программа "школа молодого учителя"
материал по теме

данная программа расчитана на один учебный год, содержит цель, задича, форму работы с молодыми специалистами, планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

«Школы молодого учителя»

Разработчик:

Фефилова Н.А.

зам.директора по НМР

Пояснительная записка

Качество образования определяется компетентностью учителя в его профессиональной деятельности, а профессионализм приходит с опытом. Как правило, начинающие учителя имеют хорошую теоретическую подготовку, но слабо представляют повседневную педагогическую практику. С первого дня работы начинающий педагог выполняет те же обязанности и несет ту же ответственность, что и учитель – стажист, а ученики и родители не делают скидки на неопытность. Таким образом, возникает противоречие между теоретической подготовкой начинающего учителя и его практической готовностью к педагогической деятельности. В условиях перехода школы на ФГОСы 2-го поколения эта проблема становится особенно актуальной, так как требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста возрастают.

С точки зрения науки, главные элементы, составляющие личность учителя, профессионализм, компетентность, продуктивность, творчество, социально направленные личностные качества – залог успешной педагогической деятельности. Для достижения этого успеха молодому педагогу на первом этапе нужна действенная помощь. Необходимо создать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.

«Школа молодого учителя» является составной частью системы повышения квалификации учителей с целью формирования у начинающих педагогов высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном развитии и саморазвитии.

«Школа молодого учителя» – важнейший цикл образовательного менеджмента, система, создающая условия для профессионального и личностного роста молодого учителя.

Профессиональное становление педагога проходит тем успешнее, чем шире возможности его самореализации в профессиональной деятельности. В связи с этим основными формами обучения в школе стали интерактивные формы: интерактивные лекции, мастер-классы, ролевые игры, психологические тренинги, моделирование уроков и педагогических ситуаций, творческие отчеты, открытые уроки, защита методических разработок.

Работа, связанная с профессиональной адаптацией педагогов, принесет максимальный эффект в том случае, если цели, задачи и методы ее будут связаны с проблемами начинающих педагогов. Диагностика педагогических затруднений и профессиональной подготовленности, самооценка, осуществляемая с помощью специальных методик, обязательны на каждом этапе деятельности школы. Это помогает выявить те направления деятельности, которые требуют коррекции.

Цель программы: создание начинающим педагогам условий для оптимизации процесса вхождения в профессию.

Задачи программы:

- диагностика педагогических затруднений начинающих учителей и содействие в их разрешении;

- оказание психолого-педагогической поддержки, методической помощи начинающим учителям;

- повышение их общей и профессиональной культуры;

- использование опыта лучших учителей района в организации работы с начинающими учителями.

Принципы реализации программы:

- практическая направленность;

- системность и систематичность;

- оперативность;

- оптимальное сочетание различных форм и методов работы.

Формы реализации программы:

- мастер-классы;

- семинары-практикумы;

- психологические тренинги;

- моделирование уроков и педагогических ситуаций;

- интерактивные лекции;

- ролевые игры;

- круглые столы;

- индивидуальные консультации;

- самообразование.

Методы диагностики педагогических затруднений:

- оценка коммуникативных и организаторских способностей молодых педагогов;

- определение уровня развития педагогической деятельности по Е.А.Федоровой;

- оценка работы учителя;

- личностная шкала  проявления тревожности Дж.Тейлора;

- посещение уроков с их последующим обсуждением;

- изучение учебной деятельности учащихся и мотивации учения.

Направления мониторинга и коррекции результатов реализации программы

  1. Анализ диагностического материала (анкет, тестов), проведение индивидуальных консультаций (по необходимости).
  2. Развернутый анализ уроков при посещении по выбранным методикам.
  3. Оказание методической помощи путем проведения групповых практических занятий или индивидуальных бесед.
  4. Отслеживание эффективности организации учебной деятельности учащихся через диагностику уровня сформированности их навыков самостоятельной работы (в динамике) (школьный куратор).
  5. Отслеживание динамики обученности учеников по полугодиям и годовым результатам (школьный куратор).

