"Народные художественные промыслы"
методическая разработка (2 класс) по теме

Пархоменко Елена Андреевна

 

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:  "Народные художественные промыслы" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Народные художественные промыслы».  Рекомендуется просмотр видео "Хохлома" (2мин.35сек) http://video.mail.ru/mail/sakuklina/_vfavorites/44.html ; рекомендуется просмотр мастер класса «Жостовская роспись» (2мин.41сек) http://video.mail.ru/mail/t.gerashenko1952/599/1917.html?liked=1 ; рекомендуется просмотр серии программы «Галилео» - «Хохломская роспись» (11м. 54с) http://video.mail.ru/mail/konnadegda/8421/8422.html?liked=1 ; рекомендуется просмотр мультфильма «Ода гжели» (2мин. 46с) http://video.yandex.ru/external/4611686019326267350/view/14090021/?cauthor=svetl-kuklina&cid=3

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:  "Народные художественные промыслы" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Народные художественные промыслы» Рекомендуется просмотр видео "Хохлома" (2мин.35сек)

http://video.mail.ru/mail/sakuklina/_vfavorites/44.html 

Рекомендуется просмотр мастер класса «Жостовская роспись» (2мин.41сек)

http://video.mail.ru/mail/t.gerashenko1952/599/1917.html?liked=1

Рекомендуется просмотр серии программы «Галилео» - «Хохломская роспись» (11м. 54с)

http://video.mail.ru/mail/konnadegda/8421/8422.html?liked=1 

Рекомендуется просмотр мультфильма «Ода гжели» (2мин. 46с) http://video.yandex.ru/external/4611686019326267350/view/14090021/?cauthor=svetl-kuklina&cid=3

Задачи:

- Познакомить  с географией народных художественных промыслов; учить учащихся различать особенности, характерные для каждого вида промысла;

- Развивать эстетический вкус на основе знакомства с шедеврами работ известных мастеров; через умение отгадывать загадки развивать наглядно-образное мышление;

- Воспитывать у учащихся гордость за развитие народных художественных промыслов в России, за творческие работы мастеров, чьи шедевры стали частью мировой культуры, прививать любовь к народным художественным промыслам.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, презентация: «Народные художественные промыслы», видео «Хохлома», видео мастер-класс «Жостовская роспись», видео «Хохломская роспись», мультфильм «Ода гжели»; раскраска «Народные промыслы», цветные карандаши.

                                     

                                    Ход урока.

I.Организационный момент.                                                                                                                                                          II.Объяснение. Вступительное слово учителя.  –Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам разгадать загадки, а ваши ответы подскажут тему нашего урока.

*****                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Тук – тук, щёлк – щёлк …  Медведь, мужик, коза и волк…

Деревянные игрушки: и медведи, и старушки –

То сидят, а то спешат.  Ребятишек всех смешат. (Богородская резьба)                                                                                                              

*****

Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбки.

А ну назовите меня. (Дымка)

*****

Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек,

Упирается в бока. А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко. Это русская…(Матрешка).

*****

Ах! Эти барышни

Всех на свете краше,

А весельчаки – гуляки

Кавалеры наши. (Каргопольская игрушка)

*****

Ты откуда пришла к нам такая?

Вся простая без хитрых затей.

С длинной шеей и расписная,

Для игры и забавы детей. (Филимоновская игрушка)

*****

Сине-голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, каждый удивиться.

Чудо на фарфоре – синяя купель. Это называется просто – роспись….(Гжель)

*****

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелек, завиток,

Здесь хозяева три цвета:

Черный, красный, золотой.

Кто привез товар такой? (Хохлома)

*****  

- Ребята, о чем все загадки? (ответы детей: о народном творчестве). Совершенно верно, сегодня мы будем говорить о народном творчестве, итак тема урока «Народные художественные промыслы».                                                                                                                                                          

Для начала давайте проверим ваши знания в игре «Исключи лишнее». На слайде презентации представлены картинки с изображением народных художественных промыслов и картинки, к ним не относящиеся. Выберите только те картинки, которые изображают народные художественные промыслы.

