Комплексная работа для 2-4 классов
тест на тему

Комплексная работа для 2-4 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                          Вариант 21

                                                                                                           __________________________________________

            Обычно наших соседей – мышей – мы видим редко.  Однако  они  распространены  по  всей земле. Самая  маленькая из мышей,  живущих  в  России,  -  мышь – малютка.  Масса взрослой мыши семь граммов, а длина – не более шести сантиметров.  Длина  хвоста  около пяти см.  Это зверек с темно - рыжей шерсткой,  которую  нелегко рассмотреть хищнику,  предпочитает  влажные  луговые  травы.  Мышь – малютка  настолько   ловкая     и    проворная  ,     что     питается    созревшими    зернами     прямо    из      растущего     колоса.

Мыши - малютки – очень заботливые родители. Когда крохи начинают пробовать лазать по траве, родители суетятся вокруг своих чад, помогая им взобраться на травинку. Малыши рождаются очень маленькими, их длина  всего  три  сантиметра. Хорошо питаясь, уже к двум месяцам  они  достигают размеров  взрослой  мыши.

Мышь – малютка ловко лазает в зарослях трав по стеблям, а чтобы не упасть, обвивает их тонким хвостом длиной почти пять сантиметров. Под стать «травяному» образу жизни и убежище мыши – малютки. Она плетет из стебельков злаков аккуратное, похожее на шар гнездо, которое располагается примерно в одном метре от земли, а внутри выстилает его растительным пухом.

                                                                                     Задания:

1.Придумай и запиши название этого текста.

2.Раздели текст на 3 части. Отметь начало каждой части розовым карандашом.

3.Чем питаются мыши-малютки. ______________________________ Из каких строчек это видно? Закрась их желтым карандашом.

4.Что спасает мышь-малютку от хищника? Из каких строчек это видно? Закрась голубым цветом.

5.Выпиши выделенное в тексте слово и определи, сколько в нем слогов, букв и звуков.



6.Выпиши из текста слова, близкие по значению к слову ЧАДО  _______________________________________________________

7.На сколько сантиметров вырастает малыш мыши-малютки за 2 месяца? ______________________________________________

8.Что длиннее у взрослой мыши-малютки, хвост или тельце? На сколько?_______________________________________________

Вариант 22

                       Обычно наших соседей – мышей – мы видим редко.  Однако  они  распространены  по  всей земле. Самая  маленькая из мышей,  живущих в России,  -  мышь – малютка. Длина тела  взрослой мыши не более шести сантиметров, а масса – семь граммов.  Длина хвоста около пяти сантиметров. Это зверек с темно- рыжей шерсткой, которую нелегко рассмотреть хищнику, предпочитает влажные луговые травы. Мышь–малютка настолько  ловкая и  проворная, что  питается созревшими  зернами  прямо  из   растущего колоса.

             Мыши-малютки – очень заботливые родители. Когда крохи начинают пробовать лазать по траве, родители суетятся вокруг своих чад, помогая им взобраться на травинку. Малыши рождаются очень маленькими, их длина всего три сантиметра. Хорошо питаясь, уже к  двум  месяцам  они достигают размеров взрослой мыши.

             Мышь – малютка ловко лазает в зарослях трав по стеблям, а чтобы не упасть, обвивает их тонким хвостом длиной почти пять сантиметров. Под стать «травяному» образу жизни и убежище мыши – малютки. Она плетет из стебельков злаков аккуратное, похожее на шар гнездо, которое располагается примерно в одном метре от земли, а внутри выстилает его растительным пухом.

                                                                                     Задания:

1.Как в тексте названы детеныши мыши-малютки? Запиши  __________________________________________________________

2.Через сколько месяцев детеныши мыши-малютки достигают размеров взрослой мыши-малютки?________________________

3.Что помогает мыши-малютке лазать по стеблям? Какие строчки подтверждают твой ответ? Закрась их желтым цветом.

4.Поместиться ли мышь-малютка на твоей ладони? Докажи словами из текста. Закрась их голубым цветом.

5.Выпиши выделенное в тексте слово. Подчеркни в нем мягкие согласные. _____________________________________________

6.Выпиши слово, в котором звуков больше, чем букв. Запиши, сколько в нем букв и звуков.________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

7.Как бы ты озаглавил II часть текста? Выбери и подчеркни подходящий заголовок.

