Уклад прогимназии как условие развивающейся детско-взрослой образовательной общности
статья по теме

Начало XXI века характеризуется инновационным развитием Российского сообщества, создающим новый образ жизни – новый уклад, определяющийся изменениями в идеологии, экономике, общественной жизни России, опирающийся на иные смыслообразующие представления о мире, о месте человека в этом мире. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать. Вследствие этого меняется заказ государства и общества образованию, что влечет за собой смену парадигмы образования и приводит к осмыслению необходимости формирования уклада школьной жизни, отвечающего вызовам современности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Город Нефтеюганск,

муниципальное бюджетное образовательное

учреждение для детей дошкольного

и младшего школьного возраста

 «Прогимназия «Сообщество»,

директор Г.Г.Шамрицкая

Уклад  прогимназии   как условие развивающейся

детско-взрослой  образовательной  общности

Начало XXI века характеризуется инновационным развитием Российского сообщества, создающим новый образ жизни – новый уклад, определяющийся изменениями в идеологии, экономике, общественной жизни России, опирающийся на иные смыслообразующие представления о мире, о месте человека в этом мире. Обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, способный видеть проблему и творчески её решать. Вследствие этого меняется заказ государства и общества образованию, что влечет за собой смену парадигмы образования и приводит к осмыслению необходимости формирования уклада школьной жизни, отвечающего вызовам современности.  

Вместе с тем,  анализ практики показывает, что существующая система обучения в школе ориентирована, прежде всего,  на освоение предметного содержания, на выполнение внешне заданных целей, побуждающих ребенка действовать соответствующим образом. Выстраивание системы обучения, как изначально заданной для ребенка, структуры и функционирующего окружения препятствует развитию качеств инициативной, самостоятельной и ответственной личности.

Условием практического воплощения требований к развитию образования в современных условиях модернизации российской образовательной системы выступает школьный уклад, где каждый учащийся школы  сможет самореализоваться,  самопределиться, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных и личностных проблем; реализовать творческие запросы различными средствами развивающей деятельности.  Развитие  ребенка происходит в процессе проживания, то есть погружения его в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов, в ходе общения друг с другом, взрослыми, природой, искусством при непосредственном включении в разнообразной деятельностное поле.

Требования к наполненности  уклада зависят от типа и вида образовательного учреждения,  миссии образовательного учреждения, в которой изложены ведущие ценности образовательной деятельности.  

Миссия МБОУ «Прогимназия «Сообщество» заключается в формировании у подрастающего поколения качеств инициативной, самостоятельной и ответственной личности, готовой к саморазвитию и успешной самореализации в условиях  современного общества на основе вариативно-развивающего образовательного пространства.

Основная идея уклада лежит в словах Г.С. Батищева:

«Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность».                                                                                            

Мы считаем, что  формирование качеств инициативной, самостоятельной и ответственной личности, готовой к саморазвитию и успешной самореализации будет эффективным, если будут реализованы следующие педагогические условия:

1.Среда складывается участниками образовательного процесса, определяемая как уклад школьной жизни, интегрированная в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей:

  1. в виде образцов способов действия (организация действия, коммуникация, рефлексия и др.);
  2. в виде предъявляемых детьми своих достижений;
  3. производства событий  (школьная жизнь – череда целенаправленно создаваемых значимых событий);
  4. корпоративности (ритуалы и обычаи, репертуары и роли, единство стиля, нормы и правила организации). 

2.Образовательное пространство -  разноуровневое, полисубъектное, многомерно-деятельностное, способное предоставлять учащимся достаточно большое многообразие специфичных и привлекательных вариантов образовательных траекторий, спектр возможностей выбора такой траектории.

 

3.Встраивание детей во взрослую жизнь, игровая «примерка» социальных ролей  через практику  индивидуальных и коллективных творческих, познавательных  задач,  систему поручений. 

Практики

 учебной

грамотности

Практики

 языкового

образования

Практики  взаимодействия (разновозрастные)

Практики  проживания

Составление образовательных карт  (маршрут РЕ, рефлексия)

Практика написания писем

Практика совместного решения  проектных задач

Практика коллективного планирования и организации действия

Самостоятельный учет своих достижений.

