Здоровьесберегающие технологии
статья на тему

Деменок Валентина Петровна

Проблема образования в основе которой лежит ухудшение здоровья. начиная с 1 класса. Цель; установить причинно - следственные связи между воспитательным процессом, семейным воспитанием, стандартами и постоянно ухудшающимся здоровьем детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

                      СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение.

2.Проектировочная деятельность.

    2.1.Диагностика:

2.1.1.Мониторинг готовности детей к школе.

2.1.2.Анкетирование.

2.1.3.Исследование неоднозначности личности.

2.1.4.Тестирование.

    2.2.Программа и пути её решения.

2.2.1.Оздоровительные физкультурные мероприятия.

2.2.2.Уроки окружающего мира, ОБЖ.

2.2.3.Система занятий по пожарной безопасности.

2.2.4.Система классных часов, экскурсий, внеклассных и внешкольных мероприятий.

2.2.5.Индивидуальные и коррекционные занятия.

2.2.6.Родительские собрания и консультации.

2.3.Полученный результат.

    2.4.Пути коррекции.

   

    3.Заключение.

    4.Проектирование последующей        

  деятельности.

5.Литература.

6.Приложение.

                 

                  Введение

Рост образованности в обществе необходимый, если не сказать, что самый важный элемент социально-культурного и экономического развития страны. В этом плане, на образование, как целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится помимо прочих, задача основная – это сохранение физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения. Потребность быть здоровым – основная потребность человека. Она должна быть обеспечена в обществе конституционным правом на жизнь, следовательно, общество обязано создать минимум условий, призванных охранять здоровье своего гражданина.

Общее здоровье человека складывается из здоровья:

-физического;

-психического;

-социального и нравственного.

Все «виды» здоровья тесно взаимосвязаны между собой. Так на фундаменте физического базируется – психическое, на психическом – социальное и нравственное. Ребенок, рано утративший здоровье – это человек с комплексом проблем, ибо на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда, борьба с которой может отнять все силы.

По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых учеников по окончанию школы. Резко уменьшилось численность здоровых детей поступающих в первый класс.

Так, например, в первых классах, которые я приняла:

-в 1996 году – 60 % здоровых детей;

-в 1999 году – 51 % здоровых детей;

-в 2002 году – 47 % здоровых детей.

По окончанию средней школы численность здоровых детей остаётся только 15-20 %. Значит, напрашивается следующий вывод, что школа ухудшает, а не улучшает здоровье детей.

В чём причина?

Дифференциация системы школьного образования, усложнения программ, наряду с углублённым изучением ряда предметов, являются с одной стороны – прогрессивными потребностями современного общества, а с другой – факторами риска для здоровья детей.

Исходя из этого противоречия, я вижу проблему образования, в основе которой лежит ухудшение здоровья детей, начиная с первого класса.

Поэтому я поставила перед собой цель: установить причинно-следственные связи между учебно-воспитательным процессом, семейным воспитанием, госстандартами и постоянно ухудшающимся здоровьем детей.

Отсюда следуют мои задачи:

  1. Исследовать и оценить состояние здоровья детей и резерв здоровья в процессе учебной деятельности.
  2.  Установить причины ухудшения здоровья детей на начальном этапе образования.
  3. Разработать программу действий по улучшению сложившейся ситуации со здоровьем детей в моих классах.
  4. Спланировать следующие результаты:

             ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.     Повысить уровень физического, психического и социального здоровья детей:

-большинство детей должны соответствовать высокому уровню физического энергопотенциала, индекс физического здоровья должен соответствовать единице. (ВКВ).

-все дети в классе должны быть социально адаптированы, индекс психологического благополучия должен соответствовать единице. (ВКВ).

2.     Сформировать осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.

3.     Добиться высокого качества образования (70-75 %)

4.     Внедрить в обучение здоровьесберегающие технологии.

  1. Составить модель двигательного режима моих учеников и апробировать ее.
  2. Найти пути коррекции отклонений в физическом, психическом и нравственном здоровье детей.

ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Здоровье – по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) это не только отсутствие болезней и повреждений, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

                                       ЗДОРОВЬЕ

    ДУХОВНОЕ                                  ФИЗИЧЕСКОЕ

(ЛЮБИМОЕ ДЕЛО, РАСПОРЯДОК                                                  (ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ,

ДНЯ, ЧТЕНИЕ КНИГ, ПОСЕЩЕНИЕ                                                 ПРОЦЕДУРЫ ПО ЗАКАЛИВАНИЮ,        

ВЫСТАВОК, ТЕАТРОВ, РЕЛИГИЯ.)                                                   ОТСУТСТВИЕ ХРОНИЧЕСКИХ И

                                                                                                                        ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ.)

