Серия уроков по развитию речи. Тема "Осенние и зимние месяцы"
методическая разработка по теме

В данной работе предоставлены материалы для проведения уроков по развитию речи на тему "Осенние и зимние месяцы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seriya_urokov_po_razvitiyu_rechi.doc159.5 КБ

Предварительный просмотр:

Серия уроков по развитию речи.Тема  «Осень. Зима».

Задачи:

Образовательные:
Уточнить и систематизировать представления детей об осенних  и зимних изменениях в природе.
Развивающие:
1. Активизировать словарь детей понятиями из темы занятия.
2. Развивать связную речь: умение понятно для окружающих выражать свои мысли, правильно пользоваться грамматическими конструкциями.
3. Развивать диалогическую и монологическую (объяснительную) речь, умение правильно строить сложноподчиненные предложения с союзами и союзными словами: что, когда, какая, потому что.
4.Развитие интереса к театрализованным играм.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к ответам сверстников.
2. Способствовать формированию интереса детей к природе.

Занятие №1.

Тема : «Сентябрь».

           Осень — красивое время года. Золотая пора листопада, первая утренняя корочка льда на лужице, первый лёгкий снежок. Богатство грибов. Осенью и у воробья пиво.
Сентябрь — месяц листопада, хмурого неба, завывающего ветра. В пословицах и поговорках сентябрь — задумчивый прощальный с летом месяц. Случаются первые осенние холода в дождливом и пасмурном месяце. Сентябрь пахнет яблоками, грушами, грибами, увядающими травами. Деревья прощаются с листьями, птицы улетают на юг, много клюёт рыбы.
Сентябрю рыболовы рады.

И. Суриков.

Осень.
Осень, осень.
В гости просим!
Осень, осень,
Погости недель восемь:
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

М.Садовский.

Сентябрь
Лето кончилось привольное,
Наступает время школьное,
И по правде говоря,
Он любимый и желанный,
Долгожданный, долгожданный
Звонкий праздник сентября!

-Послушайте сказку и выполните задание в читательском дневнике.

О том, как маленькая лисичка
про осень узнала

Лариса Соколова

Весело жилось маленькой лисичке в лесу. Много всякого она узнала. А уж сколько историй с ней приключилось и не сосчитать. Но вот однажды проснулась она, вылезла из своей норки, потянулась... Смотрит вокруг и ничего не понимает. Вроде бы все как всегда, а все же что–то не так. Потянула лисичка носом, принюхалась. Как–то по–новому лес пахнет, а что нового, не понятно. Решила она прогуляться. Видит, белочка с дерева спрыгнула, выхватила что–то из травы и опять на дерево. Смотрит лисичка, а в лапках у белочки маленький гриб. Насадила она его на веточку и опять вниз. Смотрела–смотрела маленькая лисичка, как ловко белочка грибы собирает, да и спрашивает:

– Здорово ты, белочка, грибы собираешь. А зачем тебе так много? Ты же маленькая. Съешь так много, будешь толстой, как медведь.

Услыхала лисичкины слова белочка и давай смеяться:

– Ха–ха–ха! Разве не знаешь ты, зачем белкам запасы?

– Конечно, знаю, – схитрила маленькая лисичка. Уж больно не хотелось, чтобы над ней белочка смеялась.

– А ну, скажи, если знаешь.

– Гостей, наверное, пригласила. Вот и готовишь всякие вкусности.

– Ха–ха–ха! – еще больше развеселилась белочка. – Опять не угадала.

Обидно стало маленькой лисичке, что над ней белочка насмехается.

– Не стану я больше гадать, пойду лучше у медведя спрошу.

Сказала так лисичка и пошла по лесной тропинке медведя искать. Шла она шла и вдруг слышит, что шуршит кто–то в траве.

– Мышка! – подумала маленькая лисичка. – Самое время позавтракать.

Притаилась да как прыгнет! А это и не мышка вовсе, а колючий старый ёж. Уколола рыжая лапку, села на траву, плачет. Вылез из травы ёж, посмотрел на лисичку, покачал головой:

– Что, не понравилась тебе моя прическа?

– Какая там прическа? – удивилась маленькая лисичка и даже плакать перестала. – У тебя и волос-то нет.

– Как нет? Волос у меня хоть отбавляй. Вон они какие! – выставил ёж колючки.

– Ну и насмешил! Вот у меня волосы – красота да и только. Один хвост чего стоит! А это не волосы, а просто колючки. Зачем они только нужны такие?

– Ну, это как посмотреть, – улыбнулся ёж и сел на пенек. – Мои колючки очень мне помогают.

– Это как? – заинтересовалась маленькая лисичка.

– Очень просто. От хищников спасают: свернусь я в клубочек, выставлю иголки. Попробуй съешь меня! Исколешься весь, вот и все дела.

Лисичка только больную лапку поджала.

– А еще?

– Еще? Смотри!

С этими словами ёжик подошел к грибу, что рос неподалеку, выставил иголки и надел на них гриб. Дальше пошел, а гриб на колючках понес.

– Как? И ты грибы собираешь? – удивилась маленькая лисичка. – Что же такое творится? Что, сегодня в лесу грибной день? Белка собирает, на ветку нанизывает. Ты – на иголках грибы носишь. Ничего не понимаю.

Засмеялся старый ёж.

– Эх, ты, глупышка! Никакой сегодня не грибной день, просто осень наступила.

– На кого наступила? Зачем наступила? – не поняла Лисичка. – И вообще, кто такая эта осень, чтобы на кого–то наступать? Она что, большая?

– Очень большая.

– Как медведь?

– Больше.

– Неужели как лось?

– удивилась рыжая.

– Больше. Во много раз больше, – махнул лапкой ёжик.

– Боюсь–боюсь! – заверещала маленькая лисичка. – Больше лося я и не видела никого. Надо прятаться!

