мастер-класс "Здоровый человек- богатый человек"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Здоровый человек - богатый человек»
Добрый день уважаемые гости! Представлюсь: Прокопенко Евгения Михайловна, учитель начальных классов. Мне выпала честь провести сегодня мастер-класс по теме «Здоровый человек-богатый человек»
Здоровые дети – будущее России!
Ее надежда, потенциальные силы.
Здоровая нация и достояние,
Великой России процветание!
Со дня открытия школы мы стремимся к созданию в нашем учреждении здоровьесберегающей, здоровьебезопасной среды. Значительная часть детей приходит в первый класс уже с отклонениями в состоянии здоровья. Школа должна принимать меры, направленные на оздоровление ослабленных детей.
По мнению специалистов, причина многих заболеваний – недостаток движений, а это в свою очередь способствует возникновению целого ряда школьных форм патологии: близорукости, нарушения осанки, сердечно – сосудистых, нервных расстройств. К тому же всякое заболевание, даже непродолжительное, изменяет реакцию организма, ухудшая функциональное состояние центральной нервной системы, обуславливая падение работоспособности и высокую утомляемость.
Поэтому каждый учитель старается проводить уроки в соответствии с критериями здоровьесбережения, использует большое разнообразие физкультминуток, оздоровительных упражнений, гимнастических комплексов, изучает различные методики по здоровьесбережению, пробует применять их элементы в учебно-воспитательном процессе.
«Наша задача: сохранить и преумножить здоровье детей. Для её решения мы возвращаем многообразный цветной, движущийся мир в эти учреждения» - сказал профессор В. Ф. Базарный, руководитель отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера.
«Ребёнок нормально растёт, когда он на ногах» (его же слова). Вот и мы сегодня будем много двигаться, используя широкий диапазон звуков, цветов, поддерживая эмоциональную активность и естественный интерес.
Представим себя на месте учеников и ощутим все прелести здоровьясбережения.
Займите удобное положение: за конторкой на массажном коврике, за партой сидя, на коврике сидя на стуле.
«Когда нет здоровья, бесполезно богатство и бессилен разум», - сказал Геродот.
- А какая ассоциация возникает у вас со словом «здоровье»? Давайте найдём в классе рассыпанные лучики, прикрепим их к солнцу и на каждом лучике солнца напишем свою ассоциацию (ищем, прикрепляем к доске и подписывают лучики).
Посмотрим, что у нас получилось. Какое яркое, насыщенное солнце засияло. У каждого из нас своя ассоциация, но, так или иначе, все наши слова объединяет понятие,
(на экране) здоровье - это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие («Толковый словарь» Ожегова)
2. В нашей школе каждый учебный день у нас начинается с утренней гимнастики, которая способствует быстрому включению школьников в активную работу, воспитывает привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями. Под музыку упражнения звучат по школьному радио на русском или английском языке.
Выполним небольшую разминку на английском языке. Предлагаю всем встать на коврик и повторять за мной.
Head, shoulders, knees and toes,
Knees and toes, knees and toes.
Eyes, ears, mouth and nose,
Head, shoulders, knees and toes.
Прошу занять своё новое место.
3. Залогом успешного усвоения учебного материала, помимо физического здоровья школьников, является его психоэмоциональное состояние.
Один из способов создания положительных эмоций на уроке – юмор. «Хороший смех дарит здоровье», - говорит народная мудрость.
Учитель без чувства юмора и умения проявлять его в необходимый момент лишается отчасти своей педагогической и личностной привлекательности. Постоянная серьезность – это признак психического нездоровья.
Давайте подарим друг другу улыбку и скажем тёплые слова. (Передаём друг другу цветок и говорим приятные слова.)
Урок – основная форма учебного труда школьников. За период обучения в школе каждый ученик проходит через 10000 уроков. Естественно, что и психическое, и физическое состояние школьника напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки были сконструированы.
И прекрасным способом переключить внимание с одного вида деятельности на другой, помочь ликвидировать застойные явления в органах и системах, повысить активность детей являются разнообразные физкультминутки (представлены на экране)
- упражнения для снятия общего или локального утомления;
- упражнения для кистей рук;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика для слуха;
- упражнения, корректирующие осанку;
- дыхательная гимнастика.
Предлагаю выполнить некоторые из них:
4. Гимнастика для пальчиков рук.
"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев" сказал В. Сухомлинский
Только в детском возрасте на развитие коры головного мозга оказывает воздействие импульсация от мышц рук, пока идёт формирование моторной области.
Сделаем массаж пальчиков, повторяем за мной.
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит посередине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый он малый.
Этот пальчик хоть и мал, зато ловок и удал.
А теперь, используя свои пальчики, пофантазируйте и изобразите: Буратино, Домик, Чебурашка, Очки, Ветер.
5. Гимнастика для глаз
По данным ученых 70% всех сведений человек получает из окружающего мира с помощь зрения. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее.
У современного ребёнка нагрузка на глаза огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно – пространственную активность в режиме школьного урока.
Предлагаю вашему вниманию несколько тренажёров Базарного.
А) Плакат-схема зрительно-двигательных траекторий.
Упражнение выполняется только стоя. Фиксируем взгляд, рисуем зрительно траекторию, повторяем плавным движением руки мысленно туже траекторию на потолке (см. по схеме).
Такое упражнение позволяет не только переключать взгляд из режима ближнего на режим дальнего зрения, но и предотвращать остеохондроз, связанный с неподвижностью шейного отдела позвоночника, а также стимулировать кровоснабжение мозга.