             СОЦИАЛЬНОЕ                 ПСИХИЧЕСКОЕ

              (ПИТАНИЕ, КВАРТИРА, НАЛИЧИЕ        (СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ, СОН

              ОТДЕЛЬНОЙ КОМНАТЫ, ОТНОШЕНИЯ         И ПОЛНОЦЕННЫЙ ОТДЫХ, ПРОГУЛКИ

              В СЕМЬЕ, ОТНОШЕНИЯ В ШКОЛЕ.)         НА ВОЗДУХЕ, ОТДЫХ НА ПРИРОДЕ,

         БЫТЬ В МИРЕ С САМИМ СОБОЙ – НЕ                

         ИМЕТЬ ВНУТРЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ.)

Здоровье ребёнка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов. В детстве закладывается фундамент физического и психического здоровья. Передо мной встала проблема поиска оптимальных путей совершенствования работы по укреплению здоровья, активизации мыслительной и двигательной деятельности, и в целом организации физического воспитания, как основы здоровья.

      Здоровье ребёнка можно считать нормой, если он:

- в физическом плане – умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме;

- в интеллектуально плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение,

самообучаемость;

- в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен;

  1. в социальном плане – коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;  
  2.  в эмоциональном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальной сфере.

Чтобы решить эту проблему я составила для себя программу и выделила основные пути реализации этой программы.

  1. Изучение состояния здоровья учащихся и готовность их к школьному обучению.
  2. Приобщение к здоровому образу жизни  через:
  1. уроки физкультуры;
  2. уроки ОБЖ и природоведения;
  3. внеклассные мероприятия;
  4. родительские собрания;
  5. классные часы.                                                          
  1. Развитие двигательной активности.
  2. Воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых качеств.
  3. Расширение кругозора.
  4. Консультации для родителей по вопросам физического здоровья детей, выявление их физических возможностей.
  5. Организация физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  6. Организация  лечебно-профилактических мероприятий.

Я начала свою работу с мониторинга готовности детей к школьному обучению.

 Для того:

-чтобы объективно оценить готовность детей к школе;

-уточнить зоны разногласий между оценкой учителя и родителей.

Я хотела знать:

-своеобразие родительского мнения по уровню готовности ребёнка к школе;

-гибко реагировать на выявленные в ходе мониторинга недостатки и намечать пути коррекции.

Анализ этой экспертизы мною представлен по семи основным факторам.  

 Анализ  экспертизы  готовности        детей  к  школе.

 

  1. Физическая  готовность  к  школе (1,2,6,21).

Родители  представляют  своих  детей физически   более    подготовленными, чем учитель. По мнению  родителей 85% учащихся  готовы  физически. На  самом  деле,    на  хорошем  физическом  уровне  развиты 60%.Только  23% родителей  закаливают  детей.

2.Социальная  готовность  (3,8,22)

По  мнению  родителей, хорошо  социально  адаптированы  78% детей. На  самом  деле  адаптированных к школе  детей  только  34%.

3.Познавательная  активность  (4,15,25,26,27,2930)

    В оценке  познавательной  активности  мнение родителей  

    И  учителя  совпало.   Познавательная  активность          

     составляет 85%.

    4.Волевая  готовность (7, 9)

     По  возрастным  нормативам  требуется,  чтобы  ребенок    

     смог  сохранить  произвольность  внимания  в  течение

     30 минут, в среднем  по классу  получилась  18  минут.

     К  нормативной  саморегуляции  (30 минут и  больше)

     Готовы - 53%  детей. Слушать -  не  перебивая   учителя  

     Могут - 80%  детей. Я  считаю  при  умелой

     педагогической   стимуляции   волевая   саморегуляция        

     детей  возрастет.

     5.Осведомленность (10,11,12)  

     Как  основа дальнейших   репродуктивных  способностей

     сравнительно    высока  - 80%.

     Однако  пересказать, сохранив  фабулу, могут  хорошо    

      60% учащихся.  Значит  речевые  способности   следует

      развивать  более  тщательно.

      6. Потенциал  продуктивных  творческих  способностей (13)

         

       60% детей,  по  обоюдному  мнению могут  придумать          

       нечто   неожиданное. Воображение  детей  требует

      особого  развития.

    7.Отношение  родителей  к процессу  подготовки  детей  к      школе (16 – 20).

     Собственная  инициатива   родителей  крайне  низка.

