- В начале, после обращения

- Будет выделяться запятыми с двух сторон

- В конце, перед обращением

VIII. Домашнее задание

-Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Упр. 22 стр. 18

Записывают домашнее задание

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Ребята, наш урок подошел к концу.

- Оцените свою работу на уроке. У вас на столах лежат плоды, цветки, желтые листики.  (приложение 2)

Плод – усвоил материал;

Цветок – частично усвоил материал;

Жёлтый листик – нет никакого результата.

- Поднимите ту картинку, которая вам подходит.

- Ребята, молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.

Оценивают свою деятельность

X. Организация на выход

- Наведите порядок на своих местах.

- Встаньте. Урок окончен.

- До свидания!

- Можете идти на перемену.

- Наводят порядок на своих столах.

- Встают.

- До свидания!

Приложение 1


Приложение 2


Приложение 3

Плод, цветок, желтый листик https://www.psdgraphics.com/file/red-apple-icon.jpghttps://cdn.pixabay.com/photo/2017/01/10/18/57/flower-1969921_1280.pnghttps://img2.freepng.ru/20191025/rbi/transparent-orange-5db2bda482db98.484164011571995044536.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разминка Согласных звуков больше гласных, Язык вместителен, прекрасен, И Пушкин, Лермонтов, Тургенев, На нём писали без сомнения! Русский язык

Слайд 2

Черные, кривые, От рождения немые. А встанут в ряд – Вмиг заговорят. Буквы Разминка

Слайд 3

Если слог мы выделяем При его прочтении, Палочкой обозначаем Сверху… Ударение

Слайд 4

Часть слова, известная всем. Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое. Окончание

Слайд 5

Каждый абзац мы с нее начинаем. Помним о ней и название знаем. И правильно скажет школьник любой, Что отступ зовется… Красной строкой

Слайд 6

По соседству два брата живут, В слова то и дело встают. Один брат звуки смягчает, Другой брат их разделяет. Ъ и ь знак

Слайд 7

Любого языка он государь – наш всезнающий ... Словарь

Слайд 8

Эта буква вместе с «Я» Нотою бывает, И ее мои друзья Часто напевают . Л

Слайд 9

Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко. Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов. В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю... Точку

Слайд 10

Врач умеет очень просто Наше горло проверять - Он всегда при этом просит Эту буковку называть . А

Слайд 11

Лу… ше , ал… ея , метал…, б…лет

Слайд 12

Лу́ ч ш е , а л л е́я , мета́ л л , б и ле́т

Слайд 13

Лу́ ч ш е А л л е́я Сравнение к прилагательному. Например, он сделал работу сегодня лучше, чем вчера. Д орога , усаженная по обеим сторонам рядами деревьев.

Слайд 14

Тема: Обращение

Слайд 15

Обращение - слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью

Слайд 16

Вариант 1 Вариант 2 Миша, ты сделал уроки? Свет мой, зеркальце, скажи… Ты пойдешь гулять, Лена? Давай, Оля, пойдем в кино. Вы сегодня идете в парк, ребята? Катя, я рада видеть тебя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...