    1) Малыши мыши-малютки

    2)Мышь-малютка

    3)Заботливые родители

8.Сколько будут весить 2 взрослые мыши-малютки? Запиши  _________________________________________________________

                                                                                                      Вариант 23

      Среди луговых трав живет крошечное существо с темно-рыжей шерсткой – мышь-малютка. Она ловко лазает в зарослях трав по стеблям, а чтобы не упасть, обвивает их длинным тонким хвостом. Эта очаровательная кроха питается зернами прямо из созревших колосков.

       Под стать «травяному» образу жизни и домик мыши-малютки. Она плетет аккуратное шарообразное гнездо с одним или двумя боковыми входами. Гнездо мыши-малютки «висячее»: на небольшой высоте на нескольких прямо стоящих злаках с толстыми стеблями зверек устраивает «воздушный» домик. Из пяти стеблей длиной до сорока пяти сантиметров малютка делает каркас своего гнезда. Стенки домика сплетены из тонких расщепленных зубами мыши листьев тех же трав, на стеблях которых подвешено гнездо. А внутри оно выстлано растительным пухом.

        Жилье мыши – малютки временное: она пользуется им только для вывода детенышей. Когда двенадцать малюток размером чуть больше наперстка начинают высовывать свои мордочки из висячего домика и пробовать лазать по траве, мышь суетится вокруг своих чад, помогая им взобраться на травинки. Малыши мыши-малютки при рождении имеют очень маленькую длину. Хорошо питаясь, уже к двум месяцам они вырастают на сорок миллиметров и достигают размеров взрослой мыши – около семидесяти миллиметров.

                                                                                         Задания:

1.Чем питаются только что родившиеся мыши-малютки?_____________________________________________________________

2.Как бы ты озаглавил II часть текста? Выбери и подчеркни подходящий заголовок.

    1Мышь-малютка

    2)Временное жилье

    3) Воздушный домик

3.Выпиши выделенное в тексте слово. Подчеркни в нем мягкие согласные. _____________________________________________

4.Выпиши слово, в котором 2 слога, но его нельзя переносить. ________________________________________________________

5.Вычисли, какой длины рождаются малыши мыши-малютки. ________________________________________________________

6.Сколько детенышей у двух мышей-малюток? _____________________________________________________________________

7.Где мышь-малютка устраивает себе жилище? Из каких строчек это видно? Закрась их желтым цветом.

8.Как по-разному в тексте названо гнездо мыши-малютки?Какие строчки подтверждают твой ответ? Закрась их голубым цветом.

                                                                                                         Вариант 24

        Среди луговых трав живет крошечное существо с темно-рыжей шерсткой – мышь-малютка. Она ловко лазает в зарослях трав по стеблям, а чтобы не упасть, обвивает их длинным тонким хвостом. Эта очаровательная кроха питается зернами прямо из созревших колосков. Под стать «травяному» образу жизни и домик мыши-малютки. Она плетет аккуратное шарообразное гнездо с одним или двумя боковыми входами. Гнездо мыши-малютки «висячее»: на небольшой высоте на нескольких прямо стоящих злаках с толстыми стеблями зверек устраивает «воздушный» домик. Из пяти стеблей длиной до сорока сантиметров малютка делает каркас своего гнезда. Стенки домика сплетены из тонких расщепленных зубами мыши листьев тех же трав, на стеблях которых подвешено гнездо. А внутри оно выстлано растительным пухом. Жилье мыши – малютки временное: она пользуется им только для вывода детенышей. Когда двенадцать малюток размером чуть больше наперстка начинают высовывать свои мордочки из висячего домика и пробовать лазать по траве, мышь суетится вокруг своих чад, помогая им взобраться на травинки. Малыши мыши-малютки при рождении имеют очень маленькую длину. Хорошо питаясь, уже к двум месяцам они вырастают на сорок миллиметров и достигают размеров взрослой мыши – около семидесяти миллиметров.

                                                                                              Задания:

1.Как в тексте по-разному названа мышь- малютка? Из каких строчек это видно? Закрась их желтым карандашом.

2.Какую форму имеет домик мыши-малютки? Какие строчки подтверждают твой ответ? Закрась их голубым цветом.