     Только 45%  родителей  были  любознательны  и  посещали  учебные  занятия (не  утренники)  в детском  саду.

   Родители, завышающие   свой  вклад  в  подготовку  детей  к  школе,  одновременно  переоценили  способности  своих  детей и  ожидают  от  них  большего, чем  реально  располагают  их  дети. Таковых  родителей  23%.

    Около  14%  родителей  занижают готовность  детей  к  школе. У 67% родителей  мнение  о  готовности  детей  к  школе  адекватно.

    Таким  образом,  зная  результаты готовности детей  к  школе, легче  решать  проблему  обучения  детей  в первом  классе.

Данная диаграмма  наглядно показывает готовность детей к школьному обучению и родителей участвующих в процессе

обучения.

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

Статистические  данные  подтверждают, что физиологически зрелыми рождаются не более 14 %  детей. 25 % -35 % детей пришедших в первый класс школы имеют физические недостатки или хронические заболевания. Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении ребят,  страдающих хроническими заболеваниями, приходится в возрасте  от 7 до 10 лет. К распространенным относятся заболевания органов дыхания, уха, горла, носа, расстройства обмена веществ, нарушение осанки.

Проводя  исследования состояния здоровья детей и проанализировав его, я получила  такие результаты.    (Приложение №2) (на основании анкетирования родителей и  анализа  медицинских карт).

Физическое здоровье  детей      

  1. Нервная система – нарушения имеют все дети в классе – это 100 % ,  из них 3 человека имеют серьёзные нарушения и состоят на учете у врача.

  1. Сердечно – сосудистая – нарушения имеют 2 человека, что составляет 10 % от всех учащихся.

  1. Дыхательная – нарушения имеют 9 человек, это  составляет   45%  от всех учащихся класса.

  1. Пищеварительная система – нарушения имеют 14 человек, это 70 % всех учащихся.

  1. Мочевыделительная система   - нарушения имеют 5 человек, это 25 % учащихся.

  1. Аллергические реакции – нарушения имеют 7 человек, это составляет 35 %  от всех учащихся класса. У этих ребят бывают реакции на прививки.                                      

               

Заболевания                                       1 кл.  2 кл.  3 кл. 4 кл.

1.Нарушение осанки                                    23%

2.Нарушение осанки                                    28%

3.Плоскостопие                                            15%

4.Дизбактериоз                                             23%

5.ДЖВП, холицистит                                   10%

6.Сердечно – сосудистые                            10%

7.Лор заболевания                                        19%

8.Мочевыделительная система                   25%

9.Вегето – сосудистая дистония                 20%

10.Заболевания нервной системы              15%

11.Заболевания  органов дыхания             45%

12.Гипотония, гипертония                          10%

13.Частые ОРЗ, ОРВИ                                 60%

         

 

Пропуски уроков  по  болезни.

                      1 чет.          2 чет.      3 чет.     4 чет.      год.

1. класс               196 ур.       172 ур.    72 ур.       54 ур.     494

2 .класс               120 ур.

3. класс

4. класс

Для того чтобы, оценить психическое здоровье учащихся и найти дифференцированный подход к каждому ученику:

-по социальному;

-по валеологическому;

-по интелектуальному;

признакам, я провела исследование неоднозначности личности учащегося. Основным методом исследования является формализованное психолого-педагогическое наблюдение по типам ППП.                  Приложение№3

Учтены факторы:

-отношение ученика к учебной деятельности на уроке;

-динамические и эмоциональные свойства темперамента;

-успеваемость.

Высокий уровень проявления изучаемых ППП факторов наблюдается в следующем процентном соотношении:

-ПНМ (понимание) – 42 % учащихся схватывают на лету, интуитивны, любознательны и имеют хорошие репродуктивные способности.

-ПРЖ (прилежание) – 33 % учащихся могут выполнять деятельность на заданном уровне, не проявляя признаков утомляемости. Их энергопотенциал восстанавливается и нарастает в процессе труда.

-ПВД (поведение) – 52 % учащихся сознательно соблюдают нормативы, безупречны в общении, имеют чувство меры, такта, развита самодисциплина

Первый  тип.         ПНМ         ПРЖ        ПВД

                                 ( + )             ( + )        ( + )

Это  тип  «идеального»  ученика.

Сюда  отнесены  28 %  учащихся, это 6 учеников.

Этот  тип  очень  удобен  родителям  и  педагогам,

 между  тем  он  характеризуется  неоднозначно.

   Достоинства.                                    

