Статья развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени
статья по русскому языку по теме
Формы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_tatya_razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова есть свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
С. Островский
Уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем. И учителя, и методисты, и ученые-лингвисты отмечают, что уровень грамотности наших учеников продолжает снижаться. Называются различные причины низкой грамотности: дети перестали читать, они постоянно перед экранами телевизоров, компьютерами, программой они настолько перегружены, что устают и не выполняют качественно домашнее задание.
В результате они плохо владеют монологической речью, в диалогах используют только простые предложения, не знают лексических значений многих слов, их речь скудна и невыразительна. Да и в письменной форме не все школьники умеют грамотно выражать свои мысли.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать орфографическую грамотность младших школьников и недостаточной практической переработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.
Цель педагогической деятельности заключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыков грамотного письма через развитие орфографической зоркости учащихся.
Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).
Развитию орфографической зоркости большое внимание уделяют ведущие психологи и методисты (Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Л.И. Айдарова, Н.С Рождественский, М.М.Разумовская, М.Г. Баранов, Н.Н. Алгазина, М.Р. Львов и др.). Они считают главным в обучении правописанию орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Условия формирования орфографической зоркости:
1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания).
2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки).
3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.
4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).
5.Умение осуществлять самопроверку.
Работа по формированию орфографической зоркости начинается с 1 класса. При поступлении детей в школу выявлено, что у 56,3% обучаемых не сформирован или сформирован на низком уровне звуковой анализ слова. Некоторые учащиеся не выделяют первый звук в слове, не говоря о структуре слова в целом, делении на слоги, определении ударного звука, слога. В подготовительный период, до изучения букв знакомлю учащихся с тем, что речь бывает устная и письменная, состоит из предложений и слов, слова делятся на слоги, которые бывают ударные и безударные, слог делится на звуки: гласные и согласные. Много работаю по развитию фонематического слуха
Орфограммы ввожу через проблемную ситуацию. Выясняем, что безударные гласные, звонкие и глухие согласные нельзя писать на слух. В прописях даются правила: большая буква в начале предложения, в именах, фамилиях, кличках; гласные после щипящих, Ь знак для обозначения мягкости и другие. Все это мы называем опасное место, трудное место, работает правило, и зажигаем фонарики красным карандашом. И когда учащиеся научатся определять это, ввожу термин «орфограмма» и ее обозначение. Общеизвестно, что в начальном обучении русскому языку велико значение упражнений. На их роль указывал ещё К.Ушинский, считавший, что «главное, центральное занятие, вокруг которого группируются все остальные, и по которому мы располагаем и саму нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке, устное и письменное». Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости:
«Найди опасное место», «Светофор», «Дырявое письмо», списывание с орфографическим проговариванием, оперируя целыми смысловыми единицами с активной орфографической ориентировкой – выделением орфограмм, комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке; письму по памяти, выборочному списыванию, письму под диктовку.
Успех всей работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:
- четкое планирование всей работы;
- систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
- разнообразные тренировочные упражнения;
- постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм.
Таким образом, процесс организации орфографической деятельности младших школьников осуществляется наиболее успешно, если он реализуется на основе интеграции методов, средств развивающей и традиционной системы обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма
Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...
Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.
Данный материал раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа прежде всего связа...
Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.
Данный материал раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа прежде всего связа...
статья "Развитие орфографической зоркости"
повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка...
Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.
Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...
Статья "Развитие орфографической зоркости у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития"
Развитие орфографической зоркости...