Статья: "Профилактика детского травматизма. Безопасность-залог здоровья".
статья по теме

Горланова Ирина Александровна

Статья содержит программу по трофилактике детского травматизма в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Профилактика детского травматизма

                               «Безопасность – залог здоровья»

Травматизм является серьезной проблемой , оказывающей наибольшее воздействие на молодых людей. В то же время значимость данной проблемы  зачастую недооценивается. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Гуманистический характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.

При разработке комплекса профилактических мероприятий, направленных на снижение травматизма, особую роль играет предупреждение несчастных случаев и травм.

 Среди детей разных возрастов, травматизм распределяется неравномерно, в большей мере поражая детей младшего школьного возраста.

Школа с начальных классов должна заложить ученикам основы знаний о самосохранении, при этом важно сочетать развитие самостоятельности с воспитанием ответственности за безопасное поведение. В младших классах еще возможна переориентация личностных качеств детей, поскольку почти всегда в основе их опасных поступков лежат заниженные  представления о реальном уровне допустимого риска в различных жизненных ситуациях.

Предлагаемые же в настоящее время принципы организации профилактики детского травматизма носят, как правило, абстрактный характер, так как основаны на общих советах и рекомендациях и не приводят к собственно первичной профилактике.

Любая система профилактики должна включать в себя несколько подсистем, объектом воздействия которых является:

1. Социум (окружающая среда в целях снижения ее травмобезопасности).

2. Коллектив (школа, детское учреждение).

3. Семья. Непосредственно личность.

Формирование у участников образовательного процесса устойчивых навыков безопасного поведения во время трудовой, учебной и внеурочной  деятельности, в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности образовательного учреждения.

        Основной целью программы является создание комплексной системы работы по профилактике детского травматизма, направленной на формирование культуры безопасности жизнедеятельности.

Задачи:

воспитание ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности;

формирование устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах, в быту, в школе;

разработка и внедрение новых современных технологий управления деятельностью по профилактике детского травматизма.

воспитание уважения к людям старших поколений; навыков культуры общения и соответствующих норм этики взаимоотношений.

Учитывая требования федеральных законов об охране труда и техники безопасности, особое место отводится изучению правил дорожного движения, правил поведения учащихся в образовательном учреждении, правил и норм пожарной, электрической безопасности и требований норм охраны труда.

Комплекс программных мероприятий предусматривает использование следующих форм деятельности:

 инструктирование по технике безопасности  обучающихся, инструктирование по охране труда сотрудников, организация и проведение классных часов, беседы, проведение обучающих семинаров, организация встреч с работниками ГИБДД, участие в творческих конкурсах по профилактике детского травматизма с применением современных технологий, просмотр видеофильмов по данной тематике, проведение совместных мероприятий по действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и проведение родительских собраний по профилактике травматизма в быту, создание информационного поля по ответственности родителей за безопасность своих детей, организация и проведение совместных мероприятий с учреждениями здравоохранения.

    Направления работы, характер травмы, причины травматизма,      профилактические мероприятия.

Виды детского травматизма

Характер травмы

Причины травматизма

Бытовой

- Ожоги

- Переломы

- Повреждения   связочного аппарата локтевого сустава

- ушибы

- падения

- повреждения острыми предметами

- термическое воздействие

- укусы животных

Неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;

отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев;

недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадках;

употребление табака и алкоголя родителями;

применение пиротехнических средств;

дефекты воспитания дома и отсутствие навыков правильного поведения;

бесконтрольное использование столовых, бытовых приборов.

Уличный (связанный с транспортом)

- переломы, ушибы головного мозга, тяжелые ожоги

Нарушение правил дорожного движения (переход улицы в неположенном месте)

Уличный (нетранспортный)

- падения, переломы, ушибы, растяжения, ранения мягких тканей конечностей

 

Нарушение учащимися правил уличного движения;

Узкие улицы с интенсивным движением;

Недостаточная освещенность и сигнализация;

Неисправное состояние уличных покрытий, гололед;

Школьный

- падения, ушибы, переломы, ожоги, растяжения

Нарушение учащимися правил поведения на перемене (в коридорах, рекреациях), на уроках, в буфете, при проведении внеклассных мероприятий;

Нарушение требований техники безопасности  на уроках физики, химии, биологии, информатики;

Нарушение инструкций по охране труда при проведении занятий математического, гуманитарного циклов и в начальной школе.

Спортивный

- ушибы, вывихи, повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей, переломы костей, травмы головы  туловища и конечностей

Нарушения в организации учебно – тренировочных занятий, соревнований;

Неудовлетворительное состояния спортивного инвентаря и оборудования;

Незнание педагогом группы здоровья обучающихся;

Слабая физическая подготовленность учащихся(в результате длительного отсутствия на занятиях);

Нарушение дисциплины во время учебного процесса;

Не выполнение требований безопасности на уроках физической культуры.

                     Для снижения травматизма учащихся в ОУ должны быть созданы безопасные условия обучения.

    Говоря о безопасных условиях обучения и воспитания обучающихся обратимся к таким понятиям как «охрана труда» и «техника безопасности», «безопасные условия труда».

