Духовно – нравственное воспитание на уроках ОРКСЭ
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Шевченко Светлана Николаевна

 

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы православной культуры». Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Предмет Основы Религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) поможет развиваться личности школьника многосторонне и способствует укреплению нравственности. Данный предмет носит патриотический, нравственный, эстетический, культурологический оттенки. Подготовка к этим урокам занимает  большое количество времени. Основной источник новых знаний – учебник. Но можно разнообразить работу с этим источником, и здесь все зависит от того насколько учитель может творчески  подходить к изучению темы.В данной работе предсталены наиболее эффективные методы, приемы, формы работы на уроках ОРКСЭ.Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом. Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Рисунки детей
Виды, приемы, методики, техники
Дидактические игры;
Действия по инструкции;
Выработка коллективных решений;
Доказательства и аргументация точек зрения;
Анализ ситуаций;
Решение конфликтных ситуаций;
Работа с иллюстративным материалом;
Практические работы;
Разработка проектов;
Создание текстов;
Тематические дискуссии;
Пресс-конференции;
Работа с притчами
Технологии
в изучении курса ОРКСЭ
Простые вопросы:
«Что?», «Сколько?», «Это?»
«Из чего состоит?» и т.д.
2.

Уточняющие вопросы:
«Правильно ли я понял?»
« Иными словами, ты сказал…?»
3. Практические вопросы:
«Как то, что мы узнали, может применено в жизни?»
4. Оценочные вопросы:
«Каковы были ваши чувства? « «Что кажется интересным? « Что кажется понятным?» « Что кажется полезным?»
5. Творческие вопросы:
«Как бы вы изменили?»
« Что бы вы изменили?» «Что можно было бы сделать, если бы?»
Интернет-ресурсы
http://i005.radikal.ru/1109/fb/755ad610193c.png

http://www.surguchev.ru/assets/images/Svitok/DSC07710-conv-ok-sq-s-web.jpg
http://img810.imageshack.us/img810/250/paperscrolls4.jpg
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/aktivnye-formy-i-priemy-raboty-na-urokah-orkse
http://pedsovet.su/

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Сквозная деятельность
Составление словаря терминов;
Создание галереи образов;
Разработка макета собственной книги
«Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь:
до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться?
Выбирай достойное, а не лёгкое» Д.С.Лихачев
Содержание духовно-нравственного
развития и воспитания
Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от поколения к поколению.
эвристические беседы;
различные виды дискуссий
(дебаты, диспуты);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
Формы, методы, варианты проведения уроков ОРКСЭ
Тонкие ?
Толстые ?
   
Кто ?
   Что ? 
   Когда ?
   Может ..?
   Будет ...?
   Мог ли ... ?
   Как звать ...? 
   Было ли ...?
   Согласны ли Вы ...?
   Верно ли ...?
  
 Дайте 3 объяснения, почему...? 
   Объясните, почему...?
   Почему Вы думаете ...?
   Почему Вы считаете ...?
   В чем различие ...? 
   Предположите, что будет, если... ?
   Что, если ... ?
 
Прием «толстых и тонких» вопросов
«Тонкие»
вопросы
Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.
Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.
«Толстые» вопросы
Уважаемые коллеги!
Будем помнить замечательные слова В.А.Жуковского и А.В.Суворова — слова, актуальные во все времена:
«Торопитесь делать добро!»
«Образование —
это воспитание для
доброделания
.
Спасибо
за внимание
Шевченко Светлана Николаевна,
у
читель начальных классов
МБОУ СОШ № 32
г. Краснодара
Духовно – нравственное воспитание на уроках ОРКСЭ
Формы и виды организации учебной деятельности на уроках
«Основы православной культуры»
Работа с притчей
Обсуждение основной идеи и смысла истории;
Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
Иллюстрация рассказа
Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
Выделить ключевые понятия;
Инсценировка по рассказу (истории)
Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной
конфессии
, социальной роли и т.п.);
Сравнение нескольких притч
Пример
синквейнов
1.поступок
2.плохой, хороший
3.делать, действовать, нарушать
4.выражение
моих мыслей
5.действие
«Нравственный поступок»
1.семья
2. родная
, любимая

3. любит
, поддерживает, воспитывает.

4. семья
- это самое родное для меня.

5. добро
«Семья»
1. добро.
2. чистое, искреннее.
3. возвышает, наделяет, побеждает.
4. добро всегда побеждает зло.
5. любовь.
«Добро»
1.милосердие
2. незаметно, безымянно
3. творить, любить, простить, 
4. начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается
на ней
5. добродетель
«Милосердие»
Цель духовно- нравственного
развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание , социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Методы обучения
Метод моральных дилемм и дискуссий

Исследовательский метод


Эвристические методы
Проектирование
Кейс-метод
«Культура и религия». «Человек и Бог в православии». «Православная молитва». «Библия и Евангелие». «Проповедь Христа». «Христос и Его крест». «Пасха». «Православное учение о человеке».
«Совесть и раскаяние». «Заповеди». «Милосердие и сострадание». «Золотое правило этики». «Храм». «Икона». «Как христианство пришло на Русь». «Подвиг». «Заповеди блаженств». «Зачем творить добро?».
«Чудо в жизни христианина». «Православие о Божием суде». «Таинство Причастия». «Монастырь». «Отношение христианина к природе». «Христианская семья». «Защита Отечества». «Христианин в труде».
Темы
«Основы православной культуры»
Отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения
 
Р
езкое ухудшение морально-нравственной
обстановки в обществе
С
пад культурно -
досуговой
работы с детьми
и молодежью
;
Резкое снижение физической
подготовки молодежи,
В чем причины духовно-нравственного упадка в обществе?
Технологии
в изучении курса ОРКСЭ
Диалоговые
технологии
Тексты
российского писателя, поэта
и
драматурга монаха
Варнавы

(Евгения Савина)
«
Маленькие
притчи для
детей и
взрослых
».
Групповая работа
Работа в группах позволяет
ученикам получить эмоциональную и
содержательную поддержку,
создает эффект включенности
в общую работу класса
При
организации работы в группе
необходимо учитывать
личностные характеристики учащихся и
степень самостоятельности
в овладении способами
оптимизации учебной деятельности.
«Работа с понятиями»
Кодекс морали
Прием
синквейн

Правила составления
синквейна
:
В первой строке
одним словом обозначается тема (именем существительным).
Вторая строка
– описание темы двумя словами (прилагательные)
Третья строка
– описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
Четвертая строка
– фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
Пятая строка
– одно слово, синоним темы.
Создание коллажей
Нужно ли духовно-нравственное воспитание в современной школе?
А возможно ли сегодня в нашей школе духовно – нравственное воспитание?
Данный предмет
носит:

патриотический,
нравственный,

эстетический,
культурологический оттенки
.
Цель учебного курса ОРКСЭ –
формирование у младшего подростка мотиваций
к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании
 

и уважении культурных
и
религиозных
традиций
многонационального народа России,
а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений
.
Предмет Основы Религиозной культуры и светской этики (ОРКСЭ) поможет развиваться личности школьника многосторонне
и
способствует укреплению
нравственности
Вот уже звенит звонок –
начинается урок
Просмотр фрагментов мультфильмов
Прослушивание музыкальных композиций
Просмотр слайд-шоу, видео роликов
Создание проблемных ситуаций
Притчи
"
Богоявленский кафедральный собор города Томска. 3D-экскурсия"
.
Интернет-адрес проекта —
www.3dhram.ru
.
Данный проект реализован силами Епархии и на безвозмездной основе передан в ТОИПКРО и распространен среди всех учителей, преподающих модуль ОПК. Это наглядное пособие может быть использовано при изучении модулей «Основы православной культуры», «Основы мировых религиозных
Ресурсы сети Интернет
1.
www
.
hram
-
rh
.
ru
– сайтом Храма Рождества Христова;
2.
http
://
darkaterina
.
narod
.
ru
/ –
Екатеринодар
православный.
Фотогалереи
, художественная и документальная литература по православию;
3.
http
://
www
.
prokimen
.
ru
– Русская Православная Церковь.
4.
svetoch-opk.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно нравственное воспитание на уроках "Литературного чтения"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме:"Духовно нравственное воспитание на примере творчества Л.Н.Толстого"....

Духовно-нравственное воспитание на уроках математики в начальной школе

В данном материале рассказывается о том, как уроки математики в начальной школе влияют на развитие личности ребенка....

Духовно-нравственное воспитание на уроках курса ОРКСЭ

С древних времен люди высоко ценили духовно-нравственное воспитание. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и...

Духовно-нравственное воспитание через уроки ОРКСЭ

Замечательно, что такой курс появился в школе. Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. Вообще под...

Алгоритм деятельности педагога по конструированию и реализации ситуаций духовно-нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ.

Алгоритм деятельности педагога по конструированию и реализации ситуаций духовно- нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ,...

Выступление "Духовно-нравственное воспитание на уроках ОРКСЭ"

Материал выступления на семинарах, курсах, педагогических чтениях....

Формирование духовно-нравственной культуры на уроках ОРКСЭ по модулю "Основы светской этики"

Статья и конспект урока "Жизнь человека - высшая нравственная ценность" по ОРКСЭ, 4 класс....