Именем святой Екатерины
методическая разработка по теме

Тимошенко Наталья Ивановна

 

Данный материал поможет учащимся совершить виртуальное путешествие по историческим местам, связанным с именем  Екатерины II в столице Кубани.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-piteshestvie.doc80.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt1 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32 Белоглинского района» Краснодарского края.

Опорный план-конспект урока в 5 классе.

Форма: урок – путешествие.

Тема: «Именем  Екатерины нереченный».

                                                           Учитель русского языка

                                                                                  и литературы

                                                                                 Тимошенко Н.И.

ст. Успенская, 2008г.

Цель: Совершить виртуальное путешествие по историческим местам, связанным с именем         Екатерины II в столице Кубани.

  Воспитывать дух патриотизма и любовь к родному краю, гордость за свое Отечество.

  Развивать культурный уровень учащихся, интеллектуальные способности.

Оборудование: портреты Екатерины II, слайды, эмблемы «Краснодар – Екатеринодар», листки с надписью «Краснодар» «Екатеринодар» для референдума, листки трех цветов:красного, желтого, синего- для рефлексии.

Ход урока.

 

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

1.Организационный

момент (1-2мин.)

 (Слайд 1)

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по историческим местам Кубани, связанным с именем Екатерины II.

А помогут нам сделать это путешествие более интересным наши экскурсоводы.

2.Вводная беседа.(6мин.) (Слайд 2,3)

-В начале путешествия давайте вспомним историю. Ребята, какое яркое для казаков событие произошло в1792году?










-Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой принцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов — герцогского по отцу и княжеского по матери. Имя Екатерина императрица получила при крещении по православному обычаю в 1744г. День 5 декабря (по старому стилю 25 ноября) принято считать в России днем именин Императрицы Екатерины II. Это имя императрица получила в честь Святой великомученицы Екатерины. –А почему  великомученица Екатерина была причислена к лику Святых?






















-30 июня 1792 году Екатерина II подписала указ, по которому Черноморскому войску передавалась во владение территория от Тамани до устья реки Лабы по правую сторону реки Кубани. Во второй половине 1793 года в Карасунском куте началось строительство войскового города Екатеринодара и крепости.

























1. -Святая Екатерина была дочерью правителя Александрии, обладала редкой красотой и умом.

Приняв святое крещение, Екатерина сподобилась увидеть Деву Марию с младенцем Иисусом. Господь ласково посмотрел на Екатерину и дал ей перстень. Когда видение окончилось, девушка увидела кольцо на своей руке. В то время в Александрию прибыл император Максимин (305–313) на языческое празднество, где в жертву приносились христиане. Екатерина, сострадая мученикам, вышла к правителю и исповедала ему свою веру.

Император приказал казнить святую.

3.Основной этап. А)Первая остановка - памятник Екатерине II. 6мин.)

(Слайд 4,5,6,7,8,9,10)

-Итак, наша первая остановка-памятник Екатерине II. Посмотрите, на высоком пьедестале возвышается величественная фигура Императрицы Екатерины II и ее верных помощников- князя Потемкина и казачьих старшин. Послушаем рассказ экскурсовода о личностных, деловых качествах императрицы – как политического деятеля и человека.














2. - Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.

Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.

3. - За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как "золотом веке" русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям.

Б) Вторая остановка - Свято-Екатерининский храм. (6мин.)

 (Слайд 11,12)

-Следующая остановка: Свято-Екатерининский храм. Храм - это символ православия. О том, как Екатерина относилась к религии, нам расскажет экскурсовод.







4 -Екатерина отличалась показной набожностью, считала себя главой и защитницей Русской православной церкви и умело использовала религию в своих политических интересах. Вера ее, по-видимому, была не слишком глубока. В духе времени она проповедовала веротерпимость. При ней было прекращено преследование старообрядцев, строились католические и протестантские церкви, мечети, однако по-прежнему переход из православия в иную веру жестоко наказывался.

Екатерина была убежденной противницей крепостного права, считая его антигуманным и противным самой природе человека. В ее бумагах сохранилось немало резких высказываний по этому поводу, а также рассуждений о различных вариантах ликвидации крепостничества. Однако сделать что-либо конкретное в этой области она не решалась из-за вполне обоснованной боязни дворянского бунта и очередного переворота. Вместе с тем Екатерина была убеждена в духовной неразвитости русских крестьян и потому в опасности предоставления им свободы, считая, что жизнь крестьян у заботливых помещиков достаточно благополучна.

В) Третья остановка – Свято-Екатерининская пустынь. (6мин.)

(Слайд 13,14,15)

-Следующая остановка Свято-Екатерининская пустынь. Послушаем, что нам расскажут экскурсоводы.

