Конспект урока ИЗО в 3 классе по теме "Приемы исполнения орнаментов и выполнение эскизов украшения посуды из дерева и глины в традициях народных художественных промыслов Хохломы."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Фомина Юлия Алексеевна

Данный конспект - технологическая карта поможет вам в собственных разработках уроков по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_izo_v_3_klasse.docx32.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Класс: 3

Тема: Приемы исполнения орнаментов и выполнение эскизов украшения посуды из дерева и глины в традициях народных художественных промыслов Хохломы.

Цель: познакомить с одним из самых знаменитых русских народных художественных промыслов – Хохломской росписью.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить учащихся с новым понятием: хохломская роспись; рассказать об истории возникновения хохломской росписи; изучить этапы данной росписи;
  • Развивающие: способствовать развитию творческой фантазии; мелкой моторики рук, живописных навыков и умений; способствовать развитию умения составлять орнаменты в стиле хохломской росписи.
  • Воспитывающие: воспитывать интерес, уважение и любовь к народному искусству и к культурному наследию России.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • Развитие интереса к изучению культурного наследия России.
  • Воспитание уважения к труду мастеров народного искусства.
  • Формирование эстетического вкуса через знакомство с народными промыслами.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

  • Умение планировать свою деятельность на уроке.
  • Способность оценивать результаты своей работы и работы одноклассников.
  • Корректировка действий на основе полученных рекомендаций.

Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):

  • Овладение приемами анализа произведений декоративно-прикладного искусства.
  • Развитие умения находить общие черты и различия в различных видах народного искусства.
  • Применение знаний о традиционных орнаментах для создания собственных эскизов.

Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):

  • Умение выражать свои мысли устно и письменно.
  • Навык работы в группе, взаимопомощь и сотрудничество.
  • Развитие культуры общения и уважительного отношения к мнениям других людей.

Предметные результаты:

  • Знание особенностей хохломской росписи (цветовая гамма, основные элементы орнамента).
  • Умение составлять орнаментальные композиции в стиле хохломы.
  • Владение основными приемами исполнения орнаментов на посуде из дерева и глины.
  • Практические навыки выполнения эскизов декоративных украшений в традициях народных художественных промыслов.

Ожидаемые достижения учащихся:

По окончании урока ученики смогут:

  • Назвать основные характеристики хохломской росписи.
  • Самостоятельно составить орнаментальную композицию в стиле хохломы.
  • Создать эскиз украшения посуды с использованием характерных элементов хохломского орнамента.
  • Аргументированно обсуждать и оценивать работы одноклассников, опираясь на полученные знания.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Меня зовут ….. Сегодня я проведу у вас урок  изобразительного искусства.

Давайте сядем правильно: руки лежат на парте, ноги стоят ровно на полу, а спина прикасается к спинке стула.

Проверьте свою готовность к уроку: у вас на партах должны лежать альбомы, краски, кисти, карандаш, ластик.

Дети приветствуют учителя, садятся правильно, проверяют готовность к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока

Ребята, а чтобы узнать, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке, я предлагаю разгадать шифр: уберите все англ. буквы, останутся русские – это и будет темой нашего урока? Воспользуйтесь чистыми листами для записи своих мыслей.

ШИФР – Хjdохchлоkdмаkb.

Верно, тема нашего урока - Хохлома. Изображение основных элементов народного промысла.

Как вы думаете, какова цель нашего урока? Обратите внимание на слайд, соберите из разбросанных слов предложение - цель урока.

Цель урока: научиться изображать основные элементы хохломской росписи.

3. Беседа с демонстрацией и анализом произведений ДПИ

  1. Организация пространства:
  • Учитель размещает на доске или экране изображение типичного изделия хохломской росписи (например, деревянную ложку или чашу). Это может быть фотография, репродукция или реальный предмет, если таковой имеется в наличии.
  1. Начало беседы:
  • Учитель привлекает внимание учеников к изображению, задавая вопрос: "Что вы видите на этой картинке?" или "Какие предметы вы узнаете?" (Это деревянная ложка/чаша/тарелка; на ней нарисованы цветы, ягоды и листья)
  • Далее учитель подводит к обсуждению основных элементов хохломской росписи: "Обратите внимание на цвета и узоры (Узоры выглядят золотыми на черном фоне. Похоже на хохломскую роспись).
  • Какие цвета используются в хохломской росписи? Что общего между этими элементами? (Основные цвета — черный, золотой, красный и зеленый. Черный фон создает контраст, а золотые узоры делают изделие ярким. Все элементы узора связаны с природой: ягоды, листья, цветы. Элементы повторяются, создавая ритм и симметрию).
  1. Анализ произведения:

Учитель направляет обсуждение, обращая внимание на ключевые моменты:

  • Цветовая палитра: черный фон, золотистые и красные узоры.
  • Основные элементы: ягодки, листочки, цветы.
  • Симметрия и ритм в расположении узоров.
  • Технические приемы: плавные линии, тонкая прорисовка деталей.

Пример вопросов для обсуждения:

  • Почему в хохломской росписи используется черный фон? (Черный фон делает узор более заметным и выразительным. Он создает контраст, который подчеркивает золотые и красные элементы. Черный цвет придает изделию солидность и элегантность)
  • Какую роль играют золотые элементы? (Золотые элементы символизируют богатство и роскошь. Они привлекают внимание и делают изделие праздничным. Золотой цвет напоминает солнечные лучи, создавая ощущение тепла и света).
  • Что символизирует растительная тематика? ("Растения символизируют природу и плодородие. Листья, ягоды и цветы напоминают о временах года и природных циклах. Природные мотивы показывают связь человека с окружающей средой).
  • Как вы думаете, почему мастера выбирают такие цвета и формы? (Мастера стараются передать красоту природы через яркие и насыщенные цвета. Симметричные и ритмичные формы создают ощущение порядка и гармонии. Традиционные цвета и формы сохраняют связь с историческим наследием и культурными корнями).

Происхождение хохломской росписи - Хохломская роспись зародилась в Нижегородской области, и она отражает связь человека с природой. Посмотрите, сколько здесь растительных мотивов!

ВЫВОД:

  • Учитель подводит итоги обсуждения, подчеркивая главные особенности хохломской росписи:
  • Черный фон и золото создают ощущение богатства и торжественности.
  • Растительные мотивы передают близость к природе и гармонии.
  • Симметричность и ритмичность придают изделию законченность и красоту.

3. ОНЗ

4.  Закрепление нового материала

5. Физминутка

Ребята, давайте с вами проведем небольшую разминку – физминутку.

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево) 

Наше чудо — дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) 

Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой) 

Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) 

Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой) 

Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой) 

Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) 

Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо — влево) 

Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)

6.  Практическая работа

7. Подведение итогов

8. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народные художественные промыслы"

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на ...

Конспект урока технологии 1 класс. Орнамент.

На данном уроке дети украшают орнаментом рушник.Основная цель урока: создание условий для формирования действий по согласованию усилий в процессе украшения рушника....

Конспект урока и презентация по ИЗО "Выражение намерений человека через форму и украшения. Сказочный флот." во 2 классе по программе Школа России.

Конспект урока и презентация по ИЗО "Выражение намерений человека через форму и украшения. Сказочный флот." во 2 классе по программе Школа России....

Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" : Растительный орнамент

Предмет: ИзоКласс: 2 «г»Тема урока: Растительный орнамент.Цели урока: Расширить представление об искусстве орнамента. Иметь понятие о растительном орнаменте. Знать, что такое элемент орнамента.Тип уро...

КОНСПЕКТ УРОКА В 4 классе (1V четверть) на тему: «Все народы воспевают материнство» по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Задачи: -обобщить представления детей об общечеловеческих ценностях и отражении их в искусстве;- формирование нравственно-эстетической отзывчивости, активного интереса к жизни; закрепление навыков изо...

Народные художественные промыслы России

В презентации представлен обзор следующих народных художественных промыслов России:Богородская игрушка.Дымковская игрушка.Мазыкская (шуйская) игрушка.Филимоновская игрушкаГжельская роспись.Городецкая ...

Конспект урока ИЗО 3 класс "Хохлома"

Цель: Рисование элементов хохломской росписи на шаблонах посуды. Узор «Клубничка». Понятие фоновой росписи....