Вскочила она на ноги и бежать собралась. Насилу старый ёж удержал:

– Глупышка, не надо от нее прятаться. Осень – это время года такое. Она к зиме зверям готовиться помогает.

– А зима – это тоже время года? Она что, подружка осени?

– спросила лисичка.

– Конечно. Их, подруг, всего четверо: осень, зима, весна и лето.

– А я только лето и знаю, – вздохнула рыжая.

– Ничего, скоро со всеми познакомишься.

– А как звери к зиме готовятся?

– Медведь впрок наедается, потому что всю зиму спать будет. Мы, ежи, тоже жир копим, чтобы зиму перезимовать.

– А белки? – не унимается маленькая лисичка. – Белки тоже спят?

– Нет, белки не спят. Но зимой им труднее еду добыть. Вот они впрок и запасают.

– А как же я? Я-то грибов не запасла? Побегу собирать, а то мне и не хватит, если все их собирать возьмутся.

– Эхе–хе, – только и вздохнул ёжик. – Тебе, лисичка, они ни к чему. Ты зимой не спишь, охотишься.

– А какая она, эта осень? Страшная?

– Что ты! Она просто красавица, рыжая, совсем как ты. Осень все вокруг красивым делает, скоро увидишь сама. А теперь пора мне, заболтался я с тобой.

Сказал так ёж и в траве скрылся. А маленькая лисичка решила белочке помочь. Насобирала она грибов и к ее дереву принесла. Выглянула белочка из дупла. Что такое? Под деревом целая горка грибов: и подосиновики, и подберезовики, и белые грибы.

– Кто же это так помог мне? – удивилась белка.

– Это я, маленькая лисичка, – выглянула из–за дерева рыжая. – Решила помочь тебе к зиме готовиться.

– Спасибо тебе, лисичка! Теперь не страшно будет и зиму встречать!

Обрадовалась маленькая лисичка и побежала по своим делам. А через несколько дней, когда листики на осине и березе желтыми стали, поняла рыжая, что осень в гости пожаловала.

Работа    в   читательском дневнике.

  1. Автор ……………………….
  2. Название……………………
  3. О чём эта книга ....................................................................................................................................................................................................
  4. Нарисуй иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из сказки

  1. Чему научила тебя эта сказка? ……………………………………………………………………

-Найдите в тексте слова, противоположные по значению.

Странный в сентябре лес - в нём рядом весна и осень.

Жёлтый лист и зелёная травинка.

Поблёкшие травы и зацветающие цветы.

Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодный ветер.

Увядание и расцвет.

Песни и тишина.

И грустно и радостно!

(Н.Сладков)

-Послушайте стихотворение. Как вы думаете, почему оно об астре?

Астра.

Вс. Рождественский

Осень над парком тенистым… ложится

Золото клёнов на воды пруда.

Кружатся листья… умолкнули птицы…

В похолодевшее небо глядится

Астра, лучистая астра звезда.

              Астру с прямыми её лепестками

              С древних времён называли «звездой»

               Так бы её вы назвали и сами.

               В ней лепестки разбежались лучами

               От сердцевины совсем золотой.

Близятся сумерки. Тонкий и острый

В небе созвездий колышется свет.

Астра на клумбе, душистой и пёстрой,

Смотрит, как светят далёкие сёстры,

И посылает с земли им привет.

(Найдите с стихотворении строчки, в которых описываются лепестки астры. С чем сравнивает поэт астру? Почему?)

-Прочтите предание об астре.

*********

         Лепестки астр, как лучи звезды, расходятся во все стороны.

Сохранилось предание, что астра выросла из пылинки упавшей звезды. Вот почему в тихую звёздную ночь, по преданию, у клумб с астрами слышится слабый шёпот: это астры беседуют с родными звёздами.

(опишите свой любимый цветок)

Устные зарисовки школьников на тему "Осень".

Итог.

«Солнышко»
Моё настроение похоже на:
солнышко,
солнышко с тучкой,
тучку,
тучку с дождиком,
тучку с молнией.

Занятие №2.

Тема : «Октябрь».

             Октябрь — месяц контрастов: холодный свистящий ветер, порой с настоящей метелью, сменяется тёплый южным ветерком. И всё же октябрь — месяц ночных заморозков, утренников с инеем. Звери меняют летний мех на зимнюю шубку. В октябре птицы с родиной прощаются. Любители поохотиться идут на зверей. Октябрь-грязник — ни колеса, ни полоза не любит.
Демонстрация репродукций с картин И.И. Левитана "Золотая осень" и

И.С. Остроухова "Золотая осень"

.

- Какие приметы осени изобразил пейзажист И.И. Левитан?

(Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую воды между невысоких берегов. Слева мы видим берёзовую рощу. Вдали открываются осенние леса. Перед нами расстилается земля, покрытая уже пожелтевшей травой.)

А теперь рассмотрим пейзаж Ильи Семеновича Остроухова. Его картина тоже называется "Золотая осень".

- Посмотрите на картину И.С. Остроухова. Что изображено здесь?

-В пейзаже Ильи Семёновича Остроухова перед нами предстаёт уголок старого парка. Мягко светится жёлтая, светло - оранжевая листва клёнов и лип. На ярко - зелёной траве, усыпанной опавшими листьями, видны, размытые очертания теней. Воздух влажный, деревья вдали как будто в дымке. На тропинке примостились две сороки - тараторки.

М.Садовский.

Октябрь.
Листья опали,
Птицы пропали,
Всё, что цвело
Притаилось в опале.
Заняты норы,
Замерли споры,
Заиндевели утром заборы…
Что же так сладко в этой поре,
В сердце сжимающем нам октябре?!

