Урок по ОМРК. Милосердие.
план-конспект урока (4 класс) на тему

Вожжова Виктория Александровна

Урок по ОМРК, 4класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vozhzhova_v._a._miloserdie.doc408.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Урок 27

Тема урока: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Цели:

Образовательные: Продолжить знакомство с религиозными культурами, формировать представление о том, как разные религии учат милосердию, состраданию, взаимопомощи.

Развивающая: Развивать навыки сотрудничества, культуры речи. Выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать милосердие, чувство заботы о близких, уважение к окружающим.

Оборудование, материалы к уроку:  толковые словари  русского языка  авт. С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова; «Словарь устаревших слов»- авт.Р.П. Рогожникова, Т.С. Карская; «Большой толковый словарь правильной русской речи» - авт. Л.И. Скворцов; карточки для  групповой работы, индивидуальной работы, презентация к уроку;  мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Виды деятельности: учебный диалог, работа с иллюстративным материалом, работа с толковым словарём, работа в группах, индивидуальная работа, самостоятельная работа, работа с учебником,  выполнение коллективной творческой работы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Слово учителя:

Прекрасно все на небе,

Прекрасно на земле,

Прекрасно в нашем классе,

Прекрасно все во мне.

И вот такие прекрасные дети садятся за парты и начинают прекрасно работать на уроке.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра.

Итак, начинаем урок.

  1. Актуализация знаний.

На уроке вы сможете не только показать свои знания, а также умение работать.

Вспомните название курса.

Что такое религия?

Какие религии считаются традиционными? (христианство, иудаизм, буддизм, ислам)

  1. Индивидуальная работа на доске ( 4 человека)

 Определите и скажите, что из перечисленного относится к  христианству, буддизму, исламу, иудаизму.

(Приложение1)

Тора, апостол, ступа, раввин, мечеть, икона, мантра, алтарь, кипа, лама, семисвечник, имам, дьякон и хафиз.

Христианство

Буддизм

Иудаизм

Ислам

      2. Работа с классом (фронтальный опрос)

(Работа на интерактивной доске)

Что объединяет слова каждого ряда?

                          а)коран, хафизы, мечеть – ислам;

                          б) алтарь, икона, фреска – христианство;

                          в) тора, менора, кипа – иудаизм.

- Мусульманский храм? (Мечеть)

- Буддийский храм? (Пагода)

- Основная часть христианского храма, означает небо, место жилища божьего? (Алтарь)

- Священная книга мусульман? (Каран)

- Молитва в исламе? (Намаз)

- Ученик Иисуса Христа? (Апостол)

- В исламе духовное лицо, которое заведует мечетью? (Имам)

- Культурное сооружение иудеев? (Синогога)

- Основатель ислама? (Мухаммад)

- Молитва в буддизме? (Мантра)

- Духовный наставник, учитель иудеев? (Раввин)

- Священная книга иудаизма? (Тора)

Молодцы!

Игра «Да или Нет»

- Декоративное искусство, умение создавать орнамент – арабески. (Да)

- На Руси наиболее почитаемой иконой является Владимирская Божья Матерь. (Да)

- Иконы писали на любом материале, который попадался под руку. (Нет)

- Слово «икона» переводится как изображение (Да)

- Художник каллиграф долго рисовал лик Аллаха. (Нет)

Ребята, назовите культовые сооружения христиан, мусульман, буддистов, иудеев.

- Православный храм.

- Мечеть.

- Буддийский храм.

- Иудейская синагога.

Распределите слова на несколько групп. 

Иисус Христос, Мечеть, Библия,  Синагога, Моисей, Коран, Ступа, Церковь, Мухаммад, Трипитака, Сиддихартха, Гаутама.

1 группа: Основатели религии

                    Священные книги.

                    Священные сооружения

2 группа: по принадлежности к той или иной религии. (буддизм, иудаизме, ислам, христианстве)

Проверка индивидуальной работы (слайд  )

  1. Мотивация, целеполагание.

Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на последних уроках? (О нравственных заповедях)

Что же такое заповеди? (Правила, которые помогают различать добро и зло)

Какая религия учит, не убивать, не воровать, не лгать? (Все)

Ребята, сегодня у нас очень интересный урок и тот материал, который вы услышите сегодня, вам пригодится в жизни.

Ребята, я хочу рассказать вам одну историю, пожалуйста, внимательно послушайте.

(Приложение 2)

Какие чувства должны быть в  каждом добром сердце?

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня на уроке будем говорить?

Вы считаете тему урока серьезной? Почему?

На доске появляется слово    

« милосердие»

  1.  Работа над темой урока.
  1. -  Ребята, а зачем нам милосердие? Какая в нём выгода? (Ответы детей)

Сегодня мы узнаем, как разные религии учат быть милосердными и помогать людям.

