"Юный патриот"
рабочая программа (1 класс) на тему

Дрозд Татьяна Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе "Юный патриот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_patriot.docx40.28 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Юный патриот»

учителя начальных классов

Дрозд Татьяны Николаевны

первой квалификационной категории

1 класс

                   

                                                               г. Бийск

                                              2012 - 2013 учебный год


СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Название раздела

Стр.

1

Пояснительная записка

3

2

Содержание тем учебного курса

4-8

3

Календарно – тематическое планирование

9

4

Результаты изучения курса

10

5

Перечень учебно-методического обеспечения

11

6

Список литературы (основной и дополнительной)

12


Пояснительная записка

        Рабочая программа к курсу «Юный патриот» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

        Рабочая программа «Юный патриот» реализует военно - патриотическое направление внеурочной деятельности.

Назначение программы:

  1. для обучающихся программа по внеурочной деятельности обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  2. для педагогических работников МОУ «СОШ № 34» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  3. для администрации МОУ «СОШ № 34» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.

Категория обучающихся: учащиеся 1 «б», 1«г» классов  МБОУ « СОШ № 34».

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 33 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 час в неделю.

Начальная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Курс «Юный патриот» носит личностно ориентированный характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

Ведущей задачей курса является воспитание патриотических чувств: любви к своему городу, к своей Родине, её историческому прошлому и традициям; формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

На этой основе у ребенка развивается чувство сопричастности к  жизни общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность, патриотизм.

При этом средствами курса целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью курса является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

Содержание тем учебного курса

Раздел «Я – гражданин» (9ч)

Занятие 1-3

Тема: Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.

Содержание: Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.

Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.

Занятие 4

Тема: Родной край – частица России. Символика.

Цель: вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Содержание: Алтайский край. Достопримечательности края. Люди и их занятия.

Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот.

Занятие 5

Тема: Мой родной город.

Цель: познакомить с историей основания города Бийска.

Содержание: Основание города. Город Бийск в наши дни. Мы о городе стихами говорим.

Понятия: достопримечательность.

Занятие 6

Тема: Экскурсия «Наша улица».

Цель: познакомить с историей образования улиц родного города, развивать логическое мышление.

Содержание: Знакомство с улицами родного города. История названий улиц. Правила поведения на улице.

Понятия: улица, дом.

Занятие 7

Тема: Я - ученик.

Цель: познакомить с традициями школы, её символикой (герб, флаг, гимн), правилами поведения и обязанностями школьников; воспитывать чувство причастности к коллективу школы, её традициям; развивать желание поддерживать традиции школы и приумножать их.

Содержание: Я – ученик. Традиции школы. Символика школы. Правила поведения и обязанности школьника.

Понятия: ученик, традиция.

Занятие 8

Тема:  Родной дом и семья.

Цель: формирование понятия «я – сын (дочь)»; учить быть внимательными к близким людям, помогать им, поддерживать в трудную минуту; воспитывать чувство ответственности за честь семьи.

Содержание: Родной дом и семья. Члены семьи. Родословная. Внимательные и заботливые отношения в семье. Труд и отдых в семье.

Понятие: семья, родословная, труд, отдых.

Занятие 9

Тема: Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут.

Цель: познакомить с традиционными народными праздниками России, формировать понятия «семейный праздник» и «семейная традиция»; развивать речевые умения.

Содержание: Народные праздники России (Рождество, Масленица, Троица). Русские народные песни и игры. Государственные праздники. Праздники в моей семье.

Практическая работа: разучивание народных игр и песен.

Понятия: семейная традиция, праздник.

Раздел «Живые страницы прошлого» (7 ч)

Занятие 10

Тема: Как жили наши предки славяне.

Цель: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.

Содержание: Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.

Понятия: предки, друг, заповедь.

Занятие 11

Тема: Богатырская наша сила.

Цель: познакомить с народными сказаниями о русских богатырях и их воинской доблести; воспитывать чувство ответственности за свою Родину, чести и бескорыстия на примере исторических героев; развивать речевые умения.