- достаточная  энергетика   для  продуктивного  обучения;

- ставит  себе  цели  и достигает  их;

  1. интересы  устойчивы;        
  2. развита внутренняя   саморегуляция;
  3. репродуктивные  способности;
  4. творческие  способности;
  5. стабильно  высокая успеваемость;

Недостатки.

  1. при  низкой  психомоторике  «берут»  верх  усидчивостью;
  2. завышенная  самооценка;
  3. Повышенный  критицизм  к  окружающим;
  4. отстраненность  от  домашних  дел;
  5. преобладание  репродуктивности  при  минимуме  творчества;

Второй  тип.    ПНМ          ПРЖ             ПВД

                           ( + )            ( + )               ( - )

Сюда  отнесено 5 % учащихся, это 1 ученик.

Достоинства.

- Интересы  и склонности   разнообразны;

  1. любознательность;
  2. высокая  работоспособность в делах, представляющих   особый  интерес;
  3. репродуктивные, творческие  способности;

Недостатки.

  1. грубость, пререкания;
  2. отсутствие  самоконтроля при  монотонных, однообразных  делах;
  3. нестабильная  успеваемость;

Третий  тип.    ПНМ          ПРЖ             ПВД

                         ( + )             ( - )                ( - )

Сюда отнесены 5 % учащихся, это 1 ученик класса.

Достоинства.

-сообразительность;

-инициативность  в  выборе  развлечений;

-репродуктивные  способности;

Недостатки.

  1. непредсказуемость  успеваемости;
  2. неусидчивость;
  3. своеволие и непослушание;

Четвертый     тип.      ПНМ       ПРЖ             ПВД

                                     (- )           ( + )               ( + )

Сюда  отнесены  15 %учащихся, это 3 ученика класса.

Достоинства.

  1. усидчивость, исполнительность;
  2. послушание  и  старательность;
  3. любовь  к  школе, учителям;

Недостатки.

  1. отсутствие  воображения;
  2. отсутствие   воображения;

Пятый  тип.     ПМН      ПРЖ       ПВД

                         ( + )         ( - )            ( + )

Сюда  отнесены 10 % учащихся, это 2 ученика.

Достоинства.

-   сообразительность;

  1. репродуктивные  способности;
  2. самостоятельные  познавательные  внешкольные  интересы;
  3. выборочное  отношение  к  урокам;

Недостатки.

  1. непредсказуемость  успеваемости;
  2. неаккуратность;
  3. не  развиты  волевые  привычки (лень)

Шестой  тип.        ПНМ       ПРЖ        ПВД

                                 ( - )           ( - )           ( + )

Сюда  отнесены 10 % учащихся, это 2 ученика класса.

Достоинства.

  1. послушание;
  2.  доверчивость, наивность;
  3. управляемость поведения  со  стороны  взрослых;

Недостатки.

  1. быстрое  психическое  пресыщение (устает);
  2. пассивное  мышление;
  3. слабые  репродуктивные  способности;

Седьмой  тип.    ПМП      ПРЖ      ПВД

                              ( - )          ( + )        ( - )

Сюда  относятся  20 % учащихся, это 4 ученика класса.

Достоинства.

  1. успеваемость  держится  на прилежании и старательности, копировании;
  2. усидчивость, исполнительность;

Недостатки.

- бесконтрольность  поведения, пренебрежение  замечаниями  взрослых;

  1. непонятливость;

Восьмой  тип.         ПНМ         ПРЖ     ПВД  

                                   ( - )               ( - )        ( - )

Сюда отнесены 5 % учащихся, это 1 ученик класса.

К этому  типу  относятся  так  называемые  «педагогически  запущенные» дети. Они  нуждаются  в  системной  коррекции, основными  принципами  которой  должны  стать:

- создание  ситуаций   по  успешному  выполнению  заданий  малой  трудности;

  1. избежание негативных  оценочных  суждений;
  2. организация  индивидуальных  занятий.

     При проведении исследования были учащиеся, которых        

     было трудно отнести к какому-либо типу. Их

     своеобразие в том, что все три основных фактора

     представлены на среднем уровне. Этих детей

     можно отнести к «золотой серединке». Но

     противоречивость и внутренняя конфликтность

     этих учащихся заключается в их нестабильности,

     непредсказуемости. Перепады настроения могут

     иногда приводить к высоким достижениям, но иногда

     доводят до отвращения к учебной деятельности. С этими

     учащимися необходимо проводить коррекцию, прежде

     всего в плане сознательного отношения к себе и к учёбе.

