Конспект урока в 1 классе по надпредметному курсу "Мир деятельности"под ред .Л. Г. Петерсон
план-конспект урока (1 класс) по теме

Масова Светлана Александровна

Данный курс уроков нацелен на формирование у ученика умения  учиться. Может быть использован как классный час по теме "Что значит быть внимательным "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_deyatelnosti.odt22.8 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок 7.Тема: Как быть внимательным на уроке .

Основные цели:

1. Сформировать представление о необходимости быть внимательным в учебной деятельности.

2. Сформулировать простейшие приемы развития устойчивости внимания.

Основные структурные  элементы урока:

Новое знание  , которое открывают для себя ученики: правила, помогающие ученику быть внимательным на уроке.

Пробное  действие учащегося заключается в самостоятельном выборе и обоснова нии правил. которые помогают ученику быть внимательным на уроке.

Фиксация затруднения: «Я не могу правильно выбрать (обосновать) правила, кото рые помогают ученику быть внимательным на уроке».

Фиксация причины затруднения : «Я не знаю правил, которые помогают ученику быть внимательным на уроке».

Цель деятельности учащегося: «Узнать правила, которые нужно соблюдать ученику. чтобы быть внимательным на уроке, и согласовать эталон».

Фиксация  нового знания двумя способами: 1) в речи; 2) с помощью эталона, в котором зафиксированы правила. помогающие ученику быть внимательным на уроке.

Особенностью данного урока является то, что дети получают конкретные способы тренировки и концентрации внимания в учебной деятельности.

Оборудование:

1)Демонстрационный материал (изданное пособие):

Д-1.1-1.2.Эталон«Два основных этапа учебной деятельности».

Д-1.3. Изображение Смайлика.

Д-7.1. Изображение Знайки.

Д- 3.1. Эталон: « Правила работы ученика на уроке»

Д-5.4. Эталон : «Правила работы в паре»

Д-7.2. Эталон: «Быть внимательным»

Д- 7.3. Картинка с изображением мишени

Д- 7.4а-г. Эталон «Внимание в учебной деятельности» и одно лишнее правило.

Думай о задании (не отвлекайся)Д-7.4а

Устал - сделай паузу Д-7.4б

Тренируй свое внимание Д-7.4в

Делай несколько дел сразу Д-7.4г

2) Печатный материал (возможна распечатка на принтере):

П-7.1. Изображения спортсменов.

3)Наклейки к уроку 7: «Внимание в учебной деятельности» (в учебном пособии):

4) Эталон к уроку 7: «Внимание в учебной деятельности» (из блок-тетради эталонов «Мои открытия» ).

  1. Чистый лист в клеточку для каждого ученика (готовит учитель).
  2.  Презентация к уроку 7 : слайды 1-12.

Ход урока.

1. Мотивация к учебной деятельности.

- Как всегда начнем урок с «Лесенки успеха». Оцените свое  умение по теме «Правила работы в парах».

На какую ступеньку  вы себя поставили? Объясните, почему?

Учитель предлагает высказаться двум -трем детям.

- Ребята, к нам в гости пришел гость.

Учитель вывешивает на доске картинку с изображением Смайлика (Д-1.3 или Слайд 2). Кто это? (Это Смайлик.)

- Я вижу, что он вам знаком. Скажите, чем Смайлик вам помогает? (Смайлик помогает нам узнавать, как нужно учиться.)

Он пришел к нам не один.

Учитель вывешивает изображение Знайки (Д-7.1 или Слайд 2, анимация 1).

Вы узнали нашего второго гостя? (Это Знайка.) Почему его так зовут? (Он очень много знает ... )

Как вы считаете, почему важно много знать? Где это может пригодиться?

Знайка много знает, потому что он умеет учиться. А вы помните, как надо учиться? (Вначале надо понять, чего мы не знаем, а затем самим найти новый способ.)

Учашиеся проговаривают этапы учебной деятельности, учитель выставляет на доске Д-1.1-1.2. или открывает Слайд 2, анuмация 2.

- Молодцы! Знайка очень доволен вашими ответами! Но он знает еще много разных секретов успешного учения. Один из них вам предстоит сегодня узнать, хотите?

- Улыбнитесь и  пожелайте друг другу удачи. А Знайка будет вам помогать.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

 - С чего начнем свою работу? (С повторения.)

1. Актуализация правил поведения на уроке.

- Знайка приготовил для  вас задание для повторения. Он предлагает вам выполнить его в па рах. Что нужно для этого вспомнить? (Правила работы в парах.) Открывается Слайд 3. Учашиеся по цепочке называют правила парной работы. учитель вы ставляет на доске Д-5.4 или открывает Слайд 3, анuмация 1.

