Алгоритм деятельности педагога по конструированию и реализации ситуаций духовно-нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ.
консультация на тему

Жданкина Наталья Викторовна

Алгоритм деятельности педагога по конструированию и реализации ситуаций духовно- нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алгоритм деятельности педагога по конструированию и реализации ситуаций духовно – нравственного воспитания на уроках ОРКСЭ.

1.Эпиграф. Эпиграф должен быть достаточно содержательным, чтобы стать основой для последующего обсуждения; отражать основную проблему, заключённую в содержании обсуждаемой ситуации и являющуюся её «смысловой доминантой»; быть ярким, запоминающимся.

В качестве эпиграфа может выступать стихотворение, притча, пословица (или две противоположные по смыслу пословицы), небольшое по объёму прозаическое произведение («фреска») или фрагмент прозаического произведения, картина, фотография, рисунок, видеоряд, музыкальное произведение. Эпиграф может быть предъявлен либо с помощью технических средств (мультимедийный проектор, магнитофон и т.п.), либо «вживую» (чтение вслух, исполнение на музыкальном инструменте), либо традиционным способом (запись на доске, на листе бумаги). В любом случае к качеству воспроизведения эпиграфа предъявляются самые высокие требования, поскольку он должен эмоционально настроить учащихся на «погружение» в содержание ситуации, на серьезное и заинтересованное её восприятие.

2.Предъявление содержания ситуации. В качестве содержательной основы ситуации целесообразно выбирать либо фрагмент литературного произведения (небольшое по объёму произведение может быть взято целиком), либо фрагмент фильма (или небольшой по продолжительности демонстрации фильм), поскольку при обсуждении ситуации важна динамика сюжета. Обязательно наличие в ситуации героя и антигероя, описание обстоятельств, в которых происходит действие  и последействие ситуации.

При структурировании содержание разбивается минимум на три смысловые части, каждая из которых является незавершенной и предполагает возможность разных вариантов развития. При этом начало каждого последующего фрагмента должно содержать элемент неожиданности, в какой-то мере опровергать высказанные ранее воспитанниками предположения. Предъявлению содержания ситуации предшествуют вопросы, направленные на пробуждение рефлексии учащихся и актуализирующие ту информацию, которая необходима для полноценного понимания содержания ситуации.

Предъявление содержания осуществляется по схеме: чтение (прослушивание) учащимися фрагмента – предъявление и обсуждение проблемных вопросов по данному фрагменту – предположения учащихся о дальнейшем развитии ситуации – чтение следующего фрагмента. Вопросы для обсуждения должны носить проблемный характер; быть направленными на выявление нравственных ценностей; обращать внимание учащихся на значимые моменты в содержании ситуации; фиксировать внимание учащихся на нравственных качествах героя ситуации, его переживаниях, причинах его поведения, обусловленные системой его ценностей.

Последний вопрос по каждому фрагменту носит «прогностический» характер: отвечая на него, учащиеся должны высказать предположение о том, как дальше будут развиваться события, как поведёт себя герой, какие обстоятельства могут повлиять на характер его нравственного выбора. При обсуждении важно не добиваться от учащихся «правильного» ответа, а выявит и услышать широкий спектр мнений по каждому вопросу. Педагог выступает равноправным участником обсуждения. Он не оценивает высказывания учащихся, а подчёркивает наиболее удачные и значимые моменты в каждом их них, таким образом мягко корректируя ход обсуждения.

3. Повторное обращение к эпиграфу. Учащимся вновь предъявляется эпиграф и предлагается выделить в нем главную мысль. Для обсуждения этой мысли педагог ставит один- два проблемных вопроса, которые позволяют увидеть ситуацию с новой, неожиданной стороны. Если раньше ситуация обсуждалась «по частям», то теперь эпиграф должен позволить учащимся увидеть ситуацию как нечто целое, выявит её общий смысл.

4.Обращение к герою ситуации. Обращение к герою ситуации даёт учащимся возможность выразить своё отношение к нравственным качествам героя, к его поступкам, сказать слова благодарности или выразить сомнение в правильности выбора. Портрет героя выводится на экран. Педагог, обращаясь к учащимся, говорит: «Перед вами – герой ситуации (называется его имя). Вы можете обратиться к нему, сказать самое важное для него и для вас – всего одну-две фразы. Пусть эти фразы будут самыми важными и значительными». После паузы (на размышление даётся 10-15 секунд) высказываются все участники обсуждения. Участие педагога в диалоге с героем обязательно. Он поддерживает тех, кому почему- либо трудно высказать своё отношение, помогает им найти нужные слова, мягко останавливает слишком многословных учащихся и, наконец, сам обращается к герою ситуации. Педагог обращается к герою последним. Это даёт ему возможность при необходимости скорректировать ход диалога.

5.Дарение ассоциаций. Дарение ассоциаций – это своеобразный подарок педагога учащимся, в котором концентрируется его видение ситуации. В качестве подарка может выступать песня, стихотворение, притча, картина, видеоряд ( в том числе сопровождаемый музыкой), музыкальное произведение, цветок, какой – либо символический предмет. Важно, чтобы подарок соотносился (ассоциировался) с содержанием ситуации.

6.Последействие. За словесным обсуждением обязательно должны последовать личностно значимые для учащихся и ценные в социальном и культурном плане действия. Возможные виды последействия: выход в параллельный класс с подобной ситуацией, содержание которой учащиеся подбирают сами; совершение коллективного творческого дела, совершение поступков в той сфере, в которой протекала деятельность героя ситуации. Последействие может быть отсрочено во времени, но учащимся нужно обязательно напомнить о том, с каким событием оно связано.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности младших школьников при реализации программы духовно-нравственного воспитания""

Данный материал поможет учителям начальных классов организовать проектную деятельность, направленную на формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника....

статья «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности младшего школьника при реализации программы духовно-нравственного воспитания»

В.А. Сухомлинский писал :     «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать               тот мо...

Роль технологии рефлексивного портфолио личностного роста в развитии духовно-нравственных качеств личности на уроках ОРКСЭ

Технология рефлексивного портфолио личностного роста является эффективным средством плодотворной совместной воспитательной деятельности учеников, учителя и родителейв развитии духновно-нравственных ка...

Реализация программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования в рамках ФГОС

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального...

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Основные направления и содержание деятельности классного руководителя в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России...

Формирование личностных УУД в рамках реализации программы духовно-нравственного развития младших школьников « Уроки для души»

Презентация :Формирование личностных УУД в рамках реализации программы духовно-нравственного развития младших школьников « Уроки для души»...