Представленная  мной неоднозначность  личности  каждого  ученика заставляет  найти  личностно – ориентированный  подход  в  обучении  для  снижения  конфликтности  личности.

Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья , с которым ребенок пришел в первый класс, то есть это исходный фон на старте школьного обучения. В дальнейшем состояние здоровья также имеет главное значение, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

На основании все моих исследований, мониторингов, опросов родителей, анкетирования, бесед с детьми и воспитателями детских садов  была составлена

Валеологическая  карта воспитанника (ВКВ) Приложение №4

Валеометрия – это наука об измерениях состояния здоровья физического, психического и социального.

Она является ежегодным  диагностико – коррекционным протоколом фиксации уровня проявления  вышеозначенных потребностей и возможностей.

Основным критерием оценки здоровья является адаптивность, т.е. стойкость к невзгодам, выносливость, работоспособность, психическая и физическая гармоничность. Очень важным критерием является психическое здоровье и благополучие. Это показатель отражающий разницу между количеством пропусков по болезни и «беспричинными» пропусками.

ВКВ  - является формой фиксации состояния валеосферы ребенка по наблюдению учителя. В карту заносятся экспертные оценки  учителя по исследуемым факторам  валеосферы на начало и конец года.

Предыдущие данные являются диагностическими для последующих, на основании которых разрабатываются индивидуально – коррекционные мероприятия. Экспертиза проводится в трех уровнях ( высокий, средний, низкий).

    Анализ данных исследования.

1.Состояние здоровья переносится из  медицинских карт: группа здоровья, диагноз.

2.Физический энергопотенциал.

                                        на начало года        на конец года  

Высокий уровень            3 ч.                                13 ч.

Средний уровень           11 ч.                                 5 ч.

Низкий уровень               7 ч.                                  3 ч.

                                                                 

   3.Психомоторика.

                                      на начало года        на конец года  

Высокий уровень            5 ч.                                9 ч.

Средний уровень            6  ч.                                7 ч.

Низкий уровень              10 ч.                               5 ч.

4.Социальная адаптивность.

                                      на начало года        на конец года  

Высокий уровень            3 ч.                                10 ч.

Средний уровень            4  ч.                                6 ч.

Низкий уровень              14 ч.                               5 ч.

5. Понимательная способность

                                     на начало года        на конец года  

Высокий уровень            9 ч.                                9 ч.

Средний уровень            4  ч.                                9 ч.

Низкий уровень              8 ч.                                 3 ч.

6. Усвоение программного материала.

                                    на начало года        на конец года  

Высокий уровень            6 ч.                                9 ч.

Средний уровень            6  ч.                                9 ч.

Низкий уровень              9 ч.                                 3 ч.

7. Волевые качества.

                                   на начало года        на конец года  

Высокий уровень            5 ч.                                  5 ч.

Средний уровень            6  ч.                                12 ч.

Низкий уровень               9 ч.                                  4 ч.

     8. Эмоциональная расположенность.

                                  на начало года        на конец года  

Высокий уровень            13 ч.                               18 ч.

Средний уровень              2 ч.                                  2 ч.

Низкий уровень                6 ч.                                  1 ч.

9. Индекс здоровья в среднем по классу

                                  на начало года              на конец года

                                              0,6                                 0,67

10. Индекс психологического благополучия.              

                                       на начало года              на конец года

  1. 0,97

Анализ заболеваемости моего класса показал (материалы анализов), что уровень здоровых детей ниже, чем в среднем по России (56 %). В моём классе:

-практически здоровых детей – 24 %;

-несоответствие биологического возраста и физического развития – 20 %;

-ослабленных детей – 33 %;

-хронически больных – 52 %;

-наследственные заболевания родителей (резерв) – 42 %;

-функциональные нарушения – 52 %.

                   Причины, разрушающие здоровье

   

Социальная проблема                       Экологическая проблема

(условия и образ жизни)                   (зона экологической

           до 50 %.                                     неблагополучности)

                                                                         25 – 30 %.

                         Школа                   Генетические

                От 20 % до 40 %               проблемы

                                                                15 %  

По данным института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20 % детей имеющих психические нарушения здоровья, но уже к концу 1-го класса их число увеличивается до 60 % - 70 %. Вряд ли за девять месяцев обучения меняется влияние генетических, социальных и экономических факторов. Самое большое влияние оказывает школа.

  1. Стрессовая педагогическая тактика.
  2. Интенсификация учебного процесса.
  3. Несоблюдение методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников.
  4. Нерациональная организация труда.
  5. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.      

Физическое здоровье.

