Конспект урока технологии 1 класс. Орнамент.
план-конспект урока по технологии (1 класс) на тему

Хрусталёва Наталья Викторовна

На данном уроке дети украшают орнаментом рушник.

Основная цель урока: создание условий для формирования действий по согласованию усилий в процессе украшения рушника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_tehnologii._1_klass._ornament.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока технологии.

Информационная карта урока

УМК «Школа России»

Класс: 1в класс

Учитель: Хрусталёва Наталья Викторовна

Урок: технология

Тема урока: Орнамент.

Цель: создание условий для формирования действий по согласованию усилий в процессе  украшения  рушника

Задачи:

1.Развитие образного мышления, пространственных представлений, творческого потенциала ребёнка.

 2. Украсить рушник так, чтобы две его половины были одинаковыми, подобрать орнамент и выполнить работу в паре.

3. Закрепить полученные знания на практике, выполняя упражнения и практические задания.      

Оборудование: презентация к уроку, проектор, компьютер,  демонстрационные образцы

орнаментов.

Материалы: шаблон половины рушника, квадраты для составления орнамента, клеенка, клей, тряпочка для рук, фломастеры черного и красного цветов.

Работа ведётся в парах.

  • Познавательные  учебные действия
  1. Выполнять универсальные логические действия:

- выполнять анализ (выделение признаков);

- производить синтез;

- выбирать основания для сравнения, классификации;

- устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;

- выстраивать логическую цепь рассуждений.

  1. Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

  • Регулятивные учебные  действия

      1.   Составлять план выполнения творческой  задачи;

      2.   Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,            

            исправлять ошибки;

      3.   Учиться определять степень успешности выполнения своей работы,   давать оценку работе.

  • Коммуникативные действия
  1. Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и     диалогической речи;
  2. При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться подтверждать аргументы фактами;
  3. Учиться критично относиться к собственному мнению;
  4. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить своё мнение;
  5. Учиться организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли, договариваться, согласовывать свои интересы и взгляды с другими;

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Готовность к саморазвитию;
  • Формирование мотивации к учению и познанию.

Метапредметные:

  • УУД – основа умения учиться.

Предметные:

  • Учебная деятельность по получению новых знаний;
  • Преобразование и применение новых знаний.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Комплексное повторение с элементами актуализации изученного
  3. Постановка учебной проблемы, планирование деятельности.

      4. Поиск решения (открытие нового знания).

      5. Развитие умений – применение нового знания.

      6. Проверка по образцу. Самооценка по алгоритму.

           Физкультминутка под музыку.

      7. Творческая практическая деятельность учащихся.

      8. Итог урока. Организация выставки. Рефлексия.

Уровни оценивания работы в паре:

Низкий: в узорах преобладают явные различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.

Средний: сходство частичное – отдельные признаки совпадают, но имеют и заметные различия.

Высокий: половинки рушника украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети работают с удовольствием, активно обсуждают варианты, сравнивают способы действия и координируют их. Строят совместное действие и следят за реализацией принятого замысла.  

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Комплексное повторение с элементами актуализации изученного.

- С какими материалами учились работать на уроках технологии?

- Вспомните, на одном из уроков работы с бумагой мы выполняли изделие «Закладка». Чем мы ее украшали?

- Что можно украшать орнаментом помимо закладок? (посуду, одежду).

III. Постановка учебной проблемы, планирование деятельности.

- Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься? Сформулируйте тему нашего урока.

(Орнамент. Как украсить орнаментом вещь?)

Для того, чтобы ответить на главный вопрос сегодняшнего урока, нам необходимо поставить перед собой и решить несколько задач:

?

(Вспомнить, что такое орнамент, и какие бывают орнаменты).

(Выполнить орнамент по образцу)

   (Составить орнамент самостоятельно)

       

IV. Поиск решения (открытие нового знания)

               

  Информация для учителя.

Орнамент — это особый вид художественного творчества, который не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь. В далеком прошлом орнаменты несли в себе символический и магический смысл. Древний человек «зашифровывал» в орнаменте свои представления об устройстве мира. Например, круг обозначал солнце, квадрат — землю, треугольник — горы,  спираль — развитие, движение. Сначала орнаментом покрывались скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов. Эти изображения как бы оберегали своих обладателей от различных несчастий. Постепенно эти знаки-символы превратились в узоры, которыми стали украшать разные изделия. Именно из орнамента появилась пиктография, из которой потом родилась письменность.

Давайте прочитаем определение  орнамента. (Слайд № 2)

 –  Из каких деталей (частей) может состоять узор? (Ответы детей).

–  Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы из точек, палочек, линий получился узор? (Ответы детей).

– Да! Нужно несколько раз повторить эти детали, соблюдая определённую последовательность.

– Уже с давних времен люди украшали узорами оружие, дома, посуду, здания

 (Слайд № 3).

Кто же придумывал эти узоры? Откуда древние мастера их «срисовывали»?

– У кого-нибудь есть какие-то догадки по этому вопросу?

