Развитие орфографической зоркости учащихся – главный фактор формирования навыка правописания.
статья по теме

Колесникова Вероника Владимировна

В статье рассматривается проблема формирования орфографической зоркости учащихся. Умению определять орфограммы в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие орфографической зоркости учащихся – главный фактор формирования навыка правописания.

                                                       Колесникова Вероника Владимировна – учитель

                                        начальных классов МБОУ г. Астрахани

                                                      «Начальная общеобразовательная школа № 60».

Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Знать правила и свободно писать – вещи разные!

Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но ведь таких единицы. Больше детей, которые знают правила, а применить их на практике не умеют. Вывод: наши ученики должны знать правила и уметь их применять.

М.Р. Львов в своей работе «Правописание в начальных классах» пишет: «Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма».

Исследования показали, что самостоятельно определяют орфограммы 15 – 45% учеников лишь в отдельных классах. Там же, где учитель работает специально, - 70 – 90%.Следовательно, работу по развитию орфографической зоркости вести необходимо. Проанализировав собственный опыт, а также работы известных методистов я продолжила знакомство с учебно – методическими комплектами, предложенными для начальной школы и остановила свой выбор на учебно – методическом комплекте (УМК) «Гармония». Хотелось попробовать поработать по новому учебнику «К тайнам нашего языка» авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Вот к каким выводам я пришла:

  1. Работа по развитию навыков грамотного письма должна начинаться уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания. Работая по «Азбуке» Бетеньковой Н.М., это действительно видно.
  2. Ввести понятие «опасное место», которое насторожит детей на появление возможной ошибки.
  3. Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памяток – схем, которые есть в конце учебника.
  4. При работе по этому учебнику мы формируем и развиваем у учащихся фонетический слух, который необходим для осознанного обозначения звуков буквами, для формирования в дальнейшем орфографической зоркости.
  5. Обучать правильному списыванию текста.
  6. Прививать интерес к чтению. При разумной дозировки объема самостоятельного чтения учебник способствует не только освоению программного материала по русскому языку, привитию интереса к размышлениям о языке, но и становлению у детей техники чтения.
  7. Развивать словарный запас детей. В новом учебнике словарные слова вынесены в словарик в конце учебника. Но вот работа с ним построена иначе. В упражнениях дети встречаются с этими словами, списывают их по правилам списывания, иногда им приходится предварительно найти слово в словаре и списать его со словарной страницы. Проделав несколько раз такую работу с одними и теми же словами, но на разных текстах, дети запоминают их написание. А дальше ученикам предлагается составить для класса словарный диктант. Чем интересен такой подход? Дети запоминают облик слова не отдельно, а в тексте, т.е. в живой речи, что в дальнейшем позволяет писать это слово грамотно не только в словарном диктанте, но и в свободных письменных высказываниях.

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости учащихся 1 класса.

Сообщение на МО начальных классов. Рассматриваются разные формы и методы работы по предупреждению орфографических ошибок у учащихся начальных классов....

Статья развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени

Формы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе....

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Развитие орфографической зоркости учащихся

Методические рекомндации для учителей начальной и средней школы....

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...

Факторы развития орфографической зоркости учащихся начальной школы в рамках образовательной модели «Начальная школа XXI века»

Всем учителям начальных классов знакома проблема обучения грамотному письму своих подопечных. Справиться с ней бывает нелегко....