Открытый урок по ОМРК. Тема "Религиозные праздники"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Батомункуева Татьяна Васильевна

Открытый урок был дан на районном методическом объединении учителей ОРКСЭ Иволгинского района

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik.docx201.14 КБ

Предварительный просмотр:

        

        МО «Иволгинский район»

МОУ  Гильбиринская средняя общеобразовательная школа

Конспект урока по ОРКСЭ

Тема: Религиозные праздники

                                                    Выполнила: Батомункуева Т.В.,

учитель начальных классов

                                                                                                     

Кокорино, 2018 г

Учитель: Батомункуева Татьяна Васильевна

Класс: 4 « А» МОУ Гильбиринская  СОШ,  УМК «Школа России»

Дата: 14.03.2018

Предмет: курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Тема: «Календари и праздники. Праздники в религиях мира» в данной теме 2 урок.

Урок опирается на знания, умения, полученные ранее по теме «Религиозные обычаи и ритуалы» и тему « Календари»

  Тип урока: урок построения системы знаний (сообщения новых знаний).

Цель: познакомить учащихся и систематизировать знания о праздниках в религиях мира.

На уроке решались следующие задачи:

  • предметные – формировать первоначальные представления обучающихся о многообразии праздников в  религиях мира; расширить представление о праздниках в религиях мира;
  • метапредметные –  формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять общие цели и пути достижения, уметь договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • личностные - формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, религий развивать доверие и уважение к  религиозным праздникам. воспитывать взаимоуважение и бережное отношение к культурным традициям народов мира; развивать познавательную сферу, внимание, память и творческое воображение.

Методы:

  • - проблемного обучения,
  • - деятельностного подхода в обучении (познание идет от ученика),
  • - словесно – продуктивной (на этапе рефлексия),
  • - личностно – ориентированного обучения (каждый ребенок сможет ответить).
  • -приемы технологии игры  «Веришь или нет?»

Основные термины и понятия: Пейсах, Шавоут, Суккот, Ханука, Рождество, Пасха, Крещение, Курбан-байрам, Ураза-Байрам,  Дончод, Сагаалган.

Оборудование:

  • мультимедийная презентация
  • иллюстративный материал
  • карточки с заданиями, раздаточный материал,

Виды деятельности: беседа, устный рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с разными  источниками информации.

Планируемые результаты:

1 уровень – приобретение социальных знаний об обществе;

2 уровень – получение опыта переживания;        

3 уровень – получение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия.

- умение выбирать и систематизировать нужную информацию;

- умение применять полученные знания

- умение составлять связной текст

- умение вести исследование в группе

Ход урока.

  1. Оргмомент: - Здравствуйте, ребята! У нас сегодня много гостей, давайте поздороваемся с ними.

II. Мотивация учебной деятельности:

-Есть такая пословица «Гость в доме, радость в доме»,

- А по какой причине люди приходят в гости?

Самоконструкция (самостоятельное первоначальное исследование по теме)

- Перед вами на парте лежат календари,  рассмотрите листок календаря.

- Какие дни в них отмечены?

- Что мы делаем в праздничные дни?

- Какие бывают праздники? (семейные, государственные, детские, народные, спортивные, международные, национальные и т.д.)

- А в рамках нашего предмета нас интересуют прежде всего какие праздники?.......

- Правильно, ребята, религиозные!

Сформулируем тему нашего урока «Праздники в религиях мира».

А теперь давайте подумаем вместе,  какова цель нашей работы?

В ходе обсуждения ребята должны выйти на следующие цели:

  - проследить, как отмечают праздники в разных религиях

  - что общего у них;  - чем отличаются;  - какого их значение.

  - Правильно, молодцы! Вот вы и сформулировали цель нашей работы: раскрыть значение религиозных Праздников в жизни человека и общества.

