ПРОЕКТ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»
материал (1 класс) по теме

Геращенко Светлана Григорьевна.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. В последнее время на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференциация обучения детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты. Сохранение здоровья подрастающего поколения - задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны. При этом формирование принципов здорового образа жизни у школьников, факторы сохранения здоровья детей практически не учитываются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_shkola_zdorovya.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ»

 

1.Нормативно- правовое основание для разработки проекта.

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Федеральное законодательство об охране здоровья школьников: Конституция РФ,
  3. Семейный кодекс РФ,
  4. Трудовой кодекс РФ,
  5. Закон РФ “ Об образовании”,
  6. федеральные законы, связанные с социальными и поведенческими факторами, влияющими на здоровье школьников, в том числе закон РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” и др.
  7. Программа развития МБОУ Мокро-Гашунская СОШ№7,
  8. Устав школы.

       Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение качества образования и  внедрение компетентностного подхода. Также  отмечается, что нужно провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

2. Актуальность проекта.

Проблемы сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. В последнее время на фоне меняющейся общественно-политической и экономической ситуации в стране происходят серьезные изменения в формах, методах и содержании образования. Углубляется дифференциация обучения детей с разными интеллектуальными и материальными возможностями, появляются новые социально востребованные области обучения, формируются новые жизненные приоритеты. Сохранение здоровья подрастающего поколения - задача государственной важности, так как современные школьники составляют основной трудовой потенциал страны. При этом формирование принципов здорового образа жизни у школьников, факторы сохранения здоровья детей практически не учитываются.

  1. Не учитывается основополагающий фактор укрепления и сохранения здоровья школьников – профессиональное здоровье педагога.
  2. Не разработаны технологии психологического сопровождения обучения детей в школе.
  3. Практически не решаются проблемы среды обитания в школе, связанные с отоплением и освещением, обеспечением стандартной мебелью, рациональным питанием и т.д.

В этих условиях одним из эффективных средств, с помощью которых можно было бы предотвратить ряд серьезных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников является создание школы, содействующей здоровью. По определению ВОЗ "здоровье – это состояние телесного, душевного и социального благополучия".

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определила первостепенные цели воспитания школьников. Одним из главных моментов является создание в общеобразовательных учреждениях условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

Приоритетным направлением учебно-воспитательной деятельности нашей школы стала физкультурно-оздоровительная работа. Она включает в себя мероприятия доступные и привлекательные для большинства учащихся. Благодаря им у ребят формируется здоровый образ жизни, возникает устойчивый интерес и тяга к физическому совершенствованию.

3. Цели проекта.

При определении целей деятельности по здоровьесбережению мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, воспитанников, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения и др.

Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.

Поэтому в качестве основы нашей деятельности по здоровьесбережению стала модель школы, где приоритетом является забота о сохранении здоровья воспитанников и учителей. При этом главной целью в рамках программы "Школы Здоровья" является создание организационно-педагогических условий здоровьесбережения учащихся и сотрудников школы, обучение навыкам сохранения и укрепления здоровья учащихся, оздоровление образовательного пространства и повышение потенциала учебно-воспитательного процесса.

4. Задачи проекта "Школа Здоровья":

  1. четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
  2. гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
  3. освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
  4. планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся с учетом особенностей состояния их здоровья;
  5. развитие психолого -педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
  6. привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  7. участие в обобщении опыта путем ознакомления с работой Школ Здоровья, посещения научно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме;
  1. Создание уклада жизни школы, сохраняющего здоровье детей и учителей.
  2. Внедрение инновационных технологий в учебный процесс, сохраняющих здоровье учителей и учащихся.
  3. Разработка и внедрение технологий психологического сопровождения обучения детей в школе.
  4. Внедрение программ гигиенического обучения и воспитания школьников.
  5. Создание системы физкультурно-оздоровительной работы.
  6. Разработка программ привлечения детей к исследовательской деятельности.