-Сценка "СПОР ОВОЩЕЙ”.
Осень.
Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковка, и картошка, белая капуст
Кабачки зеленые, красный помидор
Затевают длинный и серьезный спор.
Овощи. Кто из нас, из овощей, и вкуснее и нужней? Кто от всех болезней будет всем полезней?
Осень. Выскочил горошек – ну и хвастунишка!
Горошек. Я такой хорошенький зелёненький мальчишка! Если только захочу, всех горошком угощу!
Осень. От обиды покраснев, свекла проворчала...
Свекла (важно). Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала. Свеклу надо для борща и для винегрета. Кушай сам и угощай – лучше свеклы – нету!
Капуста (перебивая). Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи. А какие вкусные пироги капустные!
Огурец. Очень будете довольны, съев огурчик малосольный. А уж свежий огуречик – всем понравится, конечно!
Редиска (скромно). Я – румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо). Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок и грызи морковку! Будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким!
Осень. Тут надулся помидор, и промолвил строго...
Помидор. Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного. Самый вкусный и приятный уж, конечно, сок томатный. Витаминов много в нем. Мы его охотно пьем.
Осень. У окна поставьте ящик. Поливайте только чаще. И тогда, как верный друг. К вам придет зеленый... лук!
Лук. Я – приправа в каждом блюде и всегда полезен людям. Угадали? Я – ваш друг. Я – простой зеленый лук!
Картошка (скромно). Я, картошка, так скромна – слова не сказала...Но картошка так нужна и большим и малым!
Баклажан (робко). Баклажанная икра так вкусна, полезна...
Осень. Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно! (Слышится стук в дверь).
Овощи. Кто-то, кажется, стучит... (Входит ученик в костюме Айболита).
Овощи (хором). Это доктор Айболит!
Айболит. Ну, конечно, это я! О чем спорите, друзья?
Овощи. Кто из нас, из овощей, всех вкусней и всех важней? Кто от всех болезней будет всем полезней?
Айболит.
Чтоб здоровым, сильным быть надо овощи любить.
Все, без исключения. В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус, и решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!

-Прочтите рассказ .

К.Паустовский

**********

          Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.

          Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные позолотой. Эхо от ударов топора, далёкое ауканье и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.

(Выберите все названия цветов в описании листвы. Какие из них обозначают оттенки одного цвета? Как вы понимаете выражения: чистые краски, мягкие краски? Подберите примеры, в которых слова чистые и мягкие употреблялись бы с другими словами, в другом значении)

-Послушайте легенду. Почему мы на этом занятии будем говорить о гладиолусе?

 Древнеримская  легенда о  гладиолусе.

Шла война между римлянами и фракийцами. Фракийские воины были захвачены в плен жестоким римским правителем. Он отдал приказ превратить пленников в гладиаторов. Были среди пленииков два молодых юноши Севт и Терес, общее несчастье сплотило молодых людей и они стали друзьями. Желая развлечь публику, римский полководец приказал друзьям сражаться друг против друга, обещая победителю возвращение на родину. Но друзья воткнули свои мечи в землю и крепко обняли друг друга готовые принять смерть. Толпа зрителей возмущенно загудела. И тогда из предали смерти,  и как только кровь коснулась земли , их воткнутые в землю мечи пустили корни  и расцвели, став красивыми высокими цветами. В честь благородных гладиаторов они и получили название – гладиолусы. И с тех пор эти цветы символизируют благородство, верность и крепкую дружбу. Вот такая грустная легенда о гладиолусах.

(придумайте свою легенду о цветке)

Есть и другая, красивая легенда о гладиолусе.

Жил в давние времена на земле прекрасный принц по имени Иолус.  В королевстве, которым он правил народ был счастлив, так как у них  был добрый и справедливый правитель. Но сам принц время от времени впадал в печаль и причиной тому было то, что у него не было любимой девушки. Он обратился к доброму волшебнику с просьбой показать, где живет его любовь. Волшебник откликнулся на его просьбу и рассказал что та самая девушка живет в соседнем королевстве, заточенная в темницу злым волшебником. Ее звали Глад и она должна была выйти замуж за злого волшебника под страхом смерти. Незамедлительно принц отправился вызволять свою суженную из плена.  Он прибыл в замок и попросился к злому волшебнику в качестве ученика. Тот его принял и приказал прислуживать ему и наводить порядок в замке. В один прекрасный день, когда волшебник отлучился из замка, Принц открыл дверь, за которой томилась девушка неземной красоты. Они с первого взгляда полюбили друг друга и бросились бежать  прочь из замка. Но злой волшебник настиг из в пути и превратил их в цветок, который поместил в свой сад. Длинный стебель цветка напоминает стройного принца Иолуса, а прекрасные  нежные цветы-красавицу Глад. А цветок так и назвали – Глад Иолус, который стал символизировать крепкую любовь двух сердец.

-Чтение стихов под музыку.

. Прослушивание "Осенней песни" П.И. Чайковского и стихотворения В. Борцовой "Сказка про Осень - Златовласку"

Сказка про Осень-Златовласку 

Я на лесной палитре смешаю чудо-краски,
Душистый запах хвои и солнца теплый свет
И напишу вам сказку про Осень-Златовласку,
Багрянцем, позолотой создам ее портрет.

Ей из опавших листьев сплету венок пастушки
И ягодным узором украшу сарафан,
Ее лицо согреют веселые веснушки,
Плащом на плечи ляжет заботливый туман.

Рябины ей наденут рубиновые бусы,
Гранаты ей нанижут из зернышек браслет,
Пшеничные колосья косой совьются русой,
Блеснет в ее улыбке безоблачный рассвет.

Ей мягкий мох обует пушистые сапожки
И аромат подарит сосновая смола,
Ее наряд дополнят из желудей сережки
И кроткий лик запомнят озера-зеркала.

