Статья развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени
статья по русскому языку по теме
Формы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова есть свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
С. Островский
Уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем. И учителя, и методисты, и ученые-лингвисты отмечают, что уровень грамотности наших учеников продолжает снижаться. Называются различные причины низкой грамотности: дети перестали читать, они постоянно перед экранами телевизоров, компьютерами, программой они настолько перегружены, что устают и не выполняют качественно домашнее задание.
В результате они плохо владеют монологической речью, в диалогах используют только простые предложения, не знают лексических значений многих слов, их речь скудна и невыразительна. Да и в письменной форме не все школьники умеют грамотно выражать свои мысли.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать орфографическую грамотность младших школьников и недостаточной практической переработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.
Цель педагогической деятельности заключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыков грамотного письма через развитие орфографической зоркости учащихся.
Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).
Развитию орфографической зоркости большое внимание уделяют ведущие психологи и методисты (Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Л.И. Айдарова, Н.С Рождественский, М.М.Разумовская, М.Г. Баранов, Н.Н. Алгазина, М.Р. Львов и др.). Они считают главным в обучении правописанию орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Условия формирования орфографической зоркости:
1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания).
2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки).
3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.
4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).
5.Умение осуществлять самопроверку.
Работа по формированию орфографической зоркости начинается с 1 класса. При поступлении детей в школу выявлено, что у 56,3% обучаемых не сформирован или сформирован на низком уровне звуковой анализ слова. Некоторые учащиеся не выделяют первый звук в слове, не говоря о структуре слова в целом, делении на слоги, определении ударного звука, слога. В подготовительный период, до изучения букв знакомлю учащихся с тем, что речь бывает устная и письменная, состоит из предложений и слов, слова делятся на слоги, которые бывают ударные и безударные, слог делится на звуки: гласные и согласные. Много работаю по развитию фонематического слуха
Орфограммы ввожу через проблемную ситуацию. Выясняем, что безударные гласные, звонкие и глухие согласные нельзя писать на слух. В прописях даются правила: большая буква в начале предложения, в именах, фамилиях, кличках; гласные после щипящих, Ь знак для обозначения мягкости и другие. Все это мы называем опасное место, трудное место, работает правило, и зажигаем фонарики красным карандашом. И когда учащиеся научатся определять это, ввожу термин «орфограмма» и ее обозначение. Общеизвестно, что в начальном обучении русскому языку велико значение упражнений. На их роль указывал ещё К.Ушинский, считавший, что «главное, центральное занятие, вокруг которого группируются все остальные, и по которому мы располагаем и саму нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке, устное и письменное». Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости:
«Найди опасное место», «Светофор», «Дырявое письмо», списывание с орфографическим проговариванием, оперируя целыми смысловыми единицами с активной орфографической ориентировкой – выделением орфограмм, комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке; письму по памяти, выборочному списыванию, письму под диктовку.
Успех всей работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:
- четкое планирование всей работы;
- систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
- разнообразные тренировочные упражнения;
- постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм.
Таким образом, процесс организации орфографической деятельности младших школьников осуществляется наиболее успешно, если он реализуется на основе интеграции методов, средств развивающей и традиционной системы обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/26/picture-71146.jpg)
Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма
Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/05/picture-134509-1583436516.jpg)
Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.
Данный материал раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа прежде всего связа...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/05/picture-134509-1583436516.jpg)
Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.
Данный материал раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа прежде всего связа...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/06/picture-302518-1383721626.jpg)
статья "Развитие орфографической зоркости"
повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-360905-1390671645.jpg)
Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/22/picture-260617-1600788594.jpg)
Статья "Развитие орфографической зоркости у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития"
Развитие орфографической зоркости...