Главные вкладки

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    статья на тему

    В данной статье раскрыта важность здоровьесберегающих технологий и предложены ряд упражнений для снятия напряжения глаз. А также здесь вы можете найти различные игры, используемые на  физминутках.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Здоровьесберегающие технологии- это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

    1.   Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными.

    2.   Учёт особенностей возрастного развития ребёнка и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. детей данной возрастной группы.

    3.   Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

    4.   Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

    Без выполнения комплекса мер по охране и укреплению здоровья любые другие мероприятия не окажут должного эффекта здоровьесбережения.

            В последние годы все чаще мы говорим о здоровье наших детей. Положение тревожное по стране и в целом на местах. Исследование показывают, что около 25- 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшилось в 4 раза, число близоруких детей увеличилось с 1 класса к выпускным - с 3,9% до 12,3% , с нервно-психологическими расстройствами - с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки - с 1,9% до 16,8%. В этой ситуации все чаще приходится задумываться: может ли школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся год от года, с переходом ребенка из класса в класс, показатели состояния здоровья?            Здоровьесберегающие технологии должны прийти на помощь школе.

    В исследованиях, проведенных под руководством доктора В.Ф.Базарного, утверждается, что источником отрицательного воздействия на здоровье младших школьников является не только и не столько внешние, по отношению к учебному процессу, факторы (недостаток физической активности, особенности питания, общую организацию обучения, неудовлетворительное состояние классных комнат и т.д.), но и сам учебный процесс, его содержание, способы обучения, формы организационной деятельности.

    Как сделать обучение “здоровьесберегающим” не только во внешней, организационной, но и в своей содержательной, внутренней частях? Отрицательные последствия обучения вообще, и математике в частности – это физическое утомление, вызванное мышечной статичностью в процессе обучения; отрицательное эмоциональное состояние, вызванное негативным или нейтральным отношением к обучению в целом, и к однообразной учебной работе; повышенная тревожность и незащищенность из-за непонимания изучаемого, невозможности предвидеть, какого вида и содержания предстоит работа, а значит, и невозможности подготовиться к этой работе.

    Урок – основная форма учебного труда учащихся. За период обучения в школе каждый ученик проходит через 10000 уроков. Естественно, что и психологическое, и физическое состояние школьника напрямую зависит от того, насколько грамотно эти уроки были сконструированы.

    Все общеобразовательные уроки в школе должны включать физкультурные «минутки» (1-2 минуты) и физкультурные паузы (3-4 минуты) для повышения внимания, умственной работоспособности и эмоционального тонуса. Кроме того, они помогают уменьшить статическую нагрузку на позвоночник, и предупредить нарушение осанки.

    Проводиться эти формы физкультурно-оздоровительных занятий в классе в период утомления детей на уроках, за исключением контрольных работ и некоторых практических занятий. Время проведения определяется преподавателем, ведущим урок. Следует открыть форточку, ослабить стесняющую одежду (пояс, пуговицы); упражнения выполняются сидя за партой или стоя около нее. Комплекс состоит их 4-6 упражнений, повторяемых 4-6 раз.

    Все упражнения должны быть простыми, учитывающими характер предшествовавшей работы. Так письменная работа требует упражнений для мышц кистей (сгибание – разгибание пальцев, противопоставление пальцев, щелчки, вращения пальцами и кистями, потряхивание кистями), при длительном сидении – упражнения для мышц спины ( потягивание, наклоны, ходьба) в сочетании с дыхательными.

    В процессе учебной деятельности учащимся, на протяжении одного или нескольких уроков трудно постоянно удерживать активное внимание. Это связано со свойственным им повышением возбуждения коры головного мозга, недостаточно активного торможения, неустойчивостью нервных процессов. Это поведение физиологически оправданно, так как  различные движения руками, ногами, туловищем, головой препятствуют чрезмерному напряжению мышц. Излишняя подвижность может затем смениться вялостью, пассивностью, а главное – безразличием к учебному процессу.

    Для учащихся младших классов в целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения рекомендуется проведение  физкультурных пауз и упражнений для глаз. Это достаточно актуально в связи с тем, что в настоящее время отмечается большой дефицит двигательной активности. Особенно у детей младшего школьного возраста.

    Варианты выполнения комплексов физкультминуток различны: сидя, стоя, в кругу или в шеренге, если позволяет помещение классной комнаты.