Давайте теперь посмотрим. какое задание вам приготовил наш гость. Рассмотрите первое

задание.

Открывается Слайд 4, учитель организует работу с заданием 1 в учебном пособии.

Что нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание? (Правила работы на уроке.)

Итак, вам нужно найти и исправить ошибки: верно соединить стрелочками правила с ролью учителя, и найти недостающее правило.

Учащиеся в парах выполняют задание.

Какие ошибки вы нашли? (Правило «Если хочешь попросить помощи, подними руку»нужно выполнять, когда учитель в роли помощника; правило «Соблюдай тишину» - когда учитель в роли организатора.)

Покажите стрелками, что их надо поменять.

Учитель выставляет эталон Д-3. 1 или показывает Слайд 4, анимация 1. Что вы еще .. увидели? (Не хватает правила «Будь внимательным».)

Когда нужно соблюдать это правило? (Когда учитель в роли организатора.)

Запишите в пустом квадрате большую букву В (внимательно).

Учащиеся самостоятельно записывают букву в пустом квадрате задания 1 учебного пособия (Слайд 4, анимация 2-3).

2. Формирование у учашихся представлений о понятии «быть внимательным».

- Ребята, Знайка специально не включил  этого правила. Он хотел привлечь к нему ваше внимание. Скажите. важно ли быть внимательным, когда вы учитесь? (Да.)

А что значит «быть внимательным» на уроке? ( ... )

Открывается Слайд 5. Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

Знайка. решил вам помочь. У него всегда с собой «Волшебная книга знаний». Давайте в неё заглянем.

Учитель вывешивает на доску эталон понятия «быть внимательным» Д-7.2 или открывает Слайд 5, анuмация 1.

Прочитайте. что значит быть внимательным? (Это значит слышать. видеть. думать.)

Как вы думаете, почему важно слышать, что говорит учитель и другие ученики? (Чтобы понять задание, способ его решения ...

- Почему важно видеть то, что показывают? (Надо все правильно записать, рисунки помогают лучше понять задание ... )

- А почему важно думать? (Чтобы найти решение, получить результат ... )

- Значит, внимательный ученик всегда все слышит , видит и думает, поэтому он обязательно получит хороший результат. Смотрите, какой образ предлагает использовать Знайка.

Учитель вывешивает на доску картинку с изображением мишени Д- 7.3 или открывает

Слайд 5, анимация  2.

- Что вы видите? (Мишень.)

- Как вы думаете, почему именно мишень? (Внимательный ученик не отвлекается, достигает

цели, у него все получается ... )

- Вспомните ситуации. когда вы были внимательны на уроке. Какой результат вы получили?

- Вспомните ситуации. когда вы были невнимательны. Что получилось в результате?

Учащиеся приводят примеры из своего опыта.  

- А легко ли быть внимательным? Почему? ( ... )

- Быть всегда внимательным помогают Знайкины правила. Попробуем их найти!

3. Задание на пробное действие.

- Знайка готов открыть вам секрет. Чтобы быть внимательным, ученик должен соблюдать правила . Но открыть их вы должны как? (Сами.)

Учитель предлагает учащимся выполнить задание 2 в учебном пособии. Аналогичные карточки с правилами учитель вывешивает на доску (Д- 7. 4а-г или Слайд 6):

Думай о задании (не отвлекайся)

Устал - сделай паузу

Тренируй свое внимание

Делай несколько дел сразу

- Прочитайте каждую карточку .

Один из учащихся зачитывает правила вслух.

- Вам нужно выбрать и отметить те правила, которые должен выполнять ученик. чтобы быть внимательным на уроке.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание 2 в учебном пособии. Выбранные правила фиксируются простым карандашом любым знаком (галочкой, плюсом и т.д.).

- Кто не смог выбрать карточки? Учащиеся поднимают руки.

- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли выполнить задание.)

- Кто смог выбрать карточки. назовите правила.

 Кто из вас может доказать, что его выбор правильный? (Учащиеся испытывают затруднение. )

Что вы не можете сделать? (Мы не можем обосновать, что наш выбор правильный.) Молодцы! Вы поняли, в чем ваша трудность. Пора выяснить, почему эта трудность возникла

Учитель рисует на доске «?» или открывает Слайд 6, анuмацuя 1.

3  Выявление причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли? (Выбирали правила, которые помогают быть внимательными на уроке.)

- Почему у вас возникло затруднение? (Мы не знаем правила, которые помогают быть внимательным на уроке.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какую же цель вы перед собой поставите? (Узнать правила, которые помогают ученику быть внимательным на уроке.)

