Формирование экологической культуры воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через воспитательную работу с элементами проектной деятельности
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Буянкина Валентина Юрьевна

Все уже давно осознали, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько уметь научить пользоваться этими знаниями  для решения различных жизненных задач. Научить  приобретать эти знания самостоятельно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_met._ob.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 115  г.о.Самары

Формирование экологической культуры воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через воспитательную работу с элементами проектной деятельности

Доклад подготовлен и заслушан

на методическом объединении воспитателей

29.10.2014г.

Буянкиной Валентиной Юрьевной

Самара, 2014г.

Формирование экологической культуры воспитанников с ограниченными возможностями здоровья через воспитательную работу с элементами проектной деятельности

Актуальность экологического воспитания диктуется происходящими вокруг нас глобальными экологическими изменениями. Ценность идеи грамотного использования природных богатств, ресурсосбережения осознается обществом все в большей степени. Речь идет уже не просто о необходимости получения экологических знаний, а о формировании экологической культуры – системы ценностей и моделей поведения, которые лягут в основу отношения подрастающего поколения к окружающему миру.

Все уже давно осознали, что школа должна не столько передавать ученикам сумму знаний, сколько уметь научить пользоваться этими знаниями  для решения различных жизненных задач. Научить  приобретать эти знания самостоятельно.

Для развития творческой и познавательной активности воспитанников необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать ребят на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации.

Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Идеальным средством для решения данной задачи может оказаться метод проектов.

 Начали мы заниматься проектной деятельностью со 2 класса. В рамках проекта  «Летний букварь» были отражены такие темы, как животные, живая природа, люди.

В 3 классе в общешкольном проекте «Двор-сад» выполнили проектную деятельность по теме «Клумба». В 4 классе осуществили работу над темой «Вода для жизни на Земле».  

Опыт работы показывает, что полностью сформировать такие компетентности как:

  • готовность к разрешению проблем;
  • готовность к самообразованию;
  • готовность к использованию информационных ресурсов;
  • готовность к социальному взаимодействию;
  • коммуникативная компетентность;

вряд ли возможны во всём объёме у воспитанников с ОВЗ. Но научить ребят планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм своего достижения, представлять свою точку зрения возможно.

Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения.

Работу с использованием элементов проектной деятельности я строила по следующим этапам:

1 Этап. Работа над проектом началась с поиска материала. Так как тема интересная и многогранная, я решила разбить её на маленькие под темы:

  • поэтическое слово о воде;
  • вода в природе;
  •  свойства воды;
  • вода в жизни человека, растений и животных;
  • круговорот воды в природе;
  • дидактические игры;
  • опыты с водой.

Весь класс раздела  на три подгруппы, с учётом их интеллектуальных возможностей.

2 этап. Распределение обязанностей. В каждой группе был выбран координатор (из числа родителей). С помощью педагога был составлен план, по которому группа собирает информацию и намечены сроки исполнения.

3 этап. Выбрали форму представления проекта.

4 этап. Совместная работа групп (воспитанники + педагог + родители) по поиску информации, оформление собранного материала, создание презентации с использованием ИКТ.

5 этап. Завершение работы над темой и её презентация.  

В проектной деятельности «Вода для жизни на Земле»   воспитанники являлись не пассивными объектами формирования экологических знаний, они стали их активными добытчиками. Такие знания эмоционально окрашены, личностно значимы, а значит и отношение, формируемое на их основе, носит более осознанный характер, оно глубже, индивидуальнее.  Воспитанник,  участвуя и, в определенных моментах, организуя деятельность по изучению природы, усваивает бережное отношение к ней, применяет его не только в школьном учреждении, но и в повседневной жизни.

Использование в работе с ребятами начальной школы проектного метода позволяет избежать эмоционального, физического, интеллектуального перенапряжения детей. Проект предусматривает участие всех субъектов образовательного процесса -  педагогов, детей и родителей, которые получают возможность принять активное участие в воспитательно-образовательном процессе. Родители знакомятся не только с программными задачами, но и с интересными приемами и формами взаимодействия с детьми. Каждая семья может проявить свои лучшие качества, таланты. Ребята испытывают чувство гордости за свою семью. Между родителями и педагогом складываются доверительные отношения. Это немаловажно, поскольку без активного участия семьи воспитательно-образовательный процесс будет менее результативным.

Использование проектного метода позволяет не только развить в воспитанниках с ОВЗ творческую активность, но и способствует развитию коммуникативных способностей, успешной социализации ученика в обществе сверстников.

Проектная деятельность позволяет каждому воспитаннику почувствовать свою значимость в достижении результата, следовательно, способствует развитию познавательного интереса, социальной активности.

 

Библиографический список

  1. Боно Э. Серьезное творческое мышление. Пер. с англ. Д. Я. Онацкая.— Мн.: 000 «Попурри», 2005.
  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования. Методическое пособие. Изд. Дом Федорова, 2006.
  3. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Школьные технологии. 2006. №6.
  4. Прикот О.Г. Педагогическое проектирование как рабочий инструмент методической службы школы// Методист. – 2002. – №2.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: уч.пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  6. Хабарова Т.В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С-Пб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.