    Причиной нарушения нормального функционирования детского организма является гиподинамия (это недостаток  двигательной  активности). Малая подвижность в течение дня противопоказана все, но особенно мальчикам.

Но если сюда еще прибавить пыльные и душные комнаты, без влажной уборки, неудобную мебель, не учитывающую рост учеников, то становится ясно, почему дети теряют здоровье.

Недостаточное количество уроков физкультуры.  Для нормального функционирования детского организма надо

4 – 5  уроков физкультуры в неделю. Работоспособность учеников, это основной закон, который должен определять политику и приоритеты школьного расписания. Часто дети страдают от переутомления. Причин много: под час это долгая и не интересная работа.

Нарушение зрения, близорукость занимают особое место в вопросах охраны здоровья школьников. За время обучения в школе количество детей с этой патологией  возрастает.

Возникновению близорукости наряду с наследственной предрасположенностью способствуют такие факторы, как

  1. несоблюдение гигиенических норм естественного и искусственного освещения рабочих мест;
  2. несоответствие размеров школьной мебели росту учащихся и связанная с этим неправильная  поза во время учебных занятий и дома;
  3. а так же все увеличивающаяся  зрительная нагрузка, следствие интенсификации учебного процесса;

Содержание всей моей работы направлено на формирование  здорового образа жизни, это

  1. физическое совершенствование;
  2. психическое здоровье;
  3. социальная безопасность;
  4. основы экологических знаний;

Первое направление предусматривает  профилактику и коррекцию физических нарушений. Выше мной было сказано, что причина многих заболеваний в недостатке двигательной активности. Мои ученики много времени  находились в сидячем положении. Я, проанализировав их заболевания и свою методику работы, привела в соответствие  двигательный режим своих учащихся.

Уроки провожу в режиме динамических пауз. Эта методика не только   основа оздоровительных мероприятий, предусматривающих профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата, но и снижающих агрессию и страх, это методика,  увеличивающая эмоциональное восприятие, работоспособность и активность  детей. Уроки физической культуры - основное звено  в цепочке оздоровления  учащихся в школе. Они содействуют укреплению, правильному физическому  развитию и закаливанию организма. А также умственной и физической работоспособности, формированию правильной осанки, ликвидации или компенсации нарушений, вызванных различными заболеваниями. Однако обычный урок не дает такого эффекта в плане оздоровления учащихся.

Поэтому я разработала комплекс физических упражнений и физических мероприятий.

    Оздоровительные физкультурные мероприятия

           Применяемые

           

В ходе учебного процесса                                          в ходе внеклассной и

                                                                                        внешкольной работы

на уроках физ-ры           вне  уроков физ-ры                        в кружках и секциях

1. комплексы спец.         1.физкульт.пауза.                           1. проведение дней

гимнастики.                    2.локальная гимн. для                       здоровья.

2. дых. гимнас.                 различн. част. тела.                         2. походы на

3. подвиж. игры             3. элементы самомассажа.                   природу.

                                         4. гимнастика до занятий.              3. занятия в спорт.

                                         5. подвижные игр. на перем.            секциях.

                           4.занят. аэробикой

Второе направление   предусматривает  приобщение к здоровому образу жизни, через различные уроки и внеклассные мероприятия. С этой целью  я разработала систему мероприятий по пожарной безопасности:

  1. цикл бесед по пожарной безопасности « Огонь и дети»;
  2. экскурсии в пожарную часть;
  3. просмотр серии фильмов по пожарной безопасности;
  4. встречи с инспектором по пожарной безопасности;
  5. внеклассные мероприятия по пожарной  безопасности;
  6. выставки рисунков.

Подготовила и провела серию классных часов по  укреплению и охране здоровья; встречи с медработниками и инспекторами ПДД.

Через уроки ОБЖ и природоведения пропагандировала здоровый образ жизни, научила элементарным приемам здорового образа жизни (гимнастика, самомассаж, простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах).

В своей работе организовала спортивно  - оздоровительные мероприятия, привлекая  к сотрудничеству родителей.

Провела следующие спортивные мероприятия:

« Неразлучные друзья – взрослые и дети», « Папа, мама, я – здоровая семья», « Выше, дальше, сильнее».

Провела тематические праздники здоровья, организовала и провела походы на природу – 3 раза в год.

Вела работу с родителями по пропаганде здорового образа жизни,

Через систему  организационно – теоретических и практических занятий.

Организовала детей для занятий в спортивных  секциях, аэробикой.