5.Основополагающие принципы построения проекта:

  1. Принцип гуманизации предполагает: реальное соблюдение прав педагога и ребёнка, закреплённых Законом «Об образовании», Декларацией прав ребёнка, Конвенцией о правах ребёнка и другими нормативными документами.
  2. Принцип сотрудничества – построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения.
  3. Принцип развития предполагает: отказ от репродуктивных методик и применение методов творческой мыслительной деятельности и самообразования учащихся; развитие умственных способностей; использование новейших здоровьесберегающих технологий.
  4. Принцип индивидуализации предполагает: всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.
  5. Принцип дифференциации нацелен на выявление и развитие у обучающихся склонностей и способностей к работе на различном уровне в зависимости от личных качеств обучающихся.
  6. Принцип целостности, основанный на представлении о единстве процессов развития, обучения и воспитания, реализуется в создании сбалансированного образовательного пространства, учитывающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
  7. Принцип системности предполагает преемственность знаний, создание целостной системы, органически объединяющей все ступени образования.
  8. Принцип вариативности основан на комплексном образовании, поэтому системой обучения и программ должны быть обеспечены факультативные и специализированные курсы.

              6.Гипотеза:    если мы обеспечим: 

  1. гигиенические условия образовательного процесса,
  2. комплексное системное психолого-педагогическое   сопровождение  ребенка в учебно-воспитательном процессе,    
  3. процесс непосредственной учебной деятельности ребенка и индивидуально-дифференцированный  подход учителя   к каждому ученику,

                      то мы создадим условия,  

   сохраняющие, укрепляющие и формирующие его здоровье.

7.Участники проекта :

  1. Учащиеся начальной школы ( 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс).
  2. Классные руководители начальной школы.
  3. Учителя-предметники.
  4. Фельдшер, закрепленный за школой.
  5. Родители.
  6. Техперсонал.

8. Ожидаемые конечные результаты программы :

  1. Повышение функциональных возможностей организма учащихся
  2. Рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников.
  3. Повышение приоритета здорового образа жизни.
  4. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
  5. Повышение уровня самостоятельности и активности школьников в двигательной деятельности.
  6. Повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников
  7. Поддержка родителями деятельности школы по воспитанию здоровых детей.
  8. В результате реализации проекта школы, содействующей здоровью, создается банк данных на каждого ребенка о физическом здоровье, банк данных психологических характеристик, накапливаются результаты учебной деятельности учащихся.
  9. Снижается заболеваемость, вызываемая вирусными инфекциями .
  10. Улучшается психологический микроклимат в классе, в школе, в педколлективе.
  11. В результате профилактических, коррекционных, оздоровительных мероприятий происходит адаптация детей к жизни.
  12. Школа становится информационным центром для школ района по здоровье сберегающим технологиям обучения и формированию здорового образа жизни в условиях сельской школы.

  Реализация проекта «Школа здоровья» направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

  1. культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращивать резервные мощности организма);
  2. культуру физическую (способность управлять физическими природосообразными движениями);
  3. культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
  4. культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

Базовыми компонентами на всех ступенях являются:

  1. формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
  2. формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
  3. формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями, различными видами спорта;
  4. формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Реализация  в учебно–воспитательном процессе приёмов и подходов проекта  здоровьесбережения « Школа здоровья» позволит:

  1. Проводить урок на более качественном уровне.
  2. Снижать уровень тревожности ученика.
  3. Повышать психологическую комфортность и мотивацию обучения.
  4. Облегчить эмоциональное и психологическое состояние ученика в адаптационный период.
  5. Преодолеть однообразие пауз для отдыха во время урока.
  6. Создавать положительную мотивацию к ведению здорового образа жизни.
  7. Стабилизировать состояние здоровья младших школьников.

Оптимизировать учебный процесс

9.Основные направления реализации проекта

1. Диагностический мониторинг

  1. мониторинг инфраструктуры и условий безопасности условий обучения;
  2. мониторинг организации учебного процесса;
  3. мониторинг состояния медицинской помощи, состояния здоровья, питания
  4. мониторинг психологического комфорта;
  5. мониторинг удовлетворенности родителей условиями обучения детей.

2.Мероприятия по охране труда, соблюдению требований СанПина, соблюдение техники безопасности:

  1. учеба педагогического коллектива;
  2. инструктажи по соблюдению техники безопасности;
  3. создание условий обучения в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения.

3. Работа служб психолого-педагогического  и социального сопровождения

  1. коррекционная деятельность;
  2. индивидуальное сопровождение;
  3. социальное сопровождение;
  4. координационно-развивающая работа;
  5. тренинги с детьми группы риска,
  6. профилактические мероприятия  (профилактика употребления ПАВ, профилактика вредных привычек);

4. Оптимизация условий образовательного процесса

  1. осуществление адаптационных  мероприятий  в рамках  преемственности программ обучения;
  2. использование здоровьесозидающих технологий на уроке и во внеурочное время;

5. Здоровьесозидающая деятельность  на уроке

  1.  создание условий для личностно-ориентированного обучения;
  2. психологическая безопасность урока;
  3. технологическое обеспечение здоровьесозидающей деятельности на уроке;
  4. создание условий гигиенической направленности урока;
  5. оценочная безопасность урока

6. Спортивно-массовая и  оздоровительная работа

  1. спортивные секции;
  2. организация соревнований, экскурсий, походов;
  3. спортивные праздники с привлечением семьи.