III. Актуализация знаний (выявление мест затруднений)

- Кто знает, что такое религиозный праздник? (работа со словарями)

ПРАЗДНИК. 1. День торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь или чего-нибудь. 2. День или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. 3. Выходной, нерабочий день. 4. День радости и торжества по поводу чего-нибудь. 5. День игр, развлечений.                                                                  Словарь Ожегова

ПРАЗДНИК 1. В религиозном обиходе - день (или несколько дней подряд), посвященный памяти какого-н. религиозного (исторического или легендарного) события или так наз. святого (церк.). 2. день торжества в память какого-н. выдающегося исторического, гражданского события, отмечаемый публичными собраниями, парадами, демонстрациями и т. п. 3. Официально установленный общий день отдыха 4. Веселье, бал, устраиваемый кем-н. 5. День массовых игр, развлечений 6. Счастливый, радостный день, ознаменованный каким-н. важным, приятным событием, удачей и т. п.                                                                    Словарь С.А. Ушакова

В мире существует очень много различных религий и все они имеют большое количество своих религиозных праздников. У каждой религии свои ритуалы, традиции и обряды, сопровождающиеся грандиозными празднествами.

Постановка проблемы

Давайте поиграем в игру «Верите ли вы, что…»

1. В каждой религии свои праздники?

2. Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?

3. Сагаалган – буддийский Новый год?

4. Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы, мацу?

5. Курбан-байрам праздник жертвоприношения?

6. В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?

7. Мавлид - крашеные яйца?

8. Рождество – день рождения Иисуса Христа?

9. Ханука – еврейский праздник свечей?

10. Ураза-Байрам – праздник окончания поста?

11. Пейсах – праздник освобождения еврейского народа

12. Дончод Хурал – это 3 главных события в жизни Будды?

13. В Крещение обязательно нужно прыгнуть в прорубь?

- В каких вопросах вы не сомневаетесь? Почему?

- А какие вопросы вызвали затруднение? Почему?

Хотите найти правильный ответ на эти вопросы, тогда нам нужно найти информацию.

IV. Работа над новым материалом.

1. Информационный блок.

1.        Работа с текстом. Игра «Верите ли вы» нам показала, что о некоторых  праздниках у вас недостаточно информации. Откуда мы можем получить информацию? (Интернет, энциклопедии, справочнике, газет, журналов, телевидения.)

2. - Из какого источника будем добывать знания сегодня? (учебник, раздаточный материал). Распределимся на 4 группы по 4 основным религиям  мира и выберите праздники, о которых  вы бы хотели узнать больше.

2.  Работа в группах.

Для вас приготовила информацию о праздниках религий мира.

Чья группа точнее опишет праздник, значит, ребята в группе умеют ориентироваться в особенностях праздников.

Памятка-подсказка:

•        Название праздника

•        В чем заключается суть?

•        Традиционное угощение

•        Какие ритуалы, вещи с ним связаны. Каждая группа должна заполнить таблицу, рассказать о выбранном празднике

3. Выступление групп. Выводы. Оценивание.

V. Выступление гостей

- Хотите узнать какой сегодня праздник? Мы попросим наших гостей прочитать информацию о праздниках, которые отмечаются в этот день.

VI. Закрепление материала

  1. Вернемся к игре «Верите ли вы…». Ответы да или нет.
  2. В какой праздник вы угоститесь?...
  • Крашеными яйцами и куличом (Пасха)
  • Горькими травами и мацой (Пейсах)
  • Жертвенным барашком? (Курбан-Байрам)
  • Молочными продуктами, боовами (Сагаалган)

VII. Рефлексия. Игра «Выскажи своё мнение»

Наш урок  подошел к концу, и я хочу сказать…

Мне больше всего удалось…

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

Мои достижения на уроке…

Оцените свою работу и работу своих групп (смайлики).

VIII. Домашнее задание.

  1. Кроссворд  на тему «Религиозные праздники»;
  2. Нарисуйте свой любимый праздник.

Игра «Верите ли вы, что…»

1. В каждой религии свои праздники?

2. Самый главный религиозный праздник у христиан – Пасха?

3. Сагаалган – буддийский Новый год?

4. Иудеи в праздник ставят на стол горькие травы, мацу?

5. Курбан-байрам праздник жертвоприношения?

6. В праздник Шавуот можно кушать только молочные продукты?

7. Мавлид - крашеные яйца?

8. Рождество – день рождения Иисуса Христа?

9. Ханука – еврейский праздник свечей?

10. Ураза-Байрам – праздник окончания поста?

11. Песах – праздник освобождения еврейского народа

12. Дончод Хурал – это 3 главных события в жизни Будды?

13. В Крещение обязательно нужно прыгнуть в прорубь?