Содержание: Сказания и былины о богатырях. Оружие богатырей. Что такое богатырская сила. Знакомство с творчеством художника В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

Понятия: былины и сказания, богатырь, защитник, честь, долг, бескорыстие.

Занятие 12

Тема: Русские героические сказки.

Цель: развивать интерес к историческому прошлому своей страны через приобщение к устному народному творчеству; на примере героев сказок воспитывать патриотические чувства долга, чести и любви к Родине.

Содержание: Устное народное творчество. Русские героические сказки. Кого называют героем. Какими качествами обладает патриот.

Понятия: герой, патриот.

Занятие 13

Тема: Русский солдат сам черт ему не брат.

Цель: рассказать о непобедимости русского солдата, познакомить с понятием «дисциплина»; воспитывать потребность в самовоспитании.

Содержание: Доблесть русского солдата. Солдаты прошлого и настоящего. Что такое сила воли и духа. Образ русского солдата в устном народном творчестве (сказки, песни, пословицы и поговорки).

Понятия: оплот Родины, солдат, дисциплина, сила воли.

Занятие 14

Тема: Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.

Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом; познакомить с историей названия родного села Александровского.

Содержание: Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом. История названия села Александровского.

Понятия: полководец, святой.

Занятие 15

Тема: Русские полководцы. А.В. Суворов.

Цель: создать целостный, но противоречивый образ А.В. Суворова, познакомить с его ролью в образовании села Александровского; воспитывать потребность в укреплении духовного и физического здоровья.

Содержание: Образ полководца А.В. Суворова. Суворов и русский солдат. Наука побеждать. Суворовские училища. Суворов в селе Александровском.

Понятия: сила духа, здоровье.

Занятие 16

Тема: Военные забавы юного Петра.

Цель: познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.

Содержание: Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.

Понятия: армия, флот.

Раздел «Прошлое рядом» (14 ч)

Занятие 17-20

Тема: Путешествие по городам – героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск).

Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны  и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.

Содержание: Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.

Понятия: город – герой, защитник.

Занятие 21

Тема: Город в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в Краеведческий музей (исторический отдел).

Цель: расширить знания учащихся об истории родного города в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.

Содержание: Город в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои. Посещение краеведческого музея.

Понятия: война, подвиг, награда.

Занятие 22

Тема: История школы.

Цель: познакомить с героями погибшим в годы войны

Понятия: памятник, память.

Занятие 23

Тема: День защитника Отечества.

Цель: познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.

Содержание: Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.

Понятия: военный, Отечество.

Занятие 24

Тема: Проект «Военная летопись нашей семьи».

Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений.

Содержание: Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.

Понятия: летопись, династия.

Занятие 25

Тема: Дети войны.

Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.

Содержание: Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.

Понятие: дети войны.

Занятие 26

Тема: День космонавтики.

Цель: дать представление об освоении космического пространства; познакомить с первыми покорителями космоса С.П. Королёвым и Ю.А. Гагариным; воспитывать чувство гордости за достижения русских ученых и испытателей в освоении космического пространства.

Содержание: Ученые - покорители космоса К.Э. Циолковский и С.П. Королев. Первый космонавт Юрий Гагарин. Современный космос на благо людей.

Понятия: космос, космонавт, ученый.

Занятие 27

Тема: День Победы.

Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.

Содержание: День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.

Понятия: ветеран, поклонение.

Занятие 28

Тема: Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

Цель: знакомство с творчеством поэтов, отразивших в произведениях героическое прошлое родной страны, и творчеством поэтов - односельчан; развивать речевые умения.

Содержание: Великая Отечественная война в творчестве поэтов.

Занятие 29

Тема: Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия.

Цель: формировать стремление быть похожими на героев войны и участников боевых действий; развитие интереса к судьбам горожан.

Содержание: Участники боевых действий. Мемориал Воинской славы. Вечный огонь.

Занятие 30

Тема: Экскурсия в библиотеку.

Цель: знакомство с библиотекой; привитие интереса к познанию окружающего мира через чтение книг.

Содержание: Библиотека – хранилище прошлого. Источник информации. Тематическая выставка книг. Правила поведения в библиотеке.