7. Пропаганда  здорового образа жизни

  1. просветительская работа (родительский всеобуч, сотрудничество со специалистами   психологами, обучающие семинары);
  2. создание и реализации курсов и программ профилактической направленности и программ безопасности жизнедеятельности;
  3. внеурочная деятельность (уроки здоровья, участие в акциях здоровья, проектная работа)

10.  Показатели эффективности реализации проекта:

  1. повышение степени удовлетворенности качеством образования в школе со стороны различных субъектов;
  2. уменьшение числа учащихся, пропускающих занятия по болезни;
  3. отсутствие случаев травматизма во время учебно-воспитательного процесса;
  4. уменьшение числа детей, относящихся к различным «группам риска».

В рамках данных направлений необходимо осуществлять следующие простые и вместе с тем очень важные действия:

1. убеждать учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику                 ( проводить зарядку перед первым уроком в школе) , соблюдать режим труда и отдыха школьника;

2. во время учебного дня в школе проводить динамические паузы, подвижные игры.

3. задавать посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе;

4. следить за сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков;

5. проводить ежедневную влажную уборку, проветривание классных комнат на переменах, озеленять классные помещения комнатными растениями;

6. ежемесячно проводить генеральную уборку классных помещений (обтирать плафоны, мыть парты и стулья моющими средствами);

7. обеспечивать каждого учащегося горячим питанием в столовой;

8. следить за условиями теплового режима, освещённости классных помещений;

9. привлекать учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях, действующих в школе и вне школы;

10. в рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проводить беседы, воспитательные часы с учётом возрастных особенностей детей;

11. способствовать созданию комфортной атмосферы в школе и классных коллективах.

12. Применять разнообразные формы работы: 
1) Учет состояния детей:

Анализ медицинских карт учащихся.

Определения группы здоровья.

Учет посещаемости занятий.

Контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.


2)Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

Организация работы спортивных секций, кружков.

Динамические паузы.

Индивидуальные занятия.

Организация спортивных перемен.

Дни здоровья.

Физкультминутки для учащихся.


3)Урочная и внеурочная работа.

Открытые уроки учителей физкультуры и ОБЖ.

4) Открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности.

5) Спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, шашки и шахматы, настольный теннис, легкая атлетика.

                   11.  Этапы реализации проекта "Школа здоровья".

Название этапа

Сроки

Задачи исследования

Основные направления деятельности. Мероприятия.

Ответст венные

Ожидаемый результат

Форма представления отчета

Подготовительный (проектировочный) этап

июль – август 2012 г.

1. Разработка проекта «Школа – территория здоровья».

 

2. Оценка условий, при которых возможно достижение цели.

 

3. Выявление проблемы эксперимента и обоснование.

 

1. Постановка целей и задач проекта.

2. Формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых результатов.

3. Изучение и анализ нормативных, инструктивно-методических документов, методической литературы и передового опыта по организации и применению здоровьесберегающих технологий в режиме полного дня.

4. Изучение учебно-материальной базы школы и определение её готовности к началу эксперимента.








Директор

Творческая группа

Будет создан проект «Школа здоровья», предусматривающий рациональную организацию процесса обучения и воспитания в тесной связи с вопросами здоровьесбережения обучающихся.

Будет создана творческая группа для работы над проектом.

Проект

Формирующий этап

сентябрь 2012 г.

Осуществле ние инструктивно-методической работы с участниками эксперимента в рамках реализации проекта














 

1. Подбор и расстановка педагогических работников, определение функциональных обязанностей.

2. Проведение родительского собрания.

3.Диагностика и анализ состояния здоровья обучающихся, гигиенических условий обучения и воспитания, состояния горячего питания школьников.

4. Анализ учебного плана и программ, составление расписания уроков и внеклассных занятий в школе, режима дня для школьников в течение дня, недели

Директор

Куратор проекта Зам. директора по ВР

Медсестра

Классные рук-ли

Будут использованы учебные планы, программы, расписание, предусматривающее снятие перегрузки учащихся.

Школа будет подготовлена к началу основного этапа работы над проектом.