Игра «Исключи лишнее»

Картинки с изображениями: матрешка, вязание на спицах, дымковская игрушка; жостовские  подносы, палех, валенки, гжель, выжигание по дереву (ответы детей: лишние картинки-валенки и вязание на спицах).

А сейчас давайте познакомимся с каждым видом народного художественного промысла.

1.Хохломская роспись и семеновская матрешка (демонстрация хохломской росписи и семеновской матрешки на слайде)                                                                            

Родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным и золотым цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицырыбы и звери. Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов (по названию города матрёшка называется семёновской). Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров.

- Для полного представления  просмотрим видеоролик «Хохлома» и «Хохломская роспись».

                           

                 Физкультурная минутка «Матрешки» (под музыку)

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки                              (Хлопки перед собой)

На ногах сапожки                                 (Поочередно топаем ногами)

Топают матрешки           

Влево, вправо наклонись,                    (Наклоны влево - вправо)  

Всем знакомым поклонись.                 (Наклоны головы влево – вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки                               (Хлопки перед собой)

На ногах сапожки                                  (Поочередно топаем ногами)

Топают матрешки                  

2. Гжель  (демонстрация гжели на слайде)                                                                                                                                    

Гжель — один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, -  это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы. Мастера посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью.                                                                                                                            

– Для полного представления просмотрим мультфильм «Ода гжели».      

3. Палех (демонстрация палеха на слайде)                                                                                          

Есть и легенда: «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха — отсюда и пошло название Палех. В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. В 18 веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный впоследствии «палехскими письмами».  Современный Палех — один из признанных центров лаковой миниатюры.                                                         

4.Дымковская игрушка (демонстрация дымковской игрушки на слайде)                                                                                                                           

История дымковской игрушки насчитывает более четырехсот лет. Впервые этот народный промысел появился близ города Кирова в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов, местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной. По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это вылепленные из из глины,  фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей, петухов, коров и козлов. История дымковской росписи упоминает, что основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. В оформлении готовой игрушки используются самые яркие, даже контрастные цвета – красный, зеленый, желтый, синий, малиновый, голубой и другие, а также позолота.                                                                  

5. Филимоновская игрушка (демонстрация филимоновской игрушки на слайде)                        

Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области. Деревня находится около залежей хорошей глины.  Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки здесь не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце.                                                                                                                               

6. Каргопольская игрушка (демонстрация каргапольской игрушки на слайде)                                                 

Каргопóльская игру́шка — русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.  В деревнях Каргопольского уезда, сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом. Из остатков глины лепи игрушки:  глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных. Ранними и известными мастерами каргапольской игрушки считаются Иван и Екатерина Дружинины (работавшие в 1930-1940гг).                                                                                                                                                                                                                                                                                                

7. Жостовская роспись (демонстрация жостовской росписи на слайде)                                                                              

Жо́стовская ро́спись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Московской области. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи -  цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др. Ведущие художники жостовского промысла — А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов, Е. П. Лапшин.                                        

- Для полного представления просмотрим видео мастер-класс «Жостовская роспись».                                              

8. Богородская резьба (демонстрация богородской резьбы на слайде)                                                                                  

Богородская резьба, богородская игрушка - русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское (Сергиев-Посадский район Московской области). Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»). Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. Эта игрушка, возраст которой превышает 300 лет. «Кузнецы» стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. Игрушка «Курочки», очень похожая по принципу работы на «Кузнецов», -  тоже долгожитель: ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой «потехе» с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки. Известные мастера этого промысла: Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин, М. Ф. Баринов.                                                                                                                                                              

– Ребята, вы были очень внимательны, а сейчас я вам предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику и перейти к раскраске «Народные художественные промыслы».

