Мои предки - Оренбуржцы (исследовательская работа )
материал по теме

В этой работе рассказывается о моих предках - башкирах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_moi_predki_-_orenburzhcy.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Башкиру – вотчиннику обязательно

                                                                   знать три вещи: первое – своё проис-

                                                                    хождение, то есть свою родословную;

                                                                    второе – название звёзд; третье – пре-

                                           дания и народный эпос.

                                                                                         Мухаметсалим Уметбаев.

                В незапамятные времена, когда Господь раздавал землю каждому народу, мой предок, увлекшись погоней за зверем, во время охоты, опоздал на этот делёж. Глядя на опоздавшего, Господь узрел в нём немало положительных черт и решил отдать ему землю, которую уготовил для себя. Это было -  Приуралье, бассейны рек: Урал, Самара, Иртыш, Тобол, Ток и другие.

                Мои предки башкиры, населяющие, этот благословенный край, вели осёдлый и полукочевой образ жизни, вдоль рек и озёр. Занимались они рыболовством, скотоводством, бортничеством, земледелием. Первое письменное упоминание о башкирах, как о нации, отмечено в записях багдадского путешественника Ибн Фадлана в 922 году. Он пишет, что для башкир – язычников это было переломное время, связанное с принятием Ислама. Воинственность народа того времени объяснялось тем, что на протяжении тысячелетий не прекращались притязания на земли башкир, простиравшиеся от Волги до Иртыша и Тобола. Вся башкирская  земля была поделена между родами, даже во времена господства Чингисхана эти границы сохранялись. Это было и позже при захвате Ногайской Ордой и по  присоединении к России, что неоднократно подтверждалось царскими указами.

          Из существующих семи родов башкир самый многочисленный род Табын, который составляет 60% от всей численности народа. Этот род состоит из 12 подродов, одним из них и является мой род йомран – табын.

         Все поимённые описания родословной являются итогом кропотливого труда над «шежере» (в переводе с башкирского родословная) моих предков.

         Первым учёным, востоковедом, литератором, публицистом, общественным деятелем XIX века написавшим и оставившим неизгладимый след в культуре и истории башкирского народа стал мой родственник Мухаметсалим Ишмухаметович Уметбаев. Его многосторонние увлечения литературой, духовным миром народа, эстетикой, философией, нравственными устоями предков отразились в его произведениях.

 

Мухаметсалим Ишмухаметович  Уметбаев

           

      Это благодаря ему, мы, живущие в  XXI век, держим в руках огромную ценность – нашу родословную.

          Так кто же он, оставивший такое прекрасное древо? Вникая в судьбы людей из «шежере» начинаешь понимать, почему именно эти черты, эти склонности характера наблюдаются во мне.

         Сын Ишмухамета Мухаметсалим родился 21 августа 1841 года в Оренбургской губернии  Йомран Табынской волости. Отец и мать были людьми с передовыми взглядами, грамотными, начитанными и уважаемыми в своем окружении. Мухаметсалим начальное образование получил в местном медресе. А далее путь к познанию продолжился в Оренбургском кадетском корпусе имени Неплюева. По окончании работает переводчиком в Йомран Табынском кантоне, затем секретарём волостного мирового посредника. В тоже время его назначают волостным старшиной. В 1879 году учёный переезжает в Стерлитамак, где обучает детей русскому языку. Немного позже он продолжает педагогическую деятельность в Уфе в сиротском приюте и одновременно работает переводчиком в Управлении Мусульманской канцелярии.

         В 1883 году выбран  членом Оренбургского географического общества. И, несмотря  на не важное здоровье, он продолжает вести общественную работу. В эти годы (1886 - 1899) он с головой окунается в исследования башкирского устного творчества, в историю народа, изучает культуру, фольклор, пишет научно – популярные рассказы, очерки. Его имя можно найти а энциклопедиях России и Башкортостана.

      Это М.И.Уметбаев воссоздал родословную йомран -табынцев по мужской линии. Как ни странно в основе генеалогического древа стоит имя Эмир Гураган Тимура. Так распорядилась судьба народа, что завоевания  последователей великого Тимура дошли и до Урала.

     Эмир Гураган  Тимур

        «Шежере» жителей Каепкулова Александровского района, представителей рода йомран-табын начинается с Эмира Гурагана Тимура, далее следуют астраханские ханы: Фейрузшах – Гирей-хан – Хани Углан – Туктар-бий, Йомран Мырзаш – Саитбай и другие.

        О Хани Углане сведения взяты из книги М.Уметбаева «Башкиры» там говорится: «Хани Углан пришёл из города Аждерхан (Астрахань). После кончины Гирейхана Углан пришёл на Урал, чтобы подчинить себе башкир. Мирным путём попросил у аксакалов место для своего юрта, т.е. поселения. Старейшины дали согласие.  Хани Углан взял в жёны дочь Ялманбия, тем самым породнился с башкирами. От этого брака родился мальчик, наречённый Туктарбием.