 

 

 

 

 

Обсуждение и утверждение проекта на педсовете, – на заседании творческой группы.

Совещание группы учителей, участвую щих в эксперимен те, по итогам второго этапа

Практический (основной) этап

сентябрь 2012 г. – май 2013 г.

Осуществл ение программы основного этапа работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация проекта по выбранным направлениям:

1. Организация здоровьесберегающего образовательного процесса.

2. Инструктивно-методическая и учебно-воспитательная работа.

3. Укрепление социально-психологического здоровья.

4. Спортивно-массовые мероприятия.

5. Укрепление духовно-нравственного, эстетического здоровья; интеллектуальное развитие.

Директор

Куратор проекта Зам. директора по ВР

Медсестра

Педагоги д/о

Классные рук-ли

Будет устранена перегрузка учащихся учебным трудом, каждый ребенок получит возможность укреплять и развивать свое здоровье, интеллектуальный и творческий потенциал.

Сформируются ценностные и нравственные ориентиры, повысится деятельная мотивация, снизится уровень заболеваемости ОРЗ и пропуски уроков по болезни. Будет осуществлена корректировка испытываемых технологий

Письменный отчет о ходе эксперимента по полугодиям учебного года.

На педагогических советах, конференциях и один раз в году на общешкольной и районной конференциях

Обобщающий этап

июнь 2013г.

Оценивание результатов работы над проектом.


Подготовка и формулирование выводов и рекомендаций.

Обработка полученных данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями и задачами:

анализ всех результатов;

корректировка гипотезы;

подготовка методических рекомендаций с их последующей апробацией; оформление и описание хода работы над проектом;
изучение общественного мнения участников эксперимента о степени удовлетворенности результатами эксперимента и дальнейшей работе по данному вопросу

Директор

Куратор проекта Зам. директора по ВР

Медсестра

Педагоги

Классные рук-ли

Будут подготовлены методические рекомендации по формам и методам здоровьесбере гающих технологий для педагогов.

Будет подготовлено описание опыта работы по здоровьесбере гающей и здоровьеразви вающей деятельности школы.

1. Отчет на общешколь ной конферен ции.

2. Творческий отчет на семинаре руководите лей школы.

3. Описание и представле ние опыта работы общественности.

12.План мероприятий по реализации проекта.

Содержание мероприятий

Сроки выполнения

1

Создание  «Совета здоровья  школы»

(обучающиеся – физорги)

сентябрь

4

Утренняя гимнастика до  уроков (ежедневно).

в течение всего периода

5

Физкультминутки на уроках ( ежедневно)

в течении года

6

Подвижные перемены после 3 урока(понедельник, пятница).

Ритмика после 3 урока( вторник).

Спортивные игры после 3 урока ( среда).

Мини соревнования  после 3 урока (четверг).

Отдых в игровой зоне , игры малой подвижности              ( после 1 урока ежедневно).

сентябрь-май

7

Уроки физкультуры  –   основное звено в цепочке оздоровления учащегося ( по расписанию).

в течении года

8

Проветривание классных комнат ( ежедневно).

в течении года

9

Работа спортивной секции для младших школьников (четверг, 16:00).

сентябрь-май

10

Проведение недель здоровья (к 10 ч. утра)

–  осенние каникулы;
–  зимние каникулы;
–  весенние каникулы

Проведение Дня здоровья ( ежемесячно).

Спортивный праздник « Папа, мама, я – спортивная семья» (1 раз в четверть внутри класс, в конце года – между классами).

Походы: осенний, весенний, зимняя прогулка.    ( по плану)

в течение года

11

 Профилактика и коррекция нарушения зрения, осанки   ( ежедневно).

в течении года

12

Дискотека « Кому уже 6, но нет 12!» (среда, 12ч).

в течении года

13



14

Питание учащихся ( в течении учебного года после 2 урока).

Ароматерапия. В классах, коридорах  выращивать герань (снимает неуверенность в себе), хлорофитум (хорошо очищает воздух), кактус (нейтрализует радиоактивность).