-В октябре в лесу очень много грибов, чтобы собрать грибы, вам нужно отгадать мои загадки.
Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора – ...
(Боровик).
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту – зовусь я – ...
(Подосиновик).
Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Оченьдружные сестрички – золотистые ...
(Лисички).
Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ...
(Мухомор).
Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну, а это на полянке ядовитые ...
(Поганки).
Осень. С твоими загадками все легко справились, а пусть попробуют отгадать мои!
Не спорю – не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в берёзовой роще.
(Подберезовик).
Что за ребятки на пеньках столпились тесной кучкой
И держат зонтики в руках, застигнутые тучкой?
(Опята).
В шляпке розовой, мохнатой, – но не выглядит растяпой.
Будто плюшевое ушко, для соления ...
(Волнушка).
Бледная шляпка, юбочка на ножке,
Смотрит свысока – ручки в бока.
Красива и важна – да никому не нужна.
(Бледная поганка).
Зашёл мужик в сосняк, нашёл мужик слизняк,
Бросить жалко, съесть сыро.
(Груздь).
На земле лежит лепешка, от дождя она растет,
Лишь дотронешься немножко, её сразу разорвет!
Пых! И вырвался костёр дымным облаком из спор!
(Дождевик).

-Вопросы  Лесовичка.

- Какие  звери едят грибы?

- А какие звери заготавливают их на зиму?

- С какой стороны дерева надо искать грибы?

- Какие грибы вы знаете?

- Какие грибы нельзя употреблять в пищу?

- А как правильно нужно собирать грибы?

Итог. Что нового узнали?

На доске дерево без листочков. Если вам на уроке очень понравилось, то прикрепите красный листок. Если не очень интересно, то жёлтый, а если вам урок вообще не понравился, то коричневый.

Занятие №3.

Тема : «Ноябрь».

           Ноябрь переменчив. Его характер отображается в пословицах и поговорках. В ноябре семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, ревёт, льёт и снизу метёт. Месяц коротких дней и длинных ночей. Осень сдаёт свои позиции, уступая зиме. Ноябрь — последний месяц живой воды.

М.Митлина

Ноябрь.
И вот уже зима спешит,
Чтоб встретить осень на пороге,
А за окошком снег кружит,
Ноябрь месяц к нам приходит.

-Послушайте легенду о цветке поздней осени хризантеме.

Легенда о хризантеме.

Этому чудесному цветку посвящено множество легенд. Одна из них гласит, что злой дракон решил похитить у людей Солнце; но схватив его, дракон сильно обжёг лапы. От злости дракон стал рвать и топтать огненный шар. Упавшие на Землю солнечные искры превратились в белые хризантемы...

(Придумайте продолжение легенды.)

-Прочтите рассказ.

Н.Сладков.

Белым по чёрному.

        Сыплет белый снег на чёрную землю. Всё вокруг становится пегим. Лес полосатый, как бока зебры. Борозды пашни как клавиши у рояля.

         На белых речках- чёрные полыньи, на чёрных дорогах- белые лужи. На бело- чёрных берёзах чёрно-белые сороки сидят.

         «Приехал ноябрь на пегой кобыле».

        Чёрное озеро и белые берега. Чёрные пни в белых шапках. Чёрные галки над белым полем.

         Белые зайцы на чёрной земле. Белые муравейники у чёрных стволов. Белые кочки на чёрном болоте.

          Всё двухцветное и рябое.

          Чёрный дом с белой крышей. Белый дым из чёрной трубы.

           Одно небо ровное – серое и глухое.

           Ни звонкого голоса, ни гулкого эха. Всё как-то исподволь, шёпотом, стороной. То дряблая оттепель, то упругий мороз. Серо и сыро, пусто и глухо. Полузима-полуосень, полудень-полувечер.

(Обратите внимание, как противопоставление помогло автору создать выразительное описание поздней осени. Как вы понимаете выражение»Полузима-полуосень, полудень-полувечер»?)

-Предложить детям раскраску на осеннюю тему. Составить рассказ по данной картинке. Раскрась рисунок.  

-Инсценировка сказки К.Д.Ушинского «Пчёлы и муха».

Поздней осенью выдался славный денёк, какие и весной на редкость: свинцовые тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло и смотрело так ласково, как будто прощалось с поблёкшими растениями. Вызванные из ульев светом и теплом мохнатые пчёлки, весело жужжа, перелетали с травки на травку, не за мёдом (его уже негде было взять), а так себе, чтобы повеселиться и порасправить свои крылышки.

— Как вы глупы со своим весельем! — сказала им муха, которая тут же сидела на травке, пригорюнясь и опустив нос. — Разве вы не знаете, что солнышко это только на минуту и что, наверное, сегодня же начнётся ветер, дождь, холод и нам всем придётся пропадать.
— Зум-зум-зум! Зачем же пропадать? — отвечали мухе весёлые пчёлки. — Мы повеселимся, пока светит солнышко, а как наступит непогода, спрячемся в свой тёплый улей, где у нас за лето припасено много мёду.

Итог.

Что нового узнали?

«Сказочное дерево (поляна)»
Разноцветные бабочки, цветки, птички прикрепляются на общем дереве (поляне). Учитель договаривается с детьми о значении цветов или размеров этих предметов. Можно использовать характеристику цветов Макса Люшера. Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера: Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест;
коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.

Занятие №4.

Тема : «Декабрь».

Зиму в поговорках называют чародейкой, которая машет косматым рукавом, хвастается красотой лесного царства, весело усмехается и тешится над людьми. Она укрывает землю белым пушистым покрывалом, рассыпает с неба снежинки. Мороз — её помощник, проказник и шутник. Мороз не велик, а стоять не велит. Он щекочет нос и щёки, рисует красивые узоры на стёклах.
Декабрь заканчивает год. В поговорках и пословицах он предстает самым старшим и мудрым из двенадцати братьев. Декабрь не скупится на морозы, легкие пороши, метели.
Декабрь — снеговей.
По народной пословице, «декабрь год кончает, зиму начинает». Это - месяц лютых морозов, вьюг и веселых зимних праздников.
Зима лето строит: зимнее тепло - летний холод, зимние вьюги - летом ненастье, зима снежная - лето дождливое, зима морозная - лето жаркое.