3.Вычисли общую длину стеблей трав, из которых мышь-малютка делает каркас своего дома. _____________________________

4.Сравни, на сколько у мыши-малютки детенышей больше, чем у домовой мыши, если у домовой мыши на свет появляется не более 8 мышат?________________________________________________________________________________________________

5.Поставь ударение в словах:     очаровательная,       аккуратное,      устраивает

6.Выпиши слово с разделительным мягким знаком. _________________________________________________________________

7.Заполни таблицу:

да

нет

1.Домик мыши-малютки находится на земле

2.Гнездо мыши-малютки находится на дереве

3.Жилье мыши-малютки - постоянное

8.Что помогает мыши-малютке быть незаметной среди луговых трав?_________________________________________________



Предварительный просмотр:

                                                                                                                              Вариант 31

                                                                                                         ____________________________________

      Россия – самая большая страна. Она занимает третью часть гигантского континента Евразия. Водные границы нашей страны проходят по Тихому и Северному Ледовитому океанам, по Балтийскому и Черному морям. На территории нашей страны расположены горы (Уральские, Алтайские, Саяны и др.), равнины (Восточно - Европейская и Западно-Сибирская). Уральские горы условно делят Россию на две части: Европейскую и Азиатскую. Самые высокие вершины находятся на Кавказе: Эльбрус (высота примерно пятьсот шестьдесят десятков метров), Дыхтау. Большинство горных вершин покрыто ледниками. Например,  в Саянах и Уральских горах около ста ледников. Самое большое скопление ледников в нашей стране наблюдается на полуострове Камчатка. Там их почти на триста больше, чем на Урале. На Курильских островах и полуострове Камчатка расположено двести двадцать вулканов. Наиболее высокий из них Ключевская Сопка - четыреста семьдесят пять десятков метров. На территории нашей страны огромное количество рек и озер. Самые крупные реки России: Лена, Иртыш, Енисей, Обь, волга, Амур. Самые большие озера: Каспийское (море), Байкал, Ладожское, Онежское. Сегодня примерно сто восемь миллионов человек живет в европейской части России и тридцать два миллиона - в азиатской части.

                                                                                         Задания:

1.На каком материке находится Россия?___________________________________________________________________________

2.Сколько ледников на Камчатке?________________________________________________________________________________

3.Что выше: самая высокая горная вершина или самый высокий вулкан и на сколько?____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

4.Какая часть России больше заселена и на сколько?_________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

5.Озаглавьте текст.

6.Выпиши слово с непроизносимой согласной, запиши проверочное. __________________________________________________

7.Запиши три однокоренных слова к выделенному слову. ____________________________________________________________

8.Где проходит граница между Европейской и Азиатской частью? Какие строчки подтверждают твой ответ? Закрась их желтым цветом.

                                                                                                                              Вариант 32

    Россия – самая большая страна. Она занимает третью часть гигантского континента Евразия. Водные границы нашей страны проходят по Тихому и Северному Ледовитому океанам, по Балтийскому и Черному морям. На территории нашей страны расположены горы (Уральские, Алтайские, Саяны и др.), равнины (Восточно - Европейская и Западно-Сибирская). Уральские горы условно делят Россию на две части: Европейскую и Азиатскую. Самые высокие вершины находятся на Кавказе: Эльбрус (высота примерно пятьсот шестьдесят десятков метров), Дыхтау. Большинство горных вершин покрыто ледниками. Например,  в Саянах и Уральских горах около ста ледников. Самое большое скопление ледников в нашей стране наблюдается на полуострове Камчатка. Там их почти на триста больше, чем на Урале. На Курильских островах и полуострове Камчатка расположено двести двадцать вулканов. Наиболее высокий из них Ключевская Сопка - четыреста семьдесят пять десятков метров.

На территории нашей страны огромное количество рек и озер. Самые крупные реки России: Лена, Иртыш, Енисей, Обь, волга, Амур. Самые большие озера: Каспийское (море), Байкал, Ладожское, Онежское. Почти половину территории нашей страны занимает тайга. Если изобразить тайгу с помощью девятиста тетрадных клеток, то леса займут на семьсот клеток меньше. Территория степей равна ста клеткам, а тундры – на двести клеток больше. Реки, озера и болота вместе занимают сто восемьдесят клеток, а горы – шесть клеток.