Понятия: библиотека, выставка, каталог.

Раздел «Заключение»  (3ч)

Занятие 31

Тема:  Конкурсно – игровая программа «Конкурс трех С».

Цель: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.

Содержание: Проведение спортивно – игровой программы «Конкурс трех С».

Занятие 32

Тема: Конкурс рисунков «Мы за Мир!».

Цель: формирование эмоциональной отзывчивости детей и умения передавать свои чувства в рисунке; развитие творческих умений детей и умения работать в группе.

Содержание: Дети за мир на планете.

Занятие 33

Тема: Что мы узнали и чему научились за год.

Цель: подвести итоги работы за весь курс.

Содержание: Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.


Календарно – тематическое планирование

«Юный патриот» 1 класс (33 ч)

(1 ч в неделю)

Тема занятия

1

Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России

2

Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России

3

Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России

4

Родной край – частица России. Символика

5

Мой родной город

6

Экскурсия «Наша улица»

7

Я - ученик

8

Родной дом и семья

9

Традиции семьи. Примечай будни, а праздники сами придут

10

Как жили наши предки славяне

11

Богатырская наша сила

12

Русские героические сказки

13

Русский солдат сам черт ему не брат

14

Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский

15

Русские полководцы. А.В. Суворов

16

Военные забавы юного Петра

17

Путешествие по городам – героям. Москва

18

Путешествие по городам – героям. Санкт-Петербург

19

Путешествие по городам – героям. Волгоград

20

Путешествие по городам – героям. Курск

21

Город в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в Краеведческий музей (исторический отдел)

22

История школы

23

День защитника Отечества

24

Проект «Военная летопись нашей семьи»

25

Дети войны

26

День космонавтики

27

День Победы

28

Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы»

29

Встреча с участниками боевых действий. Экскурсия

30

Экскурсия в библиотеку

31

Конкурсно – игровая программа «Конкурс трех С»

32

Конкурс рисунков «Мы за Мир!»

33

Что мы узнали и чему научились за год


Результаты изучения курса

Личностными результатами изучения курса  в 1-м классе является формирование следующих умений:

  1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  2. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  2. Проговаривать последовательность действий.
  3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
  5. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  5. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Читать и пересказывать текст.
  4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  5. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты

Учащийся будет знать:

  1. название страны, региона, где живет учащийся, родного города;
  2. символику страны, края, города, школы;
  3. государственные праздники;
  4. имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.

Учащийся будет уметь:

  1. описывать изученные события истории Отечества;
  2. оценивать поступки других с позиции добра и зла;
  3. уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
  4. поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Перечень учебно-методического обеспечения 

        Методические пособия:

  1. Плакаты с символами страны, края, города, школы
  2. Портреты великих полководцев
  3. Фотографии городов - героев

        Оборудование и приборы:

  1. компьютер
  2. магнитофон

        


Список литературы (основной и дополнительной)

Список литературы для учителя:

  1. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
  2. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
  3. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
  4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! -  М.: «ВАКО», 2006.
  5. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
  6. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Список литературы для учеников:

  1. Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Худож. лит.,  2003.
  2. Серия книг «История России». – М: «Белый город», 2006.
  3. Я познаю мир: Дет. энцикл.:  История / Под общ. ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Юный патриот"

Через работу по программе «Юный патриот» реализуется духовно-нравственное направление образования школьников посредством различных форм организации, таких, как  классные часы, экскурсии в музеи, ...

Занятие кружка «Юный патриот» по теме «23 февраля – День защитника Отечества»

Занятие кружка  внеурочной деятельности по военно - патриотическому направлению....

Авторская программа «Юные патриоты»

Программа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся младших классов «Юные патриоты» отражает актуальную потребность нашего общества-воспитание  патриотизма и уважения к Родине. Программа ...

Программа внеурочной деятельности для начальной школы «Юный патриот»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития чувства патриотизма....

Планирование кружка "Юный патриот" для 2 класса

Развёрнутое планирование кружка "Юный патриот" для 2 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...