    Целесообразно варьировать разнообразные формы проведения физкультминуток (комплексы общеразвивающих упражнений, игровые задания, несложные игры малой интенсивности, танцевальные упражнения с музыкальным сопровождением и т. д.)

    Танцевально – ритмичные физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию. Для их проведения можно использовать аудиозапись с заранее записанным музыкальным проведением и ритмичным стихотворением. Данная форма проведения физкультурных минуток повышает эмоциональный настрой и способствует развитию выразительности в движениях учащихся.

    Физкультурно-спортивные минутки представляют собой выполнение упражнений традиционной гимнастики под счет, где каждое упражнение рассчитано для определенной группы мышц (бег, прыжки, приседание, ходьба и т.д.):

            Двигательно-речевые физкультурные минутки предполагают речевые сопровождение выполнения упражнений. Подготовка двигательно-речевых минуток  развивает творческие способности самого учителя и способствует развитию интереса учащихся к изучению того или иного учебного предмета.

            Когнитивные (познавательные) физкультурные минутки способствуют развитию познавательных процессов.

    Игры для использования в физкультурных минутках

                                                         Найди цвет

            Учащиеся становятся в круг. Педагог командует: «Коснитесь желтого, раз, два, три!» Игроки как можно быстрее стараются взяться за вещь. (предмет, часть тела) остальных участников в круге. Кто последний – выбывает из игры. Педагог снова повторяет команду, но уже с новым цветом. Побеждает оставшийся последним.

                                                                                                                                                         

                                                       Чем пахнет?

                  Приготовьте предметы со специфическим запахом – мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др. Затем завяжите одному из учащихся глаза и предложите по запаху определить каждый предмет.

                                                  «Я луна, а ты звезда».

                  Вариант для игры в парах: Один ученик говорит, например: «Я - гроза!». Другой должен быстро ответить что – либо подходящее, к примеру: «А я – дождь». Первый продолжает тему: «Я – большая туча!». Ему можно быстро ответить: «Я – осень». И так далее…

                                                   Дыхательные упражнения.

         Основная цель дыхательных упражнений – выработать умение дышать правильно, чтобы было постоянное массирующее воздействие на внутренние органы (пищеварительный тракт, печень и др.)

         Основной комплекс дыхательной гимнастики включает в себя следующие упражнения:

    Упражнение «Ладошки»

            Исходное положение (И. п.): встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажите ладони зрителям» - «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки ( хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом ( т.е. «шмыгните» 4раза). Затем руки опустите и отдохните 3-4 секунды – пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова паузу.

            Упражнения «Ладошки» можно делать стоя, сидя и лежа.

    Упражнение «Погончики»

             И. п.: встаньте прямо, кисти рук сожмите в кулаки и прижмите к животу на уровне пояса. В момент вдоха резко толкайте кулаки вниз в полу, как бы отжимаясь от него ( плечи напряжены, руки прямые, тянуться к полу). Затем кисти рук возвращаются в и. п. на уровень пояса. Плечи расслаблены – выдох «ушел». Выше пояса руки не поднимайте. Сделайте подряд 8 вдохов – движений. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов движений

    Комплекс активных упражнений для снятия напряжения глаз.