                                                                                         Задания:

1.Какую территорию занимают леса России?______________________________________________________________________

Какую территорию - тундра?_____________________________________________________________________________________

2.Какова высота вулкана Ключевская Сопка? (Запиши в метрах)_______________________________________________________

3.Можно ли сказать, что большая часть территории нашей страны занята реками, озерами и болотами?____________________

______________________________________________________________________________________________________________

4.Где находится больше всего ледников в нашей стране? Из каких строчек это видно? Закрась их желтым карандашом.

5.Выпиши из текста три слова с безударной гласной, запиши проверочное слово. _______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________

6.Разбери по составу: «горных вершин» ________________________________________________________________________

7.Какие океаны омывают нашу страну?____________________________________________________________________________

8.Прочитанный вами текст: рассказ, статья или задача? Нужное обведи.

                                                                                                                              Вариант 33

    С наступлением весны, когда повсюду в природе царит оживление, птицы начинают заботиться о продолжении рода. Тщательно обустраивают гнезда или места будущей кладки яиц. Кроме безопасности своего гнезда, главной заботой птиц-родителей является поддержание постоянной температуры яиц.

   В высиживании яиц иногда участвуют оба родителя – самец и самка (например, беркуты, сапсаны). Самки воробьев, галок, соловьев и ласточек одни высиживают яйца. У трехперсток и плавунчиков заботятся о потомстве только самцы.

   За температурой яиц необходимо следить очень тщательно. Если яйцо переохладится или перегреется, то из него никогда не вылупится птенец. Птицы переворачивают каждое яйцо в кладке, чтобы оно нагревалось равномерно. Яиц в кладке может быть разное количество. Одно яйцо бывает у многих хищных птиц. По два откладывают голуби, журавли, фламинго, пеликаны, чайки, крачки. У куликов обычное число яиц в кладке четыре, у воробьев - пять, у большой синицы – до пятнадцати, у чирка – шестнадцать, у серой куропатки – двадцать пять. У кур и уток в кладке обычно восемь-десять яиц.

                                                                                            Задания:

1.Сколько гнезд куликов надо найти, чтобы собрать для заповедника шестнадцать яиц?__________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

2.Вычисли, из скольких кладок выросла стая воробьев, состоящая из сорока пяти птиц?___________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

3.Кто высиживает яйца у воробьев, соловьев, ласточек? Из каких строчек это видно? Закрась их желтым карандашом.

4. Что является главной заботой птиц при высиживании яиц? Какие строчки подтверждают твой ответ? Закрась их голубым цветом.

5.Выпиши по два существительных, прилагательных и глагола. ________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

6.Разбери по составу слова –  «гнездо», «главной» __________________________________________________________________

7.У каких птиц высиживают яйца самцы? Нужное обведи.

    -журавли  

   -ласточки  

   -плавунчики

8.В какое время года у птиц появляются потомства?_________________________________________________________________

                                                                                        Вариант 34

    С наступлением весны, когда повсюду в природе царит оживление, птицы начинают заботиться о продолжении рода. Тщательно обустраивают гнезда или места будущей кладки яиц. Кроме безопасности своего гнезда, главной заботой птиц-родителей является поддержание постоянной температуры яиц.

   В высиживании яиц иногда участвуют оба родителя – самец и самка (например, беркуты, сапсаны). Самки воробьев, галок, соловьев и ласточек одни высиживают яйца. У трехперсток и плавунчиков заботятся о потомстве только самцы.

   У многих птиц число в кладке зависит от погодных условий и количества пищи. Так, в холодную и голодную весну серая куропатка может отложить в пять раз меньше яиц, чем обычно. Форма, окраска и масса птичьих яиц весьма разнообразны. У некоторых птиц, например сов, яйца  почти круглые, у других – вытянутые. У тех птиц, которые откладывают яйца в закрытых гнездах, в дуплах и норах или прикрывают их, скорлупа яиц бывает белой. Белые яйца у сов, зимородков, дятлов, воробьев. У птиц, гнездующихся в открытых гнездах, а тем более на земле, яйца пестрые, причем цвет их очень напоминает цвет окружающей земли или травы. Необыкновенно разнообразны и массы птичьих яиц.

                                                                                            Задания:

1.Сколько яиц в кладке серой куропатки холодной весной?___________________________________________________________

2.Почему у некоторых птиц яйца пестрые? Нужное обведи.

    - сами птицы пестрые -                      - чтобы были незаметны в гнезде -

3.Где откладывают яйца дятлы, совы, воробьи, зимородки? Докажи словами из текста. Закрась их желтым цветом.