                                           Пальчиковая гимнастика.                                                                                                           

Вот помощники мои,
Их как хочешь, поверни.
По дороге белой, гладкой,
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок,
Скачет резвый табунок.
(Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев)

Работа учащихся с раскраской «Народные художественные промыслы». Раскрашивая миниатюры, помните о цветах, которые используют мастера при росписи.    

III. Закрепление.                                                                                                                                                                                              

Какие виды народных художественных промыслов вы знаете?                                                                                                    

- Что такое хохлома? Палех? Жостово?                                                                                                                              

- Почему мы гордимся произведениями мастеров народного промысла?                                                                                                                                                             

IV. Итоги урока.                                                                                                                                      

Наш урок был, просто класс!!! Много нового узнали! Мастерам воздали славу!                                                    

Что ж теперь домой пойдем. Что узнали, не забудем, долго-долго помнить будем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народные художественные промыслы Игровая экология 1-2 класс

Слайд 2

***** Тук – тук, щёлк – щёлк Медведь, мужик, коза и волк… «Кузнецы» Деревянные игрушки: И медведи, и старушки - То сидят, а то спешат, Ребятишек всех смешат. - Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам разгадать загадки, а ваши ответы подскажут тему нашего урока.

Слайд 3

***** Веселая белая глина, Кружочки, полоски на ней. Козлы и барашки смешные, Табун разноцветных коней, Кормилицы и водоноски, И всадники, и ребятня, Собачки, гусары и рыбки. А ну назовите меня. ***** Ах! Эти барышни Всех на свете краше, А весельчаки – гуляки Кавалеры наши.

Слайд 4

***** Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек, Упирается в бока. А внутри секреты есть: Может – три, а может, шесть. Разрумянилась немножко. Это русская …

Слайд 5

***** Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. ***** Сине-голубые розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, каждый удивится. Чудо на фарфоре - синяя купель. Это называется просто – роспись ….

Слайд 6

Листочки, ягодки, цветочки, Стебелек , завиток, Здесь хозяева три цвета: Черный, красный, золотой. Кто привез товар такой?

Слайд 7

Игра «Найди лишнее»

Слайд 8

Хохлома́ - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в п. Кавернино Нижегородской области. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным и золотым цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери. Хохломская роспись

Слайд 9

Хохлома в современном мире

Слайд 10

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов (по названию города матрёшка называется семёновской). Соседство с Хохломой во многом определяет своеобразие росписи семёновской матрёшки. Основой композиции в росписи семёновской матрёшки, считается фартук, на котором изображён букет пышных цветов. В манере исполнения этого букета и просматриваются приёмы росписи древнерусских мастеров. Семеновская матрешка

Слайд 11

Хлопают в ладошки Дружные матрешки ( Хлопки перед собой) На ногах сапожки ( Поочередно топаем ногами) Топают матрешки Влево, вправо наклонись, ( Наклоны влево - вправо) Всем знакомым поклонись. ( Наклоны головы влево – вправо) Девчонки озорные, Матрешки расписные. Хлопают в ладошки Дружные матрешки ( Хлопки перед собой) На ногах сапожки ( Поочередно топаем ногами) Топают матрешки Физкультурная минутка «Матрешки» (под музыку)

Слайд 12

Гжель - один из традиционных российских центров производства керамики. Более широкое значение названия «Гжель», являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, - это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в «Гжельский куст». «Гжельский куст» расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы. Мастера посуду жгут, обжигают, отсюда всё производство названо жгелью. Гжель

Слайд 13

Гжель в современном мире

Слайд 14

Есть и легенда: «Палех возник в те буйные годы глубокой древности, когда на Владимиро-Суздальскую Русь шли несметные татарские полчища. В глухие леса и болота бежало разорённое население и уносило с собой иконы. Татары жгли леса, была великая палиха - отсюда и пошло название Палех. В 16–17 вв. в селе зарождалось различное ремесло. К этому периоду относится начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе. Современный Палех - один из признанных центров лаковой миниатюры. Палех