       Смерть астраханского хана Тимуркутлу-хана вынудила Хани Углана          вернуться к пристолу ханства Астрахани потому, что у Тимуркутлу не было сыновей. Но глава башкирского рода  йомран-табын поставил условие: «Оставь нам, башкирскому юрту, человека из ханского рода!» – оставили Туктар-бия с матерью. Став взрослым, Туктар-бий пошёл искать отца со своими сверстниками на юг. Пересекая местность, где протекала река Ток, он удивился зрелищу – река кишела крупной рыбой, чешуя которой сверкала на солнце, словно серебряные монеты. И произнес: «О, эта река сытости!» И остановились на её берегу, а затем его сыновья расселились вдоль этой реки, образовав сёла носящие имена его сыновей: Каепкул, Исянгул, Курпяс, Шарип, Юлтый Александровского района ».

    В ту пору каждый род имел родовую символику: клич,  дерево,  птицу и печать. И у нашего рода был своя символика: клич (оран) – «салават»; дерево – лиственница;   птица – орёл-стервятник;  тамга (печать) – ребро.

    У моих предков-вотчинников, проживавших в Оренбургской губернии право на земельную родовую собственность было с незапамятных времён и распространялось только согласно межродовых законов. Вышедшие за пределы землевладением башкиры назывались припущенниками или тептярами.

    В России вотчина возникла в X- XI веках и в XIII-XV веках являлась основным видом землевладения. После присоединения Башкортостана к России это право официально юридически было закреплено за башкирами в жалованных грамотах.

      По итогам Генерального межевания к 20-м годам XIX века в Оренбургской губернии площадь, занимаемая башкирами-вотчинниками составила 12,8 млн.десятин земли(45% территории губернии). За пользование вотчинными землями с XIX века в казну России башкиры платили налоги, ясак.

      В настоящее время на вотчинных землях моих предков сохранились древние поселения, многие из них в Советское время исчезли, в связи с укрупнением хозяйств. В Александровском районе  некоторые сёла заложенные  сыновьями моего предка Туктурбия до сих пор существуют. А потомки  Углан хана и Туктарбия  из рода Йомран-табын до сих пор  сохраняют обычаи и традиции  народа. Из уст в уста в селе Каепкулово Александровского района  передаются легенды, предания, кубаиры, баиты о природе, судьбах, о звёздах. Ещё сохранён древний эпос Урал-батыр, которому не одна тысяча лет. Долгими зимними вечерами  старики, как и раньше, рассказывают о былом в сказаниях и баитах. Ежегодно  проводятся праздники «Шежере-байрам», «Сабантуи», «Здравствуйте, односельчане!»

        Это Токсоранская земля (Новосергиевский, Александровский, Красногвардейский районы)  ещё помнит своих героев, которые множили честь и славу своего рода, защищали интересы России в русско-турецкой войне, в войнах 1812 года, 1914 года, гражданскую и  Великую Отечественную.

         Люди этого края внесли огромный материальный и финансовый вклад в строительство  символа башкир Караван-сарай.  

                   

 

        Мой прадед Ахуньян Гильметдинович Саитов вернулся с Первой мировой войны ослепшим после ранения, кавалером четырёх Георгиевских крестов. Мой дед  Хайбрахман  Ахунович  Саитов воевал на фронтах Великой Отечественной войны, имея множество наград. Его путь к Берлину лежал через Ростов-на-Дону  в составе 83-ей Кавалерийской дивизии, 13 танковой бригады, водителем легендарной «Катюши». День Победы встретил в Берлине.

     Дед в своих рассказах о предках, о нравах, обычаях всегда говорил о важности сохранения родовой чести, совести, подчёркивая, что у нас в роду нет не путёвых родственников  и надо всегда стремиться к знаниям. Прожил он славную трудовую жизнь, проработав в одном хозяйстве более 50 лет водителем, начиная с древней «полуторки» и кончая легковым УАЗом. Как-то на мой вопрос,  почему у него такое длинное имя – Хайбрахман, он ответил смеясь: «Моя мама хотела, чтобы я долго жил…» В нашем роду, действительно, много долгожителей. Дед Хайбрахман говорил, что долгая жизнь дается тем, кто праведно живёт, делает добро, любит людей и жизнь.

      Такими были и останутся в памяти моих сородичей славные сыны рода Йомран-Табын. Надо отметить, что в нашей родословной есть имена известных писателей и поэтов: Даут Юлтый и Сагит Агиш; народный артист и драматург Сахи Саитов; кинорежиссёр, один из основателей кино и телевидения Башкортостана, актёр Амир Абдразаков, отец прославленных оперных певцов Илдара и Аскара.

           

Даут Юлтый           Сагит Агиш            Амир Абдразаков   И. и А.Абдразаковы

    Они известны далеко за пределами нашего края своим творчеством и душой искренне любящими свой народ и родной край.

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Наши предки-казаки"

Цель: исследовать  современную жизнь казаков России, их традиции и обычаи.Задачи:—Формировать познавательный интерес к представителям старшего поколения;—Исследовать особенности казаков, сх...

Учебно - исследовательская работа "Кто мои предки?"

  Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Мне всегда хотелось узнать побольше информации о происхождении моего рода ...

Исследовательская работа: Традиции предков в современных детских игрушках.

На уроке в нашей школе мы познакомились с традициями древних славян, связанных с применением в быту кукол-оберегов. Нас очень заинтересовали куклы, которыми играли дети того времени. И мы задумались ...

Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .

В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый  класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на  основе ме...

Исследовательская работа «Роль куклы в жизни наших предков»

Исследовательская работа 4 класс " Роль куклы в жизни наших предков"...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...