Давайте прежде всего разберемся с темой. Начнем с того, что попроще. Что такое взаимопомощь? (забота о слабых).

Что значит забота о слабых?

А теперь по сложнее – присмотримся к слову милосердие.

Как вы понимаете это слово?

О каком сердце идет речь? (которому каждый человек мил, которое милует)

Давайте разберем значение этого слова, слова милосердия.

Милосердие – милое сердце.

Доброта

Сострадание        Какое из этих слов на ваш взгляд является главным?

Любовь        Правильно, ЛЮБОВЬ! Запомним его!

Сочувствие

Забота

Дайте определение слову милосердие.

Милосердие – это любовь, выраженная в действии.

2.  Работа со словарями.

- Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете о лексическом значении слова «милосердие».

(Ученики находят значение слова в словаре,  представители от групп знакомят с названием и автором словаря и говорят значение заданного слова.)

 Итак, милосердный человек – это человек,  у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающим.

3.Физминутка.

4.Работа с учебником.

- А теперь  давайте прочитаем  в учебнике  о том, как разные религии  учат милосердию и  найдем в тексте на странице 72-73 ответы на вопросы:

(Учебник «Основы мировых религиозных культур» )

1 группа – формы выражения милосердия в христианстве;

2 группа - формы выражения милосердия в исламе;

3 группа - формы выражения милосердия в буддизме;

4 группа - формы выражения милосердия в иудаизме.

  1. Закрепление полученных знаний.

Рассказ представителей от группы, как разные религии учат милосердию.

- Какой можете сделать вывод? (Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду,  к бездомным, больным).

Какими бы мы не были разными, понятие милосердия одинаково для всех. Формы выражения и милостыни и осторожное обращение с природой. Помочь можно не только деньгами, но добрым словом и улыбкой и еще много чего. Но и в мировой художественной литературе есть много замечательных произведение посвященной теме  милосердия. Это стихи Есенина, Пушкина, Бальмонта и др.

(Учащиеся зачитывают отрывки стихотворений)

Все религии основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие. Если человек следует им, то он не заблудится в сложном мире, сможет отличить хорошее от плохого, узнает, как сделать свой внутренний мир чистым, светлый, радостным.

VI. Рефлексия.

- Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как? ( Делать добрые дела и совершать добрые поступки)

Вернёмся к нашей схеме. Какие добрые, милосердные дела вы можете совершить уже сейчас?

Творческая коллективная работа.

 Перед вами красные ладошки из бумаги, вы их сегодня принесли к уроку. Напишите на них слова напутствия, обращения к окружающим с призывом  к  милосердию.  Из этих ладошек мы сделаем большое красное сердце – символ  милосердия.

(Уч-ся пишут пожелания, примеры добрых дел и поступков, выходят и клеят «ладошки» на доску. Варианты ответов «Помоги близким тебе людям в трудную минуту!», «Береги родную природу!», « Покорми птиц зимой!» )

  1. Итог урока:  

Захотелось ли вам сделать доброе дело?

Как бы жизни не летела

Дней своих не жалей

Делай доброе дело

Ради счастья людей

Чтобы сердце горело

А не тлело во мгле

Делай доброе дело

Тем живем на земле.

Я желаю всем Вам,  жить среди милосердных людей, и быть, а не казаться милосердными. И хочу подарить памятки «Жизненных правил».

                                         ПАМЯТКА «ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ»

  1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
  2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
  3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
  4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
  5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
  6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
  7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

  1. Домашнее задание.

 Вспомнить пример из своей жизни, где вы встречались с милосердием. Нарисуйте символ милосердия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Что такое милосердие"

Данная презентация является приложением к методической разработке " Русский язык, 2 класс. Педагогическая мастерская. Сочинение «Что такое милосердие»"...

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

"Священные сооружения". Урок №12 (ОМРК)

Презентация к уроку №12 "Священные сооружения". Знакомство с древними сооружениями, сравнение храма и синагоги....

Урок по ОРКСЭ. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Данный урок направлен на воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.Цель данного урока - дать знания о том, как разные рели...

Сценарий урока по ОРКСЭ(модуль ОМРК) "Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь". Разработала Свистун Е.Б., МБОУ г.Иркутска Сош №23

Представляю Вашему вниманию материал по одному из уроков по ОРКСЭ, модуль ОМРК, который содержит конспект урока и презентацию к нему. Проведенное занятие позволит решить задачи по формированию ценност...

Презентация к уроку ОРКСЭ Тема "Милосердие"

Данная презентация к занятию по предмету  ОРКСЭ.Рекомендовано провести на 2 занятиях...

Открытый урок по ОМРК. Тема "Религиозные праздники"

Открытый урок был дан на районном методическом объединении учителей ОРКСЭ Иволгинского района...