Выступление на педсовете
видеоурок (1 класс) по теме

Использование современных образовательных технологий в образовательной системе «Школа 2100»

Любая деятельность может быть либо технологией,  либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все начать сначала.

В. П. Беспалько

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет от 24.01. 20012

Н. В. Зубарева

1 слайд

Использование современных образовательных технологий в образовательной системе «Школа 2100»

Любая деятельность может быть либо технологией,  либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией – заканчивается, чтобы затем все начать сначала.

В. П. Беспалько

Так сложилась ситуация, что нам первым  пришлось работать по новым  ФГОСам   и по новой  программе  «Школа 2100».   Не смотря на то, что все мы прошли курсы, кто в Сургуте, кто  в Москве, современные технологии программы мы изучали только  в теории.   И сейчас, когда уже работаем, мы по-настоящему начинаем осмысливать, понимать  новые образовательные технологии. Надо еще добавить, что программа «Школа 2100» разработана по 11 класс, так что учителям основной и старшей школы тоже предстоят такие же этапы, как и нам.

Как же мы используем  новые технологии в образовательной системе «Школа 2100»?

Слайд 2

В  данной программе реализуются   следующие три технологии:

1). Технология оценки учебных  достижений учащихся (технология оценивания), которая  создает комфортные условия на уроках, так как включает каждого ученика в процесс оценки собственной деятельности (самооценка).

 Данная технология помогает  ребятам анализировать  результат своей работы, оценивать, что получается хорошо, что требует особого внимания.

2). Технология продуктивного чтения. Такие приемы работы с текстом, как диалог с автором и комментированное чтение позволяют   прочитать скрытый авторский смысл. Ученики на каждом уроке встречаются с различными  видами информации, которые помогают им проникнуть в ту или иную науку, сферу окружающего мира. Прежде необходимо  вычитать, найти важное, раскодировать и добиться точности понимания текста.

3). Технология проблемного диалога, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания

Коротко рассажу о каждой технологии, которые мы ежедневно изучаем,  вникаем и советуемся все вместе.

Слайд 3

Что САМОЕ ГЛАВНОЕ  нужно знать О  ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ   «ШКОЛЫ 2100»

Слайд 4

Зачем создана  новая  технология оценивания?

1) Отразить на этапе контроля  развивающие принципы «Школы 2100»:

  1. «Главное не знания, а умение ими пользоваться»
  2. Психологическая комфортность (мотивация успешности, опора на внутренние мотивы)
  3. Минимакс
  4. Обучение деятельности.

2) Сделать ученика полноправным участником контроля (прозрачность правил)

3).Создать личностно ориентированную технологию оценивания, сочетаемую с практикой массовой школы и официальными нормами оценивания

Слайд 5

Существует 7 правил технологии: ОЦЕНИВАЕМ

ЧТО?  Всё! Но отметка – за решение задачи

КТО?  Ученик + Учитель в диалоге

СКОЛЬКО? Одна задача – одна  отметка

ГДЕ? В таблице требований по умениям

КОГДА? Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)

КАК? По критериям уровней успешности

ИТОГОВЫЕ? Среднеарифметическое  за учебный отрезок времени

Слайд 6

В первом классе мы используем  МИНИМУМ технологии оценивания учебных успехов. Правила 1 – 3

Первое правило разводит два понятия и ориентирует на новый результат:

Слайд 7

Правило 1. ОЦЕНКА И ОТМЕТКА

«Оцениваться может любое, особенно успешное действие,

а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи.

Оценка  словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)

Отметка  фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)

Пример: Ученикам ОБЪЯВЛЯЕТСЯ: общая активность на уроке достойна оценки «молодец», «стараешься», но отметка может быть выставлена только за решение одной задачи от начала до конца.

Слайд 8

Третье правило определяет сколько отметок мы ставим на уроке

Правило 3. ЧИСЛО ОТМЕТОК

«За каждую учебную задачу или группу заданий -задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»

ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал, на два дня в рамках общей темы).

ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий. Значит,  в контрольной работе ученик видит 5 отметок, а в журнал необходимо выставить одну отметку, которые   усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику.

Слайд 9

Самое главное правило  №2. Оно напрямую развивает важнейшее организационное умение самооценки

Правило 2. САМООЦЕНКА

«Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. (Это может быть ответ  у доски, с места).

Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку».

Слайд 10

Правило №2. САМООЦЕНКА предполагает освоение учениками АЛГОРИТМА САМООЦЕНКИ 

Учитель задает вопросы к ученику:

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. – Удалось тебе выполнить работу? Найдено решение, ответ?

3 шаг. – Ты выполнил всё правильно или были недочёты (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Потом добавляются другие вопросы, в т.ч. «Какую ты ставишь себе отметку?».

Слайд 11

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРАВИЛОМ  «САМООЦЕНКА».

