Главные вкладки

    Программа к курсу "Юный исследователь"
    рабочая программа по теме

    Ильина Наталья Васильевна

    Программа курса "Юный исследователь", пояснительная записка, ....

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dos.3.doc106.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Управление образования Администрации города Ноябрьска

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя образовательная школа №8»

    «Рассмотрено»                          «Согласовано»                          «Утверждаю»

    На заседании методического         Заместитель директора по                 Директор МОУ СОШ №8

    Объединения учителей______                     УВР

    Протокол №

    от «___» сентября  20__ года            от «___» сентября  20__ года          от «___» сентября  20__ года      

    Руководитель методического

    Объединения:_____________

     

    Рабочая программа

    к курсу «Юный исследователь »

    (внеурочная деятельность)

    для 3 а, 3 б, 3 в  класса

    1 час в неделю (всего 34 часов)

    Составитель: учитель начальных классов

      Ильина Наталья Васильевна

    МОУ СОШ  №8

    2010– 2011 уч.г.

    Пояснительная записка

            Рабочая программа к курсу «Юный исследователь» составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. – 208 с.)

    Цель программы

        Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

    Задачи программы

    1. Развитие познавательных потребностей младших школьников.
    2. Развитие познавательных способностей младших школьников.
    3. Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
    4. Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста

    умений и навыков исследовательского поиска.

    ■        Формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

    Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном процессе начальной школы

       Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

        Однако возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

          Поэтому предлагаемая программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе. Кроме того, она может использоваться в учреждениях системы дополнительного образования.

    ОСНОВНЫЕ    РАЗДЕЛЫ     ПРОГРАММЫ

    Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся  включает три относительно самостоятельных подпрограммы:

    Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

    Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

          Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

    Общая характеристика содержания подпрограмм

    Подпрограмма «Тренинг»

    В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся к концу 4 классу должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:

    1. видеть проблемы;
    2. ставить вопросы;
    3. выдвигать гипотезы;
    4. давать определение понятиям;
    5. классифицировать;
    6. наблюдать;
    7. проводить эксперименты;
    8. делать умозаключения и выводы;
    9. структурировать материал;
    10. готовить тексты собственных докладов;
    11. объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

    Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, мы вернемся к аналогичным занятиям во втором, третьем и четвертом классах.

    Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они будут усложняться от класса к классу.

    Подпрограмма «Исследовательская практика»

    Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

          Подпрограмма «Мониторинг»

    Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

    ОБЪЕМ КУРСА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

    Первый класс

    Учебная нагрузка определена из расчета 1 час в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. Общий объем занятий (проводимых во второй половине школьного дня) по программе первого класса в школе составляет 33 часа. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».

                                                 Основные особенности программы первого класса

             Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одаренных детей).  Программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребенком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

              Результаты собственной исследовательской работы первоклассники представляют только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований. Выделяется (и это отмечено в таблице) специальное время для участия первоклассников, в качестве зрителей, в конкурсных защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.

    Распределение часов

    Вид учебной работы

    Всего часов

    Сроки проведения

    Тренинг

    1

    Общая трудоемкость

    17

    В течение 1и 2 четвертей учебного года

    2

    Занятия со всей группой (классом) учащихся

    17

    Еженедельно

    3

    Индивидуальная работа

    4

    Самостоятельная работа

    Исследовательская практика

    5

    Общая трудоемкость

    9

    В течение учебного года, начиная с 3 четверти

    6

    Занятия со всей группой (классом) учащихся

    9

    7

    Индивидуальная работа

    8

    Самостоятельная работа

    Мониторинг

    9

    Общая трудоемкость

    7

    В течение 4 четверти учебного года

    10

    Занятия со всей группой (классом) учащихся (мини-конференции)

    5

    11

    Индивидуальная работа

    12

    Участие в процедурах защиты исследовательских работ учащихся вторых-четвертых классов

    2

                            Содержание занятий во втором  классе

                       Подпрограмма  «Тренинг»

    Общий объем тренинговых занятий – 17 часов.

    Тема «Что такое исследование»

    Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

    Как и где человек проводит исследования в быту?

    Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

    Что такое научные исследования?

    Где и как используют люди результаты научных исследований?

    Что такое научное открытие?

    Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. П.).

    Тема «Наблюдение и наблюдательность»

    Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

    Тема «Что такое эксперимент»

    Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

    Тема «Знакомство с логикой»

    Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения – практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения – практические задания.

    Тема «Как задавать вопросы»

    Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

    Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

    Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

    Тема «Как делать схемы»

    Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. П. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

    Тема «Как работать с книгой»

    Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. П. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

    Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

    Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

    Подпрограмма  «Исследовательская  практика»

    Общий объем занятий — 9 часов.

    Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

    Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

    Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

    Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

    Тема «Экспресс-исследование»

    Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По тогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

    Тема «Коллективная игра-исследование»

    Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

    Тема  «Коллекционирование»

    Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

    Тема  «Экспресс – исследование  «Какие коллекции собирают люди»

    Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

    Тема «Сообщения о своих коллекциях»

    Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

                                                       Подпрограмма  «Мониторинг»

    Общий объем часов — 7. Из них 4 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс – исследований; 4 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 4 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.

    Тема «Мини-конференция по итогам экспресс – исследований»

    Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс – исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

    Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

    Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

    Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»

    Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

    Календарно – тематическое планирование


    п/п

    Дата

    Содержание занятия

    Кол-во часов

    I четверть (9ч)

    Тренинговые занятия – 17 ч

    1

    Знакомство с новым предметом. Сообщение о том, чему будем учиться на данных занятиях. Дидактические игры.

    1

    2-3

    Что такое исследование.

    2

    4-5

    Наблюдение и наблюдательность.

    2

    6-7

    Что такое эксперимент.

    2

    8-9

    Знакомство с логикой.

    2

    II четверть (7ч)

    10-11

    Как задавать вопросы.

    2

    12-13

    Учимся выделять главное и второстепенное.

    2

    14-15

    Как делать схемы.

    2

    16

    Как работать с книгой.

    1

    III четверть (9ч)

    17

    Как сделать сообщение о результатах исследования.

    1

    Исследовательская практика – 9 ч

    18-19

    Тренировочные занятия по методике проведения самостоятельных исследований.  

    2

    20

    Экспресс -  исследование.

    1

    21

    Экскурсия – исследование.

    1

    22

    Коллективная игра – исследование.

    1

    23

    Коллекционирование.

    1

    24-25

    Экскурсия в музей.

    Экспресс  - исследование «Какие коллекции собирают люди».

    1

    1

    IV четверть (8ч)

    26

    Сообщения о своих коллекциях.

    1

    Мониторинг – 7ч

    27-28

    Мини – конференция по итогам экспресс – исследований.

    2

    31-32

    Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых – четвертых классов.

    2


    33.

    Круглый стол «Чему мы научились»

    1

    34.

    Круглый стол «Чему мы научились»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка "Юный исследователь"

    Программа кружка "Юный исследователь" для 4 класса...

    Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)

    Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

    Программа кружка "Юный исследователь"

    Программа кружка разработана для младших школьников.  Результаты и достижения юных исследователей превзошли ожидания.Исследовательские работы детей защищались на школьном, районном и областном ур...

    Программа кружка "Юные исследователи"

    Основная задачакружка -  развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА Я ИССЛЕДОВАТЕЛЬ...

    Программа кружка "Юный исследователь"

    Представлена программа кружка "Юный исследователь"...