4 декабря отмечается праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм. В этот день, по народному преданию, по земле проезжает сама Зима в белоснежной шубе и своим ледяным дыханием навевает снежные узоры на оконные стекла.

-Рисунок с изображением лица, на котором ребёнок должен изобразить переживаемые чувства при прочтении произведения.

Фамилия _____________________________________

Имя ___________________________________________

Дата___________________________________________

Покажи, какое у тебя было выражение лица, когда ты читал это стихотворение.

Автор стихотворения________________________

Название ________________________________________

У меня было такое настроение, потому что….

(заполнение читательских дневников после прочтения стихотворения С.Михалкова  «Декабрь»)

С.Михалков

Декабрь.

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз,
Обновил коньки, салазки,
Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки.
Серебром звезду зажег
Добежавший до верхушки
Самый смелый огонек.

-Пословицы о декабре. Объясни их значение.

Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь - месяц лютых морозов, вьюг и веселых зимних праздников.
Декабрь - шапка зимы.
Декабрь - шапка зимы, июль - макушка лета.
Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.
В декабре зима стелет холсты, а мороз наводит мосты.
Декабрь - стужайло, на всю зиму землю студитю
Декабрь - месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Декабрь спросит, что летом припасеною
Декабрь снежный и холодный — будет и год плодородный.
Декабрь-месяц старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет.
В декабре семь погод на дворе: сеет, веет, дует, кружит, мутит, рвет, метет.
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.
Декабрь спросит, что летом припасено.
Декабрь - ветрозим, студень.


-
Послушайте стихотворение.

С.Маршак

«Вьюга».

Вьюга снежная, пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега, словно пух лебяжий.

Вы, проворные ткачи-

Вихри и метели,

Дайте радужной парчи

Для косматых елей.

(С чем сравнивает поэт снег?  Найдите в стихотворении синонимы к слову буран.)

-Вы должны отгадать загадку, а к отгадке подобрать однокоренные слова.

1) Лежал, лежал,
Весной в реку убежал.
(СНЕГ – снежок, снеговик, снегопад, снежный, Снегурочка и т.д.)
2) Невидимкой осторожно,
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окно.
(МОРОЗ – морозец, заморозки, морозить, морозильник и т.д.)


-Чтение письма учителем.

Здравствуйте, ребята!

Я хочу рассказать вам, как мы с моим другом Васей ходили кататься на лыжах. Погода была замечательная - ярко светило солнышко, блестел снег. Сначала мы катались с горки, бегали наперегонки по замёрзшему озеру. Вокруг нас стояли деревья и кусты, покрытые снегом. Было очень интересно дёргать за ветки и смотреть, как снег падает на землю. Потом мы замёрзли и решили развести костёр. Наломали веток, ободрали бересту с берёз, но костёр развести не удалось. На ветке мы увидели снегиря. Накормили его кусочками хлеба и решили взять его домой. Вернулись мы радостные и весёлые.

(Обсуждение содержания письма).

Итог.

Дополните фразы:

Сегодня я узнал…..

Было трудно…

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я могу…

Занятие №5.

Тема : «Январь».

Январь представляется удалым, краснощёким молодцом, который подбадривает и зовёт на улицу детвору. Январь морозный. Он младший месяц, который открывает календарь. Январь — году начало, зиме середина. Хотя январь и середина зимы, но день понемногу прибавляется, дело идет к весне. Январь — дальний предвестник весны.

С.Михалков

Январь.

Открываем календарь –
Начинается январь.

В январе, в январе
Много снегу на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки.
В небо дым идет столбом.

-Приметы и поговорки января.


Году начало - зиме серёдка
Если январь холодный, июль будет сухой и жаркий.
Если в январе частые снегопады и метели, то в июле частые дожди.
Рано в январе начинает стучать дятел - к ранней весне.
В январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хороший.
Морозный январь - урожайный год.
Если Крещенские морозы сильнее Рождественских и Сретенских, то будет урожайный год.
(какие приметы и поговорки о зиме знаешь ты?)

-Прочтите стихотворение.

С.Маршак.

*********

Открываем календарь-

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Снег на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идёт столбом. (Объясните значение слова календарь.)

-Послушайте сказку и выполните задание в читательском дневнике.

«Мороз Иванович».
В.Ф.Одоевский

Сказка .

   Нам даром, без труда ничего не дается, недаром исстари пословица ведется.

  

   В одном доме жили две девочки Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, а вставши с постели, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

   А Ленивица меж тем в постельке лежала, потягивалась, с боку на бок переваливалась, уж разве наскучит лежать, так скажет спросонья: "Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки", а потом заговорит: "Нянюшка, нет ли булочки?" Встанет, попрыгает, да и сядет к окошку мух считать; сколько прилетело да сколько улетело; Как всех пересчитает Ленивица, так уж и не знает, за что приняться и чем бы заняться; ей бы в постельку да спать не хочется; ей бы покушать да есть не хочется; ей бы к окошку мух считать да и то надоело. Сидит, горемычная, и плачет да жалуется на всех, что ей скучно, как будто в том другие виноваты.

   Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет; да еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да сквозь уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная; а потом Рукодельница примется чулки вязать или платки рубить, а не то и рубашки шить да кроить, да еще рукодельную песенку затянет; и не было никогда ей скучно, потому что и скучать-то было ей некогда: то за тем, то за другим делом, а тут, смотришь, и вечер день прошел.