Слайд 15

Впервые этот народный промысел появился близ города Кирова в небольшой слободе Дымково. Яркие фигурки из глины, расписанной красками сочных солнечных цветов, местные крестьяне лепили к празднику Вятской Свистуньи, который традиционно отмечался весной. По форме и виду дымковские игрушки довольно разнообразны. Как правило, это фигурки кавалеров и барышень, медведей, лошадей, петухов, коров и козлов. Основной элемент росписи – геометрические узоры, зигзаги, круги, полоски, волнистые линии, круглые пятна, точки и клетка. Дымковская игрушка

Слайд 16

Филимоновские игрушки родились в селе Филимонове Тульской области . Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки. В основном же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8 лет девочки начинали лепить "свистушки". Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается мастерская керамических игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800 С) и расписывают анилиновыми красками гусиным пером . Филимоновская игрушка

Слайд 17

Филимоновская игрушка

Слайд 18

Каргопóльская игру́шка - русский художественный промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, крынок, мисок. Участвовала вся семья: мужчины, женщины и дети. Каргопольская посуда пользовалась спросом. Из остатков глины лепили игрушки: глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных. Ранними и известными мастерами каргапольской игрушки считаются Иван и Екатерина Дружинины (работавшие в 1930-1940гг). Каргопольская игрушка

Слайд 19

Жо́стовская ро́спись - народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Московской области. Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По форме подносы бывают круглые, прямоугольные, овальные и др. Ведущие художники жостовского промысла - А. И. Лезнов, И. С. Леонтьев, Д. С. Кледов, Н. П. Антипов. Жостовская роспись

Слайд 20

Богородская резьба - русский народный промысел, состоящий в изготовлении резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Его центром является посёлок Богородское Московской области. Богородская резьба выполняется при помощи специального «богородского» ножа («щучка»). Одной из отличительных черт промысла всегда являлось изготовление движущихся игрушек. Наиболее известна игрушка «Кузнецы», обычно изображающая мужика и медведя, которые поочерёдно бьют по наковальне. «Кузнецы» стали символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. Известные мастера этого промысла: Ф. С. Балаев, А. Г. Чушкин, В. С. Зинин, И. К. Стулов, М. А. Пронин. Богородская резьба

Слайд 21

Вот помощники мои, Их как хочешь, поверни. По дороге белой, гладкой, Скачут пальцы, как лошадки. Чок-чок-чок , чок-чок-чок , Скачет резвый табунок. (Руки на столе, ладонями вниз. Поочередное продвижение вперед то левой, то правой рукой с одновременным сгибанием и разгибанием пальцев) Пальчиковая гимнастика

Слайд 22

«Народные промыслы» работа с раскраской

Слайд 23

- Какие виды народных художественных промыслов вы знаете? - Что такое хохлома? Палех? Жостово? - Почему мы гордимся произведениями мастеров народного промысла? Повторим?

Слайд 24

Наш урок был, просто класс!!! Много нового узнали! Мастерам воздали славу! Что ж теперь домой пойдем. Что узнали, не забудем, Долго-долго помнить будем. Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские художественные промыслы

Учебный материал, который можно использовать как во время уроков, так и во внеклассной работе....

Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России"

Урок-проект (ИЗО и художественный труд) в 1-м классе "Декоративная роспись художественных промыслов России" ...

Народная художественная культура

Программа для начальной школы по курсу народоведения...

Развитие общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа; воспитание эмоциональной отзывчивости, активному отношению к народным художественным традициям.

В данном материале представлены педагогические аспекты формирования общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа....

Художественные промыслы России

Урок ИЗО во 2 классе. Групповая форма работы....

Игра-путешествие для учащихся начальных классов о художественных промыслах

Путешествие за птицей счастья. Сценарий для младших школьников...

Народные художественные промыслы России

В презентации представлен обзор следующих народных художественных промыслов России:Богородская игрушка.Дымковская игрушка.Мазыкская (шуйская) игрушка.Филимоновская игрушкаГжельская роспись.Городецкая ...