    ОХРАНА ТРУДА – это система сохранения жизни и здоровья обучающихся во время учебно-воспитательного процесса, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные мероприятия.

    ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ – это система организационных мер, технических средств и методов, предотвращающих воздействие на обучающихся опасных производственных факторов.

     БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ – условия обучения, при которых воздействие на обучающихся вредных или опасных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

      ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – производственный фактор, воздействие которого на обучающегося может привести к его заболеванию или снижению его трудоспособности.

      ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – фактор, воздействие которого на обучающегося может привести к травме.

      К опасным производственным факторам на территории школы относится:

* плохое закрепление водосточных труб; сломанные ступеньки; разбитые стекла; открытые люки канализационных колодцев; мусор.

    В учебных кабинетах к опасным производственным факторам относится:

* сломанные пороги; плохое закрепление стендов; поврежденное покрытие парты; незакрепленные шкафы; цветы и др. предметы на шкафах; слабое крепление каркасов парт, стульев; отсутствие проходов; сломанные ручки у шкафов выступающие винты, шурупы, кнопки.

     К опасным производственным факторам относится также:

* слабая организация дежурства по школе ( учителей на этажах, учеников по школе);

* если продолжительность перемен не соответствует нормам СанПиНа ( продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 мин, большой перемены 20 мин. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в начальной школе – организация подвижных игр с детьми)

       Существуют определенные гигиенические требования к условиям обучения в образовательном учреждении, которые направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную деятельность:

- требования к санитарному состоянию территории учреждения, его здания и сооружений, помещений;

- требования к оборудованию помещений ОУ;

- состояние водоснабжения и канализации образовательного учреждения;

- обеспеченность нормального светового, воздушного и теплового режима в помещениях;

- уровень организации питания;

- состояние физического воспитания и организация физической культуры;

- состояние медицинского обслуживания;

- организация режима учебно-воспитательного процесса.

     

Действия руководителя и педагогических работников по расследованию причин несчастного случая с учащимися

  1. Немедленно оказать первую доврачебную помощь пострадавшему, при необходимости доставить его в учреждение здравоохранения.
  2. Сообщить руководителю ОУ о случившемся.
  3. Сообщить родителям пострадавшего лица.
  4. Руководитель ОУ обязан незамедлительно принять меры по предотвращению причин, вызвавших несчастный случай, сообщает о несчастном случае в ЦОУ.
  5. Приказом по ОУ назначить комиссию по расследованию несчастного случая.
  6. Комиссия обязана в течение трех суток провести расследование обстоятельств и причин несчастного случая, выявить и опросить очевидцев и лиц, допустивших нарушения правил безопасности жизнедеятельности, по возможности получить объяснение от пострадавшего.
  7. Составить акт о несчастном случае по форме Н-2 в четырех экземплярах, в котором дать краткую характеристику места, где произошел несчастный случай, указать, какие опасные и вредные факторы могли воздействовать на пострадавшего; описать действия пострадавшего и других лиц, связанных с несчастным случаем, изложить последовательность событий. Указать, что предшествовало несчастному случаю, как протекал учебно-воспитательный процесс, кто руководил этим процессом, что произошло с пострадавшим. Указать характер травмы, степень ее тяжести, предварительный диагноз и меры, принятые по оказанию первой помощи пострадавшему. Разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая и направить на утверждение начальнику ЦОУО ДО. К акту прилагаются объяснительные очевидцев, пострадавшего, медицинское заключение и другие документы, характеризующие состояние места происшествия несчастного случая.

Основными направлениями профилактики травматизма в ОУ являются:

        - соблюдение нормативов и регламентов, обеспечивающих безопасность образовательного и воспитательного        

          процессов в школе;

  - организация дежурства педагогов;

  - организация подвижных игр на переменах;

  - выполнение гигиенических требований к условиям обучения в ОУ;

  - организация обучения и проверки знаний по охране труда сотрудников ОУ;

  - проведение инструктажей на рабочем месте, целевые и внеплановые инструктажи с обучающимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Дорожно - транспортный детский травматизм"

Открытое внеклассное мероприятие, которое было проведено в рамках недели "Наша безопасность". Цель: формирование у учащихся навыка безопасного поведения в быту и на улице; основные причины детского тр...

"Детский травматизм"

Консультация для педагогов и родителей (часто встречающиеся травмы у детей, их причины и предупреждение детского травматизм)...

Перечень тем для проведения бесед о предупреждении детского травматизма.

Перечень тем для проведения бесед о предупреждении детского травматизма....

Статья: "Профилактика поведения подростков, психо травматизм"

В статье рассмотрены вопросы особенности развития школьников подросткового возраста. Называются причины возникновения психических травм у подростков. Даются профилактические разъяснения по предупрежде...

Здоровье ребёнка – здоровье общества. Профилактика детского травматизма, обеспечение контроля за безопасностью ребёнка в каникулярный период

Цели и задачи: •Показать значимость здорового образа жизни для развития нравственных качеств и профессионального становления личности ребёнка, будущего их утверждения в жизни;•Убедить родителей в...