Третье направление предусматривает воспитание культуры общения, формирования нравственных и волевых качеств, расширение детского кругозора. В этом направлении я разработала программу нравственно – духовного развития личности ребенка (воспитание любви к своей малой родине, к своему родному краю). Под моим руководством  дети посещают

ЦДЮТ, с целью   познания окружающего мира,  развития общего кругозора, приобщения к  русской культуре.

С  целью повышения социально – психологической ориентации в обществе, разработала и внедрила через уроки истории, окружающего мира,  литературы  формы познавательного процесса: семинар, урок – практикум, деловая игра и др.  по темам: « Я и мой город», « Мое ближайшее окружение», « Защита ребенка в социальных условиях»

Изучила с ребятами основные статьи « Декларации прав человека»

Провела с учащимися тестирование « Знаешь ли ты свои права»

Познакомила с Конвенцией о правах человека.

Тесная связь с родителями дает мне возможность  своевременно информировать их о здоровье детей, физическом развитии, консультировать по вопросам профилактики  эмоциональных  перегрузок и срывов,  совместно анализировать открытые уроки физкультуры и другие  с акцентом на причинах  неадекватного поведения учащихся, отсутствие воли, интереса, творчества у некоторых учащихся.

Мною организовано 100 % питание  детей в школьной столовой.

Пересмотрела свою работу  в учебно-воспитательном процессе.

1. Перешла на  программу  развивающего обучения  1- 4

Н. Ф. Виноградовой.

2. Внесла изменения в структуру урока, отведя большую часть дифференцированному обучению.

3. Ввела в обучение тестовые технологии.

4. Освоила  здоровьесберегающие технологии.

5. Разработала валеологическую и адаптационную карту.

6. Ввела в свою практику консультации для родителей.

7. Снизила до минимума домашнее задание.

8. Разработала  разноуровневые контрольные работы.

9. Обследовала детей, требующих особого внимания у психолога, вместе с ним наметили пути  коррекции по восстановлению здоровья.

10. Ввела в свою практику индивидуальные и групповые формы  обучения.

Вся  моя  работа привела к следующим результатам.

- 100 % успеваемость;

- все учащиеся моих классов освоили стандарт, 65 % успевают выше стандарта;

- качество образования 1кл.   1999 – 2000 уч. год.   -  62 %

                                         2кл.   2000 – 2001 уч. год.  – 62 %

                                         3 кл.  2001 – 2002 уч. год.  -  65 %

                                         5кл.    2002 – 2003 уч. год  -  65 %

- Результаты областных контрольных  работ соответствуют

 на 95 %, районных на 97 % четвертным и годовым оценкам.

- Учащиеся моего класса заняли 1 место на конкурсе чтецов,  

и первое место в краеведческой викторине.

- В математическом конкурсе «Кенгуру» 2001 – 2002 уч. год, моя ученица  Шадрина Н. заняла первое место  в районе и третье место в области, а Жарехина Ю. второе место в районе.

- В конкурсе « Русский медвежонок»  Карасева Ж. заняла второе место в районе.

- В  районной  литературной викторине по Мамину – Сибиряку Гильфанов Р. занял второе место в районе.

- Техника чтения учащихся моего класса высокая и в пятом классе стабильно растёт.

Несмотря на то, что результаты моей деятельности  хорошие, есть аспекты в моей работе требующие коррекции и дальнейшей работы.

Я прогнозировала, что физический энергопотенциал должен быть высоким. А смогла добиться только на 61 % от предполагаемого.

Индекс физического здоровья должен быть равен единице. Я смогла добиться только на 67 % от предполагаемого.

Прогнозировала социальную адаптацию – 100 %, получила – 77 %.

Познавательная способность реализована только на 86 %.

Волевые качества реализованы на 81 %.

Коррекционную работу  надо направить на повышение качества образования, через познавательную деятельность, творческую активность, развитие мышления.

Чтобы укреплять физическое здоровье детей  нужно продолжить физкультурно-оздоровительные мероприятия, продолжить на уроках ОБЖ, природоведения  пропагандирование здорового образа жизни.

                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сохранение и развитие здоровья детей, как педагогическая задача может быть решена. Если деятельность педагога будет основана на практическом применении знаний психофизиологических закономерностей развития человека. И направлена на создание условий физического, духовного и интеллектуального развития ребёнка. Поэтому организация учебного процесса должна соответствовать следующим требованиям:

 -учёт индивидуальных особенностей (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных) ребёнка, его темперамента, характера восприятия им учебного материала;

-отказ от чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной и эмоциональной нагрузки при освоении учебного материала;

-обеспечение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, безусловное сохранение, поддержание и укрепление психического здоровья детей.