Практика - описание

выставочных  продуктов

Практика  спортивных

состязаний

Практика публичного выступления

Практика выбора (кружки,  лаборатории,

клубы, мастерские)

Практика устной и письменной  рефлексии

Практика поведения в

опасных  ситуациях

Практика публичного выступления с родителями

КОД - (практика работы с правилами, местами проб и ошибок)

Практика публикаций

Театрализованные представления

Практики совместного проживания событий, праздников

Практика работы с физической картой

Практика книгоиздательства

Практика  танцевальных

представлений

Постановка  «Умных»

вопросов

Практика работы над ошибками

Практика решения  практических задач совместно  с родителями

Практика конструирования и моделирования

Практика высказывания своей точки зрения

Проектно-исследовательская  практика НОВиД «Step by step»

Практика  

«Говорим правильно»

Практика экспериментирования, моделирования и исследований

Практика создания продуктов деятельности через использование средств ИКТ

4.Активные  формы проведения мероприятий в виде дел, событий  (ничего застывшего и помпезного: живой диалоговый процесс, состязательность и конкуренция, мотивация на достижения) 

5.Неформальное общение, содружество (совместность деятельности и распределение ответственности, творческие  коммуникации, партнерское и творческое общение детей и взрослых, командность, включающая коллективный анализ достигнутого и проектирование дальнейшего).

Особенность организации уклада жизни прогимназии характеризуется применением современных образовательных технологий в образовательном процессе.

  В основе существующих  технологий  лежат  идеи  Успеха,  Достижений, Сотрудничества, Творчества, Самореализации:

1) личностно-ориентированная технология непрерывного образования «Сообщество», включающая:

- метод проекта, способствующий формированию познавательной и учебной самостоятельности;

- техники утреннего и итогового сбора, направленные на формирование социальных и коммуникативных навыков;

-способы кооперативной деятельности (сотрудничества), обучающие взаимодействию воспитанников и обучающихся в парах, группах для достижения результата;

- техника коллективно-творческой деятельности, способствующая  совместной деятельности взрослых и детей;

 2) мыследеятельностные технологии, формирующие базовые способности: воображения, понимания, мышления, моделирования, организации действия;

3) ОТСМ - ТРИЗ технологии.

4) технология развития критического мышления ТРКМ.

Основные направления проектирования уклада прогимназии

     Ведущая, ценностно и содержательно определяющая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной   жизни  принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

    Педагог работает не с передачей информации,  умениями и навыками, а со способностями. Достижение современного качества кадрового потенциала невозможно в современных условиях без перевода педагога в новую профессиональную позицию. Именно сегодня, как никогда ранее, учителю необходимы умения и навыки, связанные с проектированием «уклада детско-взрослой  жизни», разработкой содержания и методик воспитания, основанных на деятельностном подходе.

   Результатом «складывания» уклада прогимназии является: высокий уровень социализации детей на основе активного участия в жизни общества; морально-психологический климат коллектива, отличающийся мажорностью, эмоциональным подъёмом, уверенностью, оптимизмом членов организации, гордостью за свой коллектив, чувством товарищества, гласности, демократизма и защищённости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция оновного и дополнительного образования в условиях городской местности в условиях перехода на новый ФГОС НОО

В статье раскрываются основые этапы построения интеграции основного и дополнительного образования в условиях городской местности. Расктывается ресурсное обеспечение данного направления....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС

Создание благоприятных условий воспитания учащихся 1 классов  в период адаптации к условиям образовательного учреждения по ФГОС...

Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях реализации ФГОС

Педагогические условия обеспечения динамики развития личности, успешности обучающихся в условиях  реализации ФГОС...

Условия эффективного взаимодействия родителей и педагогов с одарёнными детьми в условиях реализации ФГОС НОО

В докладе отражена  основная работа учителя по работе с родителями одарённого ребёнка. Перечислены основные виды  и  формы  работы всего педагогического коллектива с семьёй  р...