Прежде всего учителю необходимо найти время на уроке, которого нам всегда катастрофически не хватает,  и учить детей самооценки, поэтому

Слайд 12

  1. 1 шаг.  Мы выбираем  уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания
  2. 2 шаг. При планировании урока выбираем  для первой демонстрации алгоритма самооценивания легковыполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.

Слайд 13

Как формируем  умение самооценки (начало)

  1. 1 шаг. На первых уроках выбираем    для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1  3 ученика)
  2. 2 шаг. Первое время  помогаем  ученику: сами  задаем  ему вопросы по алгоритму самооценки Ученик дает ответы, мы  поправляем  его, объясняем , если наблюдается завышение или занижение оценки. 

Примечание. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?»

Слайд 14

Формирование умения самооценки (окончание)

  1. 3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.
  2. 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов,  будем предлагать   ученикам самим, глядя на опорные сигналы: Задание? Выполнил? Правильно? Сам?, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.

  1. 5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, можно будет  убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.

И тогда базовое умение самооценки будет сформировано.

Слайд 15

 И если у детей уже сформировано базовое умение самооценки, тогда

  1. 1 шаг. Планируя урок,  перестанем  сокращать предметный материал.
  2. 2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «Оцени свой ответ» следует уже краткая фраза ученика:    «Цель достигнута, ошибок не было», или «Решение я получил, но с помощью класса», что соответствует отметке «4» - хорошо» и т.п. 

Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.

Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции.

Слайд 16

Теперь нужно правильно использовать  сформированное  умение самооценки (окончание)

  1. 3 шаг. После проверки письменных работ ученик получает право аргументированно оспорить оценку и отметку учителя.  Например: «Я не согласен с выставленной отметкой»,  учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.

Если ученик прав, следует  поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке. 

Если ученик не прав, будем  объяснять ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции. 

!!! Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки.

Слайд 17

МАКСИМУМ технологии оценивания учебных успехов

(правила 4  7) будем использовать, начиная со 2-ого класса.

Слайд 18

Правило 4.

Будем использовать  ТАБЛИЦЫ ТРЕБОВАНИЙ: без изменения заполнения официального журнала

  1. 1 шаг. В таблицу требований (в своих рабочих материалах)  будем выставлять  все необходимые ему отметки (за текущие ответы, за проверочные работы и т.д.).
  2. 2 шаг. В традиционный журнал  будем переносить  отметки, необходимые для правильного оформления журнала (за проверочную работу, за текущие ответы).

Слайд 19

Правило 5: Отказ от отметки и право пересдачи

За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать

не устраивающую его отметку

Слайд 20

Использование правила «ПЕРЕСДАЧА»

  1. 1 шаг. Заранее оговорить с учениками порядок пересдачи  
  2. 2 шаг. На уроке после контрольной работы учитель раздает ученикам их работы со своими отметками
  3. 3 шаг. Учитель кратко разбирает наиболее типичные ошибки, но обязательно без указания тех учеников, которые их совершили
  4. 4 шаг. Ученики просматривают свои работы. Могут аргументированно оспорить выставленную учителем отметку. Осмысливают, что именно у них получилось не так (если были ошибки)
  5. 5 шаг. Учитель напоминает: «Кто не присутствовал или не справился с каким-либо заданием (кружок без отметки) – должны это пересдать!». Учитель спрашивает: «Кого не устраивает уровень, который вы продемонстрировали в данной работе, кто хочет воспользоваться правом пересдачи?» Каждый ученик принимает решение – будет он пересдавать какую-то задачу из контрольной работы или нет. Учитель объявляет или напоминает принятые сроки и порядок пересдачи

Слайд 21

Правило 6: Оценка и отметка определяются по УРОВНЯМ УСПЕШНОСТИ

Необходимый уровень – решение типовой  задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие госстандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо», но не «отлично»

Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме,  либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности  «отлично»

Максимальный уровень (необязательный) – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам  сверх школьных требований, «превосходно»

Уровень успешности – это оценка, которая может быть переведена в отметку.

Слайд 22

УРОВНИ УСПЕШНОСТИ

Необходимый уровень «хорошо»,      ЧАСТИЧНО – 3

но не «отлично».                                     ПОЛНОСТЬЮ – 4

Программный уровень  «отлично».    ЧАСТИЧНО – 4+  

                                                                    ПОЛНОСТЬЮ –5

Максимальный уровень                       ЧАСТИЧНО – 5+

(необязательный) «превосходно».           ПОЛНОСТЬЮ – 5 и 5

                                                  Слайд 23

Правило 7. Итоговые оценка и отметка 

Итоговая отметка – это показатель уровня обученности. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с  согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи.

Слайд 24

Следующая технология, это  технология продуктивного чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).