5. Предки черноморцев — запорожские казаки, вступая в  Сечь, вместе с обещанием защищать Веру, Отечество и народ давали обет безбрачия. На закате своих лет, устав от ратных подвигов, будучи без семьи, «кола и двора», уходили они доживать свой век да замаливать грехи в любимые монастыри: Киево-Межигорский или Самарский.

Поэтому сразу по переселении на Кубань, основали здесь казаки в 1794 году Екатерино-Лебяжью-Свято-Николаевскую мужскую пустынь «ради престарелых и раненых казаков, желающих воспользоваться спокойною в монашестве жизнью».

Строение и стены монастыря вознеслись на берегу Лебяжьего лимана. Монастырь постепенно строился и обустраивался на пожертвования казачества и многих кубанских жителей.

Вскоре Лебяжья пустынь стала крупным духовным и образовательным центром Черномории (многие кубанские священники вырастали и воспитывались при монастырской школе), приютом для больных и сирот; обзавелась обширными сельскохозяйственными угодьями и ремесленным производством.

Недаром известный кубанский историк Ф.А. Щербина написал о ней такие строки: «В монастырь ходили на богомолье, налагали здесь на себя искус, жертвовали деньгами и имуществом от избытка сердца, горели желанием угодить Богу и сделать добро людям безхитростные сердца казаков и казачек. Монастырь и его святыни давали им то, чего они искали здесь, действовали умиротворяющим образом на их настроение».


6. Черноморская войсковая во имя св. Марии Магдалины общежительная женская монашеская пустынь была основана стараниями генерала Г.А. Рашпиля и игуменьи монастыря Митрофаны.  22 июля 1846 года началось ходатайство Г.А. Рашпиля перед командующим войсками Кавказской линии и Черномории, который в свою очередь обратился к наместнику на Кавказе графу М.С. Воронцову. 11 декабря 1848 года государь-император Николай I утвердил положение об открытии женской войсковой обители.

Пустынь назвали в честь небесной покровительницы супруги атамана всех казачьих войск, государыни цесаревны и великой княгини Марии Александровны (будущей императрицы, жены Александра II), так как день начала ходатайства по православному календарю совпал с днем св. Марии Магдалины. И вскоре на левом берегу реки Кирпили, что между станицами Тимашевской и Роговской задымилось «молитвенное кадило Мариинской пустыни».

Г) Четвертая остановка – улица Екатерининская (ул. Мира), которая является одной из центральных улиц города. (6мин.)

(Слайд 16,17, 18,19)  

-А сейчас мы отправимся на улицу Екатерининскую (ул. Мира), которая является одной из центральных улиц города.

7. Улица Мира. Какой она была 70-80 лет назад? Вообразите, на рассвете вы приехали в Екатеринодар. Прошлись по перрону, через зал ожидания и очутились на улице. Перед вами – одно- и двухэтажные дома железнодорожников среди корявых дубов. Мощеная крупным булыжником улица с двумя рядами трамвайных рельсов ведет в центр города.

Вокруг бегают собаки, гребутся куры, гуляет свинья с поросятами. Улица крива, убога, сбегает к позеленевшему от плесени Карасунскому каналу, пересекающему ее поперек, с приземистыми хатами и турлучным духаном, где уже толпятся мужики. Затем дорога выбралась из низины и пошла вверх, с двух сторон огороженная длинными сплошными кирпичными заборами – слева пивной завод “Новая Бавария”, справа – Духовное мужское училище. И вот перед вашим взором предстала величественная триумфальная арка, построенная в 1888 году екатеринодарским купеческим обществом в древне-московском стиле XVI века (по проекту архитектора В. А. Филиппова) по случаю приезда в Екатеринодар императора Александра III с августейшими детьми.

8.  Высятся купола нового собора и старинной деревянной церкви Святой Екатерины, а дальше – двух- и трехэтажные здания, среди них гостиницы “Европейская” и “Большая Московская”…

Слева маячила пожарная каланча, построенная из кирпича в 1895 году на месте старой, деревянной, с высоты которой обозревается весь город. Если дежурный заметит огонь, немедленно поднимает тревогу. Пожар! Впереди летит верховой и громко трубит. За ним мчатся повозки, запряженные резвыми, сильными лошадьми. Поднимая пыль на дороге, в сопровождении звонкого лая собак, команда несет си к месту пожара. В 1911 году их случилось всего 90. Газета приписывала это незначительное количество пожаров “хорошей постановке пожарного обоза”.

 9.  Совершенно неузнаваемой стала улица Мира (прежде Екатерининская), одна из самых оживленных и многолюдных улиц нашего города. Неширокая и короткая – от вокзала до госпиталя инвалидов Великой Отечественной войны и дальше, до берега Кубани, за прошедшие годы она преобразилась. Выросли многоэтажные жилые дома, на месте гостиницы “Большая Московская”, которая была сожжена немецкими оккупантами в 1943 году, выросла пятиэтажная “Центральная”. Ровный сплошной асфальт, яркое электрическое освещение по ночам, троллейбусы нескольких маршрутов, связавшие все районы города с железнодорожным вокзалом, такси, автобусом – все это сделало улицу Мира современной, красивой...