Назовите тему урока. (Как быть внимательным на уроке.)

Учитель фиксирует тему на доске или открывает Слайд 7.

5. Реализaция  построенного проекта .

Знайка, поможет вам открыть для себя новое знание. Работать вы будете в парах. Помните правила парной работы?

1. Найдите в учебном пособии задание З. Вам нужно найти отличия на картинках. (Слайд 7 анимация 1).

Учащиеся в парах приступают к выполнению этого задания. Через 20-30 секунд  учитель выполняет действие, направленное на отвлечение внимания: включает музыку, включает: выключает свет и т.д.

Что вы сейчас сделали? (Мы посмотрели на вас, перестали выполнять задание ... )

Верно. вы отвлеклись и перестали думать над заданием. Смогли вы получить результат (Да/ Нет.)

- Какое же правило поможет вам сохранять внимание, чтобы получить результат? (Думатьо задании, стараться не отвлекаться.)

Учитель фиксирует на доске первое правило «Думай о задании, не отвлекайся» (Д-7.4а Слайд 7, анимация 2).

Я вам предлагаю попытаться внимательно выполнить это задание еще раз.

Учащиеся снова приступают к выполнению заданий в парах, а учитель пытается их отвлечь. Вероятнее всего, меньшее число учащихся отвлекутся на действия учителя.

Кто не отвлекался?

Смогли вы выполнить задание? Вы получили результат? Помогло вам открытое правило? (Да.)

Давайте проверим, какие отличия вы нашли?

Учащиеся по цепочке называют отличия, открывается Слайд 7, анuмация 3.

2. Знайка вам предлагает выполнить следующее задание - «Найди и измени».

Учитель раздает учащимся листы в клетку формата А5.

Ребята, в этом году перед вами стоит много важных задач. Одна из них - научиться красиво писать. Чтобы красиво писать, нужно тренироваться, развивать руку. Для этого Знайка вам предлагает следующее задание. Обведите клеточки в первой строчке через одну. Старайтесь рисовать красиво и внимательно!

- Покажите друг другу, какие у вас получились клеточки.

Учащиеся показывают друг другу свои работы.

- Я вижу, что у вас получились разные клеточки, какие-то из них красивые, а какие-то нет. Вы были внимательны, когда рисовали некрасиво? (Нет.)

- Как вы думаете, почему вы стали невнимательными? (Мы устали .)

- Действительно, когда человек устает, он становится невнимательным.: В этом случае нужно

сделать паузу для отдыха. Как вы думаете, что во время паузы нужно делать? ( ... )

- Знайка рекомендует выполнять специальные упражнения.

Физкультминутка .

Упражнение 1 .

Массаж мочек ушей. Обеими руками щипковыми движениями массировать мочку снизу вверх. Упражнения повторяется 2 раза. На третий раз нужно ладошками растереть всю ущную раковину .

Упражнение 2.

Указательным пальцем правой руки найти точку под носом над верхней губой. Выполнять массирование точки в течение 20-30 секунд .

Упражнение 3.

Закрыть глаза на 5-10 секунд, потом открыть. Упражнение повторяется 3 раза.

Помогла вам физкультминутка отдохнуть?

Кто запомнил, какие упражнения нужно выполнять? Покажите.

Учащиеся еще раз показывают упражнения для паузы отдыха. Сможете теперь приступить к заданию?

Обведите еще три клеточки очень внимательно и аккуратно.

 Смогли вы внимательно завершить выполнение задания? (Да.) Покажите, какие клеточки у вас получились?

Учащиеся показывают друг другу свои работы.

Я вижу, что у вас получились очень аккуратные клеточки.

Какое правило должен выполнять ученик, чтобы быть внимательным? («Устал - сделай паузу».)

  1. Добавим его к нашему первому правилу (Слайд 8).

Учитель фиксирует на доске второе правило: «Устал - сделай паузу» (Д-7.4б или Слайд 8, анuмацuя 1).

Разумно ли делать длинную паузу? Почему? (Пауза не должна быть большой, потому что можно забыть задание ... )

3. Учитель вывешивает на доске картинку с изображением спортсменов П-7.1 или открывает Слайд 9.

Ребята, кого вы видите на картинках? (Это спортсмены.)

Почему вы так решили? (Они сильные, у них в руках награды, медали ... )

 Сразу ли спортсмены становятся чемпионами? (Нет.)

Что они делают для этого? (Они тренируются.)

Чтобы вы смогли быть внимательными долгое время, нужно так же тренироваться. Я пред лагаю вам выполнить два таких тренировочных упражнения.