   Однажды с Рукодельницей беда приключилась: пошла она на колодец за водой, опустила ведро на веревке, а веревка-то и оборвись; упало ведро в колодец. Как тут быть? Расплакалась бедная Рукодельница, да и пошла к нянюшке рассказывать про свою беду и несчастье; а нянюшка Прасковья была такая строгая и сердитая, говорит:

   -- Сама беду сделала, сама и поправляй; сама ведерко утопила, сама и доставай.

   Нечего было делать: пошла бедная Рукодельница опять к колодцу, ухватилась за веревку и спустилась по ней к самому дну. Только тут с ней чудо случилось. Едва спустилась, смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

   -- Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня из печки возьмет, тот со мной и пойдет!

   Рукодельница, нимало не мешкая, схватила лопатку, вынула пирожок и положила его за пазуху.

   Идет она дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят и промеж себя говорят:

   -- Мы, яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.

   Рукодельница подошла к дереву, потрясла его за сучок, и золотые яблочки так и посыпались к ней в передник.

   Рукодельница идет дальше. Смотрит: перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой; сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнет головой от волос иней сыплется, духом дохнет -- валит густой пар.

   -- А! сказал он. ЗдорОво, Рукодельница! Спасибо, что ты мне пирожок принесла; давным-давно уж я ничего горяченького не ел.

   Тут он посадил Рукодельницу возле себя, и они вместе пирожком позавтракали, а золотыми яблочками закусили.

   Знаю я, зачем ты пришла, говорит Мороз Иванович, ты ведерко в мой студенец (колодец) опустила; отдать тебе ведерко отдам, только ты мне за то три дня прослужи; будешь умна, тебе ж лучше; будешь ленива, тебе ж хуже. А теперь, прибавил Мороз Иванович, мне, старику, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь мне постель, да смотри взбей хорошенько перину.

   Рукодельница послушалась... Пошли они в дом. Дом у Мороза Ивановича сделал был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам убрано снежными звездочками; солнышко на них сияло, и все в доме блестело, как брильянты. На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый; холодно, а делать было нечего. Рукодельница принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, а между тем у ней, бедной, руки окостенели и пальчики побелели, как у бедных людей, что зимой в проруби белье полощут: и холодно, и ветер в лицо, и белье замерзает, колом стоит, а делать нечего работают бедные люди.

   Ничего, сказал Мороз Иванович, только снегом пальцы потри, так и отойдут, не отзнобишь. Я ведь старик добрый; посмотри-ка, что у меня за диковинки.

   Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Рукодельница увидела, что под периною пробивается зеленая травка. Рукодельнице стало жалко бедной травки.

   -- Вот ты говоришь, сказала она, что ты старик добрый, а зачем ты зеленую травку под снежной периной держишь, на свет Божий не выпускаешь?

   -- Не выпускаю потому, что еще не время, еще трава в силу не вошла Осенью крестьяне ее посеяли, она и взошла, и кабы вытянулась уже, то зима бы ее захватила, и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моею снежною периной, да еще сам прилег на нее, чтобы снег ветром не разнесло, а вот придет весна, снежная перина растает, травка заколосится, а там, смотришь, выглянет и зерно, а зерно крестьянин соберет да на мельницу отвезет; мельник зерно смелет, и будет мука, а из муки ты, Рукодельница, хлеб испечешь.

   -- Ну, а скажи мне, Мороз Иванович, сказала Рукодельница, зачем ты в колодце-то сидишь?

   -- Я затем в колодце сижу, что весна подходит, сказал Мороз Иванович. Мне жарко становится; а ты знаешь, что и летом в колодце холодно бывает, оттого и вода в колодце студеная, хоть посреди самого жаркого лета.

   -- А зачем ты, Мороз Иванович, спросила Рукодельница, зимой по улицам ходишь да в окошки стучишься?

   -- А я затем в окошки стучусь, отвечал Мороз Иванович, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем еще я в окошко стучусь, чтобы никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимою холодно, у которых нету шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали.

   Тут добрый Мороз Иванович погладил Рукодельницу по головке, да и лег почивать на свою снежную постель.

   Рукодельница меж тем всє в доме прибрала, пошла на кухню, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала.

   Старичок проснулся; был всем очень доволен и поблагодарил Рукодельницу. Потом сели они обедать; обед был прекрасный, и особенно хорошо было мороженое, которое старик сам изготовил.

   Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня.

   На третий день Мороз Иванович сказал Рукодельнице:

   -- Спасибо тебе, умная ты девочка, хорошо ты меня, старика, утешила, и я у тебя в долгу не останусь. Ты знаешь: люди за рукоделье деньги получают, так вот тебе твое ведерко, а в ведерко я всыпал целую горсть серебряных пятачков; да, сверх того, вот тебе на память брильянтик косыночку закалывать.

   Рукодельница поблагодарила, приколола брильянтик, взяла ведерко, пошла опять к колодцу, ухватилась за веревку и вышла на свет Божий.

   Только что она стала подходить к дому, как петух, ф которого она всегда кормила, увидел ее, обрадовался, взлетел на забор и закричал:

   Кукареку, кукарекИ! У Рукодельницы в ведерке пятаки!

   Когда Рукодельница пришла домой и рассказала всє, что с ней было, нянюшка очень дивовалась, а потом примолвила:

   -- Вот видишь ты, Ленивица, что люди за рукоделье получают! Поди-ка к старичку да послужи ему, поработай; в комнате у него прибирай, на кухне готовь, платье чини да белье штопай, так и ты горсть пятачков заработаешь, а оно будет кстати: у нас к празднику денег мало.

   Ленивице очень не по вкусу было идти к старику работать. Но пятачки ей получить хотелось и брильянтовую булавочку тоже. Вот, по примеру Рукодельницы, Ленивица пошла к колодцу, схватилась за веревку, да бух прямо ко дну. Смотрит перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; сидит, поглядывает да приговаривает:

   -- Я совсем готов, подрумянился, сахаром да изюмом обжарился; кто меня возьмет, тот со мной и пойдет.