4.Заключительный этап

(5мин.) (Слайд 20, 21,22, 23, 24))

-Изменилась не только улица Мира, за последние годы преобразился весь город. Огромный вклад в сохранение традиций, возвращение регалий казачества, в восстановление памятников внес губернатор края  А.Н. Ткачев.





















-А.Н. Ткачев участвует в проекте «Имя России» и представляет там Императрицу Екатерину II. Губернатор  убежден, что Россия  должна носить  имя Екатерины, а Краснодар должен быть переименован в Екатеринодар. По поводу переименования Краснодара на проекте разгорелась настоящая дискуссия. «Нерпавильно, когда при рождении называют одним именем, а в середине жизни дают другое… Есть в народе такая истина: как корабль назовешь, так он и поплывет…» - завершил дискуссию Александр Ткачев. Мы с вами являемся жителями этого края. Только кубанцы вправе «определять этот важный вопрос. Это их право, и мы не подгоняем никого. Решение должно созреть, и его примут только жители города. Возможно, через 5, 10, 50 лет».

Вы - наше будущее, от того, каким оно будет, зависит от вас. Поэтому и вы должны принимать активное участие в судьбе своего края.

-Я предлагаю вам в рамках нашего класса провести референдум. Это, своего рада, тайное голосование. Какое имя должна носить столица Кубани: Краснодар или Екатеринодар? Кто считает, что  Екатеринодар, возьмите листик с этим именем; кто считает, что Краснодар, возьмите листик с надписью Краснодар. Прошу сделать свой выбор. (Подсчет голосов.) Итак, из 18 человек 17 проголосовали за то, чтобы столица Кубани носила имя Екатеринодар, один ученик воздержался.









-Не так давно краевой центр отметил свое  210-летие. Сегодняшний Краснодар – один из крупнейших городов России. Ему присуждена премия «Российский национальный Олимп» и присвоено звание «Лучший город России». За последние несколько лет преобразился облик города. Проведена реконструкция Кубанонабережной, возрожден парк 30-летия Победы, вводятся в строй детские спортивные площадки, визитной карточкой стала площадь имени Пушкина. Набережная вдоль Затона, белоснежный красавец-мост, прозванный в народе мостом Поцелуев, первый в Краснодаре гипермаркет «Красная площадь» - все эти объекты, появившиеся в Краснодаре относительно недавно, успели полюбиться горожанам.













































Идет голосование.

5.Итог урока, рефлексия. В конце урока все учащиеся получают эмблемы «Екатеринодар – Краснодар»(3мин.)

(Слайд 25, 26).

- У каждого на столе лежат три листочка: красный, желтый, синий. Из этих листочков мы попробуем сложить веер и узнаем, понравился вам урок или нет. Если веер будет иметь красный цвет, значит урок был интересный, познавательный; желтый – мало интересный; синий – совсем не интересный.

(Веер получился красного цвета).

 Литература:

  1. В.П.Ратушняк. Родная Кубань. Страницы истории: Книга для чтения. – Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования» 2003
  2. В.П.Ратушняк. История Кубани с древнейших времен до конца XIX в. Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования» 2000
  3. Н.А.Звягина, Н.Н.Пахомова, Е.В.Ходыко. Моя малая Родина Белоглинский район. История. Природа. Население. Хозяйство. ОАО КПО Тихорецкая типография, г. Тихорецк, 2009
  4. И.П.Лотышев. Люби и знай свой край. ОАО «Полиграфиздат «Адыгея» Майкоп – 2007
  5. Ю.Г.Людимцев. Литература Кубани. Хрестоматия для учащихся средних школ. Краснодар 1995


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по кубановедению. "Именем Екатерины наречённый"

Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края....

Урок кубановедения в 3 классе «Святая великомученица Екатерина».

Данный урок знакомит  с биографией выдающейся личности Екатерины II . В истории Кубани российская императрица сыграла большую роль,  подписав  Высочайшую грамот...

Урок - путешествие Тема :« Именем святой Екатерины »

Урок - путешествиеТема :  « Именем святой Екатерины »....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Святая Екатерина"

Данная разработка позволит разнообразить тематику кл.часов в начальных классах, а так же приобщит детей к православной культуре.   Тема: «Святая Екатерина»Цель проведения –  1....

Презентация к уроку кубановедению по теме "Святая Великомученица Екатерина"

Расширить представление о Екатерине Великой – яркой личности России и Кубани.   Воспитывать уважение, любовь и гордость к истории прошлого родного края.  Форма п...

Именем святой Екатерины

Урок-путешествие...

Урок кубановедения 2 класс Именем Святой Екатерины

Предлагается консрект урока-путешествие  для знакомства с поселеним казаков на Кубани....