В Образовательной системе «Школа 2100» существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Читая текст в рамках любого предмета, мы строим работу с текстом в три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения 

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
  2. Постановка  целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.

Сначала мы читаем автора, если он известен детям, вспоминаем, о чем он писал. Затем читаем название текста, рассматриваем иллюстрацию и предугадываем, о чем может быть текст.

II этап. Работа с текстом во время чтения 

  1. Первичное чтение текста.
    Это может быть самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение.
  2. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием.
  3.  Перечитывание текста.
    Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов).
    Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  4. Беседа по содержанию текста.
    Постановка к тексту обобщающих вопросов.
    Выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения (пока мы над этим этапом работаем частично).

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
    Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Сам алгоритм работы с текстом детьми  усваивается  уже довольно быстро, если делать  это в системе. И думаю, что и  дома, открывая любой учебник, дети читают так сами – это организует деятельность каждого ученика. Задавая вопросы автору и самому себе во время чтения, дети учатся общаться, развиваются  коммуникативные навыки. Извлекая любую информацию, человек становится богаче интеллектуально. А оценивая поступки литературных героев с точки зрения нравственных норм и правил,  учится оценивать ситуации и характеры людей с подобными качествами в жизни.

Слайд 25

Какие универсальные учебные действия развивает технология продуктивного чтения:

  1. Коммуникативные – формулировать свою позицию (интерпретация), адекватно понимать собеседника (автора)
  2. Интеллектуальные – извлекать информацию из текста
  3. Оценочные – в случае если анализ текста порождает оценочные суждения
  4. Организационные – умение работать по плану (алгоритму)

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом должны быть однообразны по своей структуре и организации.

Слайд 26

И третья технология –  это проблемно-диалогическая технология (технология проблемного диалога) дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Слайд 27

Приемы создания проблемной ситуации:

1). Предъявить ученикам два противоречащих друг друга факта, мнения, две теории!

2). Дать задание, порождающее затруднение (несходное с предыдущим, на новый материал) – это мы сейчас используем, чаще всего,  на уроках математики, когда предлагаем детям пробное действие, и они  не могут его выполнить.

Слайд 28

Известно, что существует два вида диалога: побуждающий и подводящий.  В каждом  диалоге  есть свои плюсы и минусы. Мы, конечно, используем подводящий диалог, т. к., по-прежнему  бережем   время на уроке, чтобы побольше успеть, и стараемся более коротким путем прийти к нужному результату.  

Побуждающий диалог

Вопросы учителя, побуждающие детей высказывать различные версии решения проблемы

+ Развивает творческое мышление

+ Максимально близок к жизненным ситуациям

- Ученики могут увести в сторону от темы

- Невозможно рассчитать время на уроке

Подводящий диалог

Цепочка вопросов, последовательно приводящих к правильному ответу, запланированному учителем

+ Развивает логическое мышление

+ Просчитывается по времени

+ Ведет к нужному результату коротким путем

- В меньшей степени развивает творчество и инициативу

В рамках технологии разработаны приемы создания проблемной ситуации и для каждого предмета прописан текст  диалога, описаны способы реагирования учителя на предлагаемые учениками формулировки учебной проблемы; установлена предметная специфика приемов создания проблемной ситуации. И мы, конечно, все это изучаем. Но пока  все проблемные ситуации прописаны с 3-ого, а лучше даже с 4-ого класса и дальше.    Поэтому, наиболее сложной  для нас остается технология проблемного диалога. Надеемся, что к концу 4-ого класса мы должны  ее одолеть, по крайней мере, будем стараться, коли на нашу долю выпали новые ФГОСы.   Конечно, не все так просто, много времени занимает подготовка к урокам. Но  мы оптимисты, если  даже что-то не получается, все равно получится.

Слайд 29

Свое выступление хотелось бы закончить словами Генри Форда

«Если вы думаете, что вы можете, -     вы правы;
если думаете, что не можете, - тоже правы».
                                                                                        Генри Форд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете "Традиционное и развивающее обучение в начальной школе"

Размышления на тему развивающего обучения в начальной школе. Плюсы и минусы....

Выступление на педсовете

В выступлении говорится о совершенствовании физической культуры младших школьников...

Выступление на педсовете школы по теме "Работа с одаренными детьми"

В этом выступлении говорится о видах одаренности детей и формах проявления  ее у учащихся 3 класса МБОУ "Красноануйская ООШ" села Солонешного Солонешенского района Алтайского края, о необходимост...

выступление на педсовете

Выступление на педсовете по теме "Критерии успешности учителя"...

Выступление на педсовете "Урок в свете ФГОС"

Презентация и видеофрагмент из урока развития речи. 3 класс....

Выступление на педсовете "Чередование творческих поручений"

Влияние игры-соревнования «Чередование творческих поручений» на межличностные отношения в коллективе; формирование ответственности и самосознания у младших школьников»....