   А Ленивица ему в ответ:

   -- Да, как бы не так! Мне себя утомлять лопатку поднимать да в печку тянуться; захочешь, сам выскочишь.

   Идет она далее, перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки; яблочки листьями шевелят да промеж себя говорят:

   -- Мы яблочки наливные, созрелые; корнем дерева питалися, студеной росой обмывалися; кто нас с дерева стрясет, тот нас себе и возьмет.

   -- Да, как бы не так! отвечала Ленивица. Мне себя утомлять ручки подымать, за сучья тянуть... Успею набрать, как сами нападают!

   И прошла Ленивица мимо них. Вот дошла она и до Мороза Ивановича. Старик по-прежнему сидел на ледяной скамеечке да снежные комочки прикусывал.

   -- Что тебе надобно, девочка? спросил он.

   -- Пришла я к тебе, отвечала Ленивица, послужить да за работу получить.

   -- Дельно ты сказала, девочка, отвечал старик, за работу деньги следует, только посмотрим, какова еще твоя работа будет! Поди-ка взбей мне перину, а потом кушанье изготовь, да платье мое повычини, да белье повыштопай.

   Пошла Ленивица, а дорогой думает: "Стану я себя утомлять да пальцы знобить! Авось старик не заметит и на невзбитой перине уснет".

   Старик в самом деле не заметил или прикинулся, что не заметил, лег в постель и заснул, а Ленивица пошла на кухню. Пришла на кухню, да и не знает, что делать. Кушать-то она любила, а подумать, как готовилось кушанье, это ей в голову не приходило; да и лень было ей посмотреть. Вот она огляделась: лежит перед ней и зелень, и мясо, и рыба, и уксус, и горчица, и квас всє по порядку. Думала она, думала, кое-как зелень обчистила, мясо и рыбу разрезала да, чтоб большого труда себе не давать, как всє было, мытое-немытое, так и положила в кастрюлю: и зелень, и мясо, и рыбу, и горчицу, и уксус да еще кваску подлила, а сама думает: "Зачем себя трудить, каждую вещь особо варить? Ведь в желудке всє вместе будет".

   Вот старик проснулся, просит обедать. Ленивица притащила ему кастрюлю, как есть, даже скатертцы не подостлала. Мороз Иванович попробовал, поморщился, а песок так и захрустел у него на зубах.

   -- Хорошо ты готовишь, заметил он, улыбаясь. Посмотрим, какова твоя другая работа будет. Ленивица отведала, да тотчас и выплюнула, а старик покряхтел, покряхтел, да и принялся сам готовить кушанье и сделал обед на славу, так что Ленивица пальчики облизала, кушая чужую стряпню.

   После обеда старик опять лег отдохнуть да припомнил Ленивице, что у него платье не починено, да и белье не выштопано.

   Ленивица понадулась, а делать было нечего: принялась платье и белье разбирать; да и тут беда: платье и белье Ленивица нашивала, а как его шьют, о том и не спрашивала; взяла было иголку, да с непривычки укололась; так ее и бросила. А старик опять будто бы ничего не заметил, ужинать Ленивицу позвал, да еще спать ее уложил. А Ленивице то и любо; думает себе: "Авось и так пройдет. Вольно было сестрице на себя труд принимать; старик добрый, он мне и так, задаром, пятачков подарит".

   На третий день приходит Ленивица и просит Мороза Ивановича ее домой отпустить да за работу наградить.

   -- Да какая же была твоя работа? спросил старичок. Уж коли на правду дело пошло, так ты мне должна заплатить, потому что не ты для меня работала, а я тебе служил.

   -- Да, как же! отвечала Ленивица. Я ведь у тебя целых три дня жила.

   -- Знаешь, голубушка, отвечал старичок, что я тебе скажу: жить и служить разница, да и работа работе рознь; заметь это: вперед пригодится. Но, впрочем, если тебя совесть не зазрит, я тебя награжу: и какова твоя работа, такова будет тебе и награда.

   С этими словами Мороз Иванович дал Ленивице пребольшой серебряный слиток, а в другую руку пребольшой брильянт. Ленивица так этому обрадовалась, что схватила то и другое и, даже не поблагодарив старика, домой побежала. Пришла домой и хвастается.

   -- Вот, говорит, что я заработала; не сестре чета, не горсточку пятачков да не маленький брильянтик, а целый слиток серебряный, вишь, какой тяжелый, да и брильянт-то чуть не с кулак... Уж на это можно к празднику обнову купить...

   Не успела она договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не что иное как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт. А петух вскочил на забор и громко закричал:

  

   Кукареку-кукарекулька,

   У Ленивицы в руках ледяная сосулька!

  

   А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье...

Работа в читательском дневнике.

  1. Автор ……………………….
  2. Название……………………
  3. О чём эта книга ....................................................................................................................................................................................................
  4. Что ты знаешь об авторе книги?..................................... …………………………………..
  5. Охарактеризуй главных персонажей…………………………………………………………………………………………………………………………
  6. Рассмотри обложку книги. Что можно сказать о книге на основании её обложки? ……………………………………………………………………

-Подбери предметы к признакам.

СНЕЖНЫЙ – …(ком, дворец, покров)

СНЕЖНАЯ - … (зима, буря, королева)

СНЕЖНОЕ - … (покрывало, облако, поле)

СНЕЖНЫЕ - …(заносы, завалы, сугробы)

ИТОГ.

Что нового узнали?

Что понравилось на уроке?

Занятие №6.

Тема : «Февраль».