4.От чего зависит количество яиц в кладке? Какие строчки подтверждают твой ответ? Закрась их голубым цветом.

5.Образуй с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов слова:

     синица - ____________________________________  воробей - __________________________________________

     утка -    _____________________________________  соловей - __________________________________________

6.Выпиши три слова с разделительным мягким знаком. _____________________________________________________________

7.Масса яйца кукушки, воробья и соловья три грамма.  Какова масса яйца скворца, если она в два раза больше?_____________

8.Кто высиживает яйца у беркутов? Обведи правильный ответ.

     - самка

     - самец

     - самка и самец



Предварительный просмотр:

                                                                                                Вариант 41

                                                                                                 Картофель

      Наверное, ты не раз слышал пословицу: «Картофель - хлебу подмога». После пшеницы, кукурузы, риса и ячменя картофель является одним из самых распространенных продуктов питания в рационе современного человека. Сегодня его выращивают в ста тридцати странах, в которых проживает больше половины населения планеты. Родина картофеля – Южная Америка (Чили и Перу), где он используется местными жителями уже не одно тысячелетие.

      Ты, конечно, не знаешь, в каком веке картофель появился в Европе. Но спустя  три века, в XIX веке, его стали выращивать и в Северной Америке.

     В Россию картофель привезли из Голландии несколько веков назад. Но почти два века крестьяне не хотели его сажать. И только к концу XIX века картофель получил широкое распространение в нашей стране. Сначала люди пытались есть горькие несъедобные ягоды. Они появляются на стеблях после того, как картофель отцветет. Потом поняли – польза картофеля не в «вершках», а в его клубнях. Сегодня, картофель называют «вторым хлебом»: он кормит миллионы людей. Наверняка, картошка есть и у тебя дома.

    Клубень картофеля средних размеров весит около ста граммов. Если «убрать» из него воду, то останется примерно двадцать пять граммов. Эти двадцать пять граммов очень полезны для нашего организма. В них содержатся крахмал, витамины и другие вещества.

     В кожуре картофеля есть витамин С, который необходим нашему организму. В двухстах граммах молодого картофеля, сваренного в мундире, содержится почти суточная норма этого витамина.

     Существует огромное количество сортов картофеля — более пятидесяти тысяч. Они отличаются по срокам созревния, урожайности. Один из самых распространённых сортов в России - «синеглазка», по-научному называется «Ганнибал», в честь прадеда Александра Пушкина Абрама Ганнибала, который первым провёл опыты по хранению картофеля в России.

                                                                                         Задание к варианту 41:

1.Можно ли сказать, что картофель – самый распространенный по выращиванию овощ на Земле? Из каких строчек это видно? Закрась их желтым карандашом.

2.Объясни пословицу: «Картофель – хлебу подмога», используя строчки из текста. Выдели их голубым цветом.

3.В каком веке картофель завезли в Европу? (Выполни вычисления с помощью уравнения)________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

4.Сколько картофелин среднего размера в одном килограмме?_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

5.Выпиши из текста выделенные слова и разбери их по составу. _______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

6.В третьем предложении третьего абзаца определи и надпиши падеж у имен существительных.

7.Что является плодом у картофеля? ______________________________________________________________________________

8.На каком материке картофель появился в шестнадцатом веке? ______________________________________________________

                                                                                                              Вариант 42

                                                                                                 Картофель

      Наверное, ты не раз слышал пословицу: «Картофель - хлебу подмога». После пшеницы, кукурузы, риса и ячменя картофель является одним из самых распространенных продуктов питания в рационе современного человека. Сегодня его выращивают в ста тридцати странах, в которых проживает больше половины населения планеты.

      Интересно, что привычный на огородах и полях картофель на самом деле чужестранец. Много лет тому назад его завезли к нам из далекой Южной Америки. Но почти два века крестьяне не хотели его сажать.                                      Сначала люди пытались есть горькие несъедобные ягоды. Они появляются на стеблях после того, как картофель отцветет. Потом поняли – польза картофеля не в «вершках», а в его клубнях. И только к концу XIX века картофель получил широкое распространение в нашей стране.

      Сегодня, картофель называют «вторым хлебом»: он кормит миллионы людей. Наверняка, картошка есть и у тебя дома.