    1. Открытыми глазами медленно, в такт дыханию:
    - рисовать восьмерку в пространстве по горизонтали, вертикали, по диагонали;
    - перемещать оба глаза вправо-влево, вверх-вниз, по диагонали, по кругу, по прямоугольнику.
    Вверх — вдох, вниз — выдох, вправо — вдох, влево — выдох. Каждое упражнение по 6 раз 3 раза в день.
    Упражнения должны вызывать мускульные болевые ощущения в глазах. Каждое задание чередовать с морганием.
    2. Стоя или сидя, глубоко вздохнуть, низко наклониться и десять раз моргать, не дыша, в течение 10 сек. По 6 раз 3 раза в день.
    3. "Глаза жука". На выдохе закрыть глаза крепко сжать веки на 6 сек. При вдохе как можно шире открыть глаза (вытаращить) на 6 сек. По 6 раз 3 раза в день.
    4. "Соляризация". Сидя с закрытыми глазами перед лампой 150-200 Вт на расстоянии 30 см наклоняться в
    стороны от света с интервалом 3-5 сек. 2 раза по 2-3 мин. Лучше всего соляризацию делать под лучами солнца
    наклоняясь в тень.
    5. "Ванночки". Набрав в ладошки воду, брызгать на закрытые глаза. Утром 10 горячих приемов, потом — 10
    холодных. Вечером — 10 холодных, потом — 10 горячих приемов.
    6. "Пальминг". Мягко закрыть глаза и прикрыть их перекрещенными ладонями рук так, чтобы основания наложенных друг на друга мизинцев служили дужками от очков на твердой части переносицы носа (не надавливая и не ограничивая носовое дыхание, важное при расслаблении зрения). Кисти рук свободные, впадины ладоней расположены точно над орбитами глаз и не касаются ни век, ни  ресниц. Открыть глаза, проверить полноту темноты и вновь закрыть. Устранить напряжение в пальцах, расслабить запястье,
    локти. Цель пальминга — достичь абсолютно черного поля, которое возможно при полном расслаблении мышц тела и психики. Время пальминга, чем больше, тем лучше (но только до достижения дискомфорта). Пальминг показан после изнурительной длительной нагрузки на глаза, а также после соляризации перед сном (после "ванночек"). Проводить пальминг следует не менее 2-х раз в день.
    7. "Близко-далеко". Вырезать из бумаги круг диаметром 3 мм и прикрепить его на окне. На расстоянии 30 см
    от глаз. На вдохе все внимание взгляда сконцентрировать на круге (3-5 сек.). С выдохом взор направить вдаль
    не стараясь увидеть что-либо (3-5 сек.). В первый день занятий упражнение выполнять в течение 1 мин.
    Ежедневно (в течение 10 дней) увеличивать время по 1 мин. Затем в обратном порядке, сокращая время до 1
    мин. После десятидневного перерыва начать с начала.

            В школу всё активнее входит компьютеризация, создающая дополнительную нагрузку и психику учащихся. Современный подход развития цивилизованного общества по праву называется этапом информатизации. В полнее естественно, что процесс информатизации целиком и полностью охватывает процесс образования.

      Таким образом, у школы нет иного выбора, кроме как адаптации её к информационному веку. Но необходимо искать решение в организации учебного процесса, не наносящего вреда здоровью участников педагогического процесса, в поиске перспективных образовательных систем.

       Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как одну из самых перспективных образовательных систем 21 века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

      В мощном потоке комплексной информатизации образовательного процесса просто преступно забывать об «оазисах здоровья» для школьников виде физических упражнений, физкультминуток

    Список литературы:

    1. Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста.

    Москва 2000г.

    1. Попова А.И. Укрепление здоровья.

    Журнал начальная школа N 11, 2002г.

    1. Абаскалова Н.П.Здоровью надо учить.

    Валеология через школьные предметы. Новосибирск, 2000г.

    1. Обухова Л.А., Н.А. Лемяскина  «Школа докторов природы или 135 уроков

      здоровья» Издательство «Вако» Москва 2005г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Здоровьесберегающие технологии в системе школьного образования"

    Ребенок значительную часть времени проводит в школе, которая призвана растить здоровое поколение. Я осознала, что существует необходимостью плодотворно обучать детей, с одной стороны, и желанием по ме...

    Использование здоровьесберегающих технологий по системе В. Ф. Базарного на уроках в начальной школе

    Внедрение здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного в учебно-воспитательный процесс....

    Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования начальной школы

    Школа – это место интенсивного и целенаправленного умственного и нравственного развития каждого человека на протяжении 10 лет. Можно сказать, что абсолютным критерием качества образовательной си...

    Доклад на тему:«Формирование здоровьесберегающей среды в системе начального образования»

    Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение  основная общеобразовательная школа  п. Шатурторф    Доклад на МО классных руководителей «Формиров...

    Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования

    Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования.Советова Е.Ю., Конева В.Н.МБОУ гимназия №65 им. Н. Сафронова, г. Ульяновск. Проблемы сохранения здо...

    Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования

    Современные подходы к реализации здоровьесберегающих технологий в системе школьного образования...

    Использование информационно-коммуникативных технологий в работе педагога-психолога как один из путей реформирования системы начального образования.

    Переход к новой стратегии развития общества предполагает широкомасштабное внедрение перспективных высокоэффективных технологий как основных инструментов этого развития.Необходима перестройка существую...