в течение года

15

Диагностика состояния уровня физической подготовленности и физического развития детей

сентябрь

        май

13.Условия построения школы здоровья

В соответствии с программой развития  и статусом школы, содействующей здоровью, строго соблюдается санитарно-гигиенический режим. Площадь и объем учебных помещений, в которых занимаются дети, в большинстве своем соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Вентиляционный режим школы позволяет относительно стабилизировать в течение дня уровень бактериального загрязнения воздуха, что обеспечивает благоприятное протекание физиологических процессов у учащихся. В школе используется естественное левостороннее и искусственное люминесцентное освещение. Естественное освещение и его надлежащий уровень важны в связи с тем, что свет обладает высоким биологическим действием, способствует росту и развитию организма, обеспечивает нормальную работу зрительного анализатора. Для искусственного  освещения в кабинетах используют люминесцентные светильники, а в коридорах – лампы накаливания общего назначения. Для школы характерно озеленение кабинетов, классных комнат, школьных коридоров. В школе созданы все условия для реализации поставленных задач.

14.Создание здоровьесберегающих условий для обучения.

В соответствии с Концепцией и программой развития для реализации поставленных целей и задач в школе созданы необходимые материально-технические и педагогические условия.

       В соответствии с СанПиН 2.4.21178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в рамках реализации программы необходимо создавать следующие,  отвечающие санитарным нормам, условия для обучения:

Воздушно-тепловой режим.

Световой режим.

Питьевой режим.

Требования к использованию школьной мебели.

Школьный туалет.

Школьное здание и двор.

Игровая площадка.

15.Организация урока

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  1. Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий.
  2. Нагрузка от дополнительных занятий в школе.
  3. Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

       В рамках указанного  проекта  можно выделить следующие приёмы и методы для организации здоровьесберегающего урока:

  1. релаксация или релаксационные упражнения – упражнения на расслабление. Релаксация позволяет снимать мышечное напряжение, усталость;
  2. утренняя гимнастика до занятий. Гимнастика активизирует обучающихся, настраивает на оптимальный темп работы на уроках;
  3. физкультминутки или упражнения-энергизаторы. В 1-2 классах учитель должен планировать  проведение таких упражнений 2-3 на каждом уроке, в 3-4 классах – 1-2 упражнения. Физкультминутки позволяют детям переключиться с одного вида деятельности на другой, отдохнуть, активизироваться;
  4. гимнастика для глаз. Путем специальных упражнений учитель своевременно предупреждает утомляемость глаз учащихся, занимается профилактикой нарушения   и ухудшения зрения;
  5. мозговая гимнастика. Проведения данного вида гимнастики позволяет обучающимся активизировать деятельность головного мозга;
  6. самомассаж. Применение приемов массажа ладоней, точечного массажа лица;
  7. минутки здоровья или валеологические минутки. Это небольшие беседы с использованием стихов, пословиц, загадок, а также обращение к жизненному опыту учащихся;
  8. профилактика нарушения осанки. Во время проведения уроков учителю необходимо своевременно обращать внимание на осанку, посадку учащихся, включать в урок упражнения, формирующие осанку;  
  9. психологический настрой. От того, как ребенок настроен на урок, на определенный вид деятельности, зависит не только результативность, но и самочувствие каждого участника учебного процесса. К данному приему можно отнести и создание ситуаций успеха в качестве элемента психологической комфортности;
  10. личностно ориентированный подход;
  11. смена поз обучающихся за счет различных форм организации деятельности учащихся на уроках (работа в группах, в парах).

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать :

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3-хкратными повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

14) в конце урока следует обратить внимание на следующее:

а) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

б) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

15) темп и особенности окончания урока:

а) быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

б) спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

в) задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Чтобы качественно построить деятельность на уроке с применением педагогических здоровьесберегающих технологий, педагогу необходимо иметь:

   1) ТСО (магнитофон, компьютер и др.);

   2) кассету или диск с записью музыки;

   3) релаксационные техники и физкультминутки;

   4) изображения природы;

   5) траектории и упражнения для глаз;

   6) содержание валеологических бесед;

   7) приемы самомассажа;

   8) приемы психологического настроя;

   9) упражнения для мозговой гимнастики;

   10) упражнения, формирующие осанку.

16.Воспитательная работа

  1. проведение классных часов;
  2. индивидуальные беседы с обучающимися;
  3. проведение утренников, конкурсов, игр, экскурсий;
  4. работу агитбригады;
  5. проведение факультативов оздоровительной направленности и занятий по внедрению зож;

               6.вовлечение воспитанников в спортивные секции и кружки.

17. Работа с родителями

  1. анкетирование;
  2. родительское собрание, лекторий, практикум;
  3. консультации;
  4. индивидуальные беседы;
  5. совместные мероприятия родителей с детьми.  

Реализация спортивно-оздоровительной работы школы

Для реализации спортивно-оздоровительной работы в школе коллективом педагогов была составлена специальная программа. Её цель - формировать у детей стремление укрепить своё здоровье и развить физические способности.