Направления реализации:

  1. Планирование работы учителя, организация рабочего времени;
  2. Культура общения учителя с классом, учащимися, родителями;
  3. Углубление психолого-педагогических знаний, методологии бучения;
  4. Изучение нормативных, инструктивно-методических материалов;
  5.  Основные требования к календарно-тематическому планированию, к ведению школьной документации, журналов;
  6. Современные подходы к воспитательному процессу, к формированию развитой личности на основе национального воспитания и особенностей, традиций школы.

Предлагаемые результаты реализации программы:

- сокращение адаптационного периода педагогов;

- сокращение пути профессионального роста от готовности к педагогической деятельности до приобретения основ педагогического мастерства;

- формирование у начинающего учителя индивидуального стиля в творческой деятельности;

- сформированность у начинающего учителя потребности в непрерывном образовании.

Этапы реализации программы

Программа рассчитана на 3 года.

Основные направления повышения профессионального мастерства:

- освоение методов научно-исследовательской и проектной деятельности;

- повышение психолого-педагогического уровня педагогов;

- освоение культуры педагогического общения, развитее способности работать в коллективе;

- формирование профессионально значимых умений и навыков, развитие технологической культуры педагога.

План работы на год

Цель: профессиональная адаптация молодых специалистов.

Задачи:

- определение методических и психологических затруднений начинающих учителей;

- включение каждого молодого специалиста в творческий поиск путем участия в работе «Школы молодого учителя»;

- оказание помощи в преодолении профессиональных затруднений;

- формирование опыта самостоятельного выполнения педагогической деятельности.

Содержание деятельности

Сроки

1.

Закрепление наставников в образовательных учреждениях за молодыми специалистами



сентябрь

Диагностика профессиональной компетентности и адаптационных способностей молодых специалистов, диагностика педагогических проблем  молодых специалистов, выработка действенных мер


Знакомство с требованиями к квалификационным категориям педагогических работников

Работа со  документацией. Нормативно-правовая база

октябрь

Вариативность программ и учебно-методическое обеспечение учебного процесса

 Активизация творческого потенциала учащихся с помощью современных педагогических и информационных технологий

Моделирование воспитательной системы класса

Психолого-педагогическая компетентность учителя

2

Повышение качества преподавания



декабрь

Роль нетрадиционных уроков и приемов в обучении и развитии учащихся

Как подготовить и провести открытый урок                                        

Система работы с учебным кабинетом

Анализ ситуаций педагогического взаимодействия. Проблема профессиональной деформации молодых педагогов.

3

Посещение уроков

  в течение года

4

Анализ, самоанализ урока, кружковых, факультативных, индивидуальных занятий и внеклассных мероприятий

апрель

Мониторинг учительской деятельности

Ораторское искусство учителя

Анализ процесса адаптации молодых специалистов

май

5

Посещение молодых специалистов районных практических семинаров, мастер- классов опытных учителей


В течение года

6

Участие молодых специалистов в гимназических, районных мероприятиях

Активизация деятельности молодых специалистов через участие в конкурсах, фестивалях, акциях, олимпиадах разного уровня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В копилку молодого учителя Работа с родителями.

В работе представлены тесты и анкеты при работе классного руководителя с родителями....

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проанализировав современные тенденции развития начального образования можно выделить системообразующий элемент педагогических инноваций в началь­ной школе - это условия развития личности в культуросоо...

Памятка молодому учителю

Памятка Наставнику...

Проект "Молодой учитель в новой школе"

Проект защищен на конкурсе "Педагогический дебют"-2012...

В помощь молодому учителю и классному руководителю

Данная статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме духовно-нравственного воспитания. В статье даётся обоснование необходимости серьёзно заняться духовно-нравственным воспитанием, в связ...

Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям

Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям...