Конспект открытого урока по ОМРК "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Степанова Лилиана Ховановна

Урок разработан, чтобы помочь учащимся уяснить смысл понятий добро и зло, проследить элементы сходства и различия объяснений возникновения добра и зла в разных религиях, прийти к пониманию, что творить добро – духовная радость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степанова  Л.Х.

 

Тема урока: «Добро и Зло»

Тип урока: закрепление темы.

Цели урока: помочь учащимся уяснить смысл понятий добро и зло, проследить элементы сходства и различия объяснений возникновения добра и зла в разных религиях, прийти к пониманию, что творить добро – духовная радость.

Задачи урока:

Образовательная: помочь осмыслить понятия добро и зло, учить умению их использовать, сравнивать объяснения понятий с точки зрения разных религий.

Воспитательная: учить детей делать добро, воспитывать навыки доброжелательного поведения, способность сочувствовать, сопереживать, помочь понять, что добро и зло в нашей душе, и что победит, зависит от нас.

Развивающая: создать условия для развития речи, обогащения словарного запаса слов, учить сравнивать, анализировать.

  • определить добро и зло как категории этики, как понятия морального сознания;
  • расширить знания о таких качествах, как добро и зло;
  • формировать представления о добре и зле в разных религиозных культурах;
  • подвести к мысли о необходимости совершать добрые дела.

Используемые методы:

- частично-поисковые;

- практические;

- проблемные.

Оборудование: учебник «Основы мировых религиозных культур»,   задания в https://learningapps.org/   стихотворения о доброте, притча (видео) по теме урока, таблички со словами.

План урока

  1. Организационный этап.
  2. Повторение пройденного
  3. Актуализация знаний
  4. Закрепление материала
  5. Самостоятельное усвоение новых знаний.
  6. Путешествие по религиям
  7. Подведение итогов
  8. Домашнее задание

Ход урока:

Этапы

Организационный этап.

деление на 3 группы,  капитанов выбираю правила работы в группах

I. Создание атмосферы психологического комфорта.

- Ребята, сегодня у нас необычный урок, на наш урок пришли гости.

- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

Улыбка - универсальный знак доброты,

 начинай и заканчивай день улыбкой.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

(приветствие учеников и гостей)

Актуализация знаний.

Они на свете с древних пор,

Ведут свой очень давний спор:

Кто наяву или во сне

Сильней и крепче на Земле.

«Сильнее Я» -твердит одно,

Кто служит мне, тому легко.

Я драки, ссоры поощряю,

Со мной жестокость процветает,

Дурное, вредное ценю,

Гнев, зависть, жадность я люблю.

В ответ ей скромно:

Может быть, но только Я могу любить, Тепло, уют другим дарить,

Излишне это говорить.

Да, на проделки ты хитро,

Я побеждаю всё равно.

Читает

-О чём идёт речь в этом стихотворении?

=Какой теме посвятим урок?

-Сегодня на уроке мы продолжим тему.  

-Какую цель поставим?

 -Мы будем учиться отличать добро от зла, анализировать поступки людей и задумаемся над тем, какой дорогой в жизни мы хотим идти. Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Коль существует на нашей планете добро и зло, люди могут творить добрые и злые дела.

- Мы на предыдущем уроке узнали, что испокон веков все народы   считали, что добро и зло – равные друг другу силы и появились они одновременно с этим миром

(О добре и зле) 

(Мы будем учиться отличать добро от зла, анализировать поступки людей)

Повторение пройденного.

  • В какой книге  говорится  о происхождении добра и зла иначе (в Христианстве)  
  • Какую заповедь, согласно Библии, нарушил человек? (вкусили плод познания добра и зла)
  • Как стали называть непослушание человека Богу? (грехопадение, совершение зла)
  • Как в Библии показан путь восстановления человека с Богом? (путем раскаяния)
  • Что является главным условием спасения в христианстве? (вера в Иисуса Христа, связь между людьми и богом)
  • Как вы понимаете спасение в иудаизме и исламе? (раскаяние, добрые дела)
  • Что такое зло в буддизме? (это страдание)
  • Что является спасением для буддиста? (освобождение от страдания)
  • Что же такое воздаяние, по мнению общества и  религии? (справедливость, награда за добрые дела, награда найдет своего героя, наказание за зло)

  • Правильно. -Понятия «грех», «раскаяние», «воздаяние», «спасение» присущи всем мировым религиям.

Чтобы у человека жизнь была счастливой и с достатком, человек должен трудиться. Но один день в неделе нужно посвящать молитве, добрым делам, помощи ближним, не ссориться, никого не обижать.

Закрепление

  • В религиях с добром и злом связано ещё несколько понятий. Чтобы лучше в них разобраться, я предлагаю вам заполнить начатую с вами еще одну страницу книги. Дома было задано найти из интернета понятия добра и зла в религиях мира.

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2018/08/21/uchebno-issledovatelskaya-rabota-po-osnovam-mirovyh-religioznyh-kultur

Проверка домашнего задания

- внимательно прочитайте

-В  Коране слово «добро» повторяется много раз. В священной книге объясняется, как нужно творить добро какова польза добра для того, кто его совершил. Добро возвращается к вам, может быть, даже не от того человека, кому вы помогли. Добро всегда отзовётся добром.

-Тот, кто приносит зло другим, причиняет его и себе Зло приносит людям страдания , горе и слёзы .И они вернутся к тому, кто заставляет страдать других.

1.(на карточке)

  • Теперь заглянем в Библию.  

«Возлюбленный! не подражай злуно подражай добру.»  
   «... желаю, чтобы вы были 
мудры на добро и просты на зло».   
   
   «Любовь да будет непритворна; 
отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру».  «Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло»  
Спасение души является добром, а погибель души – злом .Зло-это 
мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями».   

карточка 2

- Теперь поглядим в Трипитаку. Это какая религия?  

Важно быть мудрым. Мудрость-это умение различать ДОБРО и зло и следовать по пути ДОБРА.

-Зло-это страдания, которые пронизывают жизнь человека.

Если  деяния  увеличивают страдания, то это зло.

Если деяния уменьшают страдания, то это ДОБРО.

Отказываясь от неблагих деяний , человек  вступает на путь ДОБРА.

    карточка 3

 -давайте данные понятия на карточках приклеим на страницу книги.

- Обсудите в группе, каким отрывком заполните страницу книги?

Какая  группа какую карточку берете?

 

Я вам каждой группе даю страницы:

1. Христианство

  1. Ислам
  2. Буддизм  выбирают цв.карт

-Во всех религиях, в каждом святом писании, говорится, что Бог создал землю, небо и всё, нас окружающее. Мы живем все вместе и все без исключения подчиняемся одним и тем же физическим законам. Для каждого из нас светят солнце  и луна, дует ветер и идёт дождь . Основа основ нашей жизни на земле - научиться бескорыстно любить и принимать  всех без исключения такими, какие есть.

Вывод: 

Ассоциации.

-А что такое добро для вас? 

-Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово ДОБРО?

-Какие слова ассоциируются у вас со словом ЗЛО?

-(Весна, улыбка, солнце, мама, радость и др.)

-(Горе, беда, землетрясение, несчастье и др.)

Самостоятельное усвоение новых знаний.  

в ноутбуках задание  соберите пословицу из двух частей.

 1 группа

1. Добрые дела красят человека.
2. Сделаешь добро - добро найдешь.
3. Добрый человек - несет мир.

2 группа
4. Жизнь дана на добрые дела.
5. На добрый привет - добрый ответ.
6. При солнышке тепло - при матушке добро.

3 группа
7. Доброе дело дороже - богатства.
8. Доброе дело лечит, а злое калечит.
9. Делай людям добро - будешь сам в добре.

проверка на доске

  • объясните смысл пословиц

В лернингаппс

физминутка

Игра «Добрый сказочный герой».

-Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или зло. Если добрый .вы радостно хлопайте в ладоши, если злой, закрывайте лицо ладошками.

(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-лебеди, Баба-Яга, Золушка, Буратино, Лиса Алиса и Кот Базилио, Морозко, Мальвина, Иванушка-дурачок, Емеля, Доктор Айболит).

-Каких героев вы выбрали? Почему?

(Ответы детей).

-Именно эти сказочные герои выручают, помогают другим, иногда и в ущерб себе. Они стремятся к добру, к истине ,красоте.

Релаксация.

Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла?

- Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?

- На одну чашу весов мы положим «зло». (Кладут карточки со словами: зависть, жадность, грубость, предательство, война, ложь).

- А что нужно сделать, чтобы победить зло? (чаша весов с «добром» должна перевесить).

- Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, и по капельке положим их на чашу весов с добром. (Подходят по одному и кладут на чашу свою «капельку»).

- Видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.

- Давайте, все злое, о котором мы знаем, сейчас отрежем, скомкаем, передавая друг другу, выбросим и постараемся никогда не совершать злые поступки. (Дети сжимают символический комок, сделанный из бумаги, и передают друг другу)

Карточки капельки со словами и прикрепляют на доску

рефлексия

Игра "Добро и зло" (Лёрнинг аппс)

рапределите картинки в две группы

работа в ноутбуках

Подведение итогов.

Просмотр видео притчи «Два волка»

-Как вы понимаете смысл этой притчи?

- Так какого волка мы будем кормить?

- Что для этого надо делать?

-Подводя итог нашего урока, послушаем ребят. Дети  выучили замечательные стихи о доброте.  

Добрым быть совсем, совсем непросто.

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта не пряник , не конфета.

Только надо, надо добрым быть.

И в беде друг друга не забыть!

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Не стой в стороне равнодушно.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно.

В любую минуту, всегда!

И если кому-то, кому-то поможет.

Твоя доброта, улыбка твоя.

То день не напрасно был прожит.

На свете живешь ты не зря!

доска

Домашнее задание.   

написать мини-сочинение "Дарите добро"

- В заключение  нашего урока , я хочу вас всех поблагодарить за работу и сказать : «Дарите добро!»  

сердечки показывают   

         

 

Притча «Два волка»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

В каждом человеке идет борьба , очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло, зависть, ревность,  сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро- мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремиться устранить.

 

зависть,

 жадность,

 грубость,

 предательство

 война,

 ложь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...