Февраль в поговорках — суровый и трудный месяц. Донимает голодом он лесных жителей. Долгие метели, глубокие сугробы, вьюга, пурга, метелица — эти слова нередко можно встретить в поговорках о феврале месяце.
Февраль — кривые дороги.

С.Михалков

Февраль.

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

-Рисунок с изображением лица, на котором ребёнок должен изобразить переживаемые чувства при прочтении произведения.

Фамилия _____________________________________

Имя ___________________________________________

Дата___________________________________________

Покажи, какое у тебя было выражение лица, когда ты читал это стихотворение.

Автор стихотворения _____________________________________

Название ________________________________________

У меня было такое настроение, потому что….

(заполнение читательских дневников после прочтения стихотворения С.Михалкова «Февраль».)

)

-Отгадайте загадки.

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче

Всех ночей длиннее ночи

На поля и на луга,

До весны легли снега

Только месяц наш пройдет

Мы встречаем новый го (декабрь).

2. Щиплет уши, щиплет нос

Лезет в валенки мороз

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед

Даже птице не летится

От мороза стынет птица

Повернуло солнце к лету

Что, скажи, за месяц это? (январь).

3. Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели

По ночам мороз силен –

Днем капели слышен звон

День прибавился заметно

Ну так что за месяц это? (февраль).

4. Две сестренки, две плетенки

Из овечьей пряжи тонкой

Как гулять, так надевать,

Чтоб не мерзли 5 да 5 (варежки).

5. Спиною зеленовата

Животиком желтовата

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (синица).

6. Чтоб не мерзнуть

5 ребят в печке вязаной сидят (варежки).

7. Летом папа нам привез

В белом ящике мороз

И теперь мороз седой

У нас летом и зимой

Бережет продукты:

Мясо, рыбу, фрукты (холодильник).

8. Деревянные кони по снегу скачут, а в снег не проваливаются (лыжи).

9. Каждый вечер я иду

Рисовать круги на льду,

Только не карандашами,

А блестящими (коньками).

10. Зимой в поле лежал,

А весной в речку побежал (снег).

11. Рыбам зиму жить тепло

Крыша – толстое стекло (лед).

12. Белая морковка

Зимой растет (сосулька).

13. Не колючий, светло-синий

По кустам развешен (иней).

-Пословицы и поговорки о феврале. Объясни их значение.


Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Батюшка февраль пришел, мужик зиму перерос.
Февраль-батюшка сшибает рог с зимы.
В феврале зима с весной встречается впервой.
Как, февраль, ни злись, как ты, март, ни хмурься, а весною пахнет.
Злится февраль-коротышка, что ему мало дней дадено.

Теплый февраль приносит холодную весну.
Февраль богат снегом, апрель - водою.
Февраль - дедушка апреля.
Лютуй, февраль, не лютуй, а на весну брови не хмурь.
Ушел февраль-недотрога - семена ближе к порогу..
Вьюги да метели в феврале налетели.

-Прочтите рассказ.


Н.Сладков.

«Круговерть».

Свистит косая метель - белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах.

Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги.

Тонут в белых волнах заборы. За каждым столбом - снеговорот. Над каждой елью - белые флаги.

Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.

Тучи – снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы – снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети. Круговерть от земли и до неба!

(Объясните значение слова круговерть. Что названо в описании золотой рыбой? Почему?   Найдите в тексте  выражение, синонимичное словам   мчаться очень   быстро)

 - Предложить детям раскраску на зимнюю тему. Раскрасить рисунок и придумать рассказ.

ИТОГ.

"Каким было общение на уроке?.

Вот варианты ответов.
- занимательным
- познавательным
- интересным
- игровым
- необычным
- скучным
-радостным
-дружелюбным

Используемая литература:

  1. Л.А.Введенская «Наш родной язык»
  2. М.Л.Грызлова «Внеклассная работа по русскому языку»
  3. Э.Вартаньян «Из жизни слов»
  4. Я.Козловский «У буквы – невелички волшебные привычки»
  5. Б.Казанский «В мире слов»
  6. М.А.Корчиц «Грамматические игры»
  7. А.И.Зарецкий «Материалы по занимательной грамматике русского языка»
  8. Н.В.Клевцова «Как организовывать рефлексию на уроке».
  9. Л.Осипова «Рефлексия в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по развитию речи в 4 классе на тему: «Зимние каникулы».

Тема: «Зимние каникулы».Цели:Продолжить работу над формированием грамотной речи учащихся;Продолжить обогащение активного словарного запаса учащихся;Развитие умения составлять рассказ по картине;Развит...

Урок по развитию речи по теме «Сочинение от лица героя по серии сюжетных картинок художника Н. Радлова «Странная история»»;

Урок способствует развитию речи младших школьников, обогащению словаря обучающихся. Воспитывает эстетические качества детей....

Презентация для уроков по развитию речи "Зимние картины"

Подборка иллюстративного материала по теме "Зима"...

Конспект открытого урока развития речи по теме "Зимние игры"

Урок разработан для 2 отделения 2 класса специальной(коррекционной) школы для детей с нарушением слуха.Материал адаптирован....

Конспект открытого урока по развитию речи (с использованием интерактивной доски) в 3 классе II вида, по теме: «Работа по серии картинок на основе сказки «Колобок».

К конспекту данного урока прилагается мультипликационный фильм "Колобок", в разделе видеозаписи.В данном конспекте проводится работа по серии картинок на основе сказки "Колобок"....

Разработка урока окружающего мира на тему "Зима. Зимние месяцы".

Урок окружающего мира разработан для учащихся 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Материал размещён на сайте: http://magistr42....

Конспект урока по развитию речи в 1 «Б», 2 «А» классах Тема: "Зима. Зимние забавы детей".

Тема: "Зима. Зимние забавы детей".Цель: уточнить и расширить представление детей о зиме и зимних забавах.Задачи:1). Обучающие:Прививать любовь к русской природе....