– Конечно, помогала древним художникам сама природа. Дело в том, что древние люди были очень наблюдательными и умели разглядеть красивые узоры в окружавших их растениях, окраске животных, птиц и насекомых. А потом переносили увиденное на свои изделия. На глиняную посуду узоры наносились различными палочками, на каменные вещи – костяными или каменными орудиями труда. Дело это было непростое, в процессе работы детали узоров как бы упрощались. Так постепенно рождался орнамент.

– Кто из вас замечал какие-нибудь узоры в природе? У каких животных, птиц, насекомых окраска напоминает узор? (Ответы детей: бабочки, змеи, павлин, жираф и т. п.)

(Слайд № 4).

– Латинское слово орнамент в переводе на русский язык обозначает «украшение».

Раньше на Руси вместо слова орнамент говорили «узорочье».

Сейчас орнаментом называют узор, в котором повторяется одинаковый рисунок.

– В самых древних орнаментах повторяются простые линии, точки, треугольники, круги, квадраты. Такие орнаменты называют геометрическими.

(Слайд № 5).

- Сейчас художники используют для создания орнамента разные мотивы. Растительные мотивы - это стилизованные листья, цветы, плоды, и животные мотивы - это стилизованные фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

(Слайд № 6)

V. Развитие умений – применение нового знания.

(Слайд № 7).

- Внимательно посмотрите на примеры на доску и ответьте на вопрос, можем ли мы данные узоры назвать орнаментом?

- Какие виды орнаментов мы видим на рисунке?

- Посмотрите еще раз на те задачи, которые сегодня перед нами стоят? Можем ли мы сказать, что с решением первой задачи мы справились? Тогда я убираю первый кружок.

- Любую простую вещь можно сделать неповторимой, украсив её орнаментом.

- Какую вещь мы сегодня будем украшать, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Говорит дорожка —
Два вышитых конца:
Помылься хоть немножко,
Чернила смой с лица! —
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня! (Полотенце)

А как называется вышитое полотенце, на котором на Руси подносили хлеб?

-Проверим, правы ли вы?  (Слайд № 8)

- Посмотрите внимательно на орнамент. Какую особенность вы заметили? (Орнамент с двух сторон одинаковый).

Давайте положим перед собой заготовки. У каждого только половинка рушника. Вторая половинка у вашего соседа по парте. Наше полотенце пока не очень нарядное. Посмотрите, какую половинку рушника я вам принесла. Его создал Мастер Украшения.

- Сколько полосок с орнаментом вы видите? Пора нам приступить к решению второй задачи. Сейчас все мы станем Мастерами Украшения.

- Найдите первую полоску с орнаментом?  Где она: сверху или снизу? Что надо сделать, чтобы узор стал нарядным? (раскрасить).

(Работа по образцу)

- Найдите вторую полоску с орнаментом? Кто догадался, какое задание я предлагаю вам выполнить? (Продолжить орнамент самостоятельно).

VI. Проверка по образцу. Самооценка по алгоритму.

- Какое было задание?

- Смог выполнить?

- Правильно или с ошибкой?

- Сам или с помощью?

-Мы справились со второй задачей? (Убираем второй кружок)

Физкультминутка.

VII. Творческая практическая деятельность учащихся.

Еще раз обратите внимание на то, у каждого из вас всего половинка рушника. Следующая наша задача продолжить украшать рушник, но сделать это надо так, чтобы ваши половинки составили одно полотенце, т.е. узор на них должен быть одинаковым. Что нужно сделать? (Договориться)

:

  • Правильно расположить предметы на столе;
  • Выбрать орнамент;
  • Приклеить выбранные фигурки на свою половинку рушника;
  • На каждом этапе контролировать работу в паре.
  • По окончании работы пара поднимает руки вместе

Выполнение учебной задачи.

(Индивидуальная помощь учителя)

- Какая последняя задача стояла на уроке? Мы справились с ней? (Убираем последний кружок)

VIII. Итог урока. Организация выставки. Рефлексия.

- Можете ли вы назвать тему урока?

- Какой бывает орнамент?

- Выполнили ли мы поставленные перед нами задачи?

-  Если вы остались довольны своей работой на уроке, похлопайте в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока технологии .Тема урока: технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелек»

Тема урока: технология выполнения строчки косых стежков. Изделие: «Кошелек»...

Конспект урока технологии «Виды швов в ручной вышивке, технология выполнения», 3 класс

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока технологии на тему «Технология использования воздуха». Изделие: «воздушный змей»» (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цели деятельности учителя:усвоение технологии использования воздуха в конструировании;развитие творческого мышления и аккуратности;воспитание интереса к материалу урока.Планируемые результатыПредметны...

Конспект урока по ИЗО - Орнамент.

Урок изобразительного искусства по теме "Орнамент"...

Конспект урока технологии 2 класс " Технология выполнения строчки косых стежков. Изделие- чехол для телефона"

Цели деятельности учителя: изготовление модели чехла для телефона из фетра с помощью строчки косых стежков, закрепление навыка создания выкройки.Планируемые результатыПредметные:Знать: этапы выполнени...

Конспект урока технологии "Орнамент в полосе. Для чего он нужен?" 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Орнамент в полосе. Для чего он нужен? »Изделие: Аппликация «Закладка» Цели деятельности учителя: Ознакомление с понятием орнамент; форми...

Конспект урока на тему "Орнамент"

Конспект урока на тему "Орнамент"...