    Клубень картофеля средних размеров весит около ста граммов. Если «убрать» из него воду, то останется примерно двадцать пять граммов. Эти двадцать пять граммов очень полезны для нашего организма. В них содержатся крахмал, витамины и другие вещества.

     В кожуре картофеля есть витамин С, который необходим нашему организму. В двухстах граммах молодого картофеля, сваренного в мундире, содержится почти суточная норма этого витамина.

     Существует огромное количество сортов картофеля — более пятидесяти тысяч. Они отличаются по срокам созревния, урожайности. Один из самых распространённых сортов в России - «синеглазка», по-научному называется «Ганнибал», в честь прадеда Александра Пушкина Абрама Ганнибала, который первым провёл опыты по хранению картофеля в России.

                                                                                                    Задание к варианту 42:

1.Перечисли вещества, которые входят в состав картофеля.___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

2.В каком полушарии находится родина картофеля? _________________________________________________________________

3.Объясни значение выделенного в тексте слова?___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

4. Выпиши четвертое предложение второго абзаца и разбери его по частям речи.________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

5.Сколько граммов воды в картофелине средних размеров?__________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

6.Сколько картофелин среднего размера нужно сварить в мундире, чтобы обеспечить свой организм суточной нормой витамина С? ___________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

7.Почему в России долго не выращивали картофель? Докажи словами из текста. Выдели их желтым цветом.

8.Какой картофель особенно полезен для человека. Из каких строчек это видно. Закрась их голубым цветом.

                                                                                                           Вариант 43

     Кремль – это центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Обширные и небольшие, величественные и скромные, изысканные и суровые кремли были неизменной частью десятков городов России.

     Слово «кремль» применительно к Москве впервые встречается в первой трети XIV века: «В лето 1331 мая 3 бысть пожар на Москве, погорел город Кремль», - говорит летопись.

    Кирпичные стены Московского кремля возводились с 1485 по 1495 год. В других городах строительство кремлей длилось: в Великом Новгороде – с 1484 по 1500 год, в Нижнем Новгороде – с 1500 по 1511, в Туле – с 1507 по 1520, в Коломне – с 1525 по 1531, в Зарайске с 1528 по 1531 год. Во второй половине XVI века сооружаются кремли в Казани (1556-1568) и Астрахани (1582-1589). Ростовский кремль построен в 1670-х годах за 5 лет. Последний русский каменный кремль возведен в Тобольске (1712-1717).

    Крепостные стены кремлей обычно располагавшихся на высоких местах, имели разную длину и высоту, разное количество башен, отличались своими очертаниями.

    Толщина стен старинных кремлей составляла от сорока шести до ста пятнадцати вершков. Самые длинные стены имеет Московский Кремль – две версты семьсот пять футов. Немногим уступают ему Коломенский и Нижегородский, длина стен которых около девятиста тридцати восьми саженей. Самые короткие стены у кремля в Тобольске – две тысячи двадцать восемь футов. Самые высокие стены, около девятиста шестидесяти дюймов, имеет Коломенский кремль.

    Кремлевские стены, как правило, повторяли очертания места постройки. Форму, близкую к треугольной (форма мыса при слиянии рек), имеют крепости Москвы, Пскова и Астрахани. В Коломне, Нижнем Новгороде, Тобольске и Казани кремли представляют собой неправильные многоугольники. Новгородский кремль – единственный, имеющий овальную форму. Особняком стоят строго прямоугольные кремли Тулы и Зарайска.

                                                                                                    Задание к варианту 43:

1.Стены какого кремля возводились дольше всех?___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

2.Найдите в тексте строчки, в которых дается объяснение лексического значения слова «кремль», и закрасьте  их желтым цветом.

3.Разбери по составу выделенные в тексте слова. ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

4.Выпишите из текста предложения с однородными членами, подчеркните, каким членом предложения они являются._______

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

5.Определи длину стен Московского Кремля и толщину стен старинных кремлей, используя таблицу 1._____________________

______________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

6.От чего зависит форма кремлевских стен. Из каких строчек это видно? Закрась их голубым цветом.