Памятка-подсказка

  • Название праздника
  • В чём заключается суть?
  • Традиционное угощение
  • Какие ритуалы, вещи с ним связаны?

Праздники 14 марта 2018 года

Всемирный праздник — день сна

Впервые День сна был проведен, как Всемирный праздник 14 марта 2008 года. С тех пор он проводится каждый год в рамках проекта (ВОЗ) — Всемирной организации здравоохранения по проблемам сна и здоровья. Сон — это особая форма существования организма, которая нужна человеку на протяжении всей его жизни.

Международный праздник — День рек

Во многих странах мира 14 марта отмечается Международный день рек, этот праздник ранее назвался Международный день борьбы за реки, воду и жизнь против плотин….

Славянский праздник Овсень малый

Славяне в древности встречали свой Новый год, он наступал всегда по старому стилю 1 марта — в первый весенний день, а сегодня, по новому стилю, этот праздник пришелся на 14 марта.

Необычные праздники

День отличного настроения

Как хорошо, когда день начинается с хорошего настроения! Сегодня в вашей жизни не будет места для вредной тоски и печали, ведь 14 марта очень необычный праздник — День отличного настроения. Сегодня нельзя грустить и печалиться. Все, что вы сегодня делаете, должно приносить вам радость.

День рождения Альберта Эйнштейна

Крупнейший физик XX столетия и создатель теории относительности Альберт Эйнштейн родился в этот день в 1879 году в Германии. В 1933 году после прихода к власти фашистов, Эйнштейн эмигрировал в США.

Чтобы опередить разработки ученых фашистской Германии Эйнштейн в 1939 году написал письмо президенту США Рузвельту о необходимости создания ядерного оружия.

Эйнштейн убедил в ее необходимости правительство США, а потом об этом горько сожалел и от имени всех ученых мира Эйнштейн подписал манифест с требованием полностью запретить ядерное оружие.

Международный праздник — День числа «Пи»

Этот день тоже является необычным праздником. Впервые он был отмечен в Сан-Франциско в 1988 году в научно-популярном музее Эксплораториум по инициативе физика из Сан-Франциско Ларри Шоу. Именно он подметил, что в американской системе дат (месяц, число) сегодняшний день 14 марта 3.14 совпадает с первыми разрядами числа π = 3,14. В связи с этим этот день был назван Днем числа «Пи».

Праздник по народному календарю

Евдокия Свистунья, Авдотья Плющиха

В этот день православные христиане чтят память Святой Евдокии Илиопольской — раннехристианской мученицы.

День Евдокии приходился по старому стилю на начало весны — на 1 марта. Этот праздник крестьяне праздновали торжественно и весело, святую в это время прозвали Весновка. Женщины на Евдокию залезали на пригорки и на крыши амбаров, откуда громко пели: «Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко!».

Крестьяне подыскивали работников и задумывались о будущем урожае. В этот день заканчивались сроки зимнего найма и начинались сроки найма весеннего.

Праздник 14 марта на Евдокию еще называли Свистунья — это было связано с тем, что в этот праздник еще дули и свистели сильные ветры. В этот день также многие животные просыпаются от зимнего сна и своим свистом и криком возвещают о приближении весны.

Этот день крестьяне еще называли Авдотьей Плющихой. Именно в этот весенний день весенний лед и снег раздирает на клочки и «плющит».

В народе считали, что талая вода, полученная в этот день из снега, обладает особой целебной силой.

http://godzagodom.com/wp-content/uploads/2017/12/pdkalevrsvytjjks.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок на тему "Пасха-светлый праздник"

Знакомство с традициями и главными церковными праздниками....

"Священные сооружения". Урок №12 (ОМРК)

Презентация к уроку №12 "Священные сооружения". Знакомство с древними сооружениями, сравнение храма и синагоги....

План – конспект открытого урока "Светлый праздник Пасха!"

Открытый  урок  "Светлый праздник Пасха!".  Урок творчества с применением групповых форм работы....

Урок по ОМРК. Милосердие.

Урок по ОМРК, 4класс...

Открытый урок по музыке "Народные праздники"

Открытый урок по музыке "Народные праздники"...

Открытый урок по литературному чтению "Праздник букваря"

Открытый урок по литературному чтению "Праздник букваря"...