Статья развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени
статья по русскому языку по теме

Проскурина Инна Ивановна

Формы развития орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s_tatya_razvitie_orfograficheskoy_zorkosti.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           

                                                                                     Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
                                                                                                             У слова есть свое нутро.
                                                                                                             И если ты в эту проникнешь суть –
                                                                                                             Слово тебе сотворит добро.
                                                                                                                                             
С. Островский

      Уровень грамотности учащихся – одна из острейших проблем.                                                                                                 И учителя, и методисты, и ученые-лингвисты отмечают, что уровень грамотности наших учеников продолжает снижаться. Называются различные причины низкой грамотности: дети перестали читать, они постоянно перед экранами телевизоров, компьютерами, программой они настолько перегружены, что устают и не выполняют качественно домашнее задание.

        В результате они плохо владеют монологической речью, в диалогах  используют только простые предложения, не знают лексических значений многих слов, их речь скудна и невыразительна. Да и в письменной форме не все школьники умеют грамотно  выражать свои мысли.

       Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышать орфографическую грамотность младших школьников и недостаточной практической переработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.

       Цель педагогической деятельности заключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыков грамотного письма через развитие орфографической зоркости учащихся.

      Орфографическая зоркость – это способность (или умение) быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определить их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).

       Развитию орфографической зоркости большое внимание уделяют ведущие психологи и методисты (Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Л.И. Айдарова, Н.С Рождественский, М.М.Разумовская, М.Г. Баранов, Н.Н. Алгазина, М.Р. Львов и др.). Они считают главным в обучении правописанию орфографическое правило, его применение, т.е. решение орфографической задачи. Однако ее решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила - орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме - одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

      Условия формирования орфографической зоркости:

1.Умение обнаруживать орфограммы (т.е. сомнительность того или иного написания).

2.Умение различать орфограммы (определять тип орфограммы, её признаки).

3.Умение соотносить орфограмму с определённым правилом.

4.Умение выполнять действие по правилу (по алгоритму).

5.Умение осуществлять самопроверку.

     Работа по формированию орфографической зоркости начинается  с 1 класса. При поступлении детей в школу выявлено, что у 56,3% обучаемых не сформирован или сформирован на низком уровне звуковой анализ слова. Некоторые учащиеся не выделяют первый звук в слове, не говоря о структуре слова в целом, делении на слоги, определении ударного звука, слога. В подготовительный период, до изучения букв знакомлю учащихся с тем, что речь бывает устная и письменная, состоит из предложений и слов, слова делятся на слоги, которые бывают ударные и безударные, слог делится на звуки: гласные и согласные. Много работаю по развитию фонематического слуха

      Орфограммы  ввожу через проблемную ситуацию. Выясняем, что безударные гласные, звонкие и глухие согласные нельзя писать на слух. В прописях даются правила: большая буква в начале предложения, в именах, фамилиях, кличках; гласные после щипящих, Ь знак для обозначения мягкости и другие. Все это мы называем опасное место, трудное место, работает правило, и зажигаем фонарики красным карандашом. И когда учащиеся научатся определять это, ввожу термин «орфограмма» и ее обозначение. Общеизвестно, что в начальном обучении русскому языку велико значение упражнений. На их роль указывал ещё К.Ушинский, считавший, что «главное, центральное занятие, вокруг которого группируются все остальные, и по которому мы располагаем и саму нашу грамматику, есть практическое упражнение в языке, устное и письменное».    Упражнения, направленные на развитие орфографической зоркости:

 «Найди опасное место», «Светофор», «Дырявое письмо», списывание с орфографическим проговариванием, оперируя целыми смысловыми единицами с активной орфографической ориентировкой – выделением орфограмм, комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому его необходимо применять практически на каждом уроке; письму по памяти, выборочному списыванию, письму под диктовку.

     Успех всей работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:

  1. четкое планирование всей работы;
  2. систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
  3. разнообразные тренировочные упражнения;
  4. постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм.

      Таким образом, процесс организации орфографической деятельности младших школьников осуществляется наиболее успешно, если он реализуется на основе интеграции методов, средств развивающей и традиционной системы обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.

Данный материал  раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа  прежде всего связа...

Морфемный разбор как одно из средств проверки, коррекции и повышения орфографической грамотности учащихся первой ступени обучения.

Данный материал  раскрывает обоснованность и доступные подходы в организации и проведении морфемного анализа на основе дифференцированного подхода. Задания подобного типа  прежде всего связа...

статья "Развитие орфографической зоркости"

повышение грамотности и развитие орфографической зоркости  у учащихся на уроках русского языка...

Использование орфографических пятиминуток на уроках русского языка во 2-4 классах, как средство развития орфографической зоркости учащихся.

Здесь представлены тексты орфографических пятиминуток, которые можно использовать на уроках русского языка, для выработки навыков орфографической зоркости. Тексты помогают запомнить название орфограмм...