Учитель организует выполнение учащимися двух упражнений.

Упражнение 1.

Учащимся предлагается выполнять инструкцию учителя. Если учитель называет слово «кулак, ученики кладут на парту руку, сжатую в кулак; когда учитель называет слово «ребро», то ученики раскрывают кулак и ребром ладони кладут руку на парту; при слове «ладонь» руку нужно положить ладонью вниз.

- Вам необходимо внимательно слушать, смотреть за моими действиями и повторять без ошибок задание.

Игра проводится несколько раз. В начале игры учитель показывает образец, в дальнейшем может словесно отдавать «приказы».

Упражнение 2.

- Найдите в своем учебном пособии задание 4.

- Найдите предложение, заключенное в наборе букв.

 Предложения, которые должны получиться: «Читай сказки» и «Будь здоров».

Вместо предложенных упражнений учитель может подобрать любые другие известные ему задания на тренировку внимания.

- Итак, какое правило, по вашему мнению, должен выполнять ученик, чтобы научиться быть внимательным на уроке? ( « Тренировать свое внимание».)

Учитель фиксирует на доске третье правило (Д-7.4в или Слайд 9, анuмацuя 1).

Существует множество упражнений на тренировку внимания, которые можно делать в течение дня в школе, дома , на улице. Я предлагаю вам в течение недели узнать какие-нибудь из этих упражнений у взрослых или придумать свои. Потом мы поделимся ими друг с другом и буде тренировать свое внимание.

4. Какое правило осталось? ( «Выполняй несколько дел сразу».)

- Как вы думаете, поможет ли это правило быть внимательным? Почему? (Нет, если выполнять несколько дел сразу, ни одного не сделаешь; а если сделаешь, то неаккуратно, с ошибками.Учитель предлагает для подтверждения ответов детей выполнить несколько дел сразу, например  выполнять команды учителя, в это время читать текст и называть вслух свое имя

- Подходит это правило? (Нет.)

- Перечислите еще раз все правила  , которые помогают быть внимательными в учебной деятельности  

Учащиеся по цепочке называют правила как быть внимательным в учебной деятельности (Д-7.4а-в или Слайд 10, анимация  1-3).

- Смогли вы преодолеть затруднение? (Да.)

Учитель обращает внимание детей на составленный эталон.

 - Проговорите еще раз, что значит быть внимательным?

- А какие правила надо выполнять, чтобы научиться быть внимательным?

Молодцы! Вы достигли цели!

6. Первuчное закрепление   во внешней речи.

- Какой следующий шаг на уроке? (Мы должны закрепить новое знание.)

- Сегодня мы   будем играть в новую игру, называется она «Радио». Знаете ли вы, как называют человека, который ведет передачу на радио? (Ведущий.)

- Правильно

 Сегодня по радио ведущий будет говорить о детях из нашего класса. Он будет кого -нибудь описывать. а мы по его рассказу узнаем, кого он загадал: Сначала ведущим буду я , слушайте. Это девочка. и.т.д. Кто знает эту девочку?

Дети называют девочку из клacca.

А теперь ведущим   будет кто-нибудь из вас.

Нового ведшего выбирают при помощи считалки, или  он назначается учителем.

Педагог следит, чтобы дети называли наиболее характерные черты своих товарищей: как они одеты, чем любят заниматься. как относятся к друзьям. Если ведущий дал такое описание. что дети не смогли узнать товарища. Все хором отвечают: « Такой девочки (мальчика  ) у нас нет!» Через некоторое время, когда ребята устали, учитель предлагает им сделать паузу и выпол нить разминку Затем игру можно продолжить .

Всем ли удалось быть внимательными?

Какие правила вы должны были соблюдать?

Кто из вас отвлекался? На что?

Что вам  нужно научиться делать? (Думать о задании.)

Кто из вас устал  играть в эту игру? Что нужно сделать в этом случае? (Сделать паузу  и сделать разминку)

Помогает ли наша игра «Радио» тренировке внимания? Чем? (... )

- Молодцы!

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Какой следующий шаг на уроке? (Нужно выполнить самостоятельную работу.) Найдите в

своих пособиях задание  5.

Учитель закрывает Эталон с правилами и открывает Слайд 11

- Вам нужно дополнить каждое правило словами, подходящими по смыслу.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Можно вписывать только первую букву нуж ного слова, соответственно Д, П и Т:

Итак, проверим ваши результаты.

Учитель открывает на доске эталон с правилами или Слайд 11, анимацuя 1-3. В случае необ ходимости учитель может организовать пошаговую проверку. Важно обратить внимание на возможность использования синонимов.

Кто из вас ошибся? В каком правиле? Кто выполнил задание без ошибок?