Путь к здоровому образу жизни школы в целом лежит через модернизацию всех её коренных вопросов:

-пересмотр школьных программ и подготовка новых, способствующих индивидуализации обучения;

-обеспечение равных для всех возможностей развития;

-интеграция отдельных школьных курсов;

-совершенствование технологической стороны обучения;

-использование новых методов и форм индивидуального обучения.

ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ         НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

Проанализировав работу за межаттестационный период, передо мной встала новая проблема:

-необходимость модернизации моей педагогической деятельности и создание системы педагогических действий по развитию личности отдельно каждого ученика.

Из этой проблемы вытекает цель:

-создать условия для развития и обучения детей с 7 лет. В результате введения в практику развивающей технологии «Школа 21 века». Исходя из этого, я поставила перед собой такие задачи:

-разработать и внедрить в технологию развивающего обучения Н.Ф.Виноградовой в практику моей педагогической деятельности;

-провести коррекцию педагогической деятельности в этом направлении для полной реализации ГОСа и ГОС (НРК);

-определить параметр диагностики результатов внедрения этой технологии.

Свою работу я организую в направлении реализации ГОС (ФК + РНК), так как он способствует развитию личности, адаптивных возможностей системы образования.  

Работу планирую вести по 3 направлениям:

- предметно-информационная содержания образования

  1. Представление о человеке, о самом себе, о месте человека в мире, о культуре, о духовных качествах человека, о творческой деятельности.
  2. Представление о труде и мире профессии, о правилах выполнении учебной и трудовой деятельности.
  3. Представление о единой карте мира, знание форм организации учебной и других видов деятельности.
  4. Представление о природе, о взаимосвязях, об экологическом своеобразном поведении в природе.

-деятельно-коммуникативная содержания образования

  1. Осознать себя в отношениях с другими людьми, с природой, понимать значение культурных ценностей.
  2. Деятельно игровое приобщение к традициям, к культуре людей разных этнических групп.
  3. Умение соответственно ситуации вести себя и участвовать в народных праздниках, традициях.
  4. Осознать свою деятельность как человека, гражданина, ребёнка, ученика.
  5. Приобщаться к делам в семье, школе, в обществе, как субъекту правовой и экономической деятельности.

-ценностно-ориентационная содержания образования

  1. Приобщение к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям.
  2. Развитие чувства сопереживания, милосердия, участия и уважения достоинства другого.
  3. Освоение нравственных эталонов, образцов, как основ оценки (самооценки) и регуляторов деятельности.
  4. Сформированность гордости за свой народ, уважение к другим народам.
  5. Накопление позитивного опыта в отношениях людей разных национальностей.

                  ПАРАМЕТРЫ ДИАГНОСТИКИ

  1. Мониторинг общеучебных навыков.
  2. Диагностика уровня обучаемости и обученности.
  3. Сформированность коммуникативных умений и навыков.
  4. Уровень развития интеллекта.
  5. Ценностные ориентации (анкетирование).

                                 ЛИТЕРАТУРА

1. Вестник образования   № 12  2001 год.

2. Дощицына З. В. « Оценка степени готовности детей к школьному обучению в условиях разноуровневой дифференциации».

3. Куценко Г. И. « Режим дня школьника».

4. ОБЖ № 10 2000 год,  №1 2001 год.

5. Управление школой № 48   2000 год.

6. Директор школы №7      2000 год.

7. Здоровье детей № 7, 8     2000 год.

8. Воспитание школьников №2, 4, 7      2001  год.

9. Начальная школа № 1, 3, 5, 9, 10       2000  год.

10. Материалы годичных совещаний « Здоровье и школа».

11. Пальцев А. И.  Образ жизни и здоровье человека.

12. Радионов А. В. Физическое развитие и психическое здоровье детей в 1 – 4 классах.

13. Спорт в школе, приложение к газете « Первое сентября»

14. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии. 2003  год.

15. Кирпичев В. И.  Физиология и гигиена младшего школьника

 1 – 4   2002 год.

16. Кудрявцев В. Т. Развивающая педагогика оздоровления.

17. Начальная школа № 7  «Как обучать болеющих детей»

18. Ефименко Н. К.  Театр физического развития и оздоровления.

   

АНАЛИТИЧЕСКИЙ   ОТЧЕТ

за    межаттестационный    период

                          (1999 – 2003)

                      

                                      Составила

                                      Деменок В.П.

                                      учитель начальных

                                      классов  МОУ    

                                      средняя школа №1

НЕВЬЯНСК   2003г.