Б) Сенсорные кресты
Поднимем глаза кверху, найдём ближайший сенсорный крест, рассмотрим иллюстрации и назовём на какую тематику они собраны.
Синхронно-сочетательные движения глазами, головой и туловищем повышают не только физическую, но и психическую активность на уроках.
В) Прикрывание глаз ладонями и «Медвежьи покачивания»
Наиболее простое и доступное всем упражнение, лучший способ добиться релаксации нервов всех органов чувств, в том числе и зрения, а также уменьшение умственного и физического напряжения.
Стоя, покачиваться как медведь и прикрывать периодически глаза.
6. Цветотерапия
Думаю всем известно, что в нормах СанПина есть определённые требования к цветовой гамме учебных кабинетов.
Неслучайно, ведь цветотерапия - это один из разделов психотерапии. Цветом лечили в Египте, Китае, Индии. Египетские врачи, словно бы купали больного в оздоравливающих потоках целительных для него лучей определённого цвета.
Цветотерапия является действенной методикой лечения детской бессонницы, ночных кошмаров, расстройств внимания, лечение цветом применяется при отсутствии аппетита, болях в животе, аллергиях и кожных болезнях.
Для этого необходимо лишь знать какой цвет каким действием на человека обладает. Предлагаю вам насладиться лечебным воздействием цветотерапии.
7. Детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке является обязательным и важнейшим учебно-воспитательным предметом в системе В. Базарного. Обучение русскому традиционному пению является одной из форм освоения отечественной культуры. Именно в народной песне отражена жизнь человека, стремление к добру, к счастью. С помощью песенного фольклора можно и нужно приобщать обучающихся к истории и культуре своего народа, стимулировать рост духовности. Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание.
Предлагаю и вам сегодня всем вместе ощутить всю прелесть народного песнопения вместе с руководителем фольклорной студии «Вьюнок» Великородной Ольгой Тихоновной.
8. Дыхательная гимнастика.
А теперь сядем и выполним несколько упражнений для восстановления дыхания.
Упр. «Цветок» Выпрямим спину, закроем глаза, представим, что мы вдыхаем аромат цветка. Нежный аромат цветка… Вдыхаем всем телом…
Упр. «Каша кипит» Вдыхаем через нос, на выдохе произносим слово «пых».
Упр. «Снежинка» Поставили перед собой ладошку, загадали желание и подули на неё.
9. Аурикулотерапия.
В природе существует медуза «аурикула аурита», романтическое название которой означает банальное — «ушастая». Аурикулотерапия — лечение болезни воздействием на ушную раковину. Это направление не так давно пришло к нам с Востока.
Всего на поверхности уха около 150 точек, воздействуя на которые можно активизировать работу всех без исключения органов тела.
Несколько советов:
1. Помните фото сладко спящего мальчика, положившего руку под ухо? Попробуйте сделать то же самое, если не спится. Честное слово, приятные ощущения и хороший сон вам гарантирован!
2. Массаж верхней части мочки уха для снятия последствий стресса, улучшения сна незаменим и абсолютно безопасен. Рекомендуется массаж одного или обоих ушей в течение 3мин.
3. С древности и до сих пор в Китае пользуется большой популярностью прием, именуемый «гром небесных барабанов». С закрытыми глазами накройте уши ладонями, пальцами обхватите затылок, заведите указательные пальцы за средние, а потом одновременно щелкните ими по затылку. В ушах раздастся характерный гул, от которого «пробуждается сознание». Ударьте в «небесный барабан» 12 раз. Это упражнение особенно хорошо помогает снять усталость в ответственный момент.
10. Релаксация.
А теперь займите удобное положение и постарайтесь получить приятное ощущение истомы и лёгкости.
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело,
И расслаблено всё тело,
Будто мы лежим на травке…
На зелёной мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Губы чуть приоткрываются…
Всё чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое
Состояние покоя!
Рефлексия. Если работали замечательно, старались – поахать, если не всё удалось, стеснялись – поохать, странно, непонятно было – поухать. (рожицы и междометья показать)
Заключение.
Вам было предложено несколько видов физкультурно-оздоровительных упражнений. Правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только качественному овладению учебным материалом, но и благоприятному росту и развитию ученика, укреплению его здоровья.
А закончить мне бы хотелось стихотворением С.Я.Маршака:
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по теме "Что помогает человеку стать человеком" (4 класс)
Занятие проводится в форме заседания клуба "Ключ и заря" с двумя четвёртыми классами. (УМК "Перспективная начальная школа"...
Занятие кружка "Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями».
Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесные путешествия Нильса с дикими гусями». Цели: Формировать умения анализировать, выделять главное, сравнивать и строить аналогии ...
Литературное чтение, окружающий мир. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана природы".
Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира. 4 класс. Тема:" Что помогает человеку стать человеком. Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»”. Охрана приро...
"Не имя красит человека, а человек имя.»
проектная работа...
«Человек, полюби человека…» Психологическое занятие для 8-9-х классов
Цель: Повышение у учащихся уровня толерантности к фрустрации, т.е. адекватных возможностей, порога реагирования на неблагоприятное воздействие (устойчивости) со стороны всех участник...
урок познание мира в 3 классе "Использование растений человеком. Влияние человека на растительный мир. Красная книга растений Казахстана"
урок познание мира в 3 классе "Использование растений человеком. Влияние человека на растительный мир. Красная книга растений Казахстана"...
Что помогает человеку стать человеком
конспект урока...