Зафиксируйте каждый свой результат знаками «+» или «?».

Сделайте вывод. (Например, я запомнил правила, которые нужно соблюдать, чтобы быть внимательным; мне еще надо потренироваться.)

8. Включение в систему знаний.

- Где вы можете применить эти правила? (Дома при выполнении домашних заданий, при сбо ре конструктора, при рисовании, уборке ... )

- Молодцы, быть внимательным человеку очень важно, и теперь вы сможете тренировать в себе это качество.

9. Рефлексия деятельности на уроке.

- Какую цель вы перед собой ставили? (Узнать, какие правила нужно соблюдать, чтобы быть внимательными. )

Достигли ли вы цели? Докажите. (Мы достигли цели, мы составили эталон.) Вспомните, какие шаги (этапы) учебной деятельности вы должны были выполнить.

Учащиеся озвучивают два этапа учебной деятельности (Д-1.1-1.2 или Слайд 12). Кому из вас удалось выполнить оба этапа учебной деятельности? Докажите.

Кому удалось выполнить только один этап? Какой?

В чем причина того, что вы не смогли выполнить другой?

Учащиеся открывают в учебном пособии «Лесенку успеха» (Слайд 12, анuмация 1).

Я предлагаю вам оценить свою работу. Сейчас вы будете работать с «Лесенкой успеха» в сво их учебных пособиях. Что вы можете оценить с помощью этой лесенки? (Насколько мы знаем правила на внимательность, и как мы умеем их применять. )

- Сможем ли мы сейчас оценить свое умение? (Пока нет, надо сначала потренироваться при менять эти правила на уроках.)

- Верно. Сейчас вы будете оценивать только свое знание этих правил.

- Те, кому наши новые правила не понятны, нарисуйте человечка на нижней ступеньке «Ле-

сенки успеха» (Слайд 12, анимация 2).

- Те, кто разобрался, зачем ученику нужны эти правила и может о них рассказать, нарисуйте человечка на верхней ступеньке лесенки (Слайд 12, анuмацuя 3).

  1. А если у вас остались вопросы, и вам еще надо время, чтобы их осмыслить, нарисуйте человечка на 2-й (Слайд 12, анимация 4) или 3-й (Слайд 12, анимацuя 5) ступеньке «Лесенки успеха».
  2. Кто хочет объяснить свой выбор? (Слайд 12, анимация 6)
  3. Молодцы вы сегодня хорошо поработали.
  4. Чтобы запомнить новую тему, предлагаю вам дома вклеить в учебное пособие наклейки с правилами, как быть внимательным. Также по желанию вы можете придумать или найти новые упражнения для тренировки внимания.

Учитель выдаёт каждому ученику наклейки и эталон по данной теме.

После урока: В течении следующей недели учитель включает правила внимательности в ход предметных уроков. Ученики работают с эталоном , и каждый день оценивают свои результаты в «Копилке достижений».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии по курсу проектной деятельности 3 класс (2 часа)

Урок технологии по курсу проектной деятельности 3 класс рассчитан на 2 часа. Дети знакомятся с техникой складывания бумаги - айрисфолдинг (в переводе с голландского на русский язык означает радужное с...

Конспект урока по математике на тему: "Число 8 и цифра 8". Петерсон. 1 класс

Методическая разработка межвозрастного занятия может быть использована при изучении курса «Математика» по программе «Школа 2100» по теме «Число и цифра 8». Занятие составлено с учётом применения актив...

Конспект урока "Диалог" по предмету Мир деятельности 3 класс

Этот материал можно использовать на занятиях урочной и внеурочной деятельности в начальных классах...

Конспект урока Класс: 4 Предмет: окружающий мир Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России».

Конспект урока1. Ф.И.О .учителя  Козлова Е. А. 2. Класс: 4 3. Предмет: окружающий мир 4. Тема урока: «Охрана природы. Заповедники России»....

Конспект урока "Класс миллионы. Класс миллиарды" (4 класс, УМК "Школа России")

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по математике на тему: "Класс миллионы. Класс миллиарды". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России"....

Конспект мастер-класса для педагогов_Рефлексия деятельности на занятиях изобразительным искусством

Конспект занятия в формате мастер-класса для педагогов раскрывает особенности проведения рефлексии на занятиях изобразительным искусством. В рамках мастер-класса педагогам предлагается форма работы с ...

План-конспект урока по математике с учётом деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР 7.1)

План-конспект урока по математике в первом классе разработан с учётом инклюзивного образования для детей с задержкой психического развития (Вариант 7.1). УМК "Школа России" автор М.И. Моро...