7.Какой рельеф местности использовался при строительстве кремлевских стен? _________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

8.Какое полезное ископаемое использовалось при строительстве кремлевских стен? ____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

                                                                                                                                               Таблица 1

                                                                 Старинные русские меры длины

Старинная единица измерения длины

Современная единица измерения длина

1 верста

1 км

3 фута

1 м

23 вершка

1 м

   Вариант 44

___________________________________________

     Новгородский кремль стоит на высоком берегу реки Волхов. Протяженность его стен четыреста шестьдесят девять саженей одна тысяча четыреста шестьдесят один фут. С севера, запада и юга кремль окружает глубокий ров. Толщина крепостных стен в разных местах не одинаковая – от девяноста двух до ста шестидесяти одного вершка. Высота стен изменяется от двадцати четырех до сорока пяти футов. Стены кремля Великого Новгорода раньше соединяли четырнадцать башен, трех из них уже нет.

    Протяженность крепостных сооружений Астраханского кремля составляет одну версту одна тысяча пятьсот футов. Высота стен достигает тридцати трех футов, а толщина у основания – сто пятнадцать вершков. Этот кремль имеет форму многоугольника с десятью башнями.

     Зарайский кремль расположен в месте слияния рек Мерея и Осетр. Он имеет семь башен, три из них квадратные (воротные башни) и четыре двенадцатигранные (угловые башни). Толщина стен шестьдесят девять вершков, высота двадцать семь футов.

     Высокие кирпичные стены с одиннадцатью башнями (пять круглых и шесть четырехугольных) окружают Ростовский кремль. На стенах построены крытые переходы, ведущие от одного сооружения к другому. Толщина стен сорок шесть вершков, а высота от тридцати до тридцати шести футов. На плане Ростовский кремль представляет собой вытянутый с юга на север прямоугольник.

    Протяженность крепостных стен Смоленского кремля составляет около шести верст. Из тридцати восьми его башен сохранилось только шестнадцать. Толщина стен составляет от ста пятнадцати до ста тридцати восьми вершков, высота – от тридцати девяти до пятидесяти семи футов.

                                                                                                    Задание к варианту 44:

1.Из четвертой части текста выпишите имена существительные в единственном числе с нулевым окончанием. Подчеркните слово, которое не имеет множественного числа. ____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

2.Над словами выделенного в тексте предложения надпишите части речи.

3.Выпишите из текста названия всех рек, связанных с кремлями.______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

4.Назовите сторону горизонта, с которой Новгородский кремль защищен рекой Волхов?__________________________________

5.Вычисли периметр Астраханского кремля в метрах, используя таблицу 1.______________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

6.На сколько метров толщина стен Новгородского кремля меньше толщины стен Астраханского кремля? ___________________

______________________________________________________________________________________________________________

7. Придумай и запиши название этого текста.

8. Какую форму имеет Ростовский кремль. Какие строчки подтверждают твой ответ? Закрась их желтым цветом.

                                                                                                                                               Таблица 1

                                                                 Старинные русские меры длины

Старинная единица измерения длины

Современная единица измерения длина

1 верста

1 км

3 фута

1 м

23 вершка

1 м


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

комплексная работа для учащихся 4 классов

данная  работа поможет учителям начальных классов  в работе  с учениками как на уроках окружающего мира. так и на уроках литературного чтения. цель данной работы: научить находить нужну...

Урок развития речи "Комплексная работа с текстом" 2 класс

Работа на уроке предполагает закрепление и обобщение понятий: текст, части текста, тема и главная мысль текста. С помощью приема "редактирование" дети учатся исправлять речевые и орфографические ошибк...

Комплексная работа для обучающихся 3 класса

Предлагаемая комплексная контрольная работа предназначена для оценки уровня подготовки учащихся начальной школы в соответствии с требованиями  федерального компонента государственного образовател...

Комплексная работа муниципальный этап 4 класс

Комплексная работа разработана в рамках ФГОС. Материал содержит текст, задания, ключ....

Комплексная работа "Улетают журавли" 1 класс, УМК "Перспектива"

Работа направлена на проверку сформированости УУД у учащихся 1 класса....

Комплексная работа "Породы кроликов" 2 класс 1 полугодие

Комплексная работа для учащихся 2 класса за 1 полугодие. Даны рекомендации по проведению и оцениванию....

Аналитическая справка по итогам выполнения комплексной работы в 1-4 классах и итоговых контрольных работ по математике и русскому языку в 1-4 классах

Цели  работ – определить уровень  сформированности метапредметных результатов у учащихся начальной школы    по итогам освоения программы за 1-4 класс....