«Здоровье – через образование»
статья по теме

Цыплакова Светлна Константиновна

            Здоровье – великое благо. Здоровье – категория общечеловеческая. Оно не знает межнациональных и межгосударственных  границ. Оно не признает идеологических стереотипов и религиозных догм. <?xml:namespace prefix = o /??>

            Здоровье – желанный гость в каждой семье. Гость, которому всячески угрожают, стремясь подольше удержать у себя.

            Почему же в таком случае человечество деградирует? Почему рост расходов на медицинское обслуживание рассматривается как благо, как один из важнейших показателей социально справедливого устройства общества? Почему хронические заболевания стали, вопреки желанию человека, его неразлучными спутниками?

             Ответ очевиден: только потому, что мы сами, по доброй воле превратили здоровье в разменную монету. Мы придали техническому прогрессу однобокий, уродливый характер, и он платит нам той же монетой: лишая данного от природы разума, усыпляя инстинкт самосохранения, изнеживая, убивая волю к жизни, превращая физическую немощь едва ли не в отличительный знак высокой духовности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_zdorovyu.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            «Здоровье – через образование»

            Здоровье – великое благо. Здоровье – категория общечеловеческая. Оно не знает межнациональных и межгосударственных  границ. Оно не признает идеологических стереотипов и религиозных догм.

            Здоровье – желанный гость в каждой семье. Гость, которому всячески угрожают, стремясь подольше удержать у себя.

            Почему же в таком случае человечество деградирует? Почему рост расходов на медицинское обслуживание рассматривается как благо, как один из важнейших показателей социально справедливого устройства общества? Почему хронические заболевания стали, вопреки желанию человека, его неразлучными спутниками?

             Ответ очевиден: только потому, что мы сами, по доброй воле превратили здоровье в разменную монету. Мы придали техническому прогрессу однобокий, уродливый характер, и он платит нам той же монетой: лишая данного от природы разума, усыпляя инстинкт самосохранения, изнеживая, убивая волю к жизни, превращая физическую немощь едва ли не в отличительный знак высокой духовности.

               Проблема охраны и укрепления здоровья детей и подростков очень многогранна и сложна. Успешное ее решение возможно только при совместном усилении всех заинтересованных министерств и ведомств. Улучшение здоровья школьников является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Приоритетная роль образования – это здоровье нации.

            Образование следует рассматривать сегодня как технологию построения будущего нашей страны, как технологию, которая обеспечивает и закладывает сегодня здоровье наших детей и формирует культуру здоровья.

             Одна из причин пассивного отношения человека к своему здоровью – недостаточный уровень объективной системы знаний о здоровье. Поэтому тезис «Здоровье – через образование!» заслуживает серьезного осмысления.          

        В настоящее время современная российская школа не обеспечивает всех необходимых условий, которые позволили бы ей стать местом формирования здоровья школьников. Помимо объективных причин такая ситуация объясняется недостатками в системе гигиенического обучения и воспитания детей и подростков по формированию у них умений и навыков здорового образа жизни, сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья.

        Здоровый образ жизни – поведение, стиль, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной популяции. Здоровый образ жизни – это не только медицинская, но и социально-экономическая категория, которая зависит от развития производства и производственных отношений. Здоровый образ жизни связан с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры отдельных социальных групп и общества в целом.

            В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом, в сознании людей активно формируется качественно иное отношение к понятию «здоровье». Через познание и улучшение социально-психологической составляющей здоровья, мы имеем шанс не только предупреждать возникновение болезней, но и совершенствовать всего человека в целом, т.е. сохранение здоровья выступает в качестве процесса сохранения и развития психических, физических потенций человека, а не просто его состояний, как это сказано в определении Всемирной организации здравоохранения. Постоянно изменяющиеся социально-психологические условия окружающего мира заставляют подчас пересматривать даже самые хорошие понятия и определения.