Данная программа - комплексная. Важно то, что особое внимание в ней уделяется аспектам физического и нравственного здоровья, а также ей присуща целенаправленная систематическая работа на всех ступенях обучения.

Задачи, стоящие перед педагогами школы, можно сформулировать следующим образом:

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;

- активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;

- воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

- установление тесной связи с медицинскими работниками по вопросам профилактики заболеваний.

В процессе реализации программы задействованы все: учащиеся школы, члены педагогического коллектива, медицинские работники, родители.

Физкультурно-оздоровительная программа включает в себя:

- подготовку и проведение разнообразных спортивных праздников и состязаний, игр, дней здоровья;

- проведение тематических классных часов, бесед, родительских собраний;

- организацию экскурсий, походов, прогулок;

- организацию интересного и плодотворного досуга, включая каникулярное время;

- пропаганду здорового образа жизни детей и подростков;

- привлечение родителей и других представителей взрослого населения села к проблемам формирования и ведения здорового образа жизни.

Данная программа полностью охватывает учебно-воспитательный процесс в школе. Так для физической и психологической разгрузки учащихся созданы спортивные секции, кружки, назначаются индивидуальные занятия. В режим школьника включены спортивные перемены, физкультминутки для учащихся.

Большое значение коллектив школы придаёт профилактике заболеваний учащихся:

- соблюдение гигиенических норм и правил учащимися;

- соблюдение норм освещения и отопления в классах и в школе;

- контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов;

- предупреждение распространения инфекционных заболеваний среди учащихся;

- беседы, лекции, просмотры научно-популярных программ, фильмов на тему здорового образа жизни.

ФОРМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Физкультурно-оздоровительная деятельность в школе в режиме учебного дня осуществляется в самых разнообразных формах.

В оздоровительных целях созданы условия для удовлетворения биологической потребности детей в движении. В общей сумме время физической активности ученика составляет не менее 3-х часов в день. Такой объём достигается благодаря проведению гимнастики перед началом учебных занятий, физкультминуток на уроке, подвижных игр во время перемен, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

Неукоснительно соблюдается продолжительность перемен. Между уроками ребята отдыхают не менее 10 минут, а после второго и третьего урока – 20 минут.

При этом в обязательном порядке выполняются следующие требования: максимальное использование свежего воздуха, проведение подвижных игр на свежем воздухе. Этому способствует наличие игровой площадки для 1-4 классов.

В подготовке и организации дней здоровья активное участие принимают ученики и педагоги. Ответственность за их проведение несёт администрация школы. Непосредственное руководство осуществляет учитель физической культуры и преподаватель ОБЖ.

Во внеурочное время ребята посещают спортивные кружки и секции.

Вывод

Мы полагаем, что создание школы, содействующей здоровью, сохранит и укрепит телесное, физическое и нравственное состояние педагогов и учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в начальной школе "Здоровое питание"

Проектная работа учеников 3 класса с последующим выступлением перед младшими учащимися.Прописаны цели, задачи в соответствии с ФГОС , матрица проекта, план взаимодействия с учениками, в приложении кар...

Проект программы жизнедеятельности младших школьников « Школа здоровья»

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье каждого человека, в т. ч и ребёнка, определяется соотношением внеш...

УМК «Учусь учиться» в рамках инновационного проекта «Экология. Здоровье. Школа».

За последние годы в нашей школе наблюдается тенденция снижения качества знаний учащихся первой ступени обучения. Отмечается ухудшение почерка учащихся, недостаточный уровень читаемости.Причин по...

Проект "Школа кулинаров". Презентация "Книга здорового питания" ученика 3 Г класса БОУ г. Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Панова Игоря Владимировича.

На уроках окружающего мира ученики получают знания о правилах рационального питания. Программа "Школа России". ФГОС. Главное условие проекта - блюдо должно быть полезным для здоровья. Учитель 3 Г клас...

воспитательный проект «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» и социальный проект "История школы в лицах"

Общение со сверстниками и взрослыми – важнейшее условие для личностного развития. Именно в общении ребенок  усваивает необходимую информацию, систему ценностей, учится ориентироваться в жизненных...

Проект "Школа здорового питания"

Внедрению программы «Разговор о правильном питании» в условиях МБОУ «Овсянниковская средняя общеобразовательная школа»    предшествовал мониторинг изучения основ культуры питания. Иссле...

Проект "Школа Здоровья"

Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он вкл...