             Все эти основополагающие концептуальные понятия должны быть в первую очередь адресованы детству и школе, так как сфера образования является на сегодняшний день важнейшим институтом общественного воспитания и формирования личности, охватывающим в течение длительного периода (3-18 лет) всё детское население.

             Объединение общей части детей и подростков в учебные коллективы создаёт благоприятные условия для организации диспансерного наблюдения на базе образовательных учреждений  и проведения оздоровительных мероприятий для обучающихся и воспитанников, реализации самых современных и эффективных профилактических программ.

                В последние годы в качестве позитивных моментов организации мер, направленных на сохранение здоровья в современной школе. Можно отметить:

  1. внедрение в практику современной школы научных основ диагностики отклонений в состоянии здоровья, санитарно-гигиенических основ профилактики отклонений в состоянии здоровья детей и подростков и современных способов противостояния недугам;
  2. оснащение большинства учреждений образования современным медицинским оборудованием и создание условий для профилактики и предупреждения развития болезни на ранних стадиях ( фитобары, оздоровительные, массажные, стоматологические кабинеты и пр.);
  3. обращение к проблемам формирования и сохранения здоровья со стороны педагогических работников и родителей, лиц их заменяющих, обучающихся, воспитанников.

    Однако результаты многолетних исследований состояния здоровья различных контингентов школьников показывают, что отчётливой положительной динамики в состоянии здоровья детей и подростков, к сожалению, не наблюдается за последние 10-15 лет, и этот факт становится предметом острой общественной тревоги.

             По данным ежегодных медицинских обследований, выросло число детей с близорукостью, нервно-психическими и аллергическими заболеваниями, хроническими болезнями органов пищеварения. Стабильно высоким сохраняется уровень острой заболеваемости, велика группа часто болеющих детей. По некоторым данным, эта группа составляет 15-23% от общего количества детей, обучающихся в конкретном образовательном учреждении. С переходом из класса в класс состояние здоровья, как правило, ухудшается, возрастает доля детей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья. Большая учебная нагрузка, изменение содержания и методов обучения. Интенсификация процессов обучения ведут к учащению заболеваний и патологических состояний в школьном возрасте. К сожалению, приходится констатировать факт, что плата за обучение на современном этапе развития общества предельно высока и это прежде всего-здоровье.

                Всё это заставляет специалистов, работающих как в системе образования, так и в системе здравоохранения, искать иные пути решения проблемы охраны здоровья подрастающего поколения. На сегодняшний момент можно отметить три модели или три подхода к пониманию, а, следовательно, и к формированию собственного здоровья.

                 1 модель – это модель устрашения или модель запугивания.

Пафос этой модели сводится к запугиванию, устрашению теми или иными недугами, неминуемо подстерегающими всякого, кто злоупотребляет, например, алкоголем, никотином или жирной пищей. Эта группа концепций отличается как малой эффективностью с одной стороны. Так и появлением в последствии невротических расстройств, с другой.

        2 модель строится на обращении к разуму человека.

«Если ты достаточно разумен, то стоит позаботиться о своём здоровье, ибо здоровье- это не всё, но без здоровья – всё ничто». ( Сократ). В свете этой модели предоставляется объективная статистика, разъясняются патогенные механизмы воздействия, предлагаются различные модели здорового образа жизни. Например, известно, что влияние на здоровье подрастающего поколения социальных, экономических и генетических факторов, прежде всего обучающего характера, это направление, видимо, не сможет, стать достаточно успешным в позиции формирования собственного здоровья подрастающего поколения.

                   3 модель. Суть её заключается в формировании мотивации на здоровье в условиях современного образования. Построение мотивации на здоровье в образовательной среде невозможно без:

  1. междисциплинарного характера взаимодействия различных специалистов              (психологи, педагоги, врачи, валеологи т.д.);
  2. принятия протокола согласованных действий всех работающих в школе;
  3. определения здоровья как многократного понятия, которое включает в себя различные составляющие ( физическая культура, культура питания, культура общения, сексуальная культура, духовность).

Процесс воспитания, развития и совершенствования формирующейся личности должен способствовать привитию психологии здорового образа жизни.

 Работа психологов, педагогов, родителей, самих детей должна быть направлена на формирование моды, на здоровье, физическую красоту, отказ от вредных привычек. Роль СМИ в этом процессе очень велика. Как и создание для этого инфраструктуры и в школе, и вне её.

  Одним из решительных шагов, предпринимаемых Министерством образования России, стали внедрение и развитие здоровьесберегающих педагогических технологий. Совершенствуется нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность по охране детей школьно возраста.

 Законодательная и нормативная база регламентирует деятельность по охране здоровья детей и подростков, существуют законы Российской Федерации, которые декларируют охрану их прав и прежде всего здоровья. В то же время она не обеспечивает в должной степени ,лечебно-профилактических, образовательных учреждений и учреждений Госсанэпиднадзора. Например, задача гигиенического образования и воспитания детей и формирования здорового образа жизни решаются министерствами здравоохранения в отрыве друг от друга.

        По официальным данным, уровень заболеваемости детей в России очень высок. Существуют объективные проблемы, ухудшающие здоровье детской и подростковой  популяции. Среди них можно выделить тяжелое экономическое положение в ряде регионов, которое приводит к нарушению рациона питания детей, что серьезно сказывается на их нормальном росте и развитии. Очень серьезными являются экологические проблемы.

        Принятие Национальной доктрины образования – шаг вперед. Рекомендации Федерального совета в настоящее время выполняются:

  1. переход на пятидневную учебную неделю;
  2. запрещение домашних заданий на субботу и воскресенье при организации досуговой и консультативной работы на базе школ;
  3. увеличение часов на занятиях физической культурой.

Введены в действие Санитарные правила и нормы в соответствие с новыми реалиями. Обязательные условия – совместная разработка и поэтапное введение.

        Но само механическое ограничение учебной нагрузки еще не решает большого количества «дидактогенных» проблем здоровья школьников, поскольку не  учитывает многих социально-психологических факторов школьной среды. Малоизученным, с точки зрения здоровья, остается вопрос о том, как влияют та или иная образовательная технология и система отношений в школьном коллективе на физическое и психическое состояние школьника. Возрастающие учебные нагрузки не всегда адекватны физиологическим и психологическими возможностям детей, но уточнить уровень их соответствия на сегодняшний день затруднительно, так как отсутствуют согласованные критерии определения уровня здоровья. Большой процент нездоровых детей и подростков  обусловлен отчасти тем, что в определении состояния здоровья суммируются дети с хроническими заболеваниями (третья группа здоровья) и морфофункциональными отклонениями (вторая группа здоровья). Учитывая то, что вторая группа здоровья не всегда имеет четкое согласование с международным классификатором болезней (МКБ-10), в котором группы здоровья вообще не предусмотрены, возможны известные расхождения при оценке состояния здоровья школьников в популяции.

        Необходима работа по уточнению и выработке основных критериев состояния здоровья школьников с 1 по 11 классы, методов их определения, а также уточнение технологии организации школьной медицинской службы в связи с этими критериями.

        Действующие в настоящее время отраслевые стандарты объема бесплатной медицинской помощи детям предусматривают осмотры детей и подростков врачами различных специальностей в «декретируемые» периоды времени, диспансерное наблюдение и  восстановительное лечение детей с хронической патологией (приказ Минздрава России от 07.05.98 № 151). Объем медицинской помощи, регламентируемый временными отраслевыми стандартами здравоохранения для детей школьного возраста, не включает активных профилактических (за исключением вакцинации) и оздоровительных мероприятий для здоровых детей и школьников, имеющих функциональные отклонения в состоянии здоровья. Совместным приказом Министерства здравоохранения России и Министерства образования России от 30.06.92 № 186/272 предусмотрено проведение оздоровительных и реабилитационных мероприятий на базе образовательных учреждений. Однако нормативные документы, регламентирующие объем медицинской помощи детям в образовательных учреждениях, отсутствуют. Имеющийся объем гарантированной бесплатной помощи недостаточен для преодоления негативных тенденций в состоянии здоровья детей. Рост числа детей, имеющихся отклонения в состоянии здоровья уже к началу  обучения в школе, требует проведения активных мероприятий первичной и вторичной профилактики.

        Следует определить минимально достаточные медицинские меры по активной первичной и вторичной профилактике для здоровых детей школьного возраста.

        Необходимо внести в курс подготовки и переподготовки педагогических кадров методики преподавания с учетом здоровьесберегающих технологий.                                   Одной из наиболее важной проблемы является организация учебного процесс: обеспеченность необходимой мебелью, медицинским оборудованием, спортивным инвентарём и т.д.

              Существующую и действующую программу «Школа здоровья» важно довести до каждой школы. В рамках данной программы необходимо создание службы содействия здоровью в образовательном учреждении, в основе которой лежат понятия            «согласованного протокола действий» и «консилиума».  Необходима разработка новой специальности, такой, как «школьный врач», обучать которой можно если не в ВУЗе, то в системе переподготовки.

              Здоровье самих учителей иногда становится фактором, угрожающим здоровье школьников. Поэтому, мы считаем, что совершенно необходимо межведомственная программа «Здоровье учителей».

             Проблем для совместного решения много: специальное образование; дети – сироты; дети группы «риска»; непрерывная программа содействия здоровью.

              Забота о здоровье школьников является первоочередной задачей как для системы образования, так и для системы здравоохранения. В настоящее время во многих регионах страны созданы высокоэффективные технологии, позволяющие осуществлять наблюдение за состоянием здоровья учащихся. Внедряются новые технологические программы профилактики, которые дают возможность уменьшить заболеваемость и укрепить здоровье школьников, а также персонала образовательных учреждений. Создаются интересные и оригинальные модели школ, содействующих здоровью.

              Заслушав и обсудив доклады по актуальным вопросам здоровья детей и подростков предлагаю:

  1. Необходимо разработать междисциплинарные критерии мониторинга здоровья школьников с учетом не только физических, но и социально-психологических и средовых факторов. Обязательной составляющей такого мониторинга должно стать исследование поведенческих факторов риска, опасных для здоровья.
  2. Уделить приоритетное внимание укреплению материально-технической базы физического воспитания школьников.
  3. Тиражировать передовой опыт работы школ по укреплению здоровья учащихся.
  4. Обратиться к СМИ, хотя бы на местном уровне, о необходимости запрещения рекламы алкогольных напитков и табачных изделий, а также публикаций и телевизионных передач о насилии и других сцен, провоцирующих агрессию и рискованное для здоровья поведение детей и подростков.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ПУТИ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ ЭФФЕКТИВНУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

Через педагогику – к системе здровьесбережения, через образование – к здоровому образу жизни»(на основе технологии РО Л.В.Занкова)

На основе развивающего обучения Л.В.Занкова показать  применение  здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий...

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕРЕЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА.

«Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либ...

Формирование экологической культуры воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через воспитательную работу с элементами проектной деятельности

Все уже давно осознали, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько уметь научить пользоваться этими знаниями  для решения различных жизненных задач. Научить  приоб...

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ ЧЕРЕЗ РАБОТУ С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ НА УРОКАХ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Для того, чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя. Мы порой забываем о том, что «Здоровье дороже всего», «В здоровом теле -...

«Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»

В данной презентации представлен опыт работы по теме:«Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья через объединения дополнительного образования

Современное понимание проблем воспитания и обучения приобретает все более выраженную гуманистическую направленность. "Общие" подходы